Смотрите на Кинопоиске с подпиской 
Условия: clck.ru/FMQND Условия: clck.ru/FMQND. 18+

«Варяг» — легенда о ведьмином маяке

Сказ о том, как Роберт Эггерс пытался сплести доступность массового кинематографа и свойственную его картинам причудливость.

В ночи, подсвеченной пламенем с человеческий рост, кружит стая волчьих морд. Их перекосил оскал, о шерсть колотит дождь, а глаза мертвенно пусты. Сопровождает этот первобытный хоровод не то мычание, не то неразборчивая песнь — за раскатами грома сути происходящего таинства не уловить. Но его финал лаконичен — по лесу прокатывается протяжный вой десятка хищников.

Следующим утром разъяренные мужи, что в ночи кружили в волчьем танце, отправятся грабить небольшое селение. В бою они будут славить Одина и хохотать в лицо разлагающейся Хель. Вражеские воины падут, их женщин изнасилуют, а детей и стариков сожгут в ближайшей лачуге. Викингам неведомо сострадание, их единственное желание — урвать побольше чужой плоти перед визитом в Вальгаллу.

В конце 9-го века из очередного похода в родные земли возвращается король Аурвандил, с вереницей крепких рабов и тюками, доверху набитыми пушниной и драгоценностями. Дома его ждут любимая жена и юный сын Амлет, который однажды должен занять трон и повести викингов на новые завоевания. Но вместо заслуженного отдыха и теплого очага король встречает смерть от рук родного брата, а Амлет ныряет в вязкие воды мести.

«Варяг» Роберта Эггерса не пытается выдать желаемое за действительное или приукрасить выбранную эпоху, потому его главный герой принадлежит не славному северному народу с самобытной культурой и причудливыми верованиями, а горстке кровожадных язычников. В их мире правят не доблесть и мужество, а твердолобость и животная сила.

С годами одержимость местью превращает Амлета из мягкотелого и привязанного к родителям ребенка в бездушного воина, который мало чем отличается от убийц его же отца. Не человек, но зверь выходит на охоту за обидчиками. И повинны в этой метаморфозе вовсе не бесплодные земли, которые по злой шутке достались викингам, и не обступившие их моря, а принятие большинством людоедских и эгоистических законов.

По заверениям самого Эггерса, с помощью «Варяга» он хотел достучаться до широкого зрителя, совместив глубину авторского кино и размах блокбастера. Картина должна была стать новой вехой в его карьере, ведь, несмотря на кредит доверия, до сих пор Эггерс не проявил себя в полной мере. Дебютная «Ведьма» оказалась достойным, но все же прямолинейным хоррором, которому повезло выйти в эпоху ренессанса жанра.

В свою очередь «Маяк» (см. наш текст) был постмодернистским реверансом немецкому экспрессионизму — по-хорошему безумной и выверенной работой, в которой тем не менее приютилось множество заимствований. Эггерс, подобно увлеченному дадаисту, объединил кинематографические приемы начала прошлого века, греческую мифологию и выдающуюся игру Роберта Паттинсона и Уиллема Дефо. И хотя результат вышел завораживающим, это был коллаж.

Считается, что именно трагедия Амлета, запечатленная скандинавскими летописцами, легла в основу шекспировского «Гамлета» — одного из самых известных и значимых произведений в истории мировой литературы. За прошедшие столетия пьеса Шекспира затмила своего прародителя до такой степени, что игнорировать ее масштаб невозможно.

Как и Джоэл Коэн, недавно экранизировавший «Трагедию Макбета» (см. наш текст), Эггерс оказался на распутье. Он мог либо ни на шаг не отступать от оригинала, либо же переосмыслить его, изменив форму и найдя новые смыслы. Если Коэн в итоге создал мистификацию, превратив кино в выверенную театральную постановку, то Эггерс попытался вернуться к истокам и дополнить шекспировскую основу скандинавской мифологией.

Похождения Амлета, полные жестокости и безрассудства, балансируют на границе леденящей реальности и праздного вымысла. Главным героем руководит не столько его собственная воля, сколько фанатичная вера в Одина и мечты о Вальгалле. Потому в повествование регулярно вторгаются красочные видения, которые до последнего не выдают своей обманчивой природы.

Подобным образом Дэвид Лоури превратил «Легенду о Зеленом Рыцаре» (см. наш текст) из пересказа истории о товарищах Короля Артура в самостоятельное произведение. Сохранив первоначальный посыл, он вывел на первый план эксперименты с визуальными образами и контекстом, а события до самого финала были бережно окутаны дымкой, позволявшей интерпретировать их на разный лад.

Но история «Варяга» предельно прямолинейна, впрочем, как и подобает дорогому блокбастеру, а заигрывания со сломом реальности не привносят в нее новых смыслов. Они лишь подтверждают ограниченный и почти первобытный образ мышления Амлета и его сородичей — жестоких и беспринципных, готовых перегрызть глотку собственным близким, лишь бы попасть на пир с себе подобными.

Роберт Эггерс попытался сплести противоречащие друг другу доступность массового кинематографа и свойственную его картинам причудливость. К сожалению, эксперимент закончился неудачей, ведь получившаяся химера попросту не понимает, чью сторону ей следует занять. «Варяг» — это нагромождение любопытных идей, которое исчерпывающе иллюстрирует, что в мире, стремящемся к сиюминутной наживе, нет места не только глубине мысли, но и элементарному состраданию.

PS. Если понравился текст — ищите нас в Telegram.

Либо заглядывайте на сайт, там уже можно почитать о комедии «Париж, 13-й округ», в которой Жак Одиар поет дифирамбы молодости и ее бодрящей легкомысленности.

0
44 комментария
Написать комментарий...
Болезненный хичхакер
Сказ о том, как Роберт Эггерс пытался сплести доступность массового кинематографа и свойственную его картинам причудливость.

И получилось говно, к сожалению. Имхо.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Ягупов
Автор

Собственно, текст примерно об этом :)

Ответить
Развернуть ветку
Болезненный хичхакер

Я верен традициям — сначала комменты, потом чтение ;)

Ответить
Развернуть ветку
lol wut

ничего причудливого не заметил. нетфиликсовские хипстерские викинги и то интересней смотрятся.

Ответить
Развернуть ветку
PTRS-41

Будто сам Варяг не хипстерский.

Ответить
Развернуть ветку
Landorf

Викинги там хипстерские, зато англичане местами ничего. Потому что они настоящие...

Ответить
Развернуть ветку
lol wut

так не было же ещё никаких англичан, а были саксы

Ответить
Развернуть ветку
Theraphosa blondi

Маяк максимально массовое кино.по этому хз что там он пытался скрестить.
просто скучный сеттинг для современной молодёжи вот и не прокнуло.

Ответить
Развернуть ветку
misterXCV

Такое массовое, что все без исключения мои знакомые не стали смотреть его дольше получаса по причине: "Нудятина какая-то".

Ответить
Развернуть ветку
Theraphosa blondi

если твои знакомые не смотрели,значит это артхаус для особенных?
- на дтф наверное каждый второй обзор с релиза собирал по 1000-2000 лайков и обзоров было штук 50.

Эггерс - претенциозный и попсовый.

Ответить
Развернуть ветку
Wizaryx

Ты судишь массовость кино по ДТФ? Ебать ты особенный

Ответить
Развернуть ветку
Theraphosa blondi

https://www.imdb.com/title/tt7984734/
200к рейтинг 1800 обзоров
https://www.kinopoisk.ru/film/1114927/
75тыc

настоящий хидденгем кхе кхе

Ответить
Развернуть ветку
Wizaryx

При бюджете в 11 лямов он собрал 18 лямов. Это провал по меркам любого "массового" фильма. И в целом очень скромные сборы.
Еще раз - интернет не показатель, судить надо по кинотеатрам, в которых попкорн блокбастеры собирают по миллиарду денег

Ответить
Развернуть ветку
Theraphosa blondi

Blade Runner 1982 200k собрал и провалился,значит он менее массовый?
как твоя логика работает вообще.интернет еще как показатель если у фильма рейтинг 200к а поставить оценку на Imdb это достаточно впадлу и дай бог 1к30 а то и больше.

как пример фильм Титан (41к) https://www.imdb.com/title/tt10944760/?ref_=fn_al_tt_1 достаточно сойевое кино для хайпа и имеет факт чекинг канского фестиваля,при этом в разы уступает "не попсового" маяка.

поэтому не неси бред,абсолютно все фильмы Эггерса попса,Ведьма так вообще считается чем-то революционным в сознание особенных людей из твиттера,которые смотрели 2 хоррора за всю жизнь.

Ответить
Развернуть ветку
Wizaryx

Все фильмы, которые ты перечислил - явно не массовые и снимались не ради высокого коммерческого заработка. Тот факт что их признали люди в сети - просто показатель того что они хорошие.
За границами интернета живет гораздо больше людей чем ты думаешь, и настоящая массовость именно там

Ответить
Развернуть ветку
Theraphosa blondi

у Маяка в 5 раз выше рейтинг у победителя Канского фестиваля.
"явно не массовые" - понял,принял.

Ответить
Развернуть ветку
Wizaryx

Да что ты так к этому рейтингу прицепился. Покажи Маяк людям из Одноклассников, семье сантехника Василия, толпе подростков-любителей Форсажа - не оценят и не поймут. А это - массы, и их большинство. Они голосуют деньгами в кинотеатрах за мультики и Марвел

Ответить
Развернуть ветку
Theraphosa blondi

тоесть для тебя массовый зритель это люди которые не увлекаются кино?
- массовый зритель это как раз те кто ходят на Марвел,смотрят соколиного глаза и обсуждают какой крутой Варяг.

не массовый зритель - это те кто смотрит https://www.kinopoisk.ru/film/1112036/ что-то в этом духе.

Ответить
Развернуть ветку
Wizaryx
тоесть для тебя массовый зритель это люди которые не увлекаются кино?

Ну, вообще-то да. А еще я тебя понял - ты о массовости в среде не-массовых фильмов. Окей, тут все логично. Всегда найдется еще более никому неизвестное кино среди неизвестных

Ответить
Развернуть ветку
Theraphosa blondi

да все намного проще
- есть люди которые не увлекаются кино и это погрешность
- есть промытый слой (истинный массовый зритель) в него входит и марвел и канский фестеваль.
- не массовый зритель который смотрит кино для хорошего сюжета и изолирован от трендов (но на стыке смотрит канский фестеваль).

щас бы считать аудиторию фильма Ёлки массовым зрителем.

Ответить
Развернуть ветку
Wizaryx

Ну все равно странно. Ты самое большое количество людей не хочешь считать массовым

Ответить
Развернуть ветку
Theraphosa blondi

те кто иногда ходят в кино на рандом херню чтоб убить время это не массовый зритель...у этих людей цель попить пиво а не посмотреть кино.
массовый это кто целенаправленно идёт на кал.

Ответить
Развернуть ветку
Wizaryx

Ты сейчас одних и тех же людей пытаешься поделить. До сих пор не понимаю принципа деления

Ответить
Развернуть ветку
Theraphosa blondi

ты обобщаешь подпивасный пузырь в 15% как стандарт массового зрителя (потому что твои нормис друзья не осилили претенциозный маяк) - в реальности вся сойевые Марвел фанаты,также смотрят Ари Астера,Эггерса и других псевдо крутых "нииитакихкаквсе" режиссеров а подпивасы не посмотрят специально Маяк но из-за того что подпивасы относятся несерьезно к фильмам то их мнение можно не учитывать ибо они просто погрешность.

Ответить
Развернуть ветку
Wizaryx

Чел, подпивасов в кинотеатрах не 15 процентов, а чуть ли не 80. Когда живешь в кругу своих сложно осознавать что большинство людей в мире не сидит так много в сети, не читают обзоры и не смотрят критиков
Именно поэтому кстати процветает сейчас донатный геймдев - компании кинулись окучивать эту гигантскую неискушенную аудиторию

Ответить
Развернуть ветку
Theraphosa blondi

донатный геймдев не появился спонтанно а целенаправленно разрабатывался.
попытки сделать книжку-залипалку были задолго до эпл...и предикты были еще в 70ых.

подпивасы это прям совсем дремучие у которых из интересов смотреть формула один и машины.не стоит всех обобщать ибо одним плевать и они не вписываются в статистику и не создают никакие корреляции - другие же именно промытые инфополем люди у которых из авторитетов инфоцыгани и таких людей стало в разы больше чем раньше (может в россии меньше ибо у нас вцелом меньше lибералов) но энивей.

главный тейк что нет никакой разницы между фильмами Воной бесконечности,Джокером и Маяк ~ все это одного поля ягоды с разных грядок.

Ответить
Развернуть ветку
Wizaryx

Вот вообще ты не прав с Маяком. Джокер - да, игровое кино, маскирующееся под что-то более глубокое. Но Маяк - очень самобытное и авторское высказывание про одиночество. Не надо путать его с развлекательными фильмами

Ответить
Развернуть ветку
Theraphosa blondi

чтож если ты думаешь что это самобытное кино,думаю тебе стоит послушать подкаст Олега Мавроматти (что он думает про это высказывание) влом доказывать тебе ибо я с ним полностью солидарен.

Маяк это попсовая комедия с отсылками на греческих мифы и лавкрафта,максимально рафинированное и вторичное произведение,единственное почему его хочется досмотреть до конца это актёрская игра.

Ответить
Развернуть ветку
Wizaryx

Ох, ну ничего себе ты глубокий эстет, если это для тебя попса. Что посоветуешь из не-попсового чтобы приобщиться к высокой культуре?

Ответить
Развернуть ветку
Theraphosa blondi

тебя обижает правда о Маяке?ну ты можешь не обижаться просто.
- если Маяк попсовая сойя это совсем не означает что я зазнавшийся киноман у которого всё говно.

Ответить
Развернуть ветку
Wizaryx

А я на полном серьезе жду советов. Я люблю как минимум необычное кино. Недавно вот "Платформу" пересматривали - отличное кино

Ответить
Развернуть ветку
Theraphosa blondi

Несмонтированный фильм2008,Шайтан2006,Possessor2020,Come True2020

Ответить
Развернуть ветку
Пафнутий Трямский

Эти вот все вставки с псевдоязычеством, с каким то лаянием на коленях и прочим мракобесием просто отвратительны. Хотя бы потому, что это убогая и некрасивая отсебятина. Скандинавское язычество на сохранило описаний обрядов.

Викингам неведомо сострадание, их единственное желание — урвать побольше чужой плоти перед визитом в Вальгаллу.

Желание викингов это урвать добычу и рабов, которых можно конвертировать в денежных средства. Валгалла это о том, что тру мужику зашкварно умирать "соломенной смертью" на кровати, а не о том, чтобы всех убить и самому помереть.

первобытный образ мышления Амлета и его сородичей — жестоких и беспринципных, готовых перегрызть глотку собственным близким, лишь бы попасть на пир с себе подобными.

Амлет, наоборот, крайне принципиальный товарищ, рискнувшей жизнью ради защиты той бабёнки-рабыни (единственной "близкой") и руководствующийся мотивом мести, а не посмертия.

Фильм на один раз, сделан красиво, но не более. Ну и местами кровавый как надо.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Isakov

Фильм на любителя. Мне понравился. Большинство не оценят. И общая тема про грязных злых мужиков сейчас не популярна - всем сильные женщины нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Учебный месяц

дело не в повесточке, просто фильм скучный и предсказуемый, хоть картинка хороша

Ответить
Развернуть ветку
Vanya Frolenko

Я бы сказал, что фильм не цепляет. Исходя из его первоисточника, у меня было ощущение безысходности - я наверняка знал, чем все закончится. Мистика меня выморозила на моменте Валькирии с брекетами - спасибо большое, оч погружает. Но красивый фильм, хоть это хорошо

Ответить
Развернуть ветку
forever8pus

это не столько Гамлет, сколько Беовульф. И коллаж ничуть не менее

Ответить
Развернуть ветку
Shikari79

Весь фильм буквально пересказ одной из легенд Саксона Грамматика, которая легла в основу Гамлета.

Ответить
Развернуть ветку
forever8pus

Весь фильм буквально пересказ "Беовульф и Грендель" 2005 года в котором играли Скарсгард-старший и He-Witch норсмана(актер Грендель), вплоть до цитат, манеры сьемок и цветокора

Ответить
Развернуть ветку
Shikari79

Фильм не смотрел, но судя по описанию они намешали там Беовульфа с другими произведениями, включая Гамлета.
Не совсем понимаю при чем тут этот фильм и его визуал, когда речь про основу сюжета.

Ответить
Развернуть ветку
Shikari79

Даже на Кинопоиске об этом написано

Ответить
Развернуть ветку
forever8pus

да пофигу, что на кп написано. Там есть напрямую от гамлета, да, и об этом все вкурсе. но только такой взгляд ничего не даеть, глубина твист и даже мораль фильма в деконструкции гренделя и сюжета беовулфа 2005 года

Ответить
Развернуть ветку
Dante tip

Фильм офигенный. Соевые моментально начинают блевать от фильма, так как маскулиность для них как яд.
Впечатления от фильма были примерно как от 300 спартанцев Снайдера.

Ответить
Развернуть ветку
Landorf

Очередное разочарование века, блин. А ведь были времена, когда люди снимали всяких там гладиаторов, тринадцатых воинов и отважных сердец, и это был тоже средней руки такой исторический трэшачок, но его хотя бы смотреть можно было... но чем больше времени проходит - тем сильней осознаешь, насколько же все это хорошо было сделано. Потому что все познается в сравнении...

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 44 комментария
null