«Варяг» — легенда о ведьмином маяке

Сказ о том, как Роберт Эггерс пытался сплести доступность массового кинематографа и свойственную его картинам причудливость.

«Варяг» — легенда о ведьмином маяке

В ночи, подсвеченной пламенем с человеческий рост, кружит стая волчьих морд. Их перекосил оскал, о шерсть колотит дождь, а глаза мертвенно пусты. Сопровождает этот первобытный хоровод не то мычание, не то неразборчивая песнь — за раскатами грома сути происходящего таинства не уловить. Но его финал лаконичен — по лесу прокатывается протяжный вой десятка хищников.

Следующим утром разъяренные мужи, что в ночи кружили в волчьем танце, отправятся грабить небольшое селение. В бою они будут славить Одина и хохотать в лицо разлагающейся Хель. Вражеские воины падут, их женщин изнасилуют, а детей и стариков сожгут в ближайшей лачуге. Викингам неведомо сострадание, их единственное желание — урвать побольше чужой плоти перед визитом в Вальгаллу.

«Варяг» — легенда о ведьмином маяке

В конце 9-го века из очередного похода в родные земли возвращается король Аурвандил, с вереницей крепких рабов и тюками, доверху набитыми пушниной и драгоценностями. Дома его ждут любимая жена и юный сын Амлет, который однажды должен занять трон и повести викингов на новые завоевания. Но вместо заслуженного отдыха и теплого очага король встречает смерть от рук родного брата, а Амлет ныряет в вязкие воды мести.

«Варяг» Роберта Эггерса не пытается выдать желаемое за действительное или приукрасить выбранную эпоху, потому его главный герой принадлежит не славному северному народу с самобытной культурой и причудливыми верованиями, а горстке кровожадных язычников. В их мире правят не доблесть и мужество, а твердолобость и животная сила.

С годами одержимость местью превращает Амлета из мягкотелого и привязанного к родителям ребенка в бездушного воина, который мало чем отличается от убийц его же отца. Не человек, но зверь выходит на охоту за обидчиками. И повинны в этой метаморфозе вовсе не бесплодные земли, которые по злой шутке достались викингам, и не обступившие их моря, а принятие большинством людоедских и эгоистических законов.

По заверениям самого Эггерса, с помощью «Варяга» он хотел достучаться до широкого зрителя, совместив глубину авторского кино и размах блокбастера. Картина должна была стать новой вехой в его карьере, ведь, несмотря на кредит доверия, до сих пор Эггерс не проявил себя в полной мере. Дебютная «Ведьма» оказалась достойным, но все же прямолинейным хоррором, которому повезло выйти в эпоху ренессанса жанра.

В свою очередь «Маяк» (см. наш текст) был постмодернистским реверансом немецкому экспрессионизму — по-хорошему безумной и выверенной работой, в которой тем не менее приютилось множество заимствований. Эггерс, подобно увлеченному дадаисту, объединил кинематографические приемы начала прошлого века, греческую мифологию и выдающуюся игру Роберта Паттинсона и Уиллема Дефо. И хотя результат вышел завораживающим, это был коллаж.

«Варяг» — легенда о ведьмином маяке

Считается, что именно трагедия Амлета, запечатленная скандинавскими летописцами, легла в основу шекспировского «Гамлета» — одного из самых известных и значимых произведений в истории мировой литературы. За прошедшие столетия пьеса Шекспира затмила своего прародителя до такой степени, что игнорировать ее масштаб невозможно.

Как и Джоэл Коэн, недавно экранизировавший «Трагедию Макбета» (см. наш текст), Эггерс оказался на распутье. Он мог либо ни на шаг не отступать от оригинала, либо же переосмыслить его, изменив форму и найдя новые смыслы. Если Коэн в итоге создал мистификацию, превратив кино в выверенную театральную постановку, то Эггерс попытался вернуться к истокам и дополнить шекспировскую основу скандинавской мифологией.

«Варяг» — легенда о ведьмином маяке

Похождения Амлета, полные жестокости и безрассудства, балансируют на границе леденящей реальности и праздного вымысла. Главным героем руководит не столько его собственная воля, сколько фанатичная вера в Одина и мечты о Вальгалле. Потому в повествование регулярно вторгаются красочные видения, которые до последнего не выдают своей обманчивой природы.

Подобным образом Дэвид Лоури превратил «Легенду о Зеленом Рыцаре» (см. наш текст) из пересказа истории о товарищах Короля Артура в самостоятельное произведение. Сохранив первоначальный посыл, он вывел на первый план эксперименты с визуальными образами и контекстом, а события до самого финала были бережно окутаны дымкой, позволявшей интерпретировать их на разный лад.

Но история «Варяга» предельно прямолинейна, впрочем, как и подобает дорогому блокбастеру, а заигрывания со сломом реальности не привносят в нее новых смыслов. Они лишь подтверждают ограниченный и почти первобытный образ мышления Амлета и его сородичей — жестоких и беспринципных, готовых перегрызть глотку собственным близким, лишь бы попасть на пир с себе подобными.

Роберт Эггерс попытался сплести противоречащие друг другу доступность массового кинематографа и свойственную его картинам причудливость. К сожалению, эксперимент закончился неудачей, ведь получившаяся химера попросту не понимает, чью сторону ей следует занять. «Варяг» — это нагромождение любопытных идей, которое исчерпывающе иллюстрирует, что в мире, стремящемся к сиюминутной наживе, нет места не только глубине мысли, но и элементарному состраданию.

PS. Если понравился текст — ищите нас в Telegram.

Либо заглядывайте на сайт, там уже можно почитать о комедии «Париж, 13-й округ», в которой Жак Одиар поет дифирамбы молодости и ее бодрящей легкомысленности.

«Варяг» — легенда о ведьмином маяке
55 показов
1.5K1.5K открытий
44 комментария

Сказ о том, как Роберт Эггерс пытался сплести доступность массового кинематографа и свойственную его картинам причудливость.И получилось говно, к сожалению. Имхо.

Ответить

Собственно, текст примерно об этом :)

Ответить

ничего причудливого не заметил. нетфиликсовские хипстерские викинги и то интересней смотрятся.

Ответить

Будто сам Варяг не хипстерский.

Ответить

Викинги там хипстерские, зато англичане местами ничего. Потому что они настоящие...

Ответить

Маяк максимально массовое кино.по этому хз что там он пытался скрестить.
просто скучный сеттинг для современной молодёжи вот и не прокнуло.

Ответить

Такое массовое, что все без исключения мои знакомые не стали смотреть его дольше получаса по причине: "Нудятина какая-то".

Ответить