Эпидемия в черно-белом

Америка, 50-е годы двадцатого века… Страна переживает экономический подъем, одна заокеанская война закончилась 5 лет назад, другая, еще более далекая и менее понятная для американцев (Корейская) отгремела в начале десятилетия.

Эпидемия в черно-белом

В стране растет страх перед коммунизмом и "красной заразой", политический климат становится все более консервативным. 9 февраля 1950 года малоизвестный сенатор-республиканец Джозеф Маккарти выступает с обличительной речью против коммунизма, обвиняя его во всех мало-мальски серьезных пороках и неудачах современного американского общества. Тот самый знаменитый маккартизм начал свое распространение по США, все более и более усиливая свои позиции.

Естественно, его влияние охватывает все сферы жизни общества, и кинематограф того времени – отнюдь не исключение. Страх перед такой реальной, по мнению многих, "красной угрозой" (апогей подобного страха наглядно показан в ленте Джона Милиуса "Красный рассвет" с эпической сценой массового приземления советских военных парашютистов в районе Колорадо) принимает различные формы на экране, и одна из них – это фильмы популярного в то время жанра нуар, рассказывающие об опасностях массового заражения крупных мегаполисов, так или иначе связанные с прокоммунистически настроенными странами. Хотя нуары чаще всего затрагивали другие темы, но среди них есть и тройка лент на подобную тему, о которых я сегодня и расскажу.

Паника на улицах / Panic in the streets (1950)

Самое начало 50-х, холодная война еще далеко, и страна погружена в свои местные проблемы. Известный американский режиссер греческого происхождения Элиа Казан (являющийся, кстати, одним из основателей знаменитой Актерской студии в Нью-Йорке) выпускает на экраны ленту "Паника на улицах".

Эпидемия в черно-белом

В центре сюжета - отчаянная борьба и противодействие сотрудников полиции и Министерства здравоохранения США эпидемии легочной чумы в Новом Орлеане, которую в город, сам не ведая того, принес мелкий преступник армяно-словако-чешского происхождения (вспоминаем про "красную угрозу"). Параллельно с этой борьбой на экране происходит полицейское расследование и поиск преступников, которые возможно являются носителями этой самой заразы.

После своего выхода на экраны картина снискала положительную реакцию критиков, основная претензия которых сводилась к тому, что акцент с потенциальной эпидемии больше переместился на классический полицейский процедурал и поиск преступников. При этом отдельно был отмечен сценарий, созданный семейной парой сценаристов Эдной и Эдвардом Анхальтом, в следующем году они получат Оскар за эту историю.

Кроме того, на Венецианском кинофестивале 1950 года картина завоевала Международную премию и номинировалась на главный приз - Золотого льва, который однако ушел французскому Андре Кайату и его картине "Правосудие свершилось" с Клод Нолье, которая стала звездой после выхода на экраны этой картины.

Эпидемия в черно-белом

На мой взгляд, в фильме Казану удалось создать по-настоящему липкое, жуткое чувство страха и надвигающейся опасности, предотвратить которую никак не получается. При этом на экране много действия, плотный насыщенный экшеном сценарий, который лишь иногда дает передохнуть и главным героям, и зрителям, чтобы спустя всего несколько кадров первым вновь отправиться на поиски нулевого пациента, а вторым следить за ними с надеждой на успех.

В главных ролях фильме снимались Ричард Уидмарк и Пол Дуглас, а также обаятельный толстяк по имени Зеро Мостел, которого журнал Life однажды назвал "самым спешным американцем из ныне живущих".

Дебютировал на большом экране американский актер украинского происхождения Джэк Пэлэнс, при рождении получивший имя Владимир Иванович Палаганюк. После "Паники на улицах", в будущем его ждет слава и успех в жанре вестернов, где он сыграет по большей части фактурных злодеев, чем и сумеет снискать популярность и признание.

Эпидемия в черно-белом

Когда заходит речь о фильмах про заражение, снятых в середине прошлого века, чаще всего вспоминают именно эту ленту, причем название ее порой произносят и те, кто сам фильм не видел, но что-то где-то слышал о нем. В настоящее время рейтинг картины на IMDb составляет 7,3, а сайт с гнилыми помидорами выдает 7,52 и 96% свежести ленте.

Убийца, запугавший Нью-Йорк / The Killer That Stalked New York (1950)

Параллельно с лентой Элиа Казана в том же 1950 году на студии Columbia pictures проходили съемки другого фильма с аналогичной концепцией. На сей раз вместо Нового Орлеана болезнь атакует ни много, ни мало священную корову США – 8-милионный Нью-Йорк, а источником болезни становится не несчастный и убогий иностранец родом из Восточной Европы, а роскошная эффектная блондинка в исполнении Эвелин Кейс, возвращающаяся с Кубы (вновь красная угроза). В роли заболевания, способного выкосить весь город – оспа натуральная, одна штука.

Эпидемия в черно-белом

В отличие от предыдущего фильма, основанного лишь на идеях, рожденных в голове у Анхальтов и дополненных задумками Казана, эта картина имеет под собой историческую подоплеку - в основе сюжета лежит реальная история угрозы эпидемии оспы в Нью-Йорке, которая имела место в 1947 году. Еще одной особенностью стал тот факт, что картина режиссера Эрла Макэвоя (он снял всего три ленты в своей жизни на посту режиссера) включает в себя достаточное количество документальных кадров и хроники того времени, что дает право некоторым называть ленту полудокументальной, а не чисто художественной.

Однако, перечисленные выше моменты, которые наверняка могли бы пойти на пользу фильму, оказались вне игры. По факту картина вышла плохой, разбалансированной и постоянно шатающейся из одной крайности (поиск преступников) в другую (борьба с угрозой эпидемии).

Если в "Панике…" аналогичный перекос хоть и виден местами, но он не мешает общему просмотру и впечатлению от фильма и при этом грамотно балансируется с другими составляющими благодаря мастерству и чутью Элиа Казана, то здесь порой складывается ощущение что смотришь на самом деле два разных фильма, которые очень грубо и порой странно смонтированы в одну ленту.

Самое главное и весомое достоинство картины Макэвоя – это те самые документальные кадры Большого Яблока и реальные массовки с настоящими жителями мегаполиса. Именно они создают ту самую неподдельную тревогу и социальное напряжение перед потенциальной эпидемией, которая вот-вот может возникнуть в самом большом городе США. Это смотреть интересно, это завораживает и вызывает сострадание.

Эпидемия в черно-белом

Как только же фильм возвращается к расследованию – все вновь становится плоско, скучно и безынтересно. А еще этот навязчивый нарратив с закадровым голосом, который разъяснит зрителю абсолютно все как малому непонятливому ребенку, если вдруг кто-то что-то не понял из и так доходчивого и простого сюжета, развивающегося на экране.

Интересный факт: несмотря на то, что лента была снята и смонтирована чуть раньше, чем "Паника на улицах", киностудия все же решила повременить с выходом ее на экраны, что привело к появлению "Убийцы …" в прокате спустя примерно полгода после великолепного фильма Элиа Казана. И это сыграло плохую роль, поскольку теперь только ленивый не отмечал сюжетное сходство и общую близость обеих картин, что, к сожалению, не шло в актив ленте Макэвоя.

Эпидемия в черно-белом

Текущий рейтинг ленты на сайте IMDb составляет 6,4, а посетители Rotten Tomatoes, не являющиеся критиками положительно оценивают ленты лишь в 35 случаях из 100. Моя оценка будет где-то посередине, 6,4 – это слишком много для вторичной по своей сути ленты, а 5 из 10, наверное, будет в самый раз.

Город страха / City of Fear (1959)

Вот и подошли к концу 50-е… Маккартизм закончил гулять по США, пострадав от чрезмерного нарушения прав человека и подтасовки фактов, да и сам сенатор Маккарти умер в 1957 году от цирроза печени. Заклятый враг Америки СССР запустил первый искусственный спутник Земли. Впереди всех ждет длительная холодная война между державами, которая сейчас еще только зиждется в зародыше.

А национальный кинематограф США по-прежнему живет и процветает. Жанр нуара постепенно сдает свои позиции, чтобы скоро совсем исчезнуть с экранов кинотеатров, уступая место другим жанрам. До крушения всем привычной и казалось бы такой незыблемой студийной системы Голливуда и зарождения нового кинематографа остается всего лишь какие-то десять-двенадцать лет.

Эпидемия в черно-белом

Однако вернемся к нашим бара... заражениям. Вновь на экране преступник, вновь не один, на сей раз это беглый заключенный из тюрьмы Сен-Квентин, который похищает цилиндр (или проще - термос) с порошком, который он принял за чистейший героин. Беда лишь в том, что это ни разу не героин, а радиоактивный изотоп кобальт-60.

Этот радиоактивный нуклид, кстати говоря, не только на самом деле часто используется в промышленности и хирургии, но и вообще постоянный участник и без малого настоящая звезда современной культуры в различных ее проявлениях. Так, помимо "съемок" в этой ленте, он фигурирует в третьем сезоне сериала "Касл", в одноименном комиксе DC конца 60-х годов, где герой по имении Кобальт-60 хочет отомстить своего врагу Стронций-90 . Кроме того, реактор на этом изотопе является объектом поклонения в романе Силверберга "Всемогущий атом".

Но вернемся к ленте. Итак, беглый заключенный Винс Эдвард, самовольно покинув стены Сен-Квентина, бежит в Лос-Анджелес, держа при себе термос с кобальтом-60. Оказавшись в мегаполисе, он входит в контакт со своими старыми знакомыми, надеясь выгодно продать порошок и взамен получить роскошную жизнь со своей возлюбленной Джун Марлоу.

Эпидемия в черно-белом

Тем временем полиция озадачена уже не столько тем, чтобы поймать беглого преступника, сколько предотвратить массовое заражение жителей города, поскольку Винс постоянно мотается по городу Ангелов и носит контейнер постоянно с собой. В связи с этим на экране постоянный мелькает еще один безмолвный главный герой картины – счетчик Гейгера. Так много его, как здесь вы, наверное, не встретится больше нигде. Старый, добрый, аналоговый, стрекочущий друг.

Эпидемия в черно-белом

В целом картина, конечно же, попадает к категорию B movie, но среди своих соплеменников она выгодно отличается крепким и стремительным для того времени сценарием, бодрой и динамичной режиссурой.

Еще одним большим плюсом картины и ее неотъемлемым участником является музыка в исполнении Джерри Голдсмита, который в то время только начинал свою работу в кино и на телевидении ("Город страха" – это всего лишь третья его работа), а потом стал автором музыки к более чем 200 кинофильмам, прочно вписав свое имя в историю современного американского и мирового кинематографа.

Посетители сайта IMDb оценили эту ленты на уровне с предыдущей, поставив в среднем 6,4 из 10 баллов, а на помидорах фильму выставлено лишь 29% положительных голосов, что, на мой взгляд, несправедливо, поскольку эта ленты лучше и цельнее, чем "Убийца…", который оценен выше. Но, впрочем, это дело вкуса, а фломастеры, как известно, на вкус и цвет все разные.

Заключение

Нуарные фильмы Голливуда, которые были популярны в конце 40-х и в 50-х годах двадцатого века, обращались к разным сторонам жизни. На экране мелькали и триллеры, и гангстерские драмы, и зловещие приключения, идущие бок о бок со смертью и потерей близких. Опасность массового заражения и гибели большого числа людей тоже не стала исключением в нуаре, хотя и представлена в этом жанре весьма скудно.

Описанные выше фильмы – это наиболее известные представители жанра, затрагивающие тему возможной эпидемии, попутно одновременно играя на поле полицейского процедурала или историй с радиоактивными предметами и элементами. Последние, кстати, будут полноценными участниками ряда других лент в жанре нуар, однако это уже совсем другая история.

3838
7 комментариев

а роскошная эффектная блондинка в исполнении Эвелин Кейс, возвращающаяся с Кубы (вновь красная угроза).

А в чем красная угроза Кубы 1950 года? Кастро ещё в университете учится.

3
Ответить

Под красной угрозой в начале 50-х скорее подразумевается не Кастро, а правление Рамона Грау Сан-Мартина, который пришел к власти в конце 40-х, имел поддержку левых, включая компартию Кубы и ввел ограничения против торговли с США + провел ряд других действий.

Отчасти сюда можно добавить и Батисту во времена его первого президентского срока, когда еще не было диктатуры и который, с одной стороны, способствовал росту торговли с США, с другой - установил дип отношения с СССР. Плюс Батиста открыто принимал в у себя гостях (чуть ли не официально) и давал убежище гангстерам из США, которых вернись они в Штаты арестовали.

5
Ответить

А им уже страшно!

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить