Почему «Иваново детство» - великое кино? Анализ сцены из фильма

Киноязык А.А. Тарковского

Киноязык Андрея Арсеньевича считается одним из самых сложных, однако я решил провести разбор одной сцены , чтобы показать как легко можно понять смысл, заложенный режиссером.

Монтаж

Сцена стартует с панорамы, камера начинает свое движение с камина и останавливается на ведре. Вода капает в ведро, но почему? Следует склейка, и мы видим, что оказывается это капли с руки мальчика. Это монтаж по причинно-следственной связи, хоть и обратный, так как сначала мы видим результат, а затем действие. (Более подробный разбор представлен в видео)

Я уверен, в этот момент у вас - зрителей сразу возникает вопрос: "А откуда вода на руке Ивана?". И режиссер с помощью приема внутрикадрового монтажа перемещает нас в колодец.

Почему «Иваново детство» - великое кино? Анализ сцены из фильма

Пространство

Интересен подход Тарковского к работе с пространством в этой сцене. Панорама в самом начале и этот переход к колодцу дают нам понять, что внизу темнота – мир войны, а сверху – свет, мать и детство. При таких тезисах диалоги начинают приобретать более глубокий смысл.

Конечно, вы можете сказать, что это надуманно, что я ищу смысл там, где его не закладывали. Однако режиссер специально акцентирует на этом внимание с помощью композиции. Камера наблюдает за героями, словно из-под воды, из мира войны, в котором сейчас находится герой. Режиссер специально так разделяет эти миры.

Смыслы

Смыслы в фильмах Тарковского – это совершенно отдельный аспект, который нужно рассматривать более детально. Сейчас же мы пройдемся по нему немного поверхностно. Вернемся к воде, капающей с руки героя. Не кажется ли вам теперь, после всей той информации, что вода символизирует уходящую жизнь Ивана, его уходящее детство, которое капает сверху. Возможно, Тарковский не заостряет внимание, но он делает намеки с помощью тех самых приемов, описанных ранее. Режиссеру достаточно лишь сделать намек на смысл, и мы в своей голове уже сами додумаем этот смысл неосознанно.

Почему «Иваново детство» - великое кино? Анализ сцены из фильма

В этом и заключается настоящее мастерство художника, каким и был Андрей Арсеньевич: умение изобразить смысл, а не раскрыть его.

4949
35 комментариев
22
Ответить

Забавно что Иваново детство самое не Тарковское кино из всего Тарковского. Там достаточно мало именно "водичка делает блюп-блюп", наверное поэтому это мой самый любимый фильм Тарковского. 

2
Ответить

 - Синим цветом занавесок вы подчеркиваете холодность и отстраненность героя?
 - Нет, синим цветом я подчеркиваю, что занавески, блять, синие!

6
Ответить

Шутки шутками, но Тарковский на самом деле из тех режиссеров, кто снимал "синие занавески". Такой киноязык существует, и Тарковский в нём — один из (если не самый) яркий представитель. Так что анек прикольный конечно, но слегка неуместный.

10
Ответить

См. структурализм — постструктурализм

Ответить
Комментарий удалён модератором

 проебали великую странуЭто какую?

5
Ответить