Без супергероев: что хорошо и что плохо в сериале «Каратель» от Netflix

Кровь, пули и череп на футболке.

В закладки

Каратель — не самый типичный «герой» Marvel. Там, где другие решают проблемы, перехитрив противника, избив или, например, связав его, Фрэнк Касл просто всех убивает. Никакой супергеройской мишуры, никаких компромиссов — только пули. Это потом в комиксах появляются сверхъестественные силы, Каратель умирает, возвращается из мёртвых (не раз), даже работает на ангелов и демонов. Изначально всё было просто, изящно, жестоко.

Впервые Касл появился в кинематографической вселенной Marvel во втором сезоне «Сорвиголовы» и сразу же перетянул на себя одеяло. Отдельный сериал был лишь вопросом времени. И вот 17 ноября на Netflix вышел «Каратель».

Видно, что Marvel с Netflix ещё только набивают руку в создании сериалов о супергероях, обкатывают концепции, стили. Попробуем понять, почему «Карателя» стоит смотреть и что могло бы получиться лучше.

Что крутого в «Карателе»

Сеттинг без героев

Мы привыкли, что в кинематографической вселенной Marvel в центре внимания всегда люди со сверхспособностями или крутыми гаджетами. В фильмах бал правят суперсолдаты, боги и миллиардеры в экзоскелетах. В сериалах есть Сорвиголова со своим особым зрением, Железный кулак со своим... кулаком, пуленепробиваемый Люк Кейдж, суперсильная Джессика Джонс.

Казалось бы, в такой компании простой человек смотрится не выигрышно. Но только не Фрэнк Касл. Нет суперсилы или крутых гаджетов? Зато есть ножи, снайперские винтовки и пулемёты. Никаких сверхлюдей, кланов бессмертных ниндзя, пришельцев из космоса — только мафия, коррумпированные копы, плохие военные.

И это одна из лучших черт «Карателя» — демонстрация того, что вселенная Marvel не завязана исключительно на супергероях. Что даже если миру не угрожает очередное вторжение монстров из других миров, в нём всё равно происходит много жуткого дерьма. Люди убивают друг друга и никакие Капитаны Америка и прочие не смогут их сдержать.

А ещё в «Карателе» нет, наверное ни одного полностью положительного персонажа (разве что Кёртис, старый друг Касла). Мир тут вообще не делится на чёрное и белое: здесь у убийц есть понятия о чести, а тот, кто борется за правое дело, может оставлять за собой горы трупов.

Джон Бернтал

О том, что Бернтал — идеальный выбор для роли Фрэнка Касла, было понятно сразу. Вспомните тех же «Ходячих мертвецов» — Шейн хоть и был тем ещё засранцем, был прописан едва ли не лучше остальных героев, вызывал сопереживание. В «Карателе» примерно та же ситуация. Бернтал здесь — лучший элемент шоу. Его хриплый голос, своеобразная мимика — всё идеально попадает в образ Касла, будто образ мстителя из комиксов изначально придумывался под него.

Исключительная жестокость

Если вы считали, что «Сорвиголова» был жёстким сериалом, то «Каратель» ещё сможет вас удивить. Такого уровня насилия не ожидаешь от продуктов Marvel. И очень круто, что помогает в этом Netflix — они не связаны телерейтингами, временем вещания и прочим, а потому и самоцензуры нет почти никакой. В «Карателе» людям сносят головы, потрошат, выдавливают глаза, возят лицом по разбитому стеклу — но при этом сериал не выглядит трэшово. Жестокость здесь — не самоцель, а лишь приём, который удачно дополняет историю. В мире Фрэнка Касла нет места сантиментам, полумерам и слабостям.

А ещё здесь отлично поставлены перестрелки, примерно так же хорошо, как боевые сцены в «Сорвиголове». Есть даже эпизод, явно напоминающий «Джона Уика».

Социальный контекст

Если задуматься, сюжеты супергеройских сериалов Marvel — по большей части несерьёзны. Герои решают какие-то свои проблемы, а на фоне между тем идёт борьба с кланами древних ниндзя, преступниками с суперспособностями и прочей ерундой. Разве что «Люк Кейдж» пытался высказываться на тему уличной преступности и расового неравенства, но эти мысли плохо сочетались с историей самого персонажа, который в основном ныл, что не хочет быть героем.

В «Карателе» есть две истории: история Фрэнка Касла, который мстит убийцам своей семьи, и история Льюса Уэлкота, молодого морпеха, страдающего от посттравматического расстройства. Объединяет их общий посыл — проблемы ветеранов боевых действий, которые не могут найти своё место в обычном мире. Обе сюжетные линии подчинены этой идее, даже если иногда позволяют себе отходить от темы. Из-за этого сериал ощущается целостным.

В чём «Каратель» не преуспел

Нет своего стиля

Не главная претензия к сериалу, но впечатление немного портит. В «Карателе» нет никакого визуального и звукового «крючка», благодаря которому сериал бы сразу запоминался. Он выглядит как любой другой боевик. У всех предыдущих сериалов от Marvel и Netflix было своё цветовое кодирование: даже в не самых хороших «Защитниках», у разных сюжетных линий героев были свои цветовые фильтры. Здесь же ничего этого нет.

С музыкой тоже беда — она вроде бы есть, но гарантирую, вы не запомните ни одной мелодии, ни одной песни. И это большой просчёт — историю Фрэнка Касла, жестокую и драматичную, можно было ещё сильнее раскачать правильной музыкой.

Есть ещё одна проблема — «Каратель» ощущается слишком оторванным от остальной кинематографической вселенной Marvel. В других сериалах хоть как-то упоминались события «Мстителей», а Фрэнк Касл будто живёт в параллельной вселенной: вы ни слова не услышите ни о ком из героев. Даже Карен Пейдж (бывшая девушка Сорвиголовы) ни разу не упомянет о том, что произошло в «Защитниках», хотя действие «Карателя» происходит уже после них.

Это было бы нормально, если бы у руля проекта стояли не Netflix. А то получается, что нам много сезонов строили общую вселенную, а потом взяли и отбросили её. Понятно, что у Касла своя жестокая история, но ведь её можно было обогатить хотя бы отсылками.

Слишком затянуто

Изначально в «Карателе» должно было быть всего 6 эпизодов, но потом авторы зачем-то растянули сезон на 13 серий. Лишнее время пытались как-то забить контентом: в сериале хватает длинных планов, от которых легко можно было бы избавиться, временами встречаются разговоры «ни о чём». Видно, что снимали «Карателя» именно с прицелом на короткий сезон.

В какой-то момент от сериала начинаешь уставать, если смотреть запоем (что и предполагает формат Netflix, когда сезон выходит сразу).

Из этого же, пусть и косвенно, выходит другая проблема: Каслу в какой-то момент перестаёшь сопереживать. Нам в каждой серии показывают его воспоминания о семье, флэшбеки с женой и прочее. Если в первых эпизодах это ещё как-то пробирает, то потом становится слишком привычным. Чувство эмпатии притупляется, а сцену хочется пропустить.

Не докрутили «социальность»

«Каратель» — важный сериал хотя бы потому, что поднимает тему военных, которые после возвращения домой не могут найти там для себя места. Но есть одна проблема: тема раскрыта не полностью. В США есть реальная проблема: на многих ветеранов конфликтов в Ираке и Афганистане правительство просто «забило». Те не получают пособия, из-за психологических травм не могут найти работу, многие оказываются на улице, вынуждены попрошайничать, а зачастую и умирают там же. Согласно данным, в 2016 году в Штатах на улице жило около 40 тысяч ветеранов.

Но в «Карателе» этой темы почти не касаются. Все разговоры ведутся о том, что «кто-то кого-то подвёл» и нужно ли ограничивать оборот оружия. Причём тема государства, которое подвело своих защитников, настолько очевидна, что кажется, будто у создателей просто не хватило духу заговорить о ней отчётливо. Из-за этого всё время кажется, что что-то не так. Будто бы тебе что-то не договаривают, что-то упускают.

Та же ситуация с темой оборота оружия. «Каратель» вышел, наверное, в самый неподходящий момент — почти через месяц после трагедии в Лас-Вегасе. Но сериал почти не раскрыл тему, не высказал чего-то нового. Такое чувство, будто создатели поняли, что надо что-то сказать, но что именно — так и не решили. И вот у нас вроде бы есть сенатор-популист, который радеет за запрет продажи оружия, вот есть ветеран-мошенник, который раздаёт листовки «Они хотят отобрать наши права, они хотят отобрать наше оружие». Есть эпизод с дискуссией на радио, в котором поучаствовала даже Карен Пейдж. Но нет какого-то финального вывода, какой-то чёткой позиции.

Получается немного странная ситуация: в один момент «Каратель» пытается заговорить о чём-то важном, а затем сразу же бросает Касла в мясорубку и заставляет застрелить, заколоть и выпотрошить сотню человек. Мягко говоря, диссонанс.

Вряд ли «Карателя» можно однозначно назвать хорошим или плохим сериалом. В нём слишком много противоположных качеств: крутой экшен и затянутость, отличный каст и предсказуемость, желание высказаться на важную тему и неумение изящно это сделать.

Но самое важное здесь то, что сериал про Фрэнка Касла всё же смог выйти за рамки супергеройских шоу от Marvel и Netflix. Пусть получилось не всё, но сам факт очень важен.

В 2019 году Disney запускает свой видеосервис, но у Netflix остаются права на съёмку сериалов про Сорвиголову, Железного кулака, Люка Кейджа, Джессику Джонс и Карателя. Даже если история Касла не получит продолжения, мы точно увидим героя Джона Бернтала в других сериалах.

#мнения #netflix #сериалы #каратель

Статьи по теме
«Настроение — неминуемая смерть»
{ "author_name": "Алексей Сигабатулин", "author_type": "editor", "tags": ["\u0441\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b\u044b","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","netflix","\u043a\u0430\u0440\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c"], "comments": 42, "likes": 57, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 12646, "is_wide": false }
{ "id": 12646, "author_id": 3240, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/12646\/get","add":"\/comments\/12646\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/12646"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

42 комментария 42 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Михаил Шевкун

20

наверное ни одного полностью положительного персонажа

Кертис?

Про затянутость не согласен от слова совсем. Сопереживание как раз появляется из-за значительно большего количества деталей и бэкстори всех участников событий. Я не вижу истории в шесть эпизодов — слишком много персонажей (включая самого Френка) останутся без важных деталей истории, выстраивающих эмоциональную связь с ними.

Проглотил все 13 эпизодов с удивительным рвением. Вторая половина просто нонстопом шла, хотя может на один-два эпизода можно было подрезать.

Ответить

Алексей Сигабатулин

Михаил
3

Мне показалось, что вот в 10 серий они бы офигительно уложились, если выкинуть всю фигню. В 6 — если бы нонстопом экшен фигачили (что тоже было бы ок, на самом деле).

Ответить

Михаил Шевкун

Алексей
2

Возможно. Но я вот настолько прикипел к действию, и настолько мне понравились все второстепенные линии, что хотелось максимально больше выжить из них.
Но это все индивидуально.

А 6 серий с одним экшеном я бы не хотел. Из очевидного — эксайнтмента было бы меньше на каждую стычку, а из менее банального — больно мне история в целом понравилось.

Ответить

Алексей Сигабатулин

Михаил
1

Мне не хватало клиффхэнгеров каких-то. Понятно, что формат Netflix не очень их подразумевает, но всё же.

Ответить

Alexey Andreev

Алексей
0

У "Сорвиголовы" они были почти в каждой серии. И не смотря на желание спать запускал следующую серию :)

Ответить

Игорь Орловский

Алексей
0

Так к чему оно ближе (если без спойлеров), к отменным «Сорвиголове» и «Джессике Джонс» или ушедшим в тираж «Люку Кейджу» и «Железному Кулаку»?

Ответить

Алексей Сигабатулин

Игорь
0

Он самобытный, так что сложно сравнивать. Но если хотите, то наверное к «Сорвиголове» и «Джессике».

Ответить

Никита Кулёв

Михаил
3

Дело вкуса. Смотрел запоем и часто ловил себя на мысли, что сериал затянули. Когда прочитал, что планировали 6 эпизодов – всё встало на свои места.

Ответить

Magomed Kanaev

Михаил
1

Ну мне лично было дико скучно следить за этими вечными разговорами ни о чем, в 100500-й раз выслушивать как Френк любил свою жену, или как он пол серии чинит фару, кран, дверь гаража жене Микро, следить за «романтической» линией Мадани и Руссо и т.д. Плюс ко всему сам основной сюжет про ЦРУ и героин не очень интересным оказался. Ну создателей тоже можно понять, ведь качественный экшн стоит денег, а бюджет не резиновый, вот и заполняют хронометраж огромным количеством воды, а где-то в конце уделят щедрые 5 минут какой-нибудь экшен сцене. Только с 9-й серии они поняли, что сериал то про Карателя, и этот вялый темп начал набирать обороты и не падал вплоть до финальной серии. Я и сам думал, что сериал нужно было укоротить до 8 или 10 серий, а когда прочёл, что изначально планировалось вообще 6, то сразу вопросы отпали. Видимо в нетфликс правило такое, что на жадный сольник героя должно уходить по 13 серий.

Ответить

Alexey Pechnin

5

На мой взгляд некая отдаленность от остальных марвел сериалов, сделало его живее. Слава богу нет нинзя.

Ответить

Алексей Сигабатулин

Alexey
5

Слава богу нет нинзя.

аминь

Ответить

drama llama

5

И странно, что в сериале не звучит эта песня. Она бы очень, как мне кажется, вписалась бы туда. Как раз на тему ветеранов, которых покинула страна. Ей самое место в Карателе.

Ответить

Алексей Сигабатулин

drama
1

Всё пытался вспомнить эту песню, спасибо!

Ответить

Alexey Pechnin

drama
0

сражу же ее послушал после просмотра) она действительно хорошо бы зашла

Ответить

sinji

4

вы не запомните ни одной мелодии, ни одной песни

Глянул 3 серии. Добавил две песни в плейлист. Видимо, просто не ваше.

Ответить

Алексей Сигабатулин

sinji
0

Есть такая вероятность, да.

Ответить

Алексей Хромов

Алексей
1

В первом же эпизоде услышал Тома Уэйтса... Разве такое можно не запомнить?! :)

Ответить

Gennadiy Planidin

3

В шести сериях не смогли бы раскрыть сюжет нормально, но 13 многовато.
Лично мне не было скучно, я как раз смотрел все серии почти подряд, но вот десять серий было бы все же лучше.

Ответить

Максим Врублевский

2

| А ещё здесь отлично поставлены перестрелки, примерно так же хорошо, как боевые сцены в «Сорвиголове».

Серьезно? В сцене "под Сорвиголову" - снятый одним планом флешбек Фрэнка из Афганистана - мне хотелось выколоть себе глаза из-за ужасно нарисованных эффектов крови и выстрелов. И то, что действие происходит на темном фоне невнятных задников, атмосферы не добавяет

Ответить

Шайтан Шайтан

2

Сериал не плох, но меня жутко бесит походка Касла "идет бычок шатается...."

Ответить

Артём Емекеев

1

Надеюсь в след. сезонах не будет всего этого цирка с цру. Хочу чтобы Касл взялся за Ньюччи, Кингпина и Джигсоу.

Ответить

Alexey Andreev

1

Для меня "Каратель" начался где-то с 6-7 серии. До этого была какая-то предыстория. Много неважных разговоров, излишне длинных планов. Когда он полз несколько минут по лесу я уже не вытерпел и начал проматывать такие места. Серия с разными версиями одного события тоже похожа на искусственное растягивание. Согласен, что на 3 серии уж точно можно было бы безболезненно сократить.

Ответить

Hybrid

Alexey
0

Ничего криминального в лесу по времени, а вот флешбэков из прошлого минимум на пару серий.

Ответить

Alexey Andreev

Hybrid
0

Лес просто под руку подвернулся :)

Ответить

Михаил Доброхотов

1

Супергероика без суперспособностей. Это же рядовой боевик, разве нет?)

Ответить

Алексей Логачев

1

Цветовое кодирование - чёрный, не?

Ответить

Glavo De Malespero

Алексей
0

та же мысль посетила

Ответить

Рам Зоркот

1

Не знаю парни, я его смотрел в режиме picture in picture параллельно с работой (делаю так, когда задачи позволяют). Остановился на 6-й серии и в общем-то в восторге от сериала. Мне кажется его главная особенность в том, насколько умные и рассудительные там все герои, ну и вообще в тех сериях что я посмотрел, не могу вспомнить ни одного ляпа или сюжетной тупости.

Затянутость разумеется не почувствовал.

Ответить

Bash

1

> Жестокость здесь — не самоцель, а лишь приём

я очень жду, когда официально запретят этот журналистский штамп. мне кажется, я в каждой третей рецензии его читаю.

Ответить

Aleksei Li

0

Невероятно затянутый сериал вышел, примерно в половине серий я откровенно боролся с желанием перемотать диалоги; они достаточно банальны, чтобы делать на них такой акцент.
По эпичной боевке в одном из эпизодов Daredevil (https://www.youtube.com/watch?v=Q0CvkiPS5Ks) думал, что сериал будет в таком же ключе, и с кучей экшена, но видимо у Marvel другие планы.

Ответить

Ростислав Вакуленко

0

Когда-то в детстве поиграл в игру на компьютере об этом герое. Это было шикарно) Рад, что об этом герое вышел сериал, вполне интересный герой

Ответить

Валентин

0

Посмотрел сезон запоем в первые сутки после выхода.
Отличный, затянутым не могу назвать - за счет этих вялотекущих диалогов отлично раскрывается характер каждого персонажа.
Ну и вообще Punisher - One Love!

Ответить

Амир Аль-Темири

0

Со всем согласен, но есть еще один момент: где Кэрен? Куда она пропала? Мне нужно больше Кэрен.

Ответить

Алексей Сигабатулин

Амир
0

Я так и не понял, что у них там за химия такая)

Ответить

Игорь Токаренко

0

В сериале "Каратель"- очень мало Карателя и много Фрэнка Касла. Что после его появления в "Сорвиголова" смотрится как то запоздало!

Ответить

Private Suhov

0

Каратель там закончился на первом эпизоде. Остальное - Микро, ПТСР и полное отсутствие интриги. Но даже с этим все бодро и очень смотрибельно.

Ответить

Geek Wadeg

0

Мне кажется основная проблема в том что это не каратель, одно дело когда ветеран въетнама и военный инструктор толпами косит бандитов и другое когда солдат воюет против других солдат

Ответить

Lolka

0

"Шейн хоть и был тем ещё засранцем, был прописан едва ли не лучше остальных героев, вызывал сопереживание"

Спасибо, поржал

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]