Дарио Ардженто и его "животная" трилогия

Родившийся в Италии, "ужасный" жанр кинематографа по имени джалло обязан своим названием (которое переводится с итальянского как "желтый") легким бульварным и детективным романам из серии Il Giallo Mondadori, которые издавались в зазывающих и кричащих ярко-желтых обложках.

Дарио Ардженто и его "животная" трилогия

При этом среди книг в серии встречались не только произведения малоизвестных авторов, но и романы классиков детективной литературы Агаты Кристи и Джона Диксона Карра. Любители кинематографа могут, кстати, проследить аналогичную "цветную" историю возникновения и еще одного жанра - нуара. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Если пропустить многочисленные исследования джалло и истоков его возникновения, объемную фильмографию и рассуждения о нем (все это при желании можно найти в сети), то для меня в сухом остатке основными характеристиками типичного фильма в жанре джалло являются:

  • съемки от первого лица, словно из глаз убийцы
  • руки маньяка в черных перчатках, попадающие в кадр на экране
  • запутанное расследование с обязательным участием на экране красивой женщины.
Дарио Ардженто и его "животная" трилогия

Хотя Ардженто и не считается родоначальником жанра (пальму первенства в джалло традиционно отдают Марио Баве), тем не менее, именно он и его режиссерские работы, включая дебютную "Птица с хрустальным оперением", послужили настолько сильным толчком и локомотивом развития жанра, что без него сложно представить, как был бы жив и востребован джалло сегодня.

Давайте посмотрим на работы Дарио Ардженто начала 70-х, которые были первыми шагами в молодого итальянского режиссера к мировой славе и успеху.

Не имея ни желания, ни цели в стотысячпятисотый раз перечислять всем известные факты типа тех, что Ардженто называют "Висконти ужасов" (другой вариант "Висконти насилия") или что руки режиссера фигурируют в роли рук убийцы в его картинах, я наоборот постараюсь описать свои собственные ощущения от просмотра фильмов и поделиться парой-тройкой фактов, которые не уникальны, но могут быть не так широко известны, как озвученные выше. Ну что же, поехали.

Птица с хрустальным оперением / L'uccello dalle piume di cristallo

Писатель-американец по имени Сэм Далмас приехал в Италию за вдохновением. Окончив книгу и получив гонорар, он собирается отправляться на родину в США вместе со своей девушкой-моделью, но жестокое убийство, случайным свидетелем которого становится Сэм, рушит его планы.

Дарио Ардженто и его "животная" трилогия

Дебют Ардженто в кино на посту режиссера и тот случай, когда первый блин не только не вышел комом, но и сделал его автора известным в Италии и за океаном в США. Продюсером картины выступил отец режиссера Сальваторе Ардженто, который, по некоторым источникам, вложил в картину сына и свои собственные средства.

И вложил, следует сказать, грамотно – фильм стал лидером по популярности и собрал более миллиарда лир в национальном прокате. Об Ардженто заговорили.

Несмотря на первую, как говорится, пробу пера, работа над лентой складывалась удачно. Вот, что говорит сам Ардженто об этом:

Сценарий "Птицы с хрустальными перьями" я написал за одну неделю, сценарий "Темно-красного" - за две. Обычно сценаристу требуется не один месяц, чтобы написать сценарий, говорю ответственно, потому что сам занимался этой работой. Но тут слова приходили сами, весь фильм уже был внутри меня и постепенно разворачивался перед глазами, мне нужно было только записывать то, что я вижу.

Дарио Ардженто, режиссер

На мой взгляд, основная фишка и главное достоинство фильма (да и всей трилогии в целом) заключается в том, что Дарио не привнес что-то новое в жанр (Бава уже ранее использовал и съемку от первого лица, и типаж маньяка в черном плаще), он скорее стандартизировал каноны жанра и сделал их по-настоящему привлекательными для зрителя.

Дарио Ардженто и его "животная" трилогия

Став своего рода популяризатором жанра, Ардженто дал возможность зрителю побыть в шкуре убийцы, благодаря тем самым рукам в черных перчатках, выглядывающим прямо из экрана.

Набив руку на создании сценариев и работая совместно с такими корифеями кино как Серджио Леоне и Бернардо Бертолуччи, Ардженто пришел к убеждению, что сценарий картины первичен, а актеры смогут сыграть все, что будет написано, причем их таланты и навыки некритичны.

Отчасти этому можно найти подтверждение на экране - так, в "Птице…" много сюжетных поворотов и нюансов, но актерская игра достаточно средняя, а на фоне прекрасного обращения с камерой, панорамами и фокусом, значение актерского мастерства принижается еще больше.

Дарио Ардженто и его "животная" трилогия

Интересная деталь: Ардженто всегда любил и с почтением относился к своему коллеге Альфреду Хичкоку. Одним из проявлений такой любви стали различные аллюзиии и отсылки к творчеству маэстро с туманного Альбиона.

Так, например, в "Птице с хрустальным оперением" в ходе обследования места преступления и лестницы в галерее фигурирует цифра 39, а объяснения психолога в конце картины сразу напоминают вдумчивому и насмотренному зрителю про знаменитый "Психо".

Дарио Ардженто и его "животная" трилогия

Итак, дебют крайне удачен, фильм собрал отменную кассу, критики довольны, зрители ликуют – все говорит о том, что дело нужно продолжать. И продолжение не заставит себя долго ждать.

Кошка о девяти хвостах / Il gatto a nove code

В конце текста про эту картину есть небольшой возможный спойлер. Если вы не смотрели фильм, имейте ввиду. Кто не спрятался, я не виноват.

Вторая лента из т.н. "животной" трилогии Ардженто вышла менее чем год спустя. "Куй железо, не отходя от кассы", - как сказал один известный персонаж советской комедии.

Как и первая лента Дарио, эта картина была также спродюсирована его отцом (он будет выступать в роли продюсера вплоть до 1982 года) и повествует об очередном таинственном и жестком убийстве.

На сей раз жертвой неизвестного пока убийцы стал доктор Калабрези из римского института генетики, а расследованием займутся репортер Карло Джордани и импозантный слепой по имени Франко Арно.

Дарио Ардженто и его "животная" трилогия

Эта картина во многом повторяет "Птицу…", и сюжетно, и операторской работой. Нет, это не значит, что все плохо. Интересный и бодрый сценарий замирает всего лишь пару раз, а уже знакомые приемы: крупные планы лиц главных героев и показ событий от лица убийцы вкупе с панорамными прокатами камеры по улицам и террасам Рима и музыкой Эннио Морриконе по-прежнему радуют глаз, слух и душу.

Все говорит о том, что Ардженто сумел решил закрепить успех, пришедший ему после выхода первой картины про маньяка-одиночку.

Дарио Ардженто и его "животная" трилогия

Забавное наблюдение: если не смотреть фильм, а только слушать его, периодами можно подумать, что музыка льется не из джалло, а из сурового вестерна, и на экране спустя пару секунд нет-нет да и мелькнет суровый и хмурый старина Иствуд и его знаменитый прищур из-под шляпы.

Кстати, по поводу Рима и его милых улочек Ардженто как-то высказался:

меня раззадоривает задача снять триллер или фильм ужасов на улицах итальянского города, в совершенно не "технологическом" ландшафте, в декорациях эпохи либерти или арт-деко.

Дарио Ардженто, режиссер

Существенным плюсом по сравнению с первой работой здесь является кастинг. Пара слепой с девочкой и немного слащавый репортер выглядит на экране колоритнее, хотя по сути они совершают те же поступки, что и герой Далмаса со товарищи.

Дарио Ардженто и его "животная" трилогия

Причина кроется в том, что изменилось отношение режиссера к актерской игре и самим актерам. Вот что он говорит:

Я думал, что вклад актера минимален, можно сказать, незначителен. Если актер хотел говорить со мной о своей роли, я раздражался, потому что меня подобные разговоры совсем не интересовали. Уже на втором фильме я начал смотреть на вещи совершенно по-другому.

Дарио Ардженто, режиссер

Первым, кто заставил меня понять значение работы актера в фильме, был Карл Молден, работавший со мной в "Кошке с девятью хвостами". Это необыкновенный актер и человек невероятной толщины. Работая с ним, я понял, что актер может сделать персонаж, задуманный в сценарии, гораздо богаче.

Дарио Ардженто, режиссер

Результат, что называется, налицо – герои стали объемнее, многограннее и красочнее, отчего и зрителю хорошо, ибо смотреть на экране на Малдена и компанию гораздо интереснее, чем на Мусанте в первой части трилогии.

Дарио Ардженто и его "животная" трилогия

Если переходить к недостаткам ленты, то основная моя претензия к картине – это, наверное, скомканный финал, который хоть и выдержан в стилистике джалло с точки зрения того, кто должен стать убийцей, но выглядит менее логичным, чем финал "Птицы…" и более надуманным. С точно такой же долей логики убийцей могли стать и несколько других героев фильма.

Интересная деталь: первоначально в ленте был предусмотрен своего рода хэппи-энд, когда репортер и дочь профессора, лежа в кровати, обсуждают будущую свадьбу.

Впоследствии сцену вырезали и, как мне кажется, это к лучшему, потому что такой финал совершенно бы портил атмосферу картины и был бы не к месту. Имеющаяся сегодня концовка – это та самая кода, на которой картина завершается эффектно и красиво. Большего и желать нельзя.

Четыре мухи на синем бархате / 4 mosche di velluto grigio

Молодой музыкант Роберто Тобиас замечает, что его начал преследовать таинственный незнакомец, который никак не проявлял себя, кроме того, что постоянно следит на музыкантом. Не выдержав подобного, однажды вечером Роберто догоняет незнакомца и случайно убивает его, заметив, что момент убийства заснял кто-то еще.

Дарио Ардженто и его "животная" трилогия

Мой самый нелюбимый фильм из животной трилогии. Несмотря на по-прежнему хороший сюжет и фактурные съемки, а также обозначившийся отход от традиционной схемы триллера в мистику и фантасмагорию (сюда относятся и сцены казни, и кукольная маска, и сцены в комнате психбольницы), который проявит себя в полной мере немного спустя в картине Profondo Rosso.

Меня, к сожалению, расстраивают совершенно плоские неинтересные главные герои и немного нелепый гомосексуальный детектив (ставший таковым в картине, видимо, лишь по прихоти Ардженто, без явно предпосылок к тому в сценарии). Несмотря на появление в картине прекрасных персонажей Бога и Профессора, их на экране слишком мало и уравнять скуку собой они не успевают.

Дарио Ардженто и его "животная" трилогия

Забавное наблюдение: во всей трилогии, от первого фильма к последнему, наблюдается постепенно увеличение темы гомосексуализма на экране. Если в "Птице..." это лишь продавец в магазине антиквариата, то в "Кошке…" присутствует не только один из почти главных героев, но и продолжительная сцена в гей-клубе, "Мухи" же добавляют к этой теме детектива в исполнении знаменитого французского актера Жана-Пьера Марьеля.

Также в комментариях к первой картине животной трилогии Ардженто, то ли серьезно, то ли шутя, говорил о том, что хотел бы однажды снять триллер, в котором все герои были гомосексуальны.

Впрочем, вернемся к мухам. А у мух на экране все почти как всегда: есть отличная музыка, есть крупные профильные наезды на лицо и прочее, но все же смотреть его мне существенно тяжелее, чем два предыдущих фильма трилогии.

Дарио Ардженто и его "животная" трилогия

Известно, что при поиске актеров на главные роли Дарио пытался найти мужчину похожего на себя, а женщину – на свою жену. Найти таковых получилось, а вот сыграть достойно они, на мой взгляд, не сумели. Но, как говорится, фломастеры на вкус и цвет разные.

Да и расширенная сцена убийства Амелии, и автомобильной аварии в самом конце ленты настолько шикарны, что могут загладить собой прочие неудачи. Все-таки не зря Ардженто запарился на поиски камеры, способной снимать на скорости 18000 кадров в секунду.

Дарио Ардженто и его "животная" трилогия

Из всем известных фактов, связанных с картиной (которые я обязался в самом начале избегать), напомню лишь, что она стала началом совместной работы и многолетней дружбы Ардженто с Луиджи Коцци, еще одним замечательным итальянским кинорежиссером, писателем и сценаристом.

Интересная деталь 1: это последний из ранних фильмов Ардженто, музыку к которому создавал Эннио Морриконе. История гласит, что на съемках картины два итальянца здорово поругались, так что в будущем этой части кинопроизводства у Ардженто стала заниматься небезызвестная группа Goblin. Сотрудничество двух маэстро возобновится лишь спустя много-много лет, в самом конце 90-х.

Интересная деталь 2: история со считыванием информации с сетчатки глаза жертвы не понравилась Ардженто, причина, по которой она все же появилась в картине – Дарио дал себя уговорить специалисту по спецэффектам Карло Рамбальди (позже он будет примет участие в таких хитах как "Чужой", "Инопланетянин" и "Бесконечная история"). В результате сцена органично вплетена в фильм и выглядит уместной и логичной.

Заключение

"Животная" трилогия мастера итальянского хоррора сделала Дарио Ардженто звездой у себя на родине и далеко за океаном. Его работы наряду с фильмами Бавы сформировали основную канву жанра и стали базой для творчества многих других кинематографистов Италии и других стран.

Казалось бы можно почивать на заслуженных лаврах, но Дарио продолжает работать. Вскоре на экраны выйдет великое "Кроваво-красное", спустя два года "Суспирия"… Слава Ардженто будет подниматься все выше и выше, но это уже совсем другая история.

Дарио Ардженто и его "животная" трилогия

P.S. Если вам нравится джалло, вы любите картины Ардженто и готовы их пересматривать вместо современных фильмов ужасов - будучи в Риме, загляните на улицу Via dei Gracchiб 260. Это настоящее мекка для фанатов жанра в целом и великого мастера по фамилии Ардженто в частности. Вам понравится, я в этом уверен.

Немного пишу про кино на дзене, кому интересно - присоединяйтесь. Всегда рад новым читателям и мнениям.

33 показа
1.6K1.6K открытий
18 комментариев

Статья полезная, лайк! В скором времени посмотрю.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Целиком и полностью согласен.

Ответить

Епать старьё

Ответить

спасибо за статью, обязательно посмотрю

Ответить

Смотрел только новую суспирию, безумно понравилась, также с нетерпением ждал выхода. Или он тоже является режиссером новой суспирии?

Ответить

Нет, режиссер новой картины Лука Гуаданьино. Причем это довольно вольный римейк ленты Ардженто, в котором за основу взяты лишь основные события.

Стилистика и посыл фильмов, на мой взгляд, везде разный, причем у Гуаданьино получилось местами совершенно не хуже, особенно все то, что касается коллективного бессознательного и прочего от Юнга.

Стоит посмотреть обе ленты, они обе хороши, каждая по-своему. Вот тут, кстати, можно про них почитать - https://www.kinopoisk.ru/media/article/3293295/

Ответить