Разносторонний Тим Бёртон — макабрическая готика, самобытность и ошеломляющий успех

Тим Бёртон — один из самых самобытных кинорежиссёров и сценаристов XX-XI века. Однако о человеке, создавшем легендарное кино («Сонная Лощина», «Эдвард руки-ножницы», «Битлджус») и мультфильмы («Франкенвини», «Труп невесты», «Кошмар перед Рождеством») нам известно не так много. Давайте разберёмся в интересных фактах из биографии и творчества одного из самых известных деятелей искусства нашего века.

Разносторонний Тим Бёртон — макабрическая готика, самобытность и ошеломляющий успех

Трудное детство

Немногие знают, что Тим Бёртон чувствовал себя чужим в родительском доме с раннего детства. По словам режиссёра в интервью газете The Age, нельзя сказать, что его детство было сущим кошмаром, скорее оно было наполнено странностями. Бёртон признавался, что однажды родители заложили окно в его спальне кирпичами, оставив лишь тонкие щели для проникновения света. Анализируя этот инцидент в осознанном возрасте, Тим мог лишь предположить, что это было попыткой родителей оградить сына от побега из дома.

Неудивительно, что отношения с родителями не улучшились и с возрастом. Как следствие — с двенадцати лет будущий сценарист проживал с бабушкой, а в 16 устроился работать в ресторан общепита для оплаты жилья. Мы не можем достоверно знать, какие подводные камни были в жизни режиссёра. Однако несложно догадаться, что странные поступки родителей могли повлиять на восприятие мира ребёнком и сыграли свою роль в становлении того самого Тима Бёртона. Доказательством этого можно считать как слова режиссёра («я был предоставлен самому себе»), так и образы в его фильмах: герои — часто сироты, ищущие суррогатных отцов (Создатель в «Эдварде Руки-ножницы», дворецкий в «Бэтмене»), или жертвы плохого родительского обращения.

Образы из детства в будущих картинах

Интересно, что работать над первыми короткометражными фильмами будущий кумир миллионов начал уже в 13 лет. В то время он использовал восьмимиллиметровую плёнку, а студией стал сад около дома. Именно тогда появился один из известных ранних фильмов Тима под названием «Остров доктора Агора», премьера которого состоялась в 2015 году. По сюжету, доктор стремится повторить эволюционный процесс в отдельно взятом организме. Звери, найденные им в джунглях, после операционного вмешательства начинают превращаться в людей. Природа берёт своё, и доктор мучительно гибнет во вновь отросших когтях своего бывшего воспитанника. Как много подростков в 13-летнем возрасте способны снять нечто подобное?

Разносторонний Тим Бёртон — макабрическая готика, самобытность и ошеломляющий успех

Интерес к фильмам ужасов возник у Тима с детства.

Пока мои ровесники ходили с родителями на вестерны, я в полном одиночестве запоем смотрел дешёвые фильмы ужасов

Тим Бёртон

Возможно, именно поэтому нам удаётся найти в кинематографе образы, которые пришли из раннего детства режиссёра. Так, первый набросок Эдварда Руки-ножницы (главного героя одноименного фильма, вышедшего в прокат в 1990 году) был создан сценаристом в подростковом возрасте. В этой картине режиссёр также отразит своё видение панорамы родного города и родительского дома, находящегося неподалёку от аэропорта Бёрбанка и кладбища «Вальгалла» в Калифорнии.

Дружба с Эдвардом Руки-ножницы длинною в 30 лет

Именно пробы на главную роль в этом фильме свели Тима Бёртона с его будущим лучшим другом — Джонни Деппом, когда тот пришёл испытать удачу после дешёвого молодежного сериала «Джамп стрит, 21». Дружба, начавшаяся в 1989 году, длится по сей день и за пределами киноплощадки. Актёр снялся в восьми фильмах Бёртона, среди которых «Сонная лощина», «Эд Вуд», «Чарли и Шоколадная Фабрика» и стал крёстным двух детей режиссёра.

Разносторонний Тим Бёртон — макабрическая готика, самобытность и ошеломляющий успех

С этим, кстати, связан забавный случай, про который рассказывал Джонни Депп: «Мы были на съёмочной площадке “Чарли и шоколадной фабрики”. Работали, снимали, всё было круто! И тут мне передают, что звонила Хелена [Бонэм Картер]. Я сильно распереживался, подумал, что что-то с детьми и нужна помощь. Она меня успокоила и сказала: “Тим хочет знать, будешь ли ты крёстным отцом Билли”. Но я был рядом с Тимом всё это время, буквально три минуты назад мы стояли и болтали! Я вернулся к Тиму, закатил речь, что рад стать крёстным отцом его ребёнка. На что он растерянно ответил: “Хорошо, ага. Так, всё возвращаемся к работе!” Это его способ общения, он никогда не сказал бы мне этого в лицо».

Кажется, Депп — человек который смог точнее всего описать героя этой статьи:

Я никогда не встречал такого асоциального типа, который бы прогнул киноиндустрию под себя, причём на своих условиях.

Джонни Депп

Любовь к собакам и их образ в творчестве

Фанаты картин Тима Бёртона прекрасно знают, что режиссёр любит использовать образ маленькой собачки с начала карьеры. Четвероногие друзья человека — живые и мёртвые — часто появлялись в его картинах. Стоит выделить три мультфильма, где собаки сыграли не последнюю роль: «Франкенвини», «Труп невесты» и «Кошмар перед Рождеством».

Разносторонний Тим Бёртон — макабрическая готика, самобытность и ошеломляющий успех

В картине «Франкенвини» сюжет повествует о маленьком мальчике Викторе, который теряет своего верного питомца — собаку по имени Спарки. Он был лучшим другом мальчика, всеобщим любимцем, его знали все в округе. И вот однажды пёс погибает под колёсами автомобиля. Его хозяин Виктор (роль исполнил актёр Беррет Оливер) тяжело переживает потерю и решает оживить друга. Позже режиссёр расскажет: «У меня была собака, которую я очень любил, но, как известно, собаки долго не живут, и её смерть стала первой, которая случилась на моем веку. Она оказалась для меня настоящей трагедией».

Возможно, именно поэтому образ собаки будет прослеживаться и далее, а «Труп невесты» и «Кошмар перед Рождеством» станут своеобразным продолжением в трилогии о мальчике Викторе и его любимом псе в разные этапы жизни.

Сложные отношения со студией Disney

Мало кто может представить, что известного на весь земной шар Тима Бёртона не приняли в The Walt Disney Company. До обретения популярности, в 1979 году он начал работать в «Диснее» аниматором. В интервью с Марком Солсбери Бёртон вспоминал, что на его лице всегда было написано «Оставьте меня в покое», и он часто дремал с карандашом в руках, чтобы всем казалось, будто занят работой. Однако это не помешало ему в 1982 году нарисовать первый фильм — «Винсент», а позже «Лис и пёс», «Трон» и «Чёрный котел».

Разносторонний Тим Бёртон — макабрическая готика, самобытность и ошеломляющий успех

Денни Эльфману режиссёр так описал свою работу в «Диснее»: «На тот момент у компании не было конкретных целей, и я был под крылом у великого аниматора Глена Кина. Я был его ассистентом, и он пытался научить меня рисовать лисиц и других зверушек, но я был непригодным для такой работы. В конце концов и руководство это поняло, но вместо того, чтоб меня уволить, они давали мне другие проекты, так как им нравились мои рисунки. Это продолжалось год».

В 1984 году Тим Бёртон предложил выпустить первоначальную версию «Франкенвини». Идея была отвергнута — руководители студии заявили, что фильм слишком страшный и может напугать детей. Вскоре пути Бёртона и компании разошлись. К счастью, это не помешало творцу достичь успеха и реализоваться в собственном стиле, а в 2012 году, практически 30 лет спустя, показать миру мультик «Франкенвини», который оказался не таким уж и страшным.

Позже Бёртон, рассказывая об этом этапе жизни, сравнит работу в «Диснее» со службой в вооружённых силах. Это сравнение кажется ироничным, ведь режиссёр никогда не служил в армии.

Отправил актеров в «школу обезьян»

Ещё один любопытный факт: Тим Бёртон настоял на том, чтобы перед съёмками фильма «Планета обезьян» главные актёры, в число которых вошли Хелена Бонэм Картер, Тим Рот и Дэвид Уорнер, изучили поведение и телодвижения приматов.

Разносторонний Тим Бёртон — макабрическая готика, самобытность и ошеломляющий успех

Наставником стал бывший гимнаст Cirque du Soleil, под его руководством команда обучалась говорить, ходить и драться, как обезьяны. Обучение в «школе обезьян» длилось шесть недель. Этот случай показывает, как режиссёр относится к качеству игры актёров в своих фильмах.

Крупные премии и награды

Несмотря на ошеломляющий успех Тима Бёртона, его работы имеют не так много наград. Справедливо будет сказать, что именно фэнтези-комедия «Битлджус» принесла ему признание критиков. Фильм получил премию «Оскар» за лучший грим.

Вторая номинированная на «Оскар» картина Бёртона — «Труп невесты» («Оскар-2006» в категории «Лучший анимационный полнометражный фильм»). Мультфильм занимает пятое место в списке самых кассовых кукольных мультфильмов.

Разносторонний Тим Бёртон — макабрическая готика, самобытность и ошеломляющий успех

Награду Венецианского кинофестиваля Тим Бёртон получил за мюзикл «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит».

Несмотря на скромное количество наград среди известных премий (хотя в списке режиссёра есть, например, ещё несколько премий Saturn), Бёртон заработал статус культового режиссёра в глазах зрителей и обрёл огромную фанбазу по всему миру.

https://dtf.ru/cinema/43240-bezumnaya-estetika-tima-bertona

Одной статьи не хватит, чтобы описать все любопытные факты из жизни столь уникального режиссёра. Но те, что мы озвучили выше, позволяют взглянуть на картины Тима Бёртона «по-новому».

99 показов
3.3K3.3K открытий
11 репост
5 комментариев
Ответить

Гений-сказочник, прямо как не менее легендарный Терри Гиллиам. Конечно, не все его работы шедевры, таким творцам всегда нужна творческая свобода.

Ответить

Мрачные тени - просто топ комедия

Ответить

Теги ещё проставь в конце

Ответить