Викторианство, социализм и душевные терзания

Небольшой текст про не особо замеченный сериал по британскому готическому роману Сары Перри - "Змей в Эссексе".

Стоит отметить я сама почти пропустила этот сериал. Релиз в середине мая был обречён на не особую заметность в наших краях, по крайней мере для меня. Тем не менее, благодаря магии Хиддлстона я хотя бы узнала про факт экранизации. Дальше было легче.

Предыстория: первоисточник, производство и прочие П-слова.

Первое П - Первоисточник.

Книга Сары Перри, на которой базируется сериал вышла в 2016-м году, в 2018-м вышел перевод на русский (Фантлаб уточняет, что в конце 2017-го), а в 2019-м - на украинский (вдруг кому-то пригодится эта информация). Обложка у всех изданий по большому счёту одинаковая, так что держите оригинальную.

Викторианство, социализм и душевные терзания

Книга экранизирована достаточно точно, так что не будет боле об этом. Если вы читали книгу, то главное изменение в финале, он более определённый.

На русском выходил ещё "Мельмот", роман 2018-го года, перевод вышел в 2020-м году, до меня не доехал, так что ничего не скажу про качество, но Фантлаб говорит, что это переосмысление "Мельмота-Скитальца" Чарлза Метьюрина.

Второе П - Перри, которая Сара и ещё и Писательница.

Викторианство, социализм и душевные терзания

Госпожа Сара Перри родилась в Челмсфорде, Эссекс, в семье строгих приверженцев баптистской церкви, что непоправимо повлияло на неё, поскольку она росла без доступа к современному искусству, культуре и литературе. И все мы видим к чему приводит время заполненное классической музыкой, романами, поэзией и церковной деятельностью. Человек начинает писать книги. Избыток Библии короля Иакова, по её же словам, повлиял на стиль письма.

grown up in the shade of sin and the light of redemption

________________________

выросла в тени греха и свете искупления

Это цитата про Библию короля Иакова, если что.

Довольно интересно, что... странность воспитания не нанесла тяжких душевных травм Перри, а наоборот - дала почувствовать и создать свой собственный голос. "Джейн Эйр" в восемь, любимая кинозвезда в лице Клинта Иствуда (если что, дело было в 80-х), Дебюсси вместо "Oasis" (а это уже в 90-е), стихи Теннисона и иллюстрации к "Пути пилигрима" Баньяна.

К слову, докторская диссертация Перри, по творческому письму, показывала важность зданий в готической прозе, сквозь призму готики в творчестве Айрис Мёрдок.

Третье П - Производство и всё что около.

Сериал вышел на Apple TV+ (после "Ради всего человечества", я даже обрадовалась подобному), и был анонсирован ещё в 2020 году, с Кирой Найтли в главной роли, но сия леди в связи с короной решила остаться дома с детьми, так что каст подправился (имхо, к лучшему).

Срежиссирован сериал был руками Клио Барнард, английской режиссёрки и сценаристки, что ранее снимала "The Selfish Giant" (2013) по рассказу Оскара Уайльда и "Dark River" (2017) с Шоном Бином. Вообще там ещё были работы, но в этих я хоть за что-то могла зацепиться.

Викторианство, социализм и душевные терзания

В ролях весьма интересная подборка актёров. Две главные роли - это Кора Сиборн, в исполнении Клэр Дэйнс (Джульетта в "Ромео + Джульетта", Ивэйн в "Звёздной пыли" и Кэрри Мэтисон в "Родине") и Уильям Рэнсом в исполнении Тома Хиддлстона (Кориолан в "Кориолане", Адам в "Выживут только любовники", Роберт Лэйнг в "Высотке", Джонатан Пайн в "Ночном администраторе").

Второстепенный состав - Люк Гарретт в исполнении Фрэнка Диллейна (я его знаю только по роли мелко-Волдика из "Гарри Поттера и Принца-полукровки"), Стелла Рэнсом в исполнении Клеманс Поези (Хлоя из "Залечь на дно в Брюгге" и Флёр Делакур из всё того же "Гарри Поттера"), Марта в исполнении Хейли Сквайрс (вообще не знаю кто это), Джордж Спенсер в исполнении Джамаэля Вестмана (тоже не знаю кто это).

Казалось бы, Хиддлстон должен перетягивать на себя всё одеяло актёрства, но, сюрприз-сюрприз, ничего такого не случается. Женская часть каста, да и мужской дуэт Диллейна и Вестмана вполне успешно удерживают внимание на себе, а Хиддлстон, что ж, он играет свою роль из "Багрового пика", сиречь ходит и пострадывает. Привлекательно пострадывает, шоб женская часть аудитории была довольна.

Сюжет, движимые картинки и не только.

Опенинг в сериале это отдельная форма искусства, стопка многозначительных религиозных символов, которые раскрывают свои загадки сугубо в процессе просмотра, но, при должном желании, позволяют предугадывать происходящее. Место в котором происходит сюжет плавно перетекающее в дела сердечные Коры и работу жизни Люка, переплавляющееся в Эдемское яблоко с двумя главными искушаемыми (а только ли ими?), колдовскими жабами, владелиц которых, как известно, надо не оставлять в живых, цветы перерождающиеся в ворона Одина, за которым в цветах сада (вероятно всё того же) прячется Змей, чей лик неуловимо схож с картой болот (и это я не акцентирую внимание на том, что эти же два символа неуловимо напоминаю матку, или у меня приступ СПГС-а, ой, всё).

Сюжет.

Дааа, я как-то поздновато про него говорю, но честно, он здесь не главное, как и в любом уважающем себя английском до мозга костей романе. У госпожи Коры умирает не особо любимый муж, её семейная жизнь жизнь была полна душевных травм и муж оставил возможность вести полуроскошную жизнь и сына аутиста.

Викторианство, социализм и душевные терзания

Последний путь мужу Коры облегчает Люк, молодой и ретивый доктор, что в равной степени хочет медленно и печально утешить новоиспечённую вдовушку и продвинуть к новым горизонтам славное дело операций на сердце.

Викторианство, социализм и душевные терзания

Вместе с Корой живёт компаньонка, подруга и социалистка Марта, которая чрезвычайно хочет помочь своей подруге пройти сквозь сложный период.

П - подруги.
П - подруги.

В целях облегчения вдовьей доли предпринято путешествие в Олдвинтер, где, по слухам, некий Змей пожрал местную девушку. Кора, с её любовью к палеонтологии и вере в возможность нахождения не вымершего динозавра с азартом ломится к приключениям. А в Олдвинтере, в первую очередь находится местный пастор Уилл, главной заботой которого является убеждение своей паствы в том, что никакого Змея нет, успокойтесь уже. Получается с переменным успехом. Зато у него очень красивые глаза.

Викторианство, социализм и душевные терзания

И не менее красивая жена с звучным именем Стелла. Ведёт себя она как истинная жительница звёзд, преисполнившаяся познания и просветления, что, в принципе, не является плохим качеством для жены пастора.

Викторианство, социализм и душевные терзания

Ну и где-то на относительно глубоком фоне бегает Спенсер, который пытается поддерживать Люка и подкатывать к Марте. Итог, как и процесс, будет довольно неожиданный.

Викторианство, социализм и душевные терзания

Что же будут делать все эти люди? Ну-с... Надо обсудить вопросы веры. Веры в веру. Науки. Веры в науку. Преимуществ и недостатков научного и теологичного познания действительности. Проблематику предрассудков. Проиллюстрировать всё это. Наглядно. Обсудить социальное неравенство, с вопиющими примерами конца XIX-го века. ПЕРЕТРА, ой, простите, познать друг друга в библейском смысле и отрефлексировать и отстрадать это. Сделать "ой, всё", переобижаться, помириться, найти устраивающий всех, хотя и экстравагантный компромисс, к которому одна звёздочка склоняла все шесть серий. Получить хэппи-энд. Бинго. Вы узнали сюжет "Змея в Эссексе" не узнавая сюжет "Змея в Эссексе".

Ирония в том, что даже если бы я заспойлерила сюжет от начала и до конца, со всеми перипетиями и деталями, это не было бы особо важно. Прелесть подобных сериалов в процессе, в происходящих событиях. В том как Кора не понимает флирт, и том, как это отыгрывает Клэр Дэйнс; в том как дилемма веры и желаний Уилла отражается на лице Хиддлстона; как тонкие намёки Стеллы толкают сюжет и как истлевает её персонаж в теле Клеманс Поези; как Люк и Марта безуспешно пытаются донести свои чувства и желания до несколько инфантильной Коры (и это я сильно преуменьшаю масштабы проблемы); а, ну и есть Спенсер, но он просто хороший мальчик, концентрированное уруру и мимими.

Ещё есть медленно нагнетаемая атмосфера, которая выстреливает в конце, или в середине, или ещё где-то. В общем нагнетание и разрядка тут важны.

Хотя и про юмор не забывают. Для явления русских титров тыкните в картинку.

Движущиеся картинки.

Это удивительно красивый сериал. Учитывая серо-болотную эстетику Вальгаллы, можно было бы ожидать тоскливого и унылого зрелища, но сериал наоборот, поражает своеобразной красотой. Неторопливость, неспешность и размеренность происходящего только помогают вглядеться в красоты пейзажей, выставленные ракурсы, освещение и прочая и прочая.

Туть спойлер, большой, но красивый, так что открывайте на свой страх и риск -

Саундтрек.

Отдельного упоминания заслуживает саундтрек с лёгкими нотками "Sunless Sea", чуть более меланхоличного, но столь же тревожного.

Итог.

Это хороший сериал с отличной актёрской игрой, сюжетом, атмосферой, стилем, музыкой, наличием исторически оправданных квот, поднятием важных вопросов, высмеиванием душевных терзаний трепетных натур (да-да-да, рефлексировать это несомненно важно, но иногда стоит вспоминать, что есть люди у которых могут быть технические проблемы с рефлексией глубоких душевных проблем в связи с объективными проблемами из физического мира) и который ещё и является хорошей экранизацией. Из минусов, возможно "Змей в Эссексе" чуть более ориентирован на женщин, чем вам бы хотелось. Но что вы хотите от неовикторианской истории?

7676 показов
1.1K1.1K открытий
11 репост
14 комментариев

хороший текст, сериал взял на заметку. только странное выбрано время для публикации, материал может быть совсем незамеченным

Ответить

Рада, что постик пригодился. На самом деле с временем публикации всё очень просто, когда дописала, тогда и выложила))

Ответить

Сериал ахуеннейший, неописуемой красоты, но сей текст не менее прекрасный (проиграл с "И все мы видим к чему приводит время заполненное классической музыкой, романами, поэзией и церковной деятельностью. Человек начинает писать книги". Ты умница!). Благодарю за привлечение к нему внимания!

P.S. Подтверждаю, что знание сюжета и всех твистов не влияет на восприятие: перед просмотром в википедии заспойлерил себе развязку главной интриги (книжной версии), что даже усилило увлекательность при просмотре.

Ответить

Мне очень-очень приятно, что пост понравился. Спасибо!

З.Ы. Я тоже часть твистов спойлерила себе по Вики, потому что читала давно и не всё помнила)

Ответить

В целом сериал понравился, посмотрели как он вышел, сразу, но он ничего нового не даёт и к сожалению после себя не оставляет. Картинка и игра актёров на высоте, для любителей той эпохи чистый кайф.

Ответить

Это ж викторианское что-то, оно редко даёт что-то новое, имхо, конечно, но что условные "Светила", что "Багровый пик", что "Грозовой перевал", они, ну тип, в хорошем смысле одинаковые в рамках жанра.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить