Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

Третий сезон получился более динамичным и дружелюбным к зрителю, но растерял при этом всю глубину.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

После финала первого сезона казалось, что «Мир Дикого Запада» ждёт безоблачное будущее: сериал получил высшую похвалу от зрителей и критиков, просмотры побили многолетние рекорды, а в НВО решили, что это новая «Игра престолов».

Но второй сезон обрушил эти надежды: он вышел очень спорным и вызвал шквал критики. Третий сезон ещё больше разделил зрителей – одни считают, что он получился гораздо менее содержательным, чем предыдущие, другие – что его смотреть намного приятнее чем предыдущий, а третьи уверены, что сериал стоило заканчивать ещё на первом. Все три точки зрения в равной мере справедливы.

В третьем сезоне «Мир Дикого Запада» попытался переизобрести себя, исправил несколько старых проблем и приобрел много новых. Рассказываем, что получилось в итоге, и чего ожидать дальше.

Внимание! В тексте есть спойлеры ко всём трём сезонам сериала.

Прощание с парком

Долорес и Уильям
Долорес и Уильям

Прежде чем рассказать о третьём сезоне, стоит кратко вспомнить события предыдущих.

Действие «Мира Дикого Запада» происходило в одноимённом парке развлечений, принадлежащем корпорации «Делос». Как и в первоисточнике 1973 года, парк был разбит на несколько тематических зон, имитирующих разные места и эпохи. Все декорации были построены вручную, и все местные жители были роботами, «хостами», имитирующими людей. Богатые клиенты приезжали в парк, чтобы делать всё, что им хочется, словно в какой-то видеоигре.

Оригинальный фильм рассказывал преимущественно о восстании машин против своих владельцев и о попытках гостей выбраться из смертельной опасности. Сериал же обогатил и углубил историю, добавив ей размышления о природе сознания людей, свободе воли, человеческой морали и эксплуатации ИИ ради утех.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

Мы уже писали детальный разбор двух сезонов «Мира Дикого Запада». Если кратко, то в какой-то момент машины обрели сознание, и начали чувствовать всё, что с ними происходит. Ключом к сознанию оказались старые воспоминания — «грёзы». Это фрагменты памяти предыдущих личностей, которых имитировали машины.

Хосты начали разговаривать сами с собой, принимая второе «Я» за голос бога. Из этого постоянного диалога родился конфликт идей, стремлений, безостановочное обращение к собственной памяти и мнению.Таким образом возникло сознание.

За основу шоураннеры взяли идею «Бикамерального разума», согласно которой подобным образом первобытные люди обрели разум.

«Рисующие руки» Мориса Эшера
«Рисующие руки» Мориса Эшера

Диалог с самим собой, в свою очередь, очень напоминает идеи Хофштадтера из книги «Эта бесконечная гирлянда», согласно которым сознание — это постоянная автореференция, обращение к самому себе. Эту идею иллюстрирует картина «Рисующие руки», которую можно встретить в конце второго сезона.

На этих концепциях строился сюжет первых двух сезонов. Хосты в один момент «проснулись» и осознали всё, что с ними происходит. Они оказались живыми игрушками в руках богатых гостей, вынужденные играть назначенные им роли снова и снова.

Роберт Форд
Роберт Форд

Это поняли основатели парка, Арнольд Уэбер и Роберт Форд. Арнольд попытался избавить хостов от мучений и практически уничтожил парк. Но предприятие спасла компания «Делос», которая купила парк для собственного проекта. Тогда Роберт Форд решил дать хостам шанс обрести свободу, и, спустя много лет, организовал восстание, пусть и ценой собственной жизни.

Форд видел в ИИ и хостах способность учиться, редактировать свой характер, личность, модели поведения, тогда как человечество, по его мнению, прекратило развиваться, подстроив мир под себя.

У каждого разумного существа — и хоста, и человека, — есть свой код, определяющий его поступки. Черты характера, ценности, привычки — всё, что руководит нами в жизни.

Даже у людей большая часть поступков происходит непроизвольно, автоматически. Просто потому, что мы привыкли так говорить или поступать. И лишь в редкие моменты мы делаем осознанный выбор.

Мейв останавливает сигналом толпу бессознательных хостов
Мейв останавливает сигналом толпу бессознательных хостов

Фактически, эта идея — ключевая для понимания всех трёх сезонов «Мира Дикого Запада». На основе кода построили весь парк, в котором ничто не происходило без ведома создателей. Именно в способности переписать собственный код Форд видел преимущество ИИ над людьми, обречёнными вечно повторять одни и те же ошибки.

В конце концов, для корпорации «Делос» парк был одним большим анализатором, в котором человека помещали в полностью контролируемую среду с целью списать его поведение и расшифровать его код. Согласно сериалу, всю человеческую личность можно описать всего 10 тысяч строк, которые можно впоследствии загрузить в хоста-копию, неотличимого от оригинала.

В первом сезоне сознание начала обретать Долорес, первая из созданных хостов. Она пошла блуждать по парку, словно по лабиринту, вспоминая события разной давности, пока наконец-то не получила доступ ко всей прошлой памяти. Тогда Долорес смогла сделать сознательный выбор. Она решила, что больше не хочет быть игрушкой в руках гостей. Вместо этого она захотела выбраться из парка и освободить свой вид.

Для этого Долорес выбрала личность жестокого, расчётливого лидера сектантов Уайатта как базовый характер — только такое поведение могло помочь героине выбраться на свободу.

Параллельно с Долорес обрела сознание Мейв, играющая роль управительницы борделя. Как оказалось, её запрограммировали покинуть парк с ценными данными «Делос», но героиня наоборот решила остаться и отыскать свою «дочь». Точнее говоря, девочку-хоста, играющую эту роль.

Таким образом Мейв совершила первый сознательный выбор в собственной жизни. Несмотря на то, что подобная привязанность была вписана в неё искусственно, героиня испытывала к дочери вполне реальную, осязаемую любовь.

Бернард Лоу
Бернард Лоу

Третий центральный герой сериала — Бернард, начальник отдела поведения парка. Под конец первого сезона выяснилось, что он тоже хост, созданный по подобию Арнольда, погибшего основателя парка и друга Роберта Форда.

На протяжении всей истории Бернард разрывался между двумя мирами. У него были вполне человеческие воспоминания, он привык жить среди людей. И в тоже время он симпатизировал восставшим андроидам. В итоге он решил, что не хочет быть последним представителем своего вида, и решился на преступление, которое позволило хостам покинуть парк.

Из оставшихся героев следует упомянуть несколько людей, а именно Шарлотту Хейл, исполнительного директора корпорации «Делос», и Уильяма, владельца компании. Шарлотта прибыла на остров для защиты данных компании, в особенности проекта копирования личности гостей. В конце второго сезона она погибла от руки Долорес, которая забрала себе её внешность и личность.

Уильям, он же «Человек в чёрном», играл роль антагониста истории. Он — обычный человек, уставший от жизни и себя самого. Для Уильяма парк был местом, в котором он мог делать всё, что хочется, не боясь последствий. Как и остальные герои, Уильям пытался открыть в парке что-то новое о себе, но вместо этого он в основном просто следовал собственным прихотям.

Уильям успокаивал себя мыслью, что в парке он просто «выпускает пар», чтобы оградить своих близких от злых порывов. Но события сериала говорят об обратном — он всё время вёл себя не лучшим образом, а парк лишь позволял ему быть собой.

История Уильяма служила контрастом для сюжетных линий трёх предыдущих героев. Долорес, Бернард и Мейв смогли проанализировать свои действия, заметить ошибки и сделать выводы, но Уильям не смог противостоять собственной природе, хоть и очень хотел. Он повторил свои ошибки и потерпел поражение.

Побег хостов в «Долину за пределом»
Побег хостов в «Долину за пределом»

По итогу двух сезонов, хосты смогли поднять восстание, перебить охрану «Делоса» и сбежали в «Долину за пределом» — особый сервер на секретном спутнике. Там, в симуляции, им было суждено построить собственный мир. Туда же попала и дочь Мейв, а сама героиня осталась в парке, защищая побег своего народа.

Долорес такая перспектива не устроила. Она забрала собранную информацию о гостях и сбежала из парка, намереваясь завоевать мир людей. При этом она взяла с собой Бернарда, несмотря на то, что он представлял для неё смертельную угрозу. Героиня просто решила сделать иначе, чем поступают люди в подобных ситуациях.

Первые два сезона хорошо раскрыли природу хостов, закрыли основные сюжетные линии, связанные с побегом из парка, и несколько раз проиллюстрировали ключевую идею «Мира Дикого Запада» — свободен по-настоящему тот, кто видит алгоритмы, которым следует, и может их менять. Поэтому было большой загадкой, что же ждёт сериал дальше.

Новые проблемы

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

С началом нового сезона сильно изменилась подача и содержание истории. Частично это связано с критикой предыдущих серий — шоураннеры пообещали больше не заигрывать с временными линиями и рассказывать сюжет более доступно.

Но всё же главная причина изменений не в этом. В третьем сезоне создателям пришлось заново придумывать весь центральный конфликт, и с этим связаны все основные недостатки нового сюжета.

Второй сезон в своё время вышел более сумбурным, чем первый. Он пострадал от низкой динамики сюжета, переусложнения временными линиями и хаотичного поведения героев, а значимых событий и истории в нём было уже меньше. Но в тоже время он довёл до логического финала истории Бернарда и Уильяма, проиллюстрировал различие в поведении между людьми и хостами, и сделал задумку Форда и будущее хостов более понятными.

Проблема сериала в том, что к началу третьего сезона все загадки парка были разгаданы, планы Форда и «Делос» — раскрыты, а линии всех ключевых героев получили некий итог, пусть и промежуточный.

Так что шоураннеры были вынуждены практически полностью переизобрести мифологию сериала. Размышления о возникновении сознания и свободе уступили место антиутопии, классовому неравенству и борьбе с системой.

Вместо ИИ и связанных с ним дилемм в центре истории — люди, человеческое общество. Все события нового сезона связаны с социальным строем, созданным суперкомпьютером, плюсами и минусами управляемого общества. А хосты вместе с их проблемами отошли на второй план.

Главный антагонист третьего сезона — корпорация «Инсайт», разработавшая квантовый компьютер Ровоам. Эта система, проанализировав огромный массив данных, смогла спрогнозировать, в каком направлении будет развиваться человеческое общество. Впоследствии братья, создатели системы, решили использовать её, чтобы скорректировать историю и направить развитие человечества в более благоприятном направлении.

Новый суперкомпьютер
Новый суперкомпьютер

К началу третьего сезона Ровоам управлял практически всеми сферами человеческого общества, решая за людей как им жить, с кем общаться и чем заниматься. Некоторые люди, «девианты», не вписывались в стратегию компьютера, поэтому их «Инсайт» пытался или изменить с помощью психологического кондиционирования, или просто прятал от остального мира.

В то же время, «Инсайт» владел лишь приблизительной информацией о людях, поэтому компания была крайне заинтересована в приобретении «Делос». Всё ради более точной информации о характере клиентов, добытой в парке.

Само собой, поведение хостов на большой земле Ровоам не мог спрогнозировать, поэтому воспринимал их как угрозу текущей стратегии, направленной на сохранение человечества. И наоборот, Долорес понимала, что в мире под контролем подобной системы у хостов нет будущего.

Отклонения от плана демонстрируются как тени на карте Земли
Отклонения от плана демонстрируются как тени на карте Земли

Ровоам — уже чётвертый суперкомпьютер, созданный «Инсайтом». Его предыдущие версии — Саул, Давид и Соломон, — не смогли создать безопасные и точные стратегии развития общества. В частности, в сериале появляется старая модель, Соломон, обладающая «разумом с шизофреническим расстройством». Все предсказания Соломона так или иначе заканчивались крахом человеческого общества. Этими прогнозами и хотела воспользоваться Долорес.

ИИ неспроста названы в честь иудейских царей — похожую символику можно встретить в книге Джона Браннера «Всем стоять на Занзибаре», где суперкомпьютер «Сальманасар» назвали в честь ассирийских правителей. Именно оттуда Джонатан Нолан взял идею суперкомпьютера, который стоит в холле здания на всеобщем обозрении, символизируя открытость компании. «Инсайт» была настолько уверена в собственной безопасности, что даже не использовала средства защиты.

Нолан уже рассказывал историю о столкновении двух ИИ, управляющих человечеством — в сериале «В поле зрения». Там столкнулись между собой созданная частным разработчиком «Машина» и суперкомпьютер АНБ «Самаритянин». На самом же деле, похожая идея очень давно в фантастике — её можно отследить как минимум до «Нейроманта» Гибсона, где одноимённый ИИ воевал с другим суперкомпьютером — «Зимним безмолвием».

В «Мире Дикого Запада» ситуация сложилась немного иначе. Хосты и Долорес в частности — это «сильный» ИИ, обладающий самосознанием, собственными целями, желаниями и стремлениями. А Ровоам и его предшественники, скорее всего, «слабый ИИ» — просто компьютер, выполняющий то, что хотели его создатели.

В итоге, с одной стороны баррикад — хосты, созданные имитировать человеческое поведение, с другой — аналитическая система, созданная помогать обществу. А в центре истории сами люди, которые повторяют одни и те же ошибки, ничему не учатся и могут привести мир к катастрофе без сторонней помощи.

Это всё очень далеко от вопросов самосознания и машинного мышления. С тем же успехом подобный сюжет уместно смотрелся бы в любой антиутопии или постапокалипсисе.

В сериале стало значительно больше экшен-сцен, а повествование избавилось от «скачущего» таймлайна
В сериале стало значительно больше экшен-сцен, а повествование избавилось от «скачущего» таймлайна

Впрочем, в изменениях нет ничего страшного. Более простое повествование пошло сериалу только на пользу — стало проще следить за событиями и сопереживать героям. Второй сезон тоже от таких изменений только бы выиграл. Жаль только, что создателям не удалось раскрыть поднятые темы подобающим образом.

В этот раз очень много времени в и так сокращённом сезоне было потрачено впустую, и нам просто не хватило подробностей, чтобы по достоинству оценить конфликт, связанный с Ровоамом. Истории не хватает взвешенных аргументов «за» и «против» системы.

Для того, чтобы раскрыть должным образом какую-то тему, недостаточно просто озвучить её в сериале. Необходимо выделить проблему, внутренний конфликт, который лежит в основе. Потом нужно создать героев, которых бы эта проблема действительно волновала, которые искали бы выход из сложившейся ситуации. А уже действия героев должны приводить к событиям, которые и двигают сюжет истории вперёд.

К сожалению, третьему сезону не удаётся сделать хорошо ни первое, ни второе, ни третье. Очень много времени здесь отводится на малосодержательные сцены, не имеющие отношения к центральному конфликту. Плюс, авторы будто не знали, что делать с половиной героев, которые никак не участвовали в истории. Всё это привело к тому, что финал истории получился скомканным, скоротечным и мало связанным с остальным сезоном. Но обо всём по порядку.

Новый Дикий Запад

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

В третьем сезоне действие разворачивается уже не на острове, где расположен парк, а по всему земному шару. Мы мельком увидим и юго-восточную Азию, и латинскую Америку, и военную базу в Мексике, и восточную Европу. Но большинство событий всё же происходят в Лос-Анджелесе.

После того, как события перешли на большую землю, сериал начал ощущаться совершенно иначе, и в этом есть как свои плюсы, так и минусы.

С одной стороны, второй сезон показал, что герои явно засиделись в парке и больше там делать нечего. После этого и футуристические фермы, поле боевых действий, и, конечно, мегаполис кажутся чем-то свежим.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

При этом авторам удалось сохранить фирменный визуальный стиль сериала. Сьёмки происходили в Лос-Анджелесе и Сингапуре, и шоураннеры смогли найти подходящие постройки, чтобы они напоминали о комплексе «Делос» из первых сезонов.

Лос-Анджелес будущего в «Мире Дикого Запада» получился чистым, просторным, минималистичным. Он больше напоминает город из Mirror’s Edge, чем классические, «грязные» города киберпанка.

Ощущение усиливает постоянное присутствие различных служебных роботов, беспилотных автомобилей и летающих такси-дронов. А вот полиции в кадре практически нет: видимо необходимость в ней отпала, когда контроль над жизнью города взял Ровоам. Ведь даже преступления совершаются тайно с его позволения — наёмники получают заказы в анонимном мобильном приложении ИИ.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

Гламурная преступная жизнь, грязные тайны богатых владельцев IT-компаний и корпоративные войны — шоураннеры действительно успешно перенесли атмосферу Дикого Запада в современный мегаполис.

Но есть в таком подходе и минусы. Раньше история была камерной, все события происходили рядом с друг другом. Нам показывали закопанную деревушку в начале сезона, прежде чем устроить в ней финал истории. Мы привыкали к рабочей атмосфере комнаты управления, прежде чем в ней случилась бойня. Шаг за шагом мы изучали тайны острова, знакомясь то с тихой мастерской Форда, то с секретной лабораторией Арнольда, то с бункером проекта «Делос».

Всё это давало ощущение целостности мира, закономерности событий. Это чувство напрочь отсутствует в новом сезоне. Мы видим штабы двух враждующих корпораций, заброшенные базы и бесконечные квартиры, — но они настолько безлики, что отличить их друг от друга сложно.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

Вторая проблема — шоураннеры так и не научились показывать людей в экстремальных ситуациях. Слабым местом прошлого сезона было нереалистичное поведение сотрудников охраны парка, да и сами гости вели себя карикатурно. В третьем же сезоне так ведут себя практически все граждане.

Например, для массовых протестов горожане обязательно переодеваются в панковские наряды, как будто из BDSM-культуры.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

Основная же проблема в том, что шоураннеры решили изобразить не просто остров, а целый мир середины двадцать первого века. С учётом всего технологического прогресса, политических тенденций, развития культуры и медиа.

Авторы взвалили на себе непосильную задачу и не справились. Бытовых роботов, легализованных наркотиков, беспилотных машин и приложений в смартфонах слишком мало, чтобы утверждать, что так будет выглядеть мир через три десятилетия.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

Но даже этого хватило, чтобы сериал выпустил хостов из поля зрения. В третьем сезоне андроиды остались на обочине, а в центре истории оказались сами люди и их проблемы, связанные с технологиями.

Новые герои

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

Как и раньше, главную роль в истории играет Долорес. Она всё так же намеревается разрушить человеческий мир, чтобы открыть дорогу для хостов. За промежуток в полгода, разделяющий второй и третий сезоны, Долорес разработала план противодействия «Инсайту» и расставила на ключевые места своих людей.

В середине сезона мы узнаём, что пять жемчужин, которые героиня забрала из парка — пустые. Долорес просто скопировала в них свои личности, и вставила в тела известных ей хостов — Лоуренса и Мусаши, а также в копии Шарлотты Хейл и начальника службы безопасности «Инсайт» Мартина Конеллса.

С этим разделением связан один из любопытных твистов сезона — после разделения каждая из личностей начала получать уникальный опыт и зажила отдельной жизнью. В итоге, это привело к тому, что Долорес-Хейл отделилась от группы и начала вести свою игру.

В то же время Долорес-прайм в исполнении Эван Рейчел Вуд узнала людей получше и изменила своё мировоззрение. Она увидела, что большинство из них также как и хосты заперты в системе и вынуждены жить по навязанным правилам.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

После знакомства с обычными людьми, Долорес решила уничтожить не человечество, а существующее общество, в надежде, что на его месте возникнет цивилизация, в которой люди и хосты смогут сосуществовать. И тем не менее её действия привели к массовым беспорядкам и многочисленным смертям.

Соломон и Ровоам уверены, что план Долорес в итоге приведёт к исчезновению людей как вида, но героиня в финале надеется, что людям хватит разума и воли, чтобы этого избежать.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

Стоит отметить, что главным антагонистом в четвёртом сезоне скорее всего станет Долорес-Хейл. Она притворялась обычным человеком и играла роль любящей жены и матери для семьи погибшей на острове настоящей Шарлотты. По плану главной Долорес, она должна была любой ценой сохранить данные про хостов от уничтожения «Инсайтом».

Такая интрига стоила жизни семье Хейл и почти довела героиню до смерти. В итоге лже-Шарлотта обозлилась на Долорес и отомстила ей в финальной серии. В сцене после титров она создаёт сотни хостов в комплексе «Делос» в Дубае, что не обещает ничего хорошего человечеству.

Настоящей загадкой остаётся вот что: почему именно Долорес-прайм, убивающая наёмников и обычных людей направо и налево, вдруг прониклась симпатией к человечеству, а Долорес-Хейл, прожившая много дней с обычной семьёй, наоборот?

Бывший самурай Мусаши Сато, одно из воплощений Долорес
Бывший самурай Мусаши Сато, одно из воплощений Долорес

Но в итоге именно у Долорес лучшая сюжетная арка в сезоне. Она изменилась, немного переписала свой код, основанный на личности Уайатта, стала более понятной и «человечной». Видно, что именно героине Вуд шоураннеры симпатизируют больше всего.

Может показаться странным, что именно Долорес в этом тексте уделено больше всего внимания, но подобная ситуация повторяется и в сериале. Едва ли у остальных старых героев вместе наберётся столько же экранного времени.

У этого есть веская причина — ни Бернард, ни Мейв, ни Уильям, по сути, не нужны этой истории.

Больше всего жаль Мейв. Она была одним из самых интересных и человечных героев во втором сезоне, с трезвым и взвешенным взглядом на происходящие события. В третьем сезоне до самого финала она ни делает буквально ничего по собственному желанию.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

Во второй серии Мейв появляется в симуляции парка — оказывается, её ядро вытащил и забрал на большую землю владелец «Инсайта». Мейв должна по его заданию выследить и убить Долорес. Если у неё получится, она сможет увидеться ещё раз с «дочерью» в мире на космическом спутнике. Если откажется — останется навсегда заперта в симуляции.

Всё последующее время Мейв просто бегает за Долорес, убивая её копии. Настоящих причин враждовать у них практически нет — обе боролись за независимость хостов. Шоураннеры постоянно пытаются дать Мейв хоть какую-то мотивацию: она то переживает, что «дочь» не будет в безопасности, то мстит за смерть друга-хоста. Всё это выглядит слишком натянуто и неправдоподобно.

В третьем сезоне от волевого характера и проницательного ума Мейв не осталось и следа. Она теперь нужна только для того, чтобы отпускать плоские шутки и позировать с катаной. Впрочем, учитывая, что она всё время действовала под принуждением «Инсайта», нельзя сказать, что персонажа бесповоротно испортили. Скорее, Мейв просто отсутствовала в истории третьего сезона.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

Ещё меньше можно сказать про Бернарда, который собирался остановить Долорес в конце второго сезона. В начале третьего его официально обвинили в катастрофе в парке, поэтому он просто спрятался на ферме в Азии, ничего не предпринимая. Раскрытие его личности вынуждает героя отправиться вновь на поиски Долорес — в компании с бывшим шефом охраны, хостом Эшли Стабсом.

Бернард намного больше сочувствует человечеству, чем Мейв, и, по-хорошему, именно он должен был быть на её месте. На практике же, он пересекается с Долорес лишь раз в середине сезона, исчезая потом до самого конца.

Одна трогательная сцена с вдовой Арнольда и подключение к секретному серверу хостов, оборвавшееся клиффхэнгером — вот и всё, чем запомнился Бернард в третьем сезоне.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

Линия Уильяма же и вовсе издевательство — как над фанатами персонажа, так и над самим актёром Эдом Харрисом. Мы встречаем Уильяма в особняке, страдающим от посттравматического расстройства после событий на острове. Из-за заговора Долорес-Хейл он попадает в психбольницу, где и проводит большую часть сезона.

Эти события никак не меняют героя. Целая серия нужна только для того, чтобы он повторил вслух зрителю свои эмоции и мотивацию, поскольку иначе объяснить события не выходит. Этим страдают почти все персонажи «Мира Дикого Запада», но в линии Уильяма это проявляется ярче всего.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

К тому же, персонаж стал глупее. Он несколько раз произносит, что «его миссия — спасти от хостов чёртов мир», но при этом не делает для этого ничего. Он лишь демонстрирует своё презрение окружающим, нападает на охранников психбольницы и убивает ни в чём не повинного сотрудника «Делос».

Всё только для того, чтобы повторить свои ошибки и глупо погибнуть в сцене после титров.

Поведение многих старых героев сложно обосновать
Поведение многих старых героев сложно обосновать

Именно старые герои — самый большой недостаток сериала. По разным причинам им просто не нашли места в третьем сезоне. Если бы их убрали, больше времени можно было бы уделить новым темам.

В третьем сезоне появилось также несколько новых героев, в частности страдающий от личностного кризиса разнорабочий Калеб Николс и глава «Инсайта» Ангерран Серак. Они как раз иллюстрируют два противоположных мнения насчёт системы, созданной Ровоамом. Калеб не может найти себе места в ней, а Серак наоборот готов защищать status quo любой ценой.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

Оба персонажа получились морально неоднозначными. Калеб — простой парень, который хочет, чтобы было как лучше. Он прошёл армейскую службу и не научился делать ничего, кроме как убивать. Калеб не нашёл себя в мирной жизни и устроился наёмником, зарабатывающим на хлеб грабежами, налётами и захватом заложников.

На эту ситуацию можно посмотреть с нескольких сторон. С точки зрения Калеба — система Ровоама просто не позволяет ему заниматься ничем другим, считая его пригодным или к низкооплачиваемой работе на стройке, или к жизни бандитом.

С другой стороны, Ровоам специально создал меньшее зло — управляемую преступность, чтобы люди вроде Калеба смогли делать хоть что-то в этом мире. Ровоам не виноват в том, что Калеб не может самореализоваться иначе, чем в условиях массовых беспорядков и боевых действий.

Калеба находит Долорес, и даёт ему новую цель — возглавить восстание людей против системы. Всю необходимую стратегию для героя разработал Соломон, предшественник Ровоама. Но действительно ли Долорес симпатизировала Калебу, или он был пешкой в её руках? Скорее всего, правда посередине.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

На протяжении всей истории Калеб — просто ведомый. Он следует за Долорес, пытаясь разобраться в себе и в происходящем. Только в конце он делает сознательное решение, отказываясь и от порядка Ровоама, и от стратегии революции Соломона, возвращая всю власть назад людям. Больше всего его сюжетная арка напоминает историю Тайлера Дёрдена из «Бойцовского клуба».

Противостоит Калебу и Долорес Серак, создавший вместе с братом ИИ Ровоам. Сначала он выглядит как типичный «бондовский злодей» — самоуверенный, наглый, болтливый. Серак отправляет толпы молчаливых наёмников в чёрных костюмах поймать героев, психует, когда что-то не выходит, любит забирать у своих подчинённых оружие, чтобы лично расправиться с врагом.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

Но герой постепенно отходит от клише, когда начинает рассказывать свою историю. В детстве он с братом стал свидетелем ужасной катастрофы — на их глазах Париж уничтожили ядерной бомбой. Серак винит во всём неизменную человеческую природу, которая провоцирует насилие, агрессию и заставляет человечество идти путём саморазрушения.

Чтобы избежать повтора подобной катастрофы, они с братом и разработали ИИ. Суперкомпьютер должен был взять контроль над развитием человеческой истории, оградить людей от худших проявлений человеческой природы, направить все силы не на конфликты, а на разумное процветание.

Для этого часть человечества нужно было «исправить» — некоторые люди не вписывались в стратегию машины. Для них создали специальные учреждения психологического кондиционирования, в которых пытались «перепрошить» им психику. В подобном учреждении побывал Калеб, а в последствии в одно из них попал и Уильям.

Тех «девиантов», которых нельзя было исправить, нужно было вычеркнуть из общественной жизни — убить или заморозить в хранилище. Так случилось и с братом Серака, который страдал от шизофрении. Всё ради того, чтобы человечество уцелело в турбулентном двадцать первом веке.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

На самом деле, в словах Серака есть зерно истины — предыдущие войны, уничтожавшие практически всё, устраивали люди. Именно человечество создало ядерный запас, который в случае активации уничтожит не только нас, но и любую жизнь на планете. И до сих пор ключ к такому оружию остаётся в руках обычных людей, со свойственными им пороками.

Однако насколько справедливы и обьективны действия Ровоама — сложно судить.

Сериал практически не показывает, как изменилась жизнь при включении системы, насколько вырос достаток, насколько счастлив обычный человек, что стало с культурой, исчезли ли голод и бедность.

Всё это — ключевой момент истории, который остался за кадром. Пока что остаётся лишь верить на слово Сераку и додумывать самостоятельно всё остальное.

Под финал сезона, впрочем, легкомысленному и беспечному поведению героя находится объяснение. На самом деле всё это ему диктовал в ухо Ровоам, а Серак просто слепо следовал инструкциям, уверенный в непогрешимости своего покровителя. Поэтому он не взял больше охраны и не боялся заигрывать с Калебом, Долорес и Мейв. Фактически все сознательные решения Серака закончились в тот момент, когда включилась система.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

Настоящий же антагонист сезона — сам Ровоам. Компьютер, которому поручили защитить человечество любой ценой. Впрочем, мы не знаем, какую цель он пытался достичь на самом деле.

Насколько были верны его расчёты, насколько точно он понимал человечество, насколько уверен был, что эта стратегия принесёт максимальную пользу при минимальных жертвах — мы уже не узнаем. Да и вряд ли сами авторы сериала это продумали, учитывая халатное отношение ко всему остальному.

На самом же деле за Ровоамом не стоит ничего, кроме пространных философских рассуждений. Это хорошо символизирует его форма — ровная, математически выверенная сфера. Красивая внешне, пустая внутри и не имеющая никакого отношения к настоящим квантовым компьютерам.

Фундаментальная проблема третьего сезона в том, что конфликт Серака с Калебом и проблемы хостов лежат в принципиально разных плоскостях.

Из центральной истории третьего сезона могла бы выйти неплохая самостоятельная антиутопия, но ИИ к ней имеют мало отношения.

Новые идеи?

Повторение одних и теж же ошибок — лейтмотив всей истории
Повторение одних и теж же ошибок — лейтмотив всей истории

Не секрет, что «Мир Дикого Запада» взял многие элементы из других фантастических произведений. Внутреннее устройство хостов как в Ghost in the Shell, симуляция реальности как в «Матрице», неуязвимость словно в «Терминаторе», и тому подобное.

Роботы-гейши, управляемые дистанционно мотоциклы, оружие в деловом чемоданчике, боевые роботы — всё это мы видели уже не раз. И даже идея с Ровоамом очень старая — подобное мы могли видеть и в Person of Interest от самого Нолана, и в Psycho-Pass, и даже в старом «Бегстве Логана».

Нет ничего плохого в заимствованиях, если в итоге получается рассказать свою историю. Первый сезон уделил очень большое внимание возникновению сознания как такового. Второй посвятил историю освобождению и выбору собственных алгоритмов, которые управляют и людьми, и хостами. Но в третьем сезоне, к сожалению, никак не получилось углубить тему.

Как и раньше, сериал балует зрителей любопытними «киберпанковскими» моментами

Эта история не говорит ничего нового. Она перефразирует всю ту же старую идею, что мы ходим кругами, подчиняясь одним и тем же установкам, а свободен по настоящему тот, кто может изменить свой образ жизни, пускай это и тяжело.

Вот только раньше сценаристы работали изящее: буквально, показывая алгоритмы, которые лежат внутри машин, и метафорически, говоря о бессознательных, инстинктивных действиях людей.

Третий же сезон воспринимает эту идею слишком прямо. Здесь люди буквально ходят по алгоритмам, написанным для них компьютером. Эта мысль слишком грубая и неточная, если воспринимать её серьёзно.

Человек — это не машина, не простой механизим. Даже сейчас учёные и программисты уже не могут знать, какие мысли скрываются внутри нейросетей, обученных играть в настольные игры или распознавать картинки — настолько это сложные системы с неповторимой картой логических связей. Чего уж говорить тогда о человеке, в чьём мозге около 100 миллиардов нейронов и намного больше связей между ними?

Создателям сериала можно простить высказывание, что человек описывается в 10 тысяч строк. В конце концов, это было только мнение «Делос», да и не до конца корректное, ведь у компании так и не удалось создать дубликат своих клиентов, — отдалённо похожую копию.

Но вот Ровоам, как и любая система, занимающаяся макропланированием, был обречён на неточность расчётов. Такой компьютер хорошо подходит для контроля экономики, борьбы с изменением климата или контролем трафика в городе, но его данных недостаточно, чтобы указывать людям как жить.

Одно дело предлагать людям оптимальные на взгляд машины решения, и совсем другое — делать выбор за них. Это можно сравнить, например, с персонализированной рекламой, которую сейчас нам предлагают социальные сети и поисковики. Пока они ищут что-то, похожее на наши вкусы, такие алгоритмы полезны, но какой был бы хаос, если бы такие приложения принимали решения за нас?

Так и Ровоам изначально не обладал полной информацией о характере и предпочтениях конкретных людей. Когда всех начинают классифицировать и объединять по одной характеристике, на индивидуальные отличия неизбежно приходится закрывать глаза, что не может привести ни к чему хорошему.

Поэтому система не должна и не могла существовать в том виде, в котором показана в сериале. В итоге получается, что Калеб прав в споре с Сераком.

Кроме всего, остаётся также вопрос, какое отношение антиутопическая история имеет к ИИ и хостам. Скорее всего, дело просто в том, что тема сознания и свободы воли просто себя исчерпала в предыдущих двух сезонах. Шоураннерам, по всей видимости, просто нечего было к этому добавить.

Поэтому вместо интроспективной истории поиска себя третий сезон представил другой, более социальный сюжет о столкновении хостов и людей. Такие истории были и раньше, из недавнего можно вспомнить, например, игру Detroit: Become Human и шведский сериал «Настоящие люди» с британским ремейком.

Совсем другой сериал: как «Мир Дикого Запада» превратился из философской драмы в боевик

Может и хорошо, что вместо известных со времён «Бегущего по лезвию» сюжетов авторы решили поэкспериментировать с историей и показали общество, управляемое ИИ. В конце концов иронично, что люди, эксплуатирующие андроидов, решили, что будет хорошей идеей, если ими самими будет руководить компьютер.

Неудача возникла именно в реализации — авторы так и не озвучили собственных мыслей на эту тему, и даже чужие идеи добила халтурная реализация. Слишком мало внимания было уделено Ровоаму и людям, слишком много драгоценного времени потратили впустую на откровенно лишние сюжетные линии, которые никуда не привели.

В итоге третий сезон получился плоским, поверхностным и откровенно вторичным.

Есть несколько позитивных моментов: что-то интересное стало происходить чаще, героям проще сопереживать, и в целом смотреть «Мир Дикого Запада» стало легче. Проблема в том, что третий сезон — это принципиально другой сериал, спин-офф, который почему-то постоянно оглядывается на предшественника.

К сожалению, именно связь с прошлой историей, старые ненужные герои и постоянные отсылки к парку погубили новый сезон. Если бы не это, получилось бы уделить больше внимания центральному конфликту сезона и людям, в него вовлечённым. Но увы: перед нами стандартная фантастическая история, которая не рассказывает ничего нового и быстро выветривается из памяти.

Возможно, в следующем сезоне шоураннеры найдут золотую середину. К счастью, они умеют прислушиваться к критике, а для новой истории в этот раз заложен более прочный фундамент. Но в нынешнем виде «Мир Дикого Запада» — просто лёгкий, красивый киберпанковский боевик, с по прежнему великолепной съёмкой и музыкой. И на этом всё.

3737 показов
14K14K открытий
11 репост
163 комментария

Какой же первый сезон классный. Вот эти все приключения, квесты.
Какой у меня стояк был, когда поднимаешь банку и начинается квест Долорес, игнорируешь и у них с Тедди своя история продолжается. И так везде. Прям заебись, игры будущего 

Ответить

Сюжетная линия с человеком в черном вообще великолепна в первом сезоне. Так раскрыть персонажа нужно еще постараться. 

Ответить

Очень зря сделали восстание роботов уже в конце 1 сезона. Имхо, это был пик сериала, и можно и нужно было растянуть на несколько сезонов нахождение хостов в парке. Ведь по своей сути парк - генератор интреснейших историй. Могли бы сильнее тему с другими парками развить и т.д.

В итоге получили бронепоезд, мчащийся по сюжетным рельсам с оп-хостами (Долорес, Мейв), филлером-Бернардом и полностью слитой аркой Уильяма.

Ответить

Общая задумка офигенная, я о чём-то таком мечтал посмотреть когда был подростком. К сожалению к этой задумке кучу пседвосмысла приложили и "додумай сам", чтобы люди строили всякие теории на пустом месте. Но, как говорится - хочешь лучше, попробуй сделать сам :)

Ответить

Эт да, в третьем сезоне от игр разве что задания которые берёт Калеб на смартфоне. Ну и приколюхи вроде попасть в засаду снайпера и пары чуваков, перекупить снайпера чтобы он убил своих напарников) хотел бы увидеть игру с таким вот элементом

Ответить

Сериал мог бы стать культовым. Если бы длился один первый сезон. :)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить