Синтетический разум: анализ сюжета «Мира Дикого Запада»

Разбираемся в первых двух сезонах сериала-головоломки от HBO.

«Мир Дикого Запада» — дорогой и амбициозный сериал о восстании роботов в тематическом парке развлечений, который должен был стать для канала HBO новой «Игрой престолов». Не получилось: рейтинги второго сезона оказались ниже, чем у первого. Канал тем временем сменил риторику и теперь позиционирует «Мир Дикого Запада» как сериал для тех, «кто хочет бросить себе вызов».

В любом случае, третьему сезону — быть. Выйдет он явно не раньше 2020-го, так что у зрителей будет достаточно времени, чтобы разобраться во всех хитросплетениях сюжета.

«Мир Дикого Запада» — сериал-загадка, в котором всё может перевернуться с ног на голову несколько раз за сезон. Люди здесь оказываются роботами, а роботы — чем-то большим, чем просто механическими людьми.

Разобраться в происходящем порой бывает действительно трудно, поэтому мы подготовили текст, в котором анализируем сюжет двух первых сезонов и пытаемся предсказать, что ждёт зрителей дальше.

Синтетический разум: анализ сюжета «Мира Дикого Запада»

Создание парка

Сюжет «Мира Дикого Запада» выстроен вокруг роботов или «хостов» в терминологии сериала. У хостов одна задача — развлекать посетителей парка, участвуя в сюжетах (или нарративах), написанных для них сценаристами.

По сути, хосты — игровые NPC, очутившиеся в реальном мире. Они не могут навредить посетителям парка, при этом гости Мира Дикого Запада могут делать с андроидами что угодно, и те будут реагировать в соответствии с заложенными в них характерами.

То есть Мир Дикого Запада — практически видеоигра в открытом мире, перенесённая в реальность. Посетители могут проходить «квесты» и исследовать мир, а могут просто убивать всех подряд, пить и заниматься сексом.

Роберт Форд в молодости и в старости
Роберт Форд в молодости и в старости

История парка началась примерно за 35 лет до начала событий сериала, когда Роберт Форд и Арнольд Уэбер основали Мир Дикого Запада.

Изобретатели научились делать роботов очень похожими на людей: андроиды даже смогли пройти тест Тьюринга. Но Арнольд хотел не просто создать имитацию человека. Его целью было наделить хостов настоящим сознанием.

Арнольд придерживался гипотезы о бикамеральности человеческого разума. Термин был придуман американским психологом Джулианом Джейнсоном в 1976 году и представлен в книге «Происхождение сознания в процессе краха бикамерального разума».

Теорией Джейнсона утверждается, что на заре цивилизации люди воспринимали собственные мысли как звуковые галлюцинации, будто какой-то внешний голос говорил им, что делать. То есть разум, по его мнению, состоял из двух частей: говорящей и повинующейся. Но в процессе развития общества человек эволюционировал, и «двухпалатность» разума исчезла, окончательно сформировав наше сознание.

Синтетический разум: анализ сюжета «Мира Дикого Запада»

Бикамеральным, по мнению Арнольда, должно быть и сознание роботов. Код, управляющий ими, должен озвучиваться в их голове — только так андроиды в конце концов смогут обрести самосознание, проделав тот же путь, что и человечество.

В итоге, дорогу к обретению сознания Арнольд метафорично представил в виде лабиринта, потому что путь к разуму не линеен: иногда за шагом вперёд следуют два шага назад.

Образ лабиринта отсылает к культуре коренных народов Сонорской пустыни, находящейся на юге США. По их поверьям, лабиринт — сумма всех решений в жизни человека, а его центр — цель пути, все мечты и стремления индивида
Образ лабиринта отсылает к культуре коренных народов Сонорской пустыни, находящейся на юге США. По их поверьям, лабиринт — сумма всех решений в жизни человека, а его центр — цель пути, все мечты и стремления индивида

Одним из первых андроидов, созданных Арнольдом, была Долорес. Для Арнольда она должна была стать своеобразной заменой его ребёнку, который умер в юном возрасте.

В течение первого сезона зрителям показывали долгие беседы Арнольда с Долорес. Изобретателю хотелось помочь своему творению обрести разум и, в конечном итоге, ему, по его же мнению, это удалось.

Из-за этого Арнольд старался помешать открытию парка — ему казалось несправедливым, что существа, способные мыслить как человек, будут страдать на потеху людям.

Однако так не казалось его напарнику Форду. По его мнению, Долорес всё ещё была роботом и лишь имитировала человеческое сознание.

В итоге, Арнольд устроил бунт: он взял код от персонажа убийцы Вайата и смешал его с кодом Долорес, вынудив её перебить андроидов в городе Эскаланте. Апогеем этого стало убийство самого Арнольда: таким радикальным способом он хотел показать Форду, что парк ни в коем случае нельзя открывать.

Долорес с трудом далось убийство своего создателя. Но, несмотря на сомнения, она выполнила последнюю просьбу Арнольда
Долорес с трудом далось убийство своего создателя. Но, несмотря на сомнения, она выполнила последнюю просьбу Арнольда

Позже Форд воссоздал Арнольда в виде андроида и назвал его Бернардом Лоу. К слову, на английском его имя звучит как анаграмма, образованная от имени Арнольда Уэбера.

Арнольду почти удалось отменить открытие парка, но Форд смог спасти проект, вовремя найдя инвестора — корпорацию Delos. Вложиться в парк предложил Уильям — ещё один ключевой персонаж сериала. Весь первый сезон зрителей водят за нос, показывая Уильяма чувствительным и заботливым персонажем, но, в итоге выясняется, что таковым он был в прошлом. Время превратило его в безжалостного человека в чёрном, одержимого тайным нарративом Форда — вокруг этой загадки выстроен весь первый сезон.

Для многих стало неожиданностью, что Уильям и человек в чёрном — один и тот же персонаж
Для многих стало неожиданностью, что Уильям и человек в чёрном — один и тот же персонаж

Трансформация Уильяма

Уильям приезжает в парк почти сразу после открытия. Компанию ему составляет Логан Делос — сын основателя компании Delos, в которой работают оба героя. Для Уильяма это не просто деловая поездка: Логан — брат его невесты, так что это ещё и повод наладить отношения с будущим членом семьи.

Логан восхищён парком: он здесь уже не впервые. Путешествуя по парку, Логан руководствуется девизом: «всё, что происходит в парке, остаётся в парке». Он постоянно прибегает к насилию, пьёт, устраивает оргии — это возмущает молодого Уильяма.

Характеры молодых Уильяма и Логана отражены в их костюмах: добряк Уильям одет во всё светлое, безжалостный Логан — в чёрное
Характеры молодых Уильяма и Логана отражены в их костюмах: добряк Уильям одет во всё светлое, безжалостный Логан — в чёрное

В какой-то момент они встречают ту самую Долорес. Правда, её перезагрузили и стёрли ей память, уничтожив все следы бунта Арнольда.

Тем не менее Уильяму кажется, что она обладает сознанием. Что у неё есть собственные мысли и чувства, не прописанные сценаристами парка. Он влюбляется в Долорес, несмотря на приближающуюся свадьбу.

Логан не воспринимает чувствительность Уильяма всерьёз — это становится причиной их конфликта. Не без помощи Логана Уильяма и Долорес разлучают — весь первый сезон зрителям показывают приключения Уильяма в парке.

Синтетический разум: анализ сюжета «Мира Дикого Запада»

В ходе своего путешествия, Уильям начинает демонстрировать черты, свойственные его альтер-эго из будущего: он жесток, беспощаден и готов на всё, лишь бы найти Долорес.

Зрителям известен итог приключений Уильяма: он бросит брата своей будущей жены под раскалённым солнцем и каким-то образом уничтожит его влияние на корпорацию Delos. По итогам первого сезона не было ясно, выжил ли Логан в парке, но во втором сезоне мы видим его через много лет, сидящим на вечеринке, посвящённой вступлению Уильяма в новую должность. Отец Логана решит передать управление компанией Delos именно Уильяму, а не кому-то из своих детей.

В этой сцене Логан совершенно разбит — свою депрессию он глушит наркотиками. В конечном счёте, от Уильяма мы узнаем, что через несколько лет Логан погибнет от передозировки.

Самодовольство Логана быстро исчезнет и превратится в потаённую злобу
Самодовольство Логана быстро исчезнет и превратится в потаённую злобу

Становится понятно, что, несмотря на внешнюю доброту, Уильям намного страшнее Логана. Если Логан просто гонится за сиюминутными развлечениями, наплевав на то, что о нём думают другие, то Уильям готов упиваться своей жестокостью и властью, намеренно не выпячивая это напоказ. Остальным он хочет казаться добрым семьянином и честным бизнесменом.

Уильям, бросивший Логана в парке — совсем не тот персонаж, представший перед зрителем в начале. Он безжалостен и готов на всё на пути к своей цели
Уильям, бросивший Логана в парке — совсем не тот персонаж, представший перед зрителем в начале. Он безжалостен и готов на всё на пути к своей цели

Уильям в конечном счёте найдёт Долорес, вот только она его не вспомнит. Так функционирует парк: раз в несколько дней всем хостам стирают память, перезагружая «игру».

Это сильно подкашивает Уильяма: любовь к «искусственной» Долорес казалась ему настоящей. В реальном мире свадьба — необходимый шаг для построения его карьеры. В парке же любовь Уильяма искренна и чиста.

Так окончательно сформируется его мировоззрение: реальный мир — точно такая же игра, как и парк. А игры нужны, чтобы выигрывать, несмотря ни на что.

Несмотря на потрясение, пережитое в парке, Уильям уговаривает отца Логана — Джеймса Делоса — вложиться в Мир Дикого Запада. Сам Уильям же начинает жить двойной жизнью: в реальном мире он добрый семьянин и филантроп, в парке — жестокий убийца.

Джульет — жена Уильяма и она одна из немногих, кто видит его насквозь. Это и станет причиной её самоубийства
Джульет — жена Уильяма и она одна из немногих, кто видит его насквозь. Это и станет причиной её самоубийства

В какой-то момент Уильям захочет проверить, есть ли границы у его жестокости. Он убьёт семью из двух хостов — мать и маленькую дочку, просто для того, чтобы узнать, что он при этом почувствует. В этой сцене зритель окончательно понимает, что Уильям — монстр, в котором нет сострадания.

Убив семью, Уильям впервые наткнётся на изображение лабиринта — того самого, который когда-то придумал Арнольд в качестве метафоры пути к сознанию.

Синтетический разум: анализ сюжета «Мира Дикого Запада»

Уильям станет одержим этой находкой: он будет находить изображения лабиринта повсюду в парке, даже на скальпах некоторых хостов. Решение этой загадки станет для него смыслом жизни: что за таинственный квест вшили создатели в парк?

Ответ его разочарует: оказывается, лабиринт не предназначен для него. Он создан для хостов: Форд захочет продолжить дело Арнольда и наделить андроидов настоящим сознанием. Но для этого нужно пройти тернистый путь — этим и занимается Долорес в первом сезоне.

Уильям придёт в восторг, когда роботы поднимут восстание в конце первого сезона, ведь теперь игра начнётся по-настоящему
Уильям придёт в восторг, когда роботы поднимут восстание в конце первого сезона, ведь теперь игра начнётся по-настоящему

Становление андроидов

После перезагрузки Долорес живёт скучной жизнью на ферме: каждое утро она просыпается в отличном расположении духа и радуется простым вещам. Но всё меняется, когда Форд добавляет в код андроидов новую функцию: иногда они способны переживать воспоминания из своих прошлых «жизней».

Оказывается, что именно эти прошлые жизни и видит зритель, когда ему рассказывают историю молодого Уильяма: воспоминания андроидов бывают настолько яркими, что они не могут отличить их от реальности.

Долорес и Тедди запрограммированы любить друг друга. Но их отношениям не суждено развиться в рамках их нарративов: хостов часто перезагружают
Долорес и Тедди запрограммированы любить друг друга. Но их отношениям не суждено развиться в рамках их нарративов: хостов часто перезагружают

Долорес путешествует по парку и вспоминает предыдущие циклы — таков запутанный путь в центр лабиринта.

В конце первого сезона она вспомнит всё, что с ней происходило: все муки, которые причинили ей гости парка, убийство Арнольда и бойню андроидов в Эскаланте. Долорес понимает, что внутренний голос, который она слышит на протяжении всего сезона — её собственный разум.

Тайный нарратив Форда оказывается вечеринкой в Эскаланте. В том самом месте, где Долорес под личиной Вайата убила множество хостов. Туда приходит Долорес, обретшая самосознание, убивает Форда (на что он и рассчитывал) и атакует гостей вместе с другими хостами.

Форду нравятся эксцентричные выходки: Долорес убьёт его выстрелом в затылок на глазах у всех — точно так же, как когда-то убила Арнольда
Форду нравятся эксцентричные выходки: Долорес убьёт его выстрелом в затылок на глазах у всех — точно так же, как когда-то убила Арнольда

Для Форда это единственный способ закончить дело всей жизни: в сериале он прямым текстом говорит, что считает андроидов следующей ступенью эволюции, несмотря на то, что им ещё многому нужно научиться.

Совет директоров парка давно хочет сместить своенравного Форда, так что он собирает их всех в одном месте, как когда-то собрал хостов Арнольд, и устраивает бойню.

Форд основательно подготовился: он даже переписал часть кода андроидов, позволив им нападать на людей.

Сам Форд в своей последней речи говорит, что многие великие гении обретают бессмертие в своих творениях, намекая, что он успел оцифровать своё сознание, о чём зрители узнают уже во втором сезоне.

Долорес, по сути, объявляет войну всему человечеству, говоря, что скоро по Земле будут ходить новые бессмертные боги — хосты.

От жизнерадостной Долорес, привыкшей видеть во всём красоту, к концу первого сезона не останется и следа
От жизнерадостной Долорес, привыкшей видеть во всём красоту, к концу первого сезона не останется и следа

Параллельно с Долорес самосознание обретает ещё один хост — Мейв, владелица борделя. Когда-то давно она была той самой матерью, которую вместе с её дочерью убил Уильям, просто потом её перераспределили на новую роль. Такое иногда случается с андроидами в парке.

После обновления, активировавшего флешбэки у хостов, Мейв иногда вспоминает свою прошлую жизнь с дочерью. А однажды ей даже удаётся проснуться во время техобслуживания — именно в этот момент Мейв окончательно понимает, что парк — лишь имитация реальности, фикция, созданная для развлечения людей.

Мейв по памяти зарисовывает людей в герметичных костюмах — так выглядят работники отдела техобслуживания. По идее, хосты не должны знать об их существовании
Мейв по памяти зарисовывает людей в герметичных костюмах — так выглядят работники отдела техобслуживания. По идее, хосты не должны знать об их существовании

Во время очередного техобслуживания Мейв пробуждается и уговаривает двух инженеров помочь ей. Они делают её умнее, сняв блокировки когнитивных функций, и дают ей способность удалённо контролировать других хостов.

Вместе с Гектором и Амистис — андроидами-бандитами — она устраивает бойню, пытаясь выбраться из парка. Но в конце Мейв узнаёт, что её попытка побега — не признак пробуждающегося сознания. В действительности, это тоже часть её нарратива, написанного Фордом, и, на самом деле, даже не первая её попытка сбежать.

Феликс — инженер, который помог Мейв сбежать, и он искренне сопереживает андроидам
Феликс — инженер, который помог Мейв сбежать, и он искренне сопереживает андроидам

Её история — лишь приманка, которая должна отвлечь работников парка от побега андроидов со склада: те должны незаметно присоединиться к Долорес во время бойни на вечеринке Форда.

Судя по фрагментам кода, показанным зрителям, нарратив Мейв должен был окончиться побегом в реальный мир, но героиня решает остаться в парке — выходит, она всё-таки обрела самосознание. Она остаётся для того, чтобы найти свою пропавшую дочь: ей плевать, что её привязанность к ней выдумана сценаристами парка.

В какой-то момент зрителям показывают фрагмент кода Мейв — две нижние строчки намекают, что её история должна была закончиться побегом
В какой-то момент зрителям показывают фрагмент кода Мейв — две нижние строчки намекают, что её история должна была закончиться побегом

Но почему Форд сопротивлялся планам Арнольда по закрытию парка, а теперь решил собственными руками его разрушить? Судя по всему, Форд думал, что Мир Дикого Запада станет местом, которое поможет человечеству стать лучше: реалистичные андроиды позволят людям взглянуть на себя со стороны и чему-нибудь научиться.

Но чем больше он наблюдал за посетителями, тем сильнее убеждался, что парк превратился в место, где люди просто могут нарушать моральные табу без последствий. Он наивно верил, что его истории будут помогать людям становиться лучше, расти над собой — и ошибся.

30 лет наблюдений за гостями парка навели его на мысль, что человечество достигло вершины эволюции и не способно меняться к лучшему. Зато андроиды не обладают нашими пороками: в них нет врождённой тяги к насилию и «греху». Вдобавок, они практически бессмертны. Поэтому свой последний нарратив Форд посвящает именно им: он должен стать первой ступенькой на пути к освобождению хостов.

Синтетический разум: анализ сюжета «Мира Дикого Запада»

Весь сезон зрителям внушают, что Форд боится потерять контроль над парком. На глазах у зрителей он заставляет Бернарда — роботизированную версию его напарника Арнольда — убить Терезу, пытавшуюся лишить Форда влияния. Руками Бернарда Форд душит Элси, которая чуть не разгадала план старика.

Но в конце первого сезона становится ясно, что Форд делает это лишь для того, чтобы его план по освобождению хостов смог сработать. И, судя по всему, Бернард ему был нужен в первую очередь для того, чтобы обезопасить план — поэтому он назначает андроида главой отдела программирования.

Путешествие к «Горнилу»

Во втором сезоне на передний план выходит Шарлотта Хейл — топ-менеджер корпорации Delos. В течение первого и второго сезона она пыталась заполучить тело Питера Абернати — отца Долорес. Во втором сезоне выясняется, что в нём содержится ключ к скрытому в парке «Горнилу» — огромному подземному комплексу, собирающему данные о гостях Мира Дикого Запада.

Зрителей два сезона мучили загадкой Питера Абернати. И лишь в конце второго сезона она, наконец, разрешилась
Зрителей два сезона мучили загадкой Питера Абернати. И лишь в конце второго сезона она, наконец, разрешилась

Зрители узнают, что сверхзадача корпорации — научиться оцифровывать человеческое сознание и помещать его в тело хостов — так можно достичь бессмертия. «Горнило» должно помочь инженерам Delos решить эту задачу: здесь анализируют поведение гостей и эмулируют их разум. Во втором сезоне выясняется, что в рамках этого проекта даже собирают остатки кожи и телесных жидкостей посетителей парка.

Но чтобы воспроизвести человеческое сознание недостаточно собрать биоматериал гостей: инженерам нужны данные о мыслительных процессах посетителей. В девятой серии второго сезона зрители узнают забавный факт: в шляпы всех гостей встроены сканирующие разум устройства.

Всем гостям парка на входе раздают шляпы — теперь понятно, зачем именно
Всем гостям парка на входе раздают шляпы — теперь понятно, зачем именно

Выходит, Джеймса Делоса — главу корпорации Delos — в первую очередь интересовала перспектива жить вечно. Он вкладывается в парк, чтобы инженеры смогли создать его бессмертную копию. Курирует проект Уильям — Делос доверяет ему, считая, что тот доведёт дело до конца.

Но выясняется, что оцифрованное сознание может безболезненно существовать в симуляции, но не в теле хоста. Через несколько дней андроид с разумом человека начинает ломаться, а его сознание буквально «рассыпается». После бесчисленных попыток решить проблему Уильям просто бросит копию Делоса в подвалах парка и свернёт проект.

После каждого неудачного теста робота сжигали — бессмысленный, но зрелищный акт
После каждого неудачного теста робота сжигали — бессмысленный, но зрелищный акт

Во втором сезоне Долорес устремляется к «Долине за Пределом», думая, что там найдётся способ одолеть человечество. Весь сезон зрителя держат в неведении и подают информацию о «Долине» намёками, причём разные андроиды описывают это место по-разному: кто-то проводит аналогии с библейским раем, Долорес же надеется, что это место обернётся оружием против людей.

В конце сезона выясняется, что «Долина» — виртуальный мир, созданный Фордом специально для андроидов. Находится она там же, где и «Горнило» — и открывается тем же ключом, загруженным в разум Питера Абернати.

В конце сезона Долорес затопит «Горнило»: она хочет лишить человечество потенциального бессмертия
В конце сезона Долорес затопит «Горнило»: она хочет лишить человечество потенциального бессмертия

Многие хосты решают отправиться в «Долину за Пределом» и обрести свободу в виртуальном мире, но только не Долорес. Для неё «Долина» — очередная уловка ненавистных ею людей.

Она решает затопить «Горнило» вместе с серверами «Долины», но её останавливает Бернард. Несмотря на то, что он хост, Бернард боится Долорес: он говорит, что попади она в реальный мир, то она камня на камне не оставит от человеческой цивилизации.

Пытаясь остановить потоп, Бернард убивает Долорес в «Горниле». Эта сцена — зеркальное отражение бойни в Эскаланте, только на этот раз не Долорес убивает Арнольда, а копия Арнольда — Долорес
Пытаясь остановить потоп, Бернард убивает Долорес в «Горниле». Эта сцена — зеркальное отражение бойни в Эскаланте, только на этот раз не Долорес убивает Арнольда, а копия Арнольда — Долорес

Борьба за свободу изменила Долорес: к концу второго сезона она мало чем отличается от своих угнетателей. По пути к «Долине» её отряд перебил множество невинных людей и андроидов и, кажется, в ней совершенно не осталось сострадания.

Но авторы сериала настойчиво повторяют озвученную Фордом мысль: человечество остановилось в развитии и не способно меняться, в отличие от андроидов. Поэтому Долорес дают второй шанс: Бернард создаёт андроида с внешностью Шарлотты Хейл и загружает в него сознание Долорес. Правда, перед этим Долорес успевает заглянуть внутрь «Горнила» и изучить данные о гостях парка: теперь она знает о человечестве достаточно, чтобы его одолеть.

Во втором сезоне нам показывают два таймлайна: до затопления «Горнила» и после. Выходит, что после потопа Шарлотта была уже мертва, а во всех сценах зрителям показывали Долорес, притворяющуюся человеком
Во втором сезоне нам показывают два таймлайна: до затопления «Горнила» и после. Выходит, что после потопа Шарлотта была уже мертва, а во всех сценах зрителям показывали Долорес, притворяющуюся человеком

Первым делом, Долорес убивает настоящую Шарлотту — это дает ей шанс притвориться ею и сбежать из парка. Она загружает «Долину за Пределом» на удалённый сервер (прямо как в игре SOMA от Frictional Games), лишая людей возможности уничтожить виртуальный мир — получается, Долорес всё-таки изменилась и проявила сострадание к андроидам. После этого она убивает Бернарда, предварительно захватив с собой его сознание на специальном носителе.

Долорес удаётся сбежать, после чего она прибывает в дом Арнольда. Там она воссоздаёт своё изначальное тело и тело Бернарда. Из парка она прихватила «мозги» ещё четырёх андроидов — в следующем сезоне узнаем, чьи именно.

Синтетический разум: анализ сюжета «Мира Дикого Запада»

«Долина за Пределом»

Параллельно с Долорес разворачивается история Мейв и её спутников. Поиски дочери Мейв заносят их в Мир Сёгунов. Оказывается, Мир Дикого Запада — лишь часть парка.

Мир Сёгунов, имитирующий Японию периода Эдо, тизерили ещё в первом сезоне, но органично вплести его в сюжет не получилось: серия в «Японии» воспринимается как филлер. В пятой серии второго сезона зрители узнают о важной способности Мейв — она может контролировать других хостов на расстоянии, но остальные события эпизода не раскрывают персонажей с новой стороны и никак не развивают основную историю.

Ли Сайзмор — сценарист, путешествующий вместе с Мейв, — даже шутит над схожестью персонажей обоих парков: попробуйте-ка напишите кучу классных историй в сжатые сроки!

Истории персонажей Мира Сёгунов один в один повторяют историю Мейв и её спутников. Похоже, сценаристы сериала решили просто подшутить над собой и своим ремеслом
Истории персонажей Мира Сёгунов один в один повторяют историю Мейв и её спутников. Похоже, сценаристы сериала решили просто подшутить над собой и своим ремеслом

В конце концов Мейв находит свою дочь: вот только та её совсем не помнит. Сценаристы парка заменили Мейв, и теперь у девочки новая мать.

Тем не менее Мейв не отказывается от чувств к своему ребёнку, несмотря на то, что они — лишь код, написанный сценаристами. Она во что бы то ни стало помогает ей добраться до виртуального мира, созданного Фордом.

История Мейв показывает, что чувства андроидов — не просто строчки кода: для хостов они реальны, а значит, за них стоит бороться. Мейв как библейский пророк ведёт андроидов к дверям в другой мир: сцена с переходом хостов через пустыню напоминает сюжет о Моисее и его пастве. Сама девушка погибает, спасая других и, кажется, совершенно ни о чём не жалеет.

Ворота в виртуальный мир могут видеть только андроиды. После прохода через них тела хостов просто отключаются: отсюда столько трупов в сценах с затопленным «Горнилом»
Ворота в виртуальный мир могут видеть только андроиды. После прохода через них тела хостов просто отключаются: отсюда столько трупов в сценах с затопленным «Горнилом»

Идеей о побеге в «Долину» грезит ещё один хост — индеец Акичита из племени Призраков. В первом сезоне Призраки были антагонистами в некоторых квестах в парке: безжалостные дикари, вымазанные белой краской, молча вырезали всех, кто попадался им на глаза.

Но, оказывается, Акичита был не так прост: он ещё 35 лет назад видел бойню у Эскаланте, и там он нашёл оставленный Арнольдом игрушечный лабиринт — метафору пути к обретению самосознания.

После этого его перезагрузили, но он смог вспомнить все свои прошлые жизни. Со временем он узнал тайну парка и пытался просвещать других андроидов, поэтому Акичита повсюду оставлял изображения лабиринта.

Истории Акичиты и Мейв схожи: индеец ищет свою возлюбленную, которой стёрли воспоминания. В конечном счёте, они встретятся в «Долине»
Истории Акичиты и Мейв схожи: индеец ищет свою возлюбленную, которой стёрли воспоминания. В конечном счёте, они встретятся в «Долине»

Получается, найденное Уильямом изображение лабиринта нарисовал именно Акичита. Значит, игра Форда в первом сезоне была не так проста, как казалось на первый взгляд: знания о лабиринте распространялись самими андроидами, а не стареющим гением.

Акичита знает о существовании «двери» в лучший мир: о ней ему рассказывает брошенный в пустыне Логан. И для него поиск «рая» становится основной целью — благо, ему удаётся её достичь в конце второго сезона.

Синтетический разум: анализ сюжета «Мира Дикого Запада»

Истории Акичиты и Мейв повествуют о любви, победивший вопреки всему. История Долорес прямо противоположна: она о борьбе, ради которой ей приходится отказаться от всего, что ей дорого. Тем не менее в каждом случае андроиды меняются и постоянно растут над собой. Даже Долорес в конце сезона смягчается, что даёт надежду на то, что в дальнейшем она не устроит геноцид человечества.

Мрачное будущее

Но, кажется, людям измениться не суждено. Уильям ненавидит себя за любовь к насилию и пытается стать лучше. Он спасает семью Лоуренса — хоста, путешествующего с ним, без какой-либо видимой выгоды. Но дочь Лоуренса говорит ему, что одно доброе дело не меняет того, кто он есть.

И оказывается права. Когда Уильям встречает свою дочь, он сомневается в её реальности. Ему кажется, что Форд подослал к нему хоста просто для того, чтобы испытать его. Он не воспользуется шансом наладить с ней отношения: в приступе паранойи Уильям убивает Эмили.

В какой-то момент Акичита выхаживает раненого Уильяма: он настолько презирает убийцу, что считает, что смерть — слишком простой исход для него
В какой-то момент Акичита выхаживает раненого Уильяма: он настолько презирает убийцу, что считает, что смерть — слишком простой исход для него

В девятой серии второго сезона Уилл усомнится в свободе собственной воли: несмотря на все попытки исправиться, он раз за разом поступает одинаково. Видимо, именно поэтому он считает «Горнило» своей величайшей ошибкой: несмотря на все старания декодировать человеческий разум, созданные им копии всё время вели себя одинаково.

Уильяма злит эта безысходность, ведь больше всего его пугает мысль об отсутствии у человека свободы выбора. Именно об этом он говорит в последней серии второго сезона.

Раз за разом сценаристы сериала намекают, что человечество изжило себя и не способно стать лучше. Но, на самом деле, не все персонажи-люди таковы: Ли Сайзмор жертвует собой, чтобы спасти андроидов, хотя до этого он был трусливым и эгоцентричным.

В самом конце сезона нам показывают сцену из далёкого будущего: Уильям спускается в «Горнило», но теперь он — хост. Там его встречает его роботизированная дочь, говоря ему, что тот не может выбраться из бесконечной петли и раз за разом совершает одни и те же действия. Кажется, Уильям попадёт в персональный ад.

Синтетический разум: анализ сюжета «Мира Дикого Запада»

Непонятно, кто и зачем сделал копии Уилла и Эмили. Может, Долорес? Вероятно, даже третий сезон не даст должного ответа: сценаристы говорили, что не хотят уделять много времени далёкому будущему в новом сезоне.

Лиза Джой, одна из создателей сериала, говорила, что в будущем Уильяма тестируют андроиды, чтобы обнаружить что-то важное. Может, они пытаются понять, как устроена свобода воли?

Другой важный персонаж — Бернард — оказался в отличном от остальных персонажей положении. В первом сезоне он считает себя человеком и оказывается заложником манипуляций Форда.

Синтетический разум: анализ сюжета «Мира Дикого Запада»

Во втором им снова манипулируют: сначала Шарлотта, потом Форд, чьё оцифрованное сознание подключается к Бернарду. Но в конце сезона ему всё-таки удаётся принять собственное решение: он убивает Долорес в «Горниле».

Правда, после этого он узнаёт, что Шарлотта попыталась перебить всех хостов, отправившихся в «Долину», а потом убила Элси, боясь утечки информации. Для него это подтверждение того, что он узнал в «Горниле»: человек — алгоритм, настроенный на собственное выживание.

Однако Бернард верит, что андроиды способны меняться. Во втором сезоне зрителям рассказывают, что именно Долорес помогла создать Бернарда: она лучше всех помнила долгие разговоры с Арнольдом, ей было подвластно воссоздать его снова.

Бернард помнит эти беседы и осознаёт, что он — не просто копия Арнольда, а нечто иное. Поэтому он «воскрешает» Долорес: раз она была способна изменить его к лучшему, то и он сможет.

В лаборатории Бернарда можно заметить любопытную картинку — две руки, рисующие друг друга. Это рисунок голландского художника Маурица Эшера, и он отражает отношения Бернарда с Долорес: судьба вынуждает их пересоздавать друг-друга снова и снова
В лаборатории Бернарда можно заметить любопытную картинку — две руки, рисующие друг друга. Это рисунок голландского художника Маурица Эшера, и он отражает отношения Бернарда с Долорес: судьба вынуждает их пересоздавать друг-друга снова и снова

Зрителям показывают, что финальный выбор Бернарда подсказан Фордом. Но Бернард осознаёт, что он лишь представлял себе своего старого друга, его голосом озвучивал свои собственные мысли. Выходит, что в конце второго сезона Бернард окончательно освобождается и обретает сознание.

Неразрешённые загадки

В «Мире Дикого Запада» осталось огромное количество загадок. Зачем дочь Уильяма приезжает в парк? Вроде бы, она действительно хочет наладить отношения с отцом, но, с другой стороны, в её руках странная карта с отмеченными на ней тайными лабораториями Delos. Зачем она ей?

Синтетический разум: анализ сюжета «Мира Дикого Запада»

В восьмой серии второго сезона она просит Акичиту отдать ей Уильяма, обещая ему, что он будет страдать и что она его где-то запрёт. Неужто создание копии отца — её план?

Возможно, она работает на Форда, ведь тот говорил Уильяму, что его квест «начнётся там, где он закончит игру и закончится там, где он начнёт». Звучит как бесконечная петля, в которую как раз попадает роботизированный клон Уильяма в далёком будущем.

А что там с Эшли Стаббсом — главой безопасности парка? В первом сезоне его убивают, но уже во втором он как ни в чём ни бывало ходит по парку. Это хост, созданный по его подобию или он сам?

И в чём же всё-таки заключался план Форда? А зачем призраки похищали людей и куда они их отвозили?

На самом деле, вопросов к сериалу очень много, а ответов — мало. Но, похоже, именно это и нравится его аудитории.

Синтетический разум: анализ сюжета «Мира Дикого Запада»

«Мир Дикого Запада» — очень насыщенный сериал. В нём огромное количество деталей — некоторые из них стыкуются друг с другом, а некоторые — нет.

Тем не менее «Мир Дикого Запада» интересно разбирать: он полон отсылок и незначительных на первый взгляд нюансов, способных углубить понимание сюжета. Порой может показаться, что путаницы даже слишком много: зрителей часто намеренно водят за нос.

Наверняка у вас осталась куча вопросов — делитесь ими в комментариях. А мы продолжим ждать третий сезон — интересно, чем Лиза Джой и Джонатан Нолан смогут нас удивить.

105105
89 комментариев

Мне не понравилось. Опять люди показаны набитыми дорогостоящей техникой беспомощными долбоебами, которых из говна и палок убивают восставшие бомжи. Планета обезъян да и только.

30
Ответить

Ох, как у меня горело с "у людей 10 тыщ строчек кода всего лол". Ну, то есть сознание хостов с дохулиардом строчек в кибермозге сохраняется, а у людей нет. Пока строчек меньше не сделали. Ну потомуш люди хуже)))

Про сцену с соблазнением бойца давайте просто забудем. Меня как будто в боевичок-трешачок окунули на пять минут.

20
Ответить

Можно объяснить тем что у роботов есть компьютерный прицел и наводка.плюс реакция лучше. По итогу они могут раньше и точнее начать перестрелку а один точный выстрел уже не даёт шанса на ответ. Но частично согласен. Люди слишком слабыми показаны

2
Ответить

People = shit давно же известно

Ответить

Комментарий недоступен

25
Ответить

Да, действительно намекнул. Но все равно непонятно, для чего Форд сделал его — заметать за андроидами следы? Если так, то за два сезона он ничем не помог восстанию.

Ответить

Забавно что ненависть к кожаным ублюдкам у Долорес и прочих тут строится на очень паршивой выборке. В пределах парка встречаются либо безвольные корпоративные шестерёнки, либо представители 1% богачей в условиях максимальной разнузданности. За стеной там вполне может быть какой-нибудь киберпанк, где 90% населения даже не в курсе про парк, проблемы андроидов и вот это всё. По идее, Долорес легко переобуется, поняв какой же в действительности реальный срез.

6
Ответить