Смотрите «Дом Дракона» 22 августа в подписке Плюс Мульти с Амедиатекой на Кинопоиске
«Дом Дракона»
Смотрите в подписке Плюс Мульти с Амедиатекой на Кинопоиске
Доступно на Кинопоиске по Подписке Плюс Мульти с Амедиатекой или при наличии Доп. опции "Амедиатека". Условия: clck.ru/FMQND.
Доступно на Кинопоиске по Подписке Плюс Мульти с Амедиатекой или при наличии Доп. опции "Амедиатека". Условия: clck.ru/FMQND.
18+

В плену у звука и монтажа

"Реквием по мечте" - мощное кинематографическое зрелище. Кто-то знал об этом давно, но я его впервые посмотрел лишь в прошлом году. Вспоминаю свои наблюдения.

Ценно кино, умеющее передавать даже самое банальное содержание так, чтобы оно оставило глубокий след в нашем восприятии. Киноязык “Реквиема по мечте” мощен и базируется прежде всего на двух кинематографических элементах. Первый из них - саундтрек.

Главная тема "Lux Aeterna" так и вовсе стала популярнее самого фильма. Но только в контексте действия она обрела всю свою значимость и функциональность.

Ведь саунд должен не только вызывать особое эмоциональное состояние, но и соотноситься с происходящим на экране, чего, видимо, не учли создатели пафосных трейлеров и мрачных политических роликов, всячески эксплуатируя его.

Ну серьёзно...

Порой я не удерживаюсь от подобного сарказма, но моя мысль в том, что музыкальная тема "Реквиема" хороша прежде всего в исходном контексте. До знакомства с фильмом она раздражала меня своей попсовостью - до такой степени её в своё время играли и использовали к месту и не к месту. А во время просмотра фильма я ей проникся...

Помимо основного лейтмотива раз за разом чередуются немало других музыкальных тем в зависимости от конкретной сцены. Жанр электронной музыки специфично сказывается на атмосфере, ведь в последнее время на фоне действия куда привычней слышать абстрактные шумы в виде струнных или духовых.

Вторая важная вещь в фильме - это монтаж. Аронофски создал так называемый хип-хоп монтаж, быстро сменяющий крупные планы с резкими звуками. Это явно ощущается в сценах употребления очередной дозы.

После того, как герои получают деньги на дурь, нам показывают быструю череду кадров с вещами по типу включения зажигалки и увеличения зрачка глаза. После мы уже видим конкретный результат, где один из них забавно танцует явно не в самом трезвом состоянии.

В другом моменте Гарольд, расстроенный от встречи с мамой, плачет, но после внезапной нарезки кадров с принятием дозы с того же ракурса мы видим совершенно безэмоциональное лицо со стеклянными глазами.

Нашли своё применение и пару других монтажных приёмов, например, ускорение времени и разделение экрана на две половинки, что в сочетании с операторскими стараниями погружают нас с головой в ментальное состояние героев.

Вспомните моменты, когда героев показывают сверху, словно со стороны недосягаемого, к которому стремились. Среди них можно отметить финал, в котором каждый из них сворачивается клубочком, осознавая, что сыграл реквием по своей мечте.

Но особо интересным мне показалось то, как нам представили Мерион. Знакомство зрителя с героиней на фоне зелёной травы само по себе выглядит красиво, так ещё без лишних строк в сценарии, нам не составит труда понять её натуру, жаждующую непременно получать то, чего желает.

Мерион обращает свой взгляд на крышу дома, а её сильное намерение оказаться там подчёркивает камера, чередующая съёмку героини сверху и съёмку дома от её лица снизу.

Они с Гарольдом, словно дети, одержимые своими желаниями, пробираются на крышу, лепеча что-то невразумительное в домофон и химича с проводкой. И уже там, рядом с облаками, обсуждают свои мечты, что надеются достичь с той самой озорной простотой, с какой достигли высоты многоэтажки.

В результате, отказавшись платить цену, герои становятся жертвами тех простых средств, которые выбрали для осуществления своих целей.

Идея, что выбранный героями путь не приведёт ни к чему хорошему, сильно прослеживается в настроении подобных сцен, которые за счёт технического исполнения удерживают саспенс.

В относительно недавнее время такое можно было заметить в "Джокере" и "По наклонной". Хотя второй пример больше выглядит дешёвой версией "Реквиема", похоронившей рассказываемую историю сомнительными мотивами и поступками героев. А "Джокер", подобно "Реквиему" без резких рывков набирает обороты пугающей неизбежности и напряжёнки.

Но "Реквием" держится не на одном актёре с оскароносной игрой, а на нескольких - с естественной и живой. Фильм распределяет время между несколькими участниками историй, преподнося саму проблематику на разных уровнях.

Как не сбавить градус тревожного ожидания зрителя при размеренном повествовании и предсказуемости исхода событий?

И снова: музыка и монтаж.

В фильме очень мало тихих переходных сцен, которые в своей привычной манере разбавляют важные и кульминационные эпизоды истории. Куда чаще в сценах звучит музыкальная тема, которая, несмотря на общее настроение, почти всегда несёт тревожный оттенок.

Кино отдаёт цикличностью как и в саунде, так и в событиях. Особенно это проявляется в сценах, где Сара под хип-хоп монтаж пытается похудеть, принимая диету, смотря телевизор, снова и снова визуализируя себя в нём во всей красе. И чтобы зритель не расслаблялся, режиссёр моментально переключает наше внимание с Сары на молодое поколение, плавно меняя одно музыкальное сопровождение на другое.

*гифка со звуком* Загадочную Coney Island Dreaming сменяет медитативная Ghosts of Things to Come.

Моменты тишины Аранофски оставляет для тех случаев, когда информация преподносится больше через диалоги, чем через атмосферу. Это делает само повествование концентрированным и слитным, за счёт чего пик достигается плавным образом. Мы уже и не заметили, как происходящее начало отдавать некоторым трешем, а сцены четверых разных героев сменяться с более учащённой периодичностью.

Но последняя сцена, конечно, самая печальная. Помните, как Артур Флек в "Джокере" представляет себя на сцене во время выступления своего кумира и комика Мюррея Франклина, где принимает от него похвалу и объятья на глазах у зала? Трагичность этой сцены в том, что Артур настолько зависим от признания окружающих и Франклина его комиком, что он заполняет эту зависимость своим воображением.

Думаю, у всех были подобные моменты жизни, о которых нам стыдно даже вспоминать... Или только у меня? 👀

В "Реквиеме" подобная сцена происходит не один раз. Сама Сара признала, что она одинока и никому не нужна. Как мать, она зависима от мнения сына о ней. Она упорно видит себя красивой на сцене, а рядом с собой успешного Гарольда, у которого в суровой реальности своя жизнь, а попытки Сары приблизить его к себе - тщетны. Новые дозы приводят к тому, что сошедшая с телевизора мечта насмехается над ней.

Хоррор-моменты "Реквиема" действительно наводят жуть. Страшнее оказаться лохом на всю жизнь, чем в лапах страшного маньяка (утрирую, конечно, но мысль вы поняли).

И после конвульсий, плача, распиливания и проникновений, зрителю даёт под дых последняя сцена - эмоционально самая давящая и неприятная из всех.

Драматургия находит здесь свой баланс, так как финальные кадры полностью противопоставляются открывающей сцене "Реквиема", в которой попытки Гарольда увезти телевизор воспринимаются Сарой дурным сном.

Несмотря на это, стена между сыном и матерью существует, и в первых кадрах это продемонстрировано не только запертой дверью, но и разделённым экраном. Это и было настоящей реальностью, а завершающая сцена - сном, которому не суждено сбыться.

Большое искусство - дать смотрящему всё прочувствовать и понять, не рассказывая, а показывая. С первого до последнего кадра это зрелище устрашает, давит, но не отпускает.

0
122 комментария
Написать комментарий...
Qper

Максимально грязная и неприятная картина, но плохой она от этого не становится, а наоборот выделяется и заставляет думать о многих вещах, которые в повседневности редко прогоняешь в голове. Согласен с тезисом одного из сайтов, на котором много лет назад читал описание к фильму, – после просмотра хочется помыться и избавить разум от гнетущей и липкой атмосферы фильма.

Ответить
Развернуть ветку
Jonh Archer

Я почему то начал такие фильмы воспринимать как агитки, что этот, что на Игле.
Наверно потому что у них одинаковая мораль, читающаяся с самого начала - наркотики плохо, нарколыги конченные.
Для подростков наверно самое то, но сейчас в 30, такое крайне уныло смотреть.

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Кино в тренде
Автор

Тоже где-то читал такое. Да, всё так

Ответить
Развернуть ветку
Vanilin Future

Всегда засыпаю через минут 40 фильма, для меня это вполне прикольная молодёжная комедия

Ответить
Развернуть ветку
Умер героем в 1943

Благодаря этому фильму мне теперь отвратительны даже мысли про наркотики.

Очень часто видел комментарии с критикой, мол слишком чернушный, а по мне самое то для фильма с такой тематикой.

Ответить
Развернуть ветку
VV

а можно просто как я - бояться уколов до жути с детства = гарантия что нарколыгой не будешь кхы-кхы

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Симоненков

Жопой к жопе!

Ответить
Развернуть ветку
Джемал Вахтангашвили

Задница к заднице

Ответить
Развернуть ветку
Имя фамилия

У меня в переводе было попкой к попке

Ответить
Развернуть ветку
Лебедь

Помню, как в 2001 году взял кассету в прокате, потому что в фильме снимается тот «ржачный негр из Не грози южному централу и Очень страшного кино». Обдолбались с пацанами и сели смотреть... Скажу так: оторваться мы не смогли, но никто не смеялся. Страшный фильм. Кажется самый страшный на тот момент.

Ответить
Развернуть ветку
Кино в тренде
Автор

Тот самый негр!

Жуткое кино, есть что вспомнить!

Ответить
Развернуть ветку
cmrd778

Ещё бы lux aeterna Мэнселла не загоняли до посинения за всё это время (есть люди, считающие, что её Моцарт написал!!), было бы прекрасно.

Ответить
Развернуть ветку
Точилово из вендинга
есть люди, считающие, что её Моцарт написал!!

ОН ПИСАЛ ЕЕ ВСЮ НОЧЬ А ПАТОМ УМИР!!!11

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
VV
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Fridtjof Nansen

Кстати, есть разница в том, в каком возрасте смотришь этот фильм? Просто те, кто смотрел в подростковом, очень сильно ее хвалят. Я смотрел уже когда было за 20 мне и воообще ее не оценил. Не оценил так, что даже не помню практически ничего.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Остапчук

Смотрел в 15, пересматривал в 26, оба раза на 10 из 10.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Тарас Собаков

Смотрел лет в 17, счёл фильм скучной агиткой. Может дело в том что я родился в 1990 в Ленинграде ещё и героиновых торчков насмотрелся в детстве, но скорее всего он просто действительно скучный.

Ответить
Развернуть ветку
ZaMe5

Ниже написал про это, продублирую свой опыт:
16 - фильм говно
22 - лучшее произведение кинематографа
26 - фильм говно

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Bender

Пересмотри за 30, как правило в этом возрасте уже всё понимаешь, даже Толстого

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
vladko zevs

Смотрел один единственный раз, лет в 15, охуел, больше не смотрел. Такая же херня с фильмом Альфа дог у меня. Фильмы далеко не гавно, но и пересматривать не буду.

Ответить
Развернуть ветку
Кино в тренде
Автор

Не думаю, что от возраста зависит восприятие. Разве что в детстве мы все слишком впечатлительны. Я особо не проникся темой, но как фильм сделан и соткан - вот этим я впечатлился.

Ответить
Развернуть ветку
Kira Vergil

Смотрел первый раз в 15, второй - уже сильно за 20. Оба раза вообще не зашли, хотя обычно прртив таких фильмов ничего не имею

Ответить
Развернуть ветку
Илюша

Помню ещё студентом на DVD смотрел и был очень впечатлён. Фильм начинается как лёгкая комедия, а затем начинает давить, давить, давить и в конце скидывает на зрителя огромную бетонную плиту. После первого просмотра мне было так плохо, что я трое суток не ел, не выходил из дома и ни с кем не общался.
Великое кино, осталось в сердечке, но пересматривать не буду.

Ответить
Развернуть ветку
Crosseg

ты очень впечатлительный.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nikita Shilkin

Удивительно, как я специально проскипал этот фильм все эти годы. Более того, даже закончил режиссерский, смотрел все от новой волны и андалузкого пса до венгерской таксидермии (тот еще пиздец), но именно Реквием специально не трогал. В итоге посмотрел месяц назад, вайб и компоновка конечно бешенные, но нужно было конечно его смотреть в свое время. Спустя двадать лет и накушавшись грязи, фильм, за исключением пары моментов не так сильно бьет, как было задумано, в чем есесно не его проблема, но основную мысль "падения" для меня не доносит. Видел истории и хуже в жизни как говорится =)

Ответить
Развернуть ветку
Озорная ящерица

Тут каждый первый видел истории хуже, так что никого не увидишь. Не в сказке живем

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
sereza alex

Такой рофляный фильм конечно,особенно с этой повторяющейся бедной скрипкой на протяжении всего фильма.

Ответить
Развернуть ветку
Airat Sitdikov

По частоте использования главной темы может только с Профессионалом соперничать 😅

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Black Floppa

Я понимаю, что все мы выросли на этой мелодии, но по мне так слишком поверхностный и довольно безвкусный фильм оказался, не прошел проверку временем, как это было с На Игле, например, или «Вегасом». Вывозит все разве что сюжетная линия с платьем. Попробую объяснить - фильм вдается в излишнее и однобокое морализаторство, при этом используя клиповые склейки и довольно дубовые диалоги, истории не веришь, она какая-то намазанная на модную в то время картинку. Почему торчат? А есть ли выход? Виноват человек, окружение или общество? Вот этих элементарных вопросов нам не задают. Центральные персонажи ведут себя как косплееры, скорее, а не как актеры. И вот из-за совокупности этих факторов, через много лет, ты помнишь из него только момент «жопа к жопе».

Ответить
Развернуть ветку
Умер героем в 1943
Почему торчат? А есть ли выход? Виноват человек, окружение или общество? Вот этих элементарных вопросов нам не задают.

А с чего вдруг этот фильм должен задавать такие вопросы? У фильма одна очень четкая цель, показать что наркотики чистое зло. Плевать как к этому приходят, важно лишь последствия этих наркотиков.

И в этом аспекте именно этот фильм лично меня останавливал даже при попытке задуматься об наркоте, невзирая на все проблемы в жизни. Фильм как бы говорит, похрен на твои проблемы, просто не вступай на эту дорогу. Будет только хуже, независимо от того, что ты сейчас переживаешь.

По поводу Вегаса с Деппом и На Игле то как раз эти фильмы оказались проходными для меня. Ну фильм про наркоманов, ну принимают наркотики, ну ок.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Кино в тренде
Автор

Интересный взгляд. Фильм довольно прямолинейный и как раз и хорош клиповыми склейками, музыкой и всем, что отвечает за вопрос "как", погружая нас в само состояние безысходности.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Xplain

Очень крутой фильм. Жалко, что после него у Аранофски закончился талант.

Ответить
Развернуть ветку
Лебедь

Подожди немного, скоро 6 минут стоя будем хлопать его таланту :)

Ответить
Развернуть ветку
ZaMe5

Только начался, потому что потом он снял Фонтан и Черный лебедь.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
zmsky

Мне его "мама" очень доставила (как бы двусмысленно это не звучало). Это фирменное ощущение дискомфорта на протяжении всего фильма сразу узнается

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Кино в тренде
Автор

За что-то ещё его хвалят. Черного Лебедя что ли?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
discohouse 57

Жаль про алкоголь таких фильмов почти не снимают. Хотя о чём это я - алкашка ж не наркотик, а "продукт питания", крышуемый государством...

Ответить
Развернуть ветку
Дрю

Я это кино в 2001 посмотрел. Ходили на премьеру в кино, были под трамадолом и травой. Хотя и упаровались разными веществами, фильм потряс сильно.

Ответить
Развернуть ветку
Change rus

Сейчас бросил ?) Не негатив или сарказм, просто интересно, извините за любопытство 🙏

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Сергей Данковский

"Они с Гарольдом, словно дети, похотливые к своим желаниям, пробираются на крышу, лепеча что-то"

Я конечно тот ещё грамотей, но это просто п****ц.

Ответить
Развернуть ветку
Кино в тренде
Автор

Все мы те ещё грамотеи. Мне тоже не понравилась формулировка этого предложения, но махнул рукой, ибо меня никогда ничего не устраивает

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Alexander Kurnosov

со схожей тематикой очень хороший фильм

Высший пилотаж (2002) (Spun)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Малюгин

"Кэнди" с Хитом Леджером, ну и конечно "Дневник баскетболиста" с Ди Каприо.

Ответить
Развернуть ветку
Doctor

Отличный фильм,как и любой другой, где причиняют какие либо увечья Джареду Летто.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Belyaev

Когда я посмотрел этот фильм впервые - мне было лет 16. Я не был слабонервным, но к концу фильма у меня запершил язык и я потерял сознание. Естественно, концовку пришлось нагугливать, ибо смотреть на это действо спокойно я уже не мог. Удивительный фильм. Все фильмы у Аронофски такие

Ответить
Развернуть ветку
Кино в тренде
Автор

Кажется, это единственное, что у него я видел. Кажется...

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Era

Фильм слишком нагнетает и это не действует. Мне больше понравился фильм "Пи" этого режиссёра

Ответить
Развернуть ветку
Кино в тренде
Автор

Не смотрел)

Ответить
Развернуть ветку
ZaMe5

Смотрел фильм три раза в разном возрасте и каждый раз он воспринимался по-разному.

16 лет - какое-то говно
22 года - офигенный фильм, почему я в первый раз его не понял
26 лет - какое-то говно

Ответить
Развернуть ветку
Doctor

всегда какое то говно...

Ответить
Развернуть ветку
volchok131

У нас во дворе лишь 2 кассеты имели хождение - подростковый фильм "Детки" и "Не грози южному централу". И если второй фильм я с удовольствием пересматриваю и сейчас в качестве своеобразной ностальгии. То "Детки" из-за подростковой тематики одновременно и шокируют и вызывают скуку, а тогда норм было и никто не парился.
"Реквием по мечте" посмотрел в 2005 году, больше не хочу. Хотя снят хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Дрю

О детки жесть, тоже помню эту касету

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Абрамов

Так и не посмотрел этот фильм. Просто примерно знаю что меня ждёт и я не хочу подобного испытывать.

Ответить
Развернуть ветку
Кино в тренде
Автор

Понимаю)

Ответить
Развернуть ветку
Gend

Нам в 6 классе показывали документальный фильм про наркоманов, с реальными людьми. Вот это было страшное кино: гниющие конечности, омерзительный подвал, люди, мало похожие на людей. Вот это впечатлило в своё время, и оттолкнуло от наркотиков навсегда. Особенно запомнилась история девушки: начала употреблять из-за парня, родители выгнали из дома, ходила на трассу, чтобы добыть хоть каких-то денег, как ее там избивали, насиловали и ничего не платили, а ей было практически все равно и значение имела только доза. В итоге, она одна и выжила. Во всяком случае так писали создатели фильма, что помогли ей с реабилитацией.
Реквием по мечте был просмотрен сильно позже, лет в 16, и показался просто каким-то гламурным фильмом, совсем не отражающим все ужасы наркотиков. Красивые актеры, любовь-морковь, все такие тонко чувствующие, не такие как все, молодые-дерзкие. В подвале все реальнее смотрелось.

Ответить
Развернуть ветку
Встречный вентилятор
мощное кинематографическое зрелище

как же вы этим уже заебали

Ответить
Развернуть ветку
Кино в тренде
Автор

Кинематографическими зрелищами?)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Антон Обрывалин

Посмотрев этот фильм в юношестве, точно понял, что наркотики это мразь, возможно поэтому никаких проблем с этим никогда не было, хотя есть карефаны которые просрали свою жизнь, потому что во время не смогли остановиться:(

Ответить
Развернуть ветку
Diesel

Хорошее кино, в школах показывать надо в старших классах.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Tanaev

История о том, как на наркоту можно подсесть, в том числе, по рецепту врача. Фильм смотрел лет 20 назад. Да, хороший антинаркотический манифест. Прям до отвращения, особенно после эпизода с рукой. Саундтрек там хорош был.

Ответить
Развернуть ветку
Нияз Ибрагимов

Смотрел этот фильм ещё в подростковом возрасте и до сих пор наркотики ассоциируются со всем пиздецом, что творится в этом фильме.

Желание принимать их отбито до конца моих дней.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 122 комментария
null