«Смешарики» — культурный феномен
Чем запомнился мультик про круглых зверей.
Уже сегодня, 18 мая, на «КиноПоиск HD» выйдет долгожданный эксклюзив — продолжение «Смешариков», российского мультсериала нулевых, статус которого уже можно смело назвать культовым.
Отечественная мультипликация в целом достигла в ХХI веке большего признания, нежели кинематограф — среди мультсериалов и полнометражных анимационных фильмов были не только неплохие, но и суперуспешные продукты. «Богатыри» на десятилетие захватили кинотеатры, «Фиксики» и «Барбоскины» заслуженно заняли свою нишу, «Маша и медведь» и вовсе прогремел на весь мир — шутка ли, одна из серий стабильно держится в топ-10 видео YouTube по числу просмотров.
Однако в России, пожалуй, самую однозначную и всевозрастную любовь зрителей заслужили именно «Смешарики» — мультсериал, с которого, по сути, и начался успех постсоветской короткометражной анимации. Разбираемся в чем секрет успеха приключений круглых персонажей и за что их до сих пор обожают не только дети, но и взрослые. Иногда даже больше, чем дети.
Мир мультсериала, именно 2D-анимации, двух сотен шестиминутных серий, без учета выходивших после полнометражных спин-оффов, схематично прост — 9 круглых разумных персонажей, напоминающих разнообразных животных, живут себе в своей мирной долине, которая, вроде как, находится где-то на нашей планете (хотя некоторые серии и противоречат этому тезису).
У них царит мир «победившего коммунизма» — от каждого по возможностям и каждому по потребностям, все живут в согласии и любви. Географически Долина Смешариков — очень неоднородное место, и сделать ее такой было однозначно удачным решением: калейдоскоп ландшафтов, от заснеженных вершин до песчаных дюн, позволит впоследствии сценаристам внести разнообразие в сюжеты.
Основные персонажи мультсериала — собирательные образы, архетипы, в которых воплощаются классические образы разных поколений, каждый из которых при этом наделен уникальными индивидуальными чертами, живо и глубоко прописан и, как правило, обладает набором коронных выражений.
Так, кролик Крош и Ёжик, дети примерно младшего школьного возраста — олицетворение школьных друзей-противоположностей. Крош — бесшабашный авантюрист, полный энергии и энтузиазма, но очень неосторожный и достаточно безответственный, Ёжик — напротив, тихий и рассудительный, скромный и немного мнительный флегматик.
Другая неразлучная парочка, Бараш и свинка Нюша — дети постарше, для которых важнейшую роль в жизни играют первые романтические отношения. Здесь Бараш выступает меланхоличным, культурным, но вечно отвергаемым романтиком, а Нюша — практичной и немного тщеславной недотрогой с откровенными манипуляторскими замашками.
Персонажи условно среднего возраста — Лосяш, медведь Копатыч и пингвин Пин — тоже наделены уникальными архетипичными чертами. Лосяш — интеллигентный ученый, склонный к умеренному снобизму, но закомплексованный и со своими тараканами, Копатыч — простодушный добряк-огородник, а Пин — замкнутый, но отзывчивый инженер-изобретатель родом откуда-то из Германии.
Ну а в мудром и хитром вороне Кар-Карыче, который любит вспоминать свою бурную молодость, и заботливой, строгой, хозяйственной сове Совунье воплотились очень многие качества, присущие старшему поколению.
Одна из основных отличительных особенностей мира смешариков — отсутствие вообще каких-либо отрицательных героев и отказ от антагонизма персонажей, как, например, в «Ну, Погоди!». Воспитание детей через осуждение плохих поступков подаётся в сериале через основных героев — они хоть и насквозь положительные, но, как и людям, им свойственно ошибаться и проявлять свои недостатки.
«Смешарики» времён своего расцвета удачно балансируют между приторным «Лунтиком», где бесхарактерные персонажи попросту вылеплены из воспитательных стереотипов, и очень спорной Машей из «Маши и медведя», которая неоднократно подвергалась справедливой критике взрослых зрителей за свое иногда откровенно хулиганское и хамское поведение, с которого дети берут плохой пример. Герои «Смешариков» же не отдают ни душным морализаторством, ни детским популизмом оторвы Маши — они уникальные, разные и очень живые, потому что обрисованы как классические и легко узнаваемые образы.
В остальном вселенная «Смешариков» достаточно типична для детского мультсериала. Долина живёт по своим неписаным законам мироздания, законы физики в ней очень условны — они не так гротескно игнорируются, как в классике вроде «Тома и Джерри», но в целом их существование очень номинально, а нарушения иногда подсвечиваются.
Уровень взаимодействия с «большим миром» сильно меняется в разных сериях — от прямого контакта до сомнений в том, что Долина вообще находится на Земле. В противовес разносторонним и отлично прописанным с самого начала персонажам, мир смешариков изначально и на протяжении всего своего существования был очень схематичен.
«Смешарики» были созданы под руководством продюсера Илья Попова, режиссёра Дениса Чернова, главного сценариста Алексея Лебедева и ведущего художника-постановщика и автора идеи Салавата Шайхинурова. Самые первые серии были опубликованы в 2003 году на зарегистрированном совсем недавно официальном сайте проекта — smeshariki.ru.
Но до повсеместного внедрения интернета в жизнь детей еще было достаточно далеко — слава пришла к «Смешарикам» только когда права на показ у студии «Петербург» были выкуплены главным на тот момент развлекательным каналом России, СТС. Но с развитием бренда мультсериал стали не только узнавать, но и критиковать — поначалу «Смешарики» были далеки от того фирменного стиля, за который впоследствии их полюбили и дети, и взрослые.
Первые выпуски были очень простыми историями для совсем маленьких детей (5-7 лет) — они были о том, что духовные ценности иногда важнее материальных («Скамейка», «Коллекция»), о том, что близкие люди иногда готовы на подвиги не меньше сказочных принцев («Принц для Нюши»), или о том, что виртуальное общение не должно заменять живое («Телеграф»).
Даже технически стартовые серии заметно отличались от последующего материала — голоса некоторых персонажей звучали совсем по-детски (Крош, Ёжик, Нюша), немного другими были анимация и рисовка, а в ряде серий фигурировал рассказчик — добродушные закадровые пояснения «для самых маленьких».
В результате, поначалу «Смешарики» были приняты достаточно прохладно — детям до 7-8 лет новый мультсериал скорее понравился, но аудитории хотя бы немного старше уже было очевидно скучно смотреть приторные сказки о круглых зверях. Мультфильмы были обаятельными, но очень простенькими, поверхностными, да и воспитательный тон, свойственный более поздним российским мультсериалам, в ранних «Смешариках» проскальзывал — иногда «мораль сей басни» топорно озвучивалась в конце серии одним из героев.
Только впоследствии сценаристы дойдут до мысли, что посыл любой сказки уже встроен в её историю, и даже детям не просто необязательно разжёвывать мысль, но иногда даже вредно это делать — нотации не любит никто, а вот хорошо рассказанная история откладывается в подсознании надолго.
На первых порах «Смешарики» вышли очень сырыми, в чём создатели признавались сами — говорили, что от той же незамысловатой «Скамейки» они ушли быстро и очень далеко. Даже глубокие и великолепно прописанные для детского произведения персонажи, сильная сторона мультсериала, поначалу казались скучными и бесхитростными — многогранные характеры героев невозможно раскрыть через простенькие поучительные истории.
Очень скоро, спустя примерно 20-25 вышедших на экраны серий, «Смешарики» стали стремительно эволюционировать.
Начиная примерно с третьего-четвёртого выпуска (а серии собирались в выпуски для издания на видеокассетах и DVD), в мультсериале стали проскальзывать нотки посерьёзнее — исчез воспитательный тон, изменилась озвучка, отказались от закадрового рассказчика, а в декорациях всё тех же совсем детских ещё настроений иногда стали подниматься менее однозначные и фундаментальные вопросы, чем дружба и взаимовыручка.
Так, например, в серии «Последняя радуга» исследуется, скажем так, не самая обычная для детского мультсериала тема — это был, по сути, один из первых выпусков в новом ключе, ключе двойных смыслов. Эпизод, повествует о том, как Крош и Ёжик выпускают свою газету и раздувают из заурядных бытовых событий настоящие происшествия, действуя на нервы пожилым жителям Долины. Это одновременно и перепрочтение классической истории о мальчике, который кричал «Волки!» для детей, и забавная сатира на типичную «жёлтую прессу» для взрослых.
Но настоящим поворотом и точкой невозврата, конечно, стала серия «Горы и конфеты» — о том, как романтик Бараш мечтал коротать время любуясь горным пейзажем вместе с Нюшей, но та была согласна проводить с ним время исключительно в обмен на конфеты.
Для детей выпуск мало отличался от предыдущих — несложная история о том, что плохо быть меркантильным и надо ценить интересы друзей. Но наблюдательные взрослые зрители углядели в серии прямой подтекст — это буквально был эпизод о проституции. Создатели в интервью ничего не стали отрицать, а даже, напротив, впоследствии рассказали историю создания эпизода. Он родился из спора сценаристов о том, смогут ли они написать серию о продажной любви таким образом, чтобы её все еще можно было смотреть детям дошкольного возраста.
Оказалось — смогли. И открыли золотую жилу. В течение, по сути, одного четвёртого выпуска «Смешарики» эволюционировали из простенького мультсериала для дошкольников в занятное анимационное произведение для младших школьников и, неожиданно, их родителей, которые часто волей-неволей вынуждены смотреть мультфильмы вместе с детьми.
Уже в пятом выпуске создателей «прорвало» — посыпались одна за другой серии с очевидным двойным дном. Причём поначалу это смотрелось откровенно топорно — сценаристы прощупывали почву, проверяя новый подход к написанию историй. В результате в одной из серий Копатыч лечился от тяжёлого медового алкоголизма («Это сладкое слово «мёд»»), в другой Лосяш жаловался Нюше на то, что в юности он не имел успеха у дам из-за маленьких рогов («Торжество разума»), а в третьей он же возомнил, что родился не тем, кем себя идентифицирует — «я только выгляжу как лось, а в душе — я бабочка!» (серия «Бабочка»).
И это за несколько лет до «Далласского клуба покупателей» и «Девушки из Дании», в мультсериале для детей, в России.
Такие аллегории, пусть и были откровенно «в лоб», смотрелись живее и интереснее, нежели поверхностные нравоучения — эти истории языком мультипликации говорили с детьми на те темы, которые далеко не всегда обсуждаются с родителями. При этом сами родители были отнюдь не против — шестиминутная серия «Смешариков» отлично доносила идею о том, что физиология в жизни не является краеугольным камнем и что интеллект — это тоже круто, а главное — она позволяла избежать сложных разговоров с детьми на подобные темы, или, по крайней мере, подавала хороший пример для аргумента.
«Смешарики» поймали свою волну, выпуски стали выходить очень часто и набирали успех в геометрической прогрессии. Сценаристы почувствовали свободу и развязали себе руки — почти все последующие серии «Смешариков» делались так, чтобы ребенок увидел в эпизоде какую-то интересную, весёлую и правильную историю, а взрослый, смотрящий её вместе с ребенком, задумался над подтекстом.
Причём чем дальше — тем тоньше работал коллектив авторов мультсериала, тем больше стало появляться уникальных и необычных серий. Очень на руку играло и абсолютное отсутствие взаимосвязи между сериями — открытые финалы в мультсериале стали появляться сплошь и рядом («Два волшебника», «Невоспитанный клон») и ещё прибавили простора для фантазий.
Поток идей сценаристов «Смешариков» стал воплощаться в жизнь с невероятной скоростью, и, что главное, не был ничем ограничен — серии выходили очень разноплановые, на любой вкус. Так, например, «Ремонт — дело коллективное» — рассуждение о бытовых неудобствах и личном пространстве, «Обещание» — о самопожертвовании и твердости данного обещания, «Прощай, Бараш!» — сатира на то, как близкие люди плохо слышат друг друга, «Танцор диско» — прямая пародия на архетип «крутого мастера на пенсии», а «День справедливости» — вообще философия в чистом виде.
И все эти серии — из соседних выпусков, буквально идущие одна за другой. Даже условная жанровая принадлежность эпизодов стала сильно варьироваться — были и трагичные мелодрамы («Роман в письмах»), и семейные драмы («Космическая одиссея»), и чистые комедии («Маскарад»), и приключения («Приятные новости»), и настоящие триллеры («Бутерброд»).
А ещё в более поздних сериях появились диалоги. Нет, ДИАЛОГИ. Впоследствии «Смешариков» растащили на цитаты именно благодаря великолепному раскрытию архетипов персонажей в диалогах — в жанре, условно, «для детей» в России никто и никогда не подобрался даже близко к установленной «Смешариками» планке по части разнообразия, живости и остроте текстов.
Также, конечно, мощнейшим дополнением к нарративному разнообразию «Смешариков» примерно с тех же 4-5 выпусков стали многочисленные отсылки, варьирующиеся от единичных кадров и фраз до целых серий. И нет, это не раз в 10 серий вскользь брошенные цитаты, это просто огромнейший пласт культурного кода, равномерно распределенный буквально по всем сериям 2D-мультсериала для детей. В «Смешариках» есть того или иного масштаба аллюзии и отсылки:
- к Пушкину
- к Библии
- к Стэнли Кубрику
- к «Властелину Колец»
- к «Терминатору»
- к песням Аллы Пугачевой
- к опере Верди
- к «Трое в лодке, не считая собаки»
- к «Девчатам»
- к «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен»
- к «Матрице»
- к Джиму Джармушу (!)
- к Андрею Тарковскому (!)
- к Альфреду Хичкоку (!)
…и список можно продолжать ещё долго. Мультсериал для детей, говорите?
Причём помимо очевидного «маленького бонуса для взрослых» такие отсылки, если задуматься, сыграли огромную роль «на дистанции» — поколение, которое смотрело мультсериал в бессознательном возрасте и многочисленных аллюзий не понимало, впоследствии было обречено видеть их «в обратном направлении».
Так, прочитав Джерома К. Джерома, они с радостным удивлением обнаружат, что Харрис водит героев по лабиринту точно так же, как в серии «Лабиринт» это делает Лосяш. А посмотрев «Властелин колец» поймут, откуда на деле растут ноги у словосочетания «Моя прелесть» — вовсе не от названия духов Совуньи.
За короткий срок своего расцвета «Смешарики» эволюционировали в совершенно уникальный мультипликационный феномен. Они рассуждали одновременно о дружбе и о самопожертвовании, о смерти и о смысле жизни, шутили над сектантами и феминистками, пародировали «Психо» и «Форреста Гампа», и, при всём при этом, умудрялись исправно выполнять свою изначально заявленную функцию — они не только нравились детям, но и учили их очень правильным вещам.
Именно из-за этой уникальной черты «Смешарики» и стали хитом для всех возрастов — в нулевые взрослые с удовольствием смотрели его вместе с детьми, сейчас же те самые дети нулевых выросли, и нет сомнений в том, что уже своим детям они захотят показать именно «Смешариков». Во-первых, потому что они никогда не научат плохому, в отличие от того же «Маша и Медведь», а во-вторых — это единственный современный мультсериал, который интереснее пересматривать, чем смотреть в первый раз. А ведь взрослые часто смотрят мультфильмы вместе с детьми.
Уже сегодня Яндекс и «Кинопоиск HD» выпустят новые серии, и этот момент для большого процента современной молодежи не менее волнителен, чем финал «Мстителей» или перезапуск франшизы «Звёздных войн». И не менее священен.