«Смешарики» — культурный феномен

Чем запомнился мультик про круглых зверей.

Уже сегодня, 18 мая, на «КиноПоиск HD» выйдет долгожданный эксклюзив — продолжение «Смешариков», российского мультсериала нулевых, статус которого уже можно смело назвать культовым.

Отечественная мультипликация в целом достигла в ХХI веке большего признания, нежели кинематограф — среди мультсериалов и полнометражных анимационных фильмов были не только неплохие, но и суперуспешные продукты. «Богатыри» на десятилетие захватили кинотеатры, «Фиксики» и «Барбоскины» заслуженно заняли свою нишу, «Маша и медведь» и вовсе прогремел на весь мир — шутка ли, одна из серий стабильно держится в топ-10 видео YouTube по числу просмотров.

Однако в России, пожалуй, самую однозначную и всевозрастную любовь зрителей заслужили именно «Смешарики» — мультсериал, с которого, по сути, и начался успех постсоветской короткометражной анимации. Разбираемся в чем секрет успеха приключений круглых персонажей и за что их до сих пор обожают не только дети, но и взрослые. Иногда даже больше, чем дети.

Заставка
Заставка

Мир мультсериала, именно 2D-анимации, двух сотен шестиминутных серий, без учета выходивших после полнометражных спин-оффов, схематично прост — 9 круглых разумных персонажей, напоминающих разнообразных животных, живут себе в своей мирной долине, которая, вроде как, находится где-то на нашей планете (хотя некоторые серии и противоречат этому тезису).

У них царит мир «победившего коммунизма» — от каждого по возможностям и каждому по потребностям, все живут в согласии и любви. Географически Долина Смешариков — очень неоднородное место, и сделать ее такой было однозначно удачным решением: калейдоскоп ландшафтов, от заснеженных вершин до песчаных дюн, позволит впоследствии сценаристам внести разнообразие в сюжеты.

Основные персонажи мультсериала — собирательные образы, архетипы, в которых воплощаются классические образы разных поколений, каждый из которых при этом наделен уникальными индивидуальными чертами, живо и глубоко прописан и, как правило, обладает набором коронных выражений.

Персонажи
Персонажи

Так, кролик Крош и Ёжик, дети примерно младшего школьного возраста — олицетворение школьных друзей-противоположностей. Крош — бесшабашный авантюрист, полный энергии и энтузиазма, но очень неосторожный и достаточно безответственный, Ёжик — напротив, тихий и рассудительный, скромный и немного мнительный флегматик.

Другая неразлучная парочка, Бараш и свинка Нюша — дети постарше, для которых важнейшую роль в жизни играют первые романтические отношения. Здесь Бараш выступает меланхоличным, культурным, но вечно отвергаемым романтиком, а Нюша — практичной и немного тщеславной недотрогой с откровенными манипуляторскими замашками.

Персонажи условно среднего возраста — Лосяш, медведь Копатыч и пингвин Пин — тоже наделены уникальными архетипичными чертами. Лосяш — интеллигентный ученый, склонный к умеренному снобизму, но закомплексованный и со своими тараканами, Копатыч — простодушный добряк-огородник, а Пин — замкнутый, но отзывчивый инженер-изобретатель родом откуда-то из Германии.

Ну а в мудром и хитром вороне Кар-Карыче, который любит вспоминать свою бурную молодость, и заботливой, строгой, хозяйственной сове Совунье воплотились очень многие качества, присущие старшему поколению.

Одна из основных отличительных особенностей мира смешариков — отсутствие вообще каких-либо отрицательных героев и отказ от антагонизма персонажей, как, например, в «Ну, Погоди!». Воспитание детей через осуждение плохих поступков подаётся в сериале через основных героев — они хоть и насквозь положительные, но, как и людям, им свойственно ошибаться и проявлять свои недостатки.

«Смешарики» времён своего расцвета удачно балансируют между приторным «Лунтиком», где бесхарактерные персонажи попросту вылеплены из воспитательных стереотипов, и очень спорной Машей из «Маши и медведя», которая неоднократно подвергалась справедливой критике взрослых зрителей за свое иногда откровенно хулиганское и хамское поведение, с которого дети берут плохой пример. Герои «Смешариков» же не отдают ни душным морализаторством, ни детским популизмом оторвы Маши — они уникальные, разные и очень живые, потому что обрисованы как классические и легко узнаваемые образы.

В остальном вселенная «Смешариков» достаточно типична для детского мультсериала. Долина живёт по своим неписаным законам мироздания, законы физики в ней очень условны — они не так гротескно игнорируются, как в классике вроде «Тома и Джерри», но в целом их существование очень номинально, а нарушения иногда подсвечиваются.

Уровень взаимодействия с «большим миром» сильно меняется в разных сериях — от прямого контакта до сомнений в том, что Долина вообще находится на Земле. В противовес разносторонним и отлично прописанным с самого начала персонажам, мир смешариков изначально и на протяжении всего своего существования был очень схематичен.

Карта Страны Смешариков
Карта Страны Смешариков

«Смешарики» были созданы под руководством продюсера Илья Попова, режиссёра Дениса Чернова, главного сценариста Алексея Лебедева и ведущего художника-постановщика и автора идеи Салавата Шайхинурова. Самые первые серии были опубликованы в 2003 году на зарегистрированном совсем недавно официальном сайте проекта — smeshariki.ru.

Но до повсеместного внедрения интернета в жизнь детей еще было достаточно далеко — слава пришла к «Смешарикам» только когда права на показ у студии «Петербург» были выкуплены главным на тот момент развлекательным каналом России, СТС. Но с развитием бренда мультсериал стали не только узнавать, но и критиковать — поначалу «Смешарики» были далеки от того фирменного стиля, за который впоследствии их полюбили и дети, и взрослые.

Первые выпуски были очень простыми историями для совсем маленьких детей (5-7 лет) — они были о том, что духовные ценности иногда важнее материальных («Скамейка», «Коллекция»), о том, что близкие люди иногда готовы на подвиги не меньше сказочных принцев («Принц для Нюши»), или о том, что виртуальное общение не должно заменять живое («Телеграф»).

Даже технически стартовые серии заметно отличались от последующего материала — голоса некоторых персонажей звучали совсем по-детски (Крош, Ёжик, Нюша), немного другими были анимация и рисовка, а в ряде серий фигурировал рассказчик — добродушные закадровые пояснения «для самых маленьких».

«Скамейка» — первый эпизод «Смешариков»
«Скамейка» — первый эпизод «Смешариков»

В результате, поначалу «Смешарики» были приняты достаточно прохладно — детям до 7-8 лет новый мультсериал скорее понравился, но аудитории хотя бы немного старше уже было очевидно скучно смотреть приторные сказки о круглых зверях. Мультфильмы были обаятельными, но очень простенькими, поверхностными, да и воспитательный тон, свойственный более поздним российским мультсериалам, в ранних «Смешариках» проскальзывал — иногда «мораль сей басни» топорно озвучивалась в конце серии одним из героев.

Только впоследствии сценаристы дойдут до мысли, что посыл любой сказки уже встроен в её историю, и даже детям не просто необязательно разжёвывать мысль, но иногда даже вредно это делать — нотации не любит никто, а вот хорошо рассказанная история откладывается в подсознании надолго.

На первых порах «Смешарики» вышли очень сырыми, в чём создатели признавались сами — говорили, что от той же незамысловатой «Скамейки» они ушли быстро и очень далеко. Даже глубокие и великолепно прописанные для детского произведения персонажи, сильная сторона мультсериала, поначалу казались скучными и бесхитростными — многогранные характеры героев невозможно раскрыть через простенькие поучительные истории.

Очень скоро, спустя примерно 20-25 вышедших на экраны серий, «Смешарики» стали стремительно эволюционировать.

Начиная примерно с третьего-четвёртого выпуска (а серии собирались в выпуски для издания на видеокассетах и DVD), в мультсериале стали проскальзывать нотки посерьёзнее — исчез воспитательный тон, изменилась озвучка, отказались от закадрового рассказчика, а в декорациях всё тех же совсем детских ещё настроений иногда стали подниматься менее однозначные и фундаментальные вопросы, чем дружба и взаимовыручка.

Так, например, в серии «Последняя радуга» исследуется, скажем так, не самая обычная для детского мультсериала тема — это был, по сути, один из первых выпусков в новом ключе, ключе двойных смыслов. Эпизод, повествует о том, как Крош и Ёжик выпускают свою газету и раздувают из заурядных бытовых событий настоящие происшествия, действуя на нервы пожилым жителям Долины. Это одновременно и перепрочтение классической истории о мальчике, который кричал «Волки!» для детей, и забавная сатира на типичную «жёлтую прессу» для взрослых.

Серия «Последняя радуга»
Серия «Последняя радуга»

Но настоящим поворотом и точкой невозврата, конечно, стала серия «Горы и конфеты» — о том, как романтик Бараш мечтал коротать время любуясь горным пейзажем вместе с Нюшей, но та была согласна проводить с ним время исключительно в обмен на конфеты.

Для детей выпуск мало отличался от предыдущих — несложная история о том, что плохо быть меркантильным и надо ценить интересы друзей. Но наблюдательные взрослые зрители углядели в серии прямой подтекст — это буквально был эпизод о проституции. Создатели в интервью ничего не стали отрицать, а даже, напротив, впоследствии рассказали историю создания эпизода. Он родился из спора сценаристов о том, смогут ли они написать серию о продажной любви таким образом, чтобы её все еще можно было смотреть детям дошкольного возраста.

Оказалось — смогли. И открыли золотую жилу. В течение, по сути, одного четвёртого выпуска «Смешарики» эволюционировали из простенького мультсериала для дошкольников в занятное анимационное произведение для младших школьников и, неожиданно, их родителей, которые часто волей-неволей вынуждены смотреть мультфильмы вместе с детьми.

Уже в пятом выпуске создателей «прорвало» — посыпались одна за другой серии с очевидным двойным дном. Причём поначалу это смотрелось откровенно топорно — сценаристы прощупывали почву, проверяя новый подход к написанию историй. В результате в одной из серий Копатыч лечился от тяжёлого медового алкоголизма («Это сладкое слово «мёд»»), в другой Лосяш жаловался Нюше на то, что в юности он не имел успеха у дам из-за маленьких рогов («Торжество разума»), а в третьей он же возомнил, что родился не тем, кем себя идентифицирует — «я только выгляжу как лось, а в душе — я бабочка!» (серия «Бабочка»).

И это за несколько лет до «Далласского клуба покупателей» и «Девушки из Дании», в мультсериале для детей, в России.

Да, в этой серии Лосяш — трансгендер
Да, в этой серии Лосяш — трансгендер

Такие аллегории, пусть и были откровенно «в лоб», смотрелись живее и интереснее, нежели поверхностные нравоучения — эти истории языком мультипликации говорили с детьми на те темы, которые далеко не всегда обсуждаются с родителями. При этом сами родители были отнюдь не против — шестиминутная серия «Смешариков» отлично доносила идею о том, что физиология в жизни не является краеугольным камнем и что интеллект — это тоже круто, а главное — она позволяла избежать сложных разговоров с детьми на подобные темы, или, по крайней мере, подавала хороший пример для аргумента.

«Смешарики» поймали свою волну, выпуски стали выходить очень часто и набирали успех в геометрической прогрессии. Сценаристы почувствовали свободу и развязали себе руки — почти все последующие серии «Смешариков» делались так, чтобы ребенок увидел в эпизоде какую-то интересную, весёлую и правильную историю, а взрослый, смотрящий её вместе с ребенком, задумался над подтекстом.

Причём чем дальше — тем тоньше работал коллектив авторов мультсериала, тем больше стало появляться уникальных и необычных серий. Очень на руку играло и абсолютное отсутствие взаимосвязи между сериями — открытые финалы в мультсериале стали появляться сплошь и рядом («Два волшебника», «Невоспитанный клон») и ещё прибавили простора для фантазий.

Именно так выглядит финал одной из серий — Нюша и Бараш буквально испарили весь мир
Именно так выглядит финал одной из серий — Нюша и Бараш буквально испарили весь мир

Поток идей сценаристов «Смешариков» стал воплощаться в жизнь с невероятной скоростью, и, что главное, не был ничем ограничен — серии выходили очень разноплановые, на любой вкус. Так, например, «Ремонт — дело коллективное» — рассуждение о бытовых неудобствах и личном пространстве, «Обещание» — о самопожертвовании и твердости данного обещания, «Прощай, Бараш!» — сатира на то, как близкие люди плохо слышат друг друга, «Танцор диско» — прямая пародия на архетип «крутого мастера на пенсии», а «День справедливости» — вообще философия в чистом виде.

И все эти серии — из соседних выпусков, буквально идущие одна за другой. Даже условная жанровая принадлежность эпизодов стала сильно варьироваться — были и трагичные мелодрамы («Роман в письмах»), и семейные драмы («Космическая одиссея»), и чистые комедии («Маскарад»), и приключения («Приятные новости»), и настоящие триллеры («Бутерброд»).

А ещё в более поздних сериях появились диалоги. Нет, ДИАЛОГИ. Впоследствии «Смешариков» растащили на цитаты именно благодаря великолепному раскрытию архетипов персонажей в диалогах — в жанре, условно, «для детей» в России никто и никогда не подобрался даже близко к установленной «Смешариками» планке по части разнообразия, живости и остроте текстов.

Также, конечно, мощнейшим дополнением к нарративному разнообразию «Смешариков» примерно с тех же 4-5 выпусков стали многочисленные отсылки, варьирующиеся от единичных кадров и фраз до целых серий. И нет, это не раз в 10 серий вскользь брошенные цитаты, это просто огромнейший пласт культурного кода, равномерно распределенный буквально по всем сериям 2D-мультсериала для детей. В «Смешариках» есть того или иного масштаба аллюзии и отсылки:

  • к Пушкину
  • к Библии
  • к Стэнли Кубрику
  • к «Властелину Колец»
  • к «Терминатору»
  • к песням Аллы Пугачевой
  • к опере Верди
  • к «Трое в лодке, не считая собаки»
  • к «Девчатам»
  • к «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен»
  • к «Матрице»
  • к Джиму Джармушу (!)
  • к Андрею Тарковскому (!)
  • к Альфреду Хичкоку (!)

…и список можно продолжать ещё долго. Мультсериал для детей, говорите?

Хичкок передаёт привет
Хичкок передаёт привет

Причём помимо очевидного «маленького бонуса для взрослых» такие отсылки, если задуматься, сыграли огромную роль «на дистанции» — поколение, которое смотрело мультсериал в бессознательном возрасте и многочисленных аллюзий не понимало, впоследствии было обречено видеть их «в обратном направлении».

Так, прочитав Джерома К. Джерома, они с радостным удивлением обнаружат, что Харрис водит героев по лабиринту точно так же, как в серии «Лабиринт» это делает Лосяш. А посмотрев «Властелин колец» поймут, откуда на деле растут ноги у словосочетания «Моя прелесть» — вовсе не от названия духов Совуньи.

Ну вы поняли
Ну вы поняли

За короткий срок своего расцвета «Смешарики» эволюционировали в совершенно уникальный мультипликационный феномен. Они рассуждали одновременно о дружбе и о самопожертвовании, о смерти и о смысле жизни, шутили над сектантами и феминистками, пародировали «Психо» и «Форреста Гампа», и, при всём при этом, умудрялись исправно выполнять свою изначально заявленную функцию — они не только нравились детям, но и учили их очень правильным вещам.

Именно из-за этой уникальной черты «Смешарики» и стали хитом для всех возрастов — в нулевые взрослые с удовольствием смотрели его вместе с детьми, сейчас же те самые дети нулевых выросли, и нет сомнений в том, что уже своим детям они захотят показать именно «Смешариков». Во-первых, потому что они никогда не научат плохому, в отличие от того же «Маша и Медведь», а во-вторых — это единственный современный мультсериал, который интереснее пересматривать, чем смотреть в первый раз. А ведь взрослые часто смотрят мультфильмы вместе с детьми.

Уже сегодня Яндекс и «Кинопоиск HD» выпустят новые серии, и этот момент для большого процента современной молодежи не менее волнителен, чем финал «Мстителей» или перезапуск франшизы «Звёздных войн». И не менее священен.

1K
226 комментариев

Никогда не думал что в 4 утра буду читать лонг про смешариков на dtf...

424

Лучше, чем то, что было прошлой ночью под новостью о Смурфиках )

12

Комментарий недоступен

4

Это настоящий самородок российской анимации. Да и в целом мировой - среди детской уж точно. 

Для меня до сих пор загадка, почему не они стали самым популярным отечественным мультфильмом, а "Маша и медведь". 

225