Образ Парижа в фильмах французской новой волны

В Париже было снято много фильмов. Именно на улицах Парижа режиссеры, влюбленные в этот город, дали кино новую жизнь. Поэтому особенно интересно, какую именно роль Париж сыграл для «новой волны». Отдельно замечу, что исследуя «новую волну» сложно говорить структурированно, лучше бы подошла запись свободного разговора после похода в кинотеатр. Режиссеры и их фильмы могут сильно отличаться друг от друга, поэтому в исследовании была сделана попытка подать Париж с разных сторон, отмечая черты, которые свойственны как городу, так и фильмам «новой волны», в которых Париж является действующим местом, а не только местом действия.

Режиссер Жан-Люк Годар
Режиссер Жан-Люк Годар

К середине 20-го века реальность начала меняться так быстро, что кино не успевало за ней. Это особенно видно во Франции, где доминируют размеренные сюжеты и театрализированная съемка. Старой Франции это нравилось, но была и новая.

В журнале Cahiers du Cinéma cобралась группа критиков под руководством Базена — Годар, Трюффо, Шаброль, Ромер и др. Они называли современное им французское кино «папиным», а сами были вдохновлены итальянским неореализмом: режиссеры снимавшие в рамках этого направления — первые, кто решил взяться за реальность по-новому. Молодым кинокритикам и будущим режиссерам не хватало жизни и реальности, которую они видели на улицах, а не в студийных и конформистcких фильмах тех лет. Тогда, критики взяли новые легкие камеры в руки и вышли снимать, став новыми режиссерами —появилась «новая волна».

По влиянию на кино это явление можно сравнить с влиянием импрессионизма на живопись. Также как импрессионисты вышли на пленэр, режиссеры «новой волны» вышли на улицу. Там они протестовали против «папиного кино» и меняли подход к фильмам в целом. В след за ними в 1968 году на улицы выйдут студенты и интеллигенция протестовать против «папы» — де Голля и менять общество.

«Жюль и Джим», 1962 год,  реж: Франсуа Трюффо
«Жюль и Джим», 1962 год, реж: Франсуа Трюффо

Если делить фильмы на 2 группы: закрытое, то есть постановочные, контролируемые режиссерами, которые конструирует в них собственные миры, и открытые — импровизированные, отчасти документальные фильмы, в которых мы видим взаимодействие режиссеров с реальностью, то фильмы цитируемые далее скорее можно отнести к отрытым.

Тогда, оставаясь в этом контексте, можно сказать, что, если французский киноавангард открыл окно в новое кинопространство, то режиссеры «новой волны» открыли дверь и шагнули туда. Это проявляется в ручной камере, позволяющей снимать очень бытовые и интимные кадры; часто отсутствуют декорации, фильмы снимались на улицах с реальными прохожими, которые невольно становились частью кино; часто четко прописанным сценам и расписанным движениям камеры предпочитали импровизации и эксперименты, придуманные в моменте.

Париж — разный

[1] «Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль; [2] «Взлетная полоса», 1962 год, реж: Крис Маркер<br />
[1] «Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль; [2] «Взлетная полоса», 1962 год, реж: Крис Маркер

Первая черта Парижа — разнообразие. Тоже самое можно сказать и о фильмах «новои волны», режиссеры снимали от комедии до постапокалиптической фантастики.

Образ Парижа в фильмах французской новой волны
[1-2] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар и др.; [3, 5, 6] «Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль; [4] «Надя в Париже», 1964 год, реж: Эрик Ромер; [7-8] «Клео от 5 до 7», 1962, реж: Аньес нарда
[1-2] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар и др.; [3, 5, 6] «Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль; [4] «Надя в Париже», 1964 год, реж: Эрик Ромер; [7-8] «Клео от 5 до 7», 1962, реж: Аньес нарда

Районы

Образ Парижа в фильмах французской новой волны

Quartier latin et Cite universitaire

Важнои группои людеи для режиссеров но- вои волны являются студенты, живущие между студенческим городком и латинским кварталом, в которои позже они забаррикадируются и будут обсуждать новое устрои- ство общества.

[1-2] «Надя в Париже», 1964 год, реж: Эрик Ромер; [3] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш; [4] «Париж принадлежит нам», 1958 год, реж: Жак Риветт
[1-2] «Надя в Париже», 1964 год, реж: Эрик Ромер; [3] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш; [4] «Париж принадлежит нам», 1958 год, реж: Жак Риветт

Saint Germain-des-Prés

Другой важной точкой левого берега Сенны (в честь которого названа одна из групп новой волны) является квартал Сен-Жермен-де-Пре.

[1, 3-4] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш; [2] «Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль
[1, 3-4] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш; [2] «Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль

Квартал, наполнен ресторанами, в которых дискутировала левая интеллигенция, а бобо (от фр. bourgeois bohemian, богемная буржуазия) искали своих кумиров.

Образ Парижа в фильмах французской новой волны

Montparnasse

В фильмах часто упоминаются улицы и конкретные заведения, так режиссеры маркируют для нас героев. Показывая, где находится герои, мы сразу понимаем ход его мыслеи.

[1] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш; [2-3] «На последнем дыхании», 1960 год, реж: Жан-Люк Годар, [4] «Милашки», 1960 год, реж: Клод Шаброль
[1] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш; [2-3] «На последнем дыхании», 1960 год, реж: Жан-Люк Годар, [4] «Милашки», 1960 год, реж: Клод Шаброль

Place de l’Etoile

[1-2] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш; [3] «На последнем дыхании», 1960 год, реж: Жан-Люк Годар; [4] «Париж принадлежит нам», 1958 год, реж: Жак Риветт
[1-2] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш; [3] «На последнем дыхании», 1960 год, реж: Жан-Люк Годар; [4] «Париж принадлежит нам», 1958 год, реж: Жак Риветт

На другом, правом берегу расположены главные символы Парижа. Одним из любимых режиссерами новои волны являются арка и ведущие к неи Елисеиские поля, в прогулках по которым чувствуется свежесть и свобода фильмов новои волны. Режиссеры напомнили, что кино заключается не в известных актерах и дорогих декорациях, а для хорошего фильма достаточно выити на прогулку.

Образ Парижа в фильмах французской новой волны

Tour Eiffel

Благодаря новым камерам, смелости и свободе режиссеры новои волны показывали город в радикальных ракурсах, ведь в реальности мы видим Эифелеву в основном снизу вверх.

<p>[1-5] «Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль; [6-8] «Четыреста ударов», 1959 год, реж: Франсуа Трюффо</p><p><br /></p>

[1-5] «Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль; [6-8] «Четыреста ударов», 1959 год, реж: Франсуа Трюффо


Разные люди — разные раионы — разные доходы

Через часть города, в котором деиствует перcонаж, мы видим часть его внутреннего мира.

[1-6] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш
[1-6] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш

Большая часть режиссеров сочувствовала неомарксистам, что легко отслеживается в их фильмах. Режиссеры показывают людеи, замкнутых в структуру города, которую необходимо преодолеть.

[1-3] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш
[1-3] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш

День — ночь

[1-2] фильм «Милашки», 1960 год, реж: Клод Шаброль
[1-2] фильм «Милашки», 1960 год, реж: Клод Шаброль

Возможно, если спросить режиссеров новои волны, когда город лучше видно, они могут ответить — ночью. Ведь днем люди должны быть послушны, соответствовать месту работы, полу, возрасту и тд. Ночью люди могут быть свободны и делать себя сами, они могут быть реальными.

[1-6] фильм «Милашки», 1960 год, реж: Клод Шаброль
[1-6] фильм «Милашки», 1960 год, реж: Клод Шаброль

Отражения

Образ Парижа в фильмах французской новой волны

Париж в фильмах новои волны не просто фон. Также как герои находятся в нем, он находится внутри них.

[1-2] «На последнем дыхании», 1960 год, реж: Жан-Люк Годар; [3-4] «Клео от 5 до 7», 1962 год, реж: Аньес Варда
[1-2] «На последнем дыхании», 1960 год, реж: Жан-Люк Годар; [3-4] «Клео от 5 до 7», 1962 год, реж: Аньес Варда

Стройки и пробки

Живя в таком большом городе как Париж люди постоянно сталкиваются с его проявлениями. Город участвует и вторгается в кадр.

<p>«Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш</p>

«Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш

Дорожные работы, строики, забастовки, пробки на дорогах, так город может сильно изменить обычныи день жителя, а следственно и фильма.

«Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль
«Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль

Движение

Образ Парижа в фильмах французской новой волны

Неотъемлемои чертои жизни, города и фильмов «новои волны» является движение. Герои постоянно перемещаются по городу, а за ними и режиссеры со своеи живои камерои.

[1-2] «Клео от 5 до 7», 1962 год, реж: Аньес Варда; [3] «Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль; [4] «На последнем дыхании», 1960 год, реж: Жан Люк Годар
[1-2] «Клео от 5 до 7», 1962 год, реж: Аньес Варда; [3] «Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль; [4] «На последнем дыхании», 1960 год, реж: Жан Люк Годар

Внутри и снаружи

Режиссеры показывают город через призму главных героев и свою, поэтому и переполненные Елисеиские поля могут оказаться пустынными и одинокими.

«Париж принадлежит нам», 1958 год, Жак Риветт
«Париж принадлежит нам», 1958 год, Жак Риветт

Поиск

Гуляя по городу и одновременно внутри себя, главные герои фильмов «новои» волны часто оказываются в поисках — метро, денег, сами не зная чего, а, значит, себя и своего места в мире.

<p>[1] «Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль; [2] «Лифт на эшафот», 1957 год, реж: Луи Маль</p>

[1] «Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль; [2] «Лифт на эшафот», 1957 год, реж: Луи Маль

Когда герои понимают, что жить по- старому нельзя, режиссеры понимают, что снимать по-старому нельзя — нужно наити что-то новое.

[1] «Клео от 5 до 7», 1962 год, реж: Аньес Варда; [2] «Париж принадлежит нам», 1958 год, реж: Жак Риветт
[1] «Клео от 5 до 7», 1962 год, реж: Аньес Варда; [2] «Париж принадлежит нам», 1958 год, реж: Жак Риветт

Часто поиски являются бесцельными. Главные герои мечутся по городу, нарушая зону комфорта как других персонажеи, так и реальных прохожих, выводя отношения реального города и кино на новыи уровень.

[1] «Знак льва», 1962 год, реж: Эрик Ромер; [2] «На последнем дыхании», 1960 год, реж: Жан Люк Годар
[1] «Знак льва», 1962 год, реж: Эрик Ромер; [2] «На последнем дыхании», 1960 год, реж: Жан Люк Годар

Персонажи «новои волны», оказываются не вписанными в общество. Но в противовес этому можно увидеть, как они гармонично сливаются с городом.

«На последнем дыхании», 1960 год, реж: Жан Люк Годар
«На последнем дыхании», 1960 год, реж: Жан Люк Годар

События и случаи

Еще одним новшеством было совмещение документальных съемок с постановочными. Город слишком сложный и неконтролируемый, чтобы в нем можно было снимать, как в павильонах. Вставляя документальные кадры — парада или праздника, например, режиссеры приближали кино и зрителей максимально близко друг к другу. Реальность становится более кинематографичной, а кино более реальным.

[1] «Знак льва», 1962 год, реж: Эрик Ромер; [2] «На последнем дыхании», 1960 год, реж: Жан Люк Годар
[1] «Знак льва», 1962 год, реж: Эрик Ромер; [2] «На последнем дыхании», 1960 год, реж: Жан Люк Годар

Это прослеживается и сюжетах, леитмотивом являются случаиные уличные события, показывающие неустоичивость современного мира.

[1] «На последнем дыхании», 1960 год, реж: Жан Люк Годар; [2] «Клео от 5 до 7», 1962 год, реж: Аньес Варда
[1] «На последнем дыхании», 1960 год, реж: Жан Люк Годар; [2] «Клео от 5 до 7», 1962 год, реж: Аньес Варда

Встречи

Образ Парижа в фильмах французской новой волны

Из-за большого количества людеи и их разнообразия, может происходить и большое количество случаиных встреч.

«Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш
«Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш

Режиссеры, показывают как в современном сложном мире один маленькии случаи может кардинально изменить жизнь.

«Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш
«Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш

Для передачи и фиксации таких событий требовалась смелая и быстрая съемка, которую можно было бы ввести в любом месте. Также случайно как драка в метро в отражении может оказаться камера, что с первого взгляда нарушает правдоподобность фильма, но с другой стороны мы видим что перед нами заснятый кусок реальности.

Кино это правда 24 кадра в секунду

Жан-Люк Годар
[1] «Знак льва», 1962 год, реж: Эрик Ромер; [2] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш
[1] «Знак льва», 1962 год, реж: Эрик Ромер; [2] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш
Образ Парижа в фильмах французской новой волны

Непредсказуемая природа города подталкивала режиссеров к непредсказуемым сюжетам, часто строящихся на случаиных встречах.

[1-3] «Милашки», 1960 год, реж: Клод Шаброль; [4-6] «Клео от 5 до 7», 1962 год, реж: Аньес Варда
[1-3] «Милашки», 1960 год, реж: Клод Шаброль; [4-6] «Клео от 5 до 7», 1962 год, реж: Аньес Варда

Правила и их нарушения

Главной чертой фильмов «новой волны» — понимание, что при всей видимости свободы, ее недостаточно.

[1-3] «Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль; [4-5 ] «Четыреста ударов», 1959 год, реж: Франсуа Трюффо
[1-3] «Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль; [4-5 ] «Четыреста ударов», 1959 год, реж: Франсуа Трюффо

С однои стороны город задает сложную структуру правил и запретов.

[1-2] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: К. Шаброль и др. ; [3] «Зази в метро», 1960 год, реж: Л. Маль; [4] «Четыреста ударов», 1959 год, реж: Ф. Трюффо; [5] «На последнем дыхании», 1960 год, реж: Ж.-Л. Годар; [6] «Париж принадлежит нам» реж: Ж. Риветт
[1-2] «Париж глазами шести», 1965 год, реж: К. Шаброль и др. ; [3] «Зази в метро», 1960 год, реж: Л. Маль; [4] «Четыреста ударов», 1959 год, реж: Ф. Трюффо; [5] «На последнем дыхании», 1960 год, реж: Ж.-Л. Годар; [6] «Париж принадлежит нам» реж: Ж. Риветт

Но с другой стороны город дает возможности их нарушать.

«Запрещается запрещать»

Один из лозунгов студенческих протестов в Париже в 1968 году
«Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль;
«Зази в метро», 1960 год, реж: Луи Маль;

Парижане всегда перебегают дорогу

Эрик Ромер
«Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш
«Париж глазами шести», 1965 год, реж: Клод Шаброль, Жан Душе, Жан-Люк Годар Жан-Даниэль Поллет, Эрик Ромер, Жан Руш

Это же передается в том, что герои так или иначе оказываются на улице и взаимодеиствуют с неи по- своему, а не как положено.

Структуры не выходят на улицы

Один из лозунгов студенческих протестов в Париже в 1968 году
[1] «Четыреста ударов», 1959 год, реж: Франсуа Трюффо; [ 2 ] «Лифт на эшафот», 1957 год, реж: Луи Маль; [3] «Милашки», 1960 год, реж: Клод Шаброль
[1] «Четыреста ударов», 1959 год, реж: Франсуа Трюффо; [ 2 ] «Лифт на эшафот», 1957 год, реж: Луи Маль; [3] «Милашки», 1960 год, реж: Клод Шаброль

Город показан большои сетью, но люди Парижа показаны стремящимися к свободе, которая возможно недостижима. Поэтому полноценная жизнь — это постоянныи протест, в котором иногда и не долго пребывают главные герои.

Чтобы делать кино, достаточно снимать свободных людей

Жан-Люк Годар

Заключение

Мы видим, что именно Париж, в которыи были влюбленны режиссеры «новои волны» помог им воплотить многие задумки. В некотором смысле сам город того времени и являлся фильмом новои волны, которыи надо было просто и искренне снять. Париж такои же быстрыи, неожиданныи, свободныи и эксцентричныи, как режиссеры, их фильмы и персонажи.

Образ Парижа в фильмах французской новой волны

Наш телеграм-канал: t.me/zerkaltce

3434
4 комментария

Моё вам уважение. Желаю вам удачи. Надеюсь, что обойдется без Драйва.

1
Ответить

Это точно!

Ответить

Спасибо за такую статью

1
Ответить

Старались

Ответить