Shichinin no samurai (1954)

Семь самураев

Shichinin no samurai (1954)

Бамбуковые палочки и 7 закаленных катан защищают зерно.

Для тех, кто не прочел подсказку на афише или не знаком с фильмом — режиссер Акира Куросава.

Живопись стала первым шагом на пути юного дарования к кинематографу. В художественную школу не приняли, зато 19 летнего художника с радостью приняли коммунисты в «Японскую ассоциацию пролетарского искусства» 1929г.

Написав несколько картин, некоторые из которых даже попали на выставку, Куросава оставляет это дело из-за начавшихся в то время политических разногласий.

В отличии от 7 своих братьев и сестер, двадцатилетний Акира так и не смог поступить в колледж и решил развивать дальше свою давнюю любовь к искусству. Он отправился работать помощником режиссера в неплохую контору.И спустя каких-то семь лет, Куросава написал сценарий и снял свой первый фильм «Гений дзюдо».

А еще через одиннадцать лет родилась кинолента, получившая Серебрянного льва в 1954 году и о которой я хочу рассказать.

Shichinin no samurai (1954)

Одним японским утром, простой крестьянин подслушал разговор бандитов, о том, что они снова нападут на деревню, как только народ соберет урожай. Новость разошлась по поселению так быстро, как катана рассекает воздух.

Собрав какую-то часть воли в кулак, жители пошли спросить совета у старейшины, что же делать, куда переезжать. Мудрец предложил нанять самураев, чтобы те работали за еду, так как денег никаких у селян не было, и отбили нападение преступников.

Shichinin no samurai (1954)

Те покрутили пальцем у виска, мол какой самурай будет работать за рисовую котлету, но делать нечего, отправились на поиски.

Дабы не описывать 3 часа 30 минут, скажу, что самураев они таки нашли, и даже уговорили пойти в деревню и ждать пока не начнется заварушка.

Народ запуган. Они боятся бандитов, засухи, своих же соседей и даже собственноручно нанятых воинов, потому, что они могут насиловать их жен и дочерей.

Однако у потенциальных “насильников” другие планы. У каждого из воинов своя история и свои причины согласиться на крестьянскую просьбу. Кстати, именно с этого фильма пошла мода собирать разных героев-одиночек в одну команду с целью устроить что-то грандиозное.

Shichinin no samurai (1954)

Это первая работа режиссера в жанре «дзидайгэки» (японская историческая драма). Изначально, он хотел снять другую историю об одном дне из жизни настоящего самурая, но набрел на реальную историю как деревенские жители наняли ронинов для защиты своего поселения. Эта история больше приглянулась Куросаве.

В фильме мы видим два абсолютно разных мира. Корыстные, жалкие, жадные и бескультурные крестьяне и чистые, стойкие и жертвенные самураи.

Некоторые из воинов, соглашаются даже не столько из бедности, а скорее из внутреннего кодекса чести, не желая оставаться равнодушными к жестоким трудностям других.

Shichinin no samurai (1954)

Лента достаточно динамичная. Я познакомился с режиссером именно с этой картины и вначале немного побаивался увидеть нечто артхаусное, но нет. Фильм натуралистичен. Прекрасные кадры японской природы и аутентичные лачуги местных жителей.

Каждая минута наполнена действием. Тут и любовная история несчастных молодых людей из разных сословий. И разочарование в людях, которым ты доверил свою жизнь и принятие болезненных для себя решений.

Фильм о человеческой жестокости в различных её проявлениях.Для одних добить просящего пощады бандита, который такой же человек, не значит ничего, для других это невозможно.

Фильм о человеческой глупости в различных её формах. Укоренившиеся устои не всегда верны по умолчанию, а иногда даже вредны.Нужна ли война или может конфликты могут решаться иными способами? Мне кажется, Акира Куросава хотел бы узнать ответ.

Shichinin no samurai (1954)

Самые важные вещи для людей — чистый воздух и чистая вода, и деревья и вода, которая их производит. Всё постепенно портится, загрязняется навсегда. Грязный воздух, грязная вода… Сердца людей тоже становятся грязными.

Акира Куросава

Режиссерская версия длится 203 минуты, но к прокату даже в самой Японии, метраж был сокращен до 144 минут. Однако в последствии длительность была восстановлена. Киностудия боялась провала ленты, а Куросава еще и постоянно превышал запланированный бюджет, но как оказалось, средства не были потрачены в пустую.

Shichinin no samurai (1954)

Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.

Бусидо
7272
17 комментариев

Спасибо за обзор классики!

11
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить

Лучший фильм Акиры Куросавы.  С него кстати сделали американскую адаптацию под названием Великолепная семёрка (1960).

6
Ответить

Эту историю где только не адаптировали. Мало того, что семерки аж две (старая и новая, а у старой даже вторая часть есть), так еще подобный сюжет встречается в куче книг, игр и сериалов.
Но все они даже близко не подобрались к оригиналу, собственно.

7
Ответить

У Куросавы все фильмы смотрятся легко кроме тех что по Достоевскому. Самый любимый - Дерсу Узала.

3
Ответить

Очень люблю режиссуру Куросавы. Очень стильно и смотрится вполне даже современно. Считаю что в свое время он опередил время. Плюс, фирменная японская черта: внимание к деталям. Ну это у всего кинематографа есть, но особенно выражено в японском. Каждый упавший листок, сжатие рук на рукоятке катаны, ветер или птица - все имеет свое символическое и или эмоциональное значение. И как бы непрямой и прикрытый фокус камеры, невзрачно показывающий это. Мне очень нравится подход.

Первое, что нам сэнсей на будзинкане советовал посмотреть из более простого искусства про боевую культуру Японии - кино Акиры Куросавы.

P.S.- Пост кстате будет полезен для даунов, которые не въехали, когда шутили про "инновации игры", что в Тсушиме фишка с черно-белым режимом - сделана для реальных фанатов и тех, к то в теме. Да и не только туда черно-белое прикрутили.

3
Ответить

Каждый раз когда кто-то говорит что Кодзима «упёр» идеи из западного кинематографа, я всегда вспоминаю фильмы Куросавы и некоторых других японских режиссеров.

1
Ответить