Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

«Пассажиры ночи» - лента Микаэля Херса, недавно (и на удивление) вышедшая в Российском прокате. Фильм рассказывает историю Элизабет – француженки, которая никогда не работала, была домохозяйкой и воспитывала двоих детей. Когда дети уже выросли, муж Элизабет находит себе новую семью и уходит, оставив детей на попечение безработной матери.

Вся лента – это истории взросления всех членов семьи в Париже 80-х годов. Матери нужно справится со всеми материальными и душевными трудностями развода, став финансово независимой, а ее сыну и дочери – пройти через период взросления и обретения себя.

Весь фильм можно условно представить как пьесу с семью главными героями, три из которых будут цвета. Кино представляет собой уникальную совокупность текстовой работы, световой, цветовой и композиционный, что расширяет рамки приемов по рассказу истории. Двигать повествование можно не только с помощью диалогов, но и ракурсов, предметов мебели и, как в случае с Пассажирами – цветов.

Каждый из этих цветов представляет нам определенно состояние и этап в жизни героев и являются полноценными рассказчиками. Итак…

Действующие лица:

Элизабет – главная героиня, мать одиночка, которая встала перед необходимостью поиска работы и финансового обеспечения семьи.

Матиас – младший сын. Учится в старшей школе и часто прогуливает занятия. Ему они не интересны, и он не понимает, чем стоит заниматься в жизни. Испытывает тягу к поэзии.

Джудит – дочь. В ней кипит подростковый бунт и желание участвовать в акциях протеста с желанием менять мир в лучшую сторону справедливости. Активно следит за политической жизнью.

Талула – наркоман-подросток, которая путешествует из города в город в одной и той же грязной одежде и с поношенным рюкзаком на спине. Мы мало о ней знаем, но очевидно, что у нее либо нет семьи, либо очень плохие отношения с ней.

Красный цвет и приближенные к нему оранжевые оттенки – олицетворение зрелости. Эти цвета окружают взвешенных, уверенных и сформированных героев.

Желтый и цвет и приближенные к нему оранжевые оттенки – состояние перехода между неуверенностью, юностью и становлением.

Синие, холодные тона – потерянность в себе. Неосознанность в себе и своем будущем, шаткость эмоционального положения.

Пассажиры ночи, действие:

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

В самом начале фильма мы видим Элизабет, занимающуюся домашними делами. Это привычное для нее занятие, в котором она чувствует себя уверено. На ней оранжево-красный свитер, который подчеркивает ее стабильное положение. Но вокруг все залито дневным светом, который окрашивает все холодно-синими лучами, подрывая положение героини. Даже привычный интерьер дома теперь холодный, ведь положение внутри семьи разрушается с разводом и уходом мужа. В руках у героини полотенце с синими полосками и синие прищепки. Это олицетворение того, что даже в ее привычные дела закрался холод.

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

Кадр, где нам показывают все семейство в сборе. Внуков и дочь пришел навестить отец Элизабет. Здесь мы первый раз видим всех членов семьи вместе. В отличие от матери, дети носят одежду с холодными оттенками, ведь они еще молоды и не нашли свое стабильное место.

Все также залито холодным дневным светом, но около детей и отца стоит лампа теплого желтого цвета, говорящая нам о том, что это самая ценная и крепкая опора в жизни героини, за которую нужно цепляться. Когда мы видим членов семьи Элизы, полотенце словно подсвечено красным цветом.

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

В следующих сценах, когда Элизабет начала искать работу и чувствовать, что в ее руках справится с ситуацией – комната приобретает уже привычные ей теплые тона и дом не кажется ускользающим. Синий за окном бьет уже не так ярко, преподнося глубокий ночной цвет.

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами
Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

Героиня наконец-то находит работу на радио. В ночной разговорной передаче «Пассажиры ночи», которую она всегда слушала для души. Передача помогала ей справится со стрессом и отвлечь, и на этом месте, пусть и не ведущей, а лишь на телефонной линии, она ощущает силы помогать не только себе, но и другим. Таким же слушателям.
В жизни матери впервые появляется Талула. Робкий потерянный подросток с проблемами и зависимостью. Режиссер показывает нам противопоставление девушек не только с помощью цветов одежды, но и фона. Он четко делится пополам между героинями на теплый и более холодный оттенок.

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

В следующей сцене Талула участвует в записи программы и делится своей жизнью и проблемами. Она всегда говорила, как радиоэфир помогал ей и на этой работе она бы чувствовала себя на своем месте, перестав постоянно кочевать. Именно в этот момент ее лицо озаряется красным. Вот только этот эффект временный, и после передачи он сходит на нет.

Элизабет не может быть безучастной и предлагает временное жилье для юной девушки у себя.

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

После эфира наша нашедшая работу мать начинает разговор со своим коллегой, который в будущем перерастет в короткий роман, быстро закончившийся по вине мужчины. Он еще не готов к серьезным отношениям и бросает героиню. Но мы можем увидеть намек уже сейчас, ведь не смотря на возраст, его одежда преимущественно синих цветов «неуверенности и незрелости».

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами
Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

Идя дальше по ходу фильма, мы попадаем на семейный ужин, где видим первое видимое изменение в героях. Мать все так же самый зрелый член семьи, а младший брат все так же неопытен и потерян. Но дочь уже нащупывает почву под ногами и становится более спокойной и понимающей. Ее одежда буквально показывает процесс изменения через раскрашенную в полоски 50 на 50 рубашку холодно-теплых цветов. Они приглушены и все еще находятся в зачатке становления.

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

В этот момент мы впервые за весь фильм видим главную героиню в таком насыщенно-синем цвете. Ее стабильность и репутацию подкашивают переживания за Талулу. Ради незнакомого человека с зависимостью она готова бросить все свои силы и свободное время, ограничивая себя. Это синдром спасателя, и он идет ей во вред, что замечают даже дети.

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

Но едва попадая на работу, где о юной проблемной девочке можно не думать, стабильность возвращается на место.

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами
Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

В следующий раз мы видим Элизабет в синих тонах во время разрыва с тем самым незрелым коллегой по работе. Это вновь придает ей неуверенности и страхов. Но также сцена примечательна тем, что она первый раз говорит с Талулой по душам, узнавая о ее жизни больше. Это возможно лишь войдя в равное с ней положение, о чем свидетельствует один тон одежды.

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

Талула временно покидает жизнь героев. Проходит несколько лет и мы наблюдаем визит матери с братом к Джудит, которая съехала и начала самостоятельную жизнь. Та начавшаяся трансформация обретает четкие формы, о чем говорит потеплевшая в тоне одежда.

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами
Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

Интересно, что о судьбе Матиаса из диалогов мы пока что еще ничего не знаем, но сразу видим, что он также живет с мамой и все также не нашел себя. Об этом автор фильма красноречиво говорит не только одеждой, но и окружением. Если Джудит и Элизбает окружают красно-желтые предметы, то позади Матиаса синие плакаты.

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

Во время воссоединения семьи все проблемы остаются позади, вне комнаты, где находятся герои. Она наоборот, на контрасте залита тепло-желтым светом.

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

Думаю, дальше по кадру мы сможем узнать, что случилось с Элизабет, даже не смотря ленту. В ее жизнь снова вклинивается Талула с передозировкой, что вновь отбирает все силы и внимание главы семейства.

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

Элизабет впервые сама ведет передачу, а не находится вдалеке на телефоне. Работа стала для нее уже привычной и уютной, но не в качестве главной ее составляющей. Волнения и тревога отражаются в синих полосках рубашки, разрезающих желтую ткань.

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами
Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

Мы находимся в самом конце ленты. И теперь мы не уверенны в судьбе лишь двух героев – Талулы и Матиаса. Режиссер дает нам две последние ключевые сцены.

Матиас, по уши влюбленный в Талулу, признается ей в чувствах, находясь все еще в состоянии максимализма, повышенной романтики без прагматичного взгляда в будущее. Но вот его возлюбленная, наконец то справившаяся с зависимостью, начинает осознавать серьезность ее положения и желание обрести независимость и стабильность. Именно в этот момент она отвергает Матиаса и полностью покидает дом семьи, следуя своей цели, а не уходя в пустоту. На ее шарфе видны желто-красные оттенки, в первые присутствующие на одежде девушки.

Как Пассажиры ночи рассказывают историю тремя цветами

После такого отказа и четкого понимания потери человека навсегда, Матиас отпускает прошлое и также устремляется в путь. И мы верим в него. В этом нас уверяет желтый цвет его рубашки.

Режиссер Микаэль Херс проделал колоссальную работу с цветом, дополняя им характеры героев. И нужно быть очень эмпатичным и чувствующим человеком, чтобы создать такую тонкую взаимосвязь всего лишь с тремя цветами на руках.

За весь фильм мы так сблизились с семьей на экране, и я очень рад, что режиссер такими тонкими нюансами показывает нам – с ними все будет хорошо.

1515
Начать дискуссию