История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

Как ситком, чей пилот разнесли в пух и прах, в итоге навсегда изменил телевидение.

«Офис» — культовый комедийный сериал, который давно ставят в один ряд с легендами жанра вроде «Друзей», «Сообщества» и «Сайнфелда». Он закончился ещё в 2012-м, но новые поклонники продолжают появляться до сих пор — актуальность и успех шоу с годами, кажется, только растёт. А ведь когда-то американский «Офис» считали очередным бездушным ремейком британского сериала, а низкие рейтинги первого сезона чуть не привели к закрытию.

Рассказываем, как ситком-аутсайдер смог прийти к огромному успеху и почему именно «Офис» изменил подход Голливуда к ТВ-комедии.

История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

Через океан

Историю американского «Офиса», разумеется, не получится рассказать без упоминания одноимённого британского шоу. Его создали Рики Джервейс и Стивен Мерчант в 2001 году — сериал рассказывал о быте офисных сотрудников вымышленной бумажной компании Wernham Hogg. В первую очередь — об их отношениях с экстравагантным и нелепым боссом Дэвидом Брентом (его играет сам Джервейс).

Сериал выходил на «Би-би-си», и его рейтинги, в общем-то, не были слишком большими. Зато большим был международный успех: права на трансляцию «Офиса» продали в 80 стран, на важнейшей премии «Золотой глобус» он взял призы за лучшую комедию на ТВ и за лучшую мужскую роль (её выиграл сам Рики Джервейс).

Причём это был первый за 25 лет случай, когда британский сериал хотя бы номинировался на эту премию.

Рики Джервейс в образе Дэвида Брента
Рики Джервейс в образе Дэвида Брента

Шоу никогда не задумывалось как долгоиграющий проект и закончилось уже в 2003-м, спустя всего два сезона (по шесть серий в каждом) и ещё пару рождественских эпизодов.

Но, несмотря на короткую телевизионную жизнь, британский «Офис» быстро стал культовым, а также послужил отправной точкой для карьер нескольких тогда ещё неизвестных актёров.

Здесь первую заметную роль сыграли Мартин Фриман, Маккензи Крук (Рагетти из «Пиратов Карибского моря») и Люси Дэвис (Диана из «Зомби по имени Шон», тётя Хильда из последней «Сабрины»). Карьера Рики Джервейса, в общем-то, тоже по-настоящему стартовала именно с «Офиса» — сейчас он известен как стэндап-комик и сценарист, его часто зовут ведущим на церемонию «Золотого глобуса».

В США сериал тоже смотрели, но уже не так активно — американские телезрители в принципе не очень жалуют зарубежные проекты, пускай даже на английском языке (в том числе из-за специфики британского акцента). Как это часто бывает с успешными проектами из туманного Альбиона — вспомните «Бесстыжих», «Броадчёрч» или «Компьютерщиков» — голливудские продюсеры решили адаптировать «Офис».

Права на создание ремейка купил телеканал NBC — там как раз намечались проблемы с недостатком ситкомов в сетке вещания. Суперуспешные «Друзья» вот-вот должны были закончиться, их спин-офф «Джоуи» не оправдал возложенных на него надежд.

Другой популярный комедийный сериал, «Фрейзер», тоже подходил к финалу — и это по телеканалу ударило даже сильнее, чем потеря «Друзей». Ведь «Фрейзер» был спин-оффом другого шоу, «Чирс», а значит, у него давно успела сложиться крепкая фанбаза. Теперь же NBC её теряла — пробелы срочно нужно было чем-то восполнять.

«Чирс»
«Чирс»

Для адаптации «Офиса» позвали Грега Дэниелса, на тот момент уже состоявшегося телевизионного сценариста, участника Saturday Night Live и соавтора анимационного «Царя горы». Самому Рику Джервейсу тоже предлагали заняться ремейком, но он отказался.

Знаете, это уже был не мой ребёнок. Права на него были моими, и я обналичил чеки. Думаю, [адаптация] получилась хорошей, но у меня не было к ней какой-то эмоциональной привязки. Я её толком-то и не смотрел. Я не чувствовал, что она мне принадлежит.

Рики Джервейс, сценарист, создатель «Офиса»

Дэниелсу очень нравился подход Saturday Night Live, где актёры и сценаристы — это одни и те же люди. Он хотел — хотя бы частично — собрать каст «Офиса» из комиков, способных не только сыграть роль, но и написать шутки для эпизода.

Поэтому первым из всех актёров Дэниелс взял Б.Дж. Новака — после того, как увидел его выступление в стэнд-ап клубе.

Б.Дж. Новак сыграл стажёра Райана Ховарда и написал сценарии ко многим сериям
Б.Дж. Новак сыграл стажёра Райана Ховарда и написал сценарии ко многим сериям

По тому же принципу он нанял Минди Кейлинг (она сыграла Келли) и Пола Либерштейна (Тоби) — позже они не только писали эпизоды «Офиса», но и срежиссировали некоторые из них. А на роль Дуайта Шрута, комичного карьериста и просто очень странного человека, пробовался Сет Роген — ныне тоже известный не только как актёр, но и как драматург.

И даже среди актёров без сценарного прошлого Дэниелс искал тех, кто способен на комедийную импровизацию. Его не интересовали люди, которые умеют играть лишь «по бумажке»

Импровизация — хороший способ сделать [сериал] более натуральным.

Грег Дэниелс, сценарист

Вообще, сложись обстоятельства чуть по-другому, и каст «Офиса» мог выглядеть совершенно иначе. Джима Халперта, например, собирался сыграть Адам Скотт — позже он попал в другой сериал Дэниелса, «Парки и зоны отдыха». Анджела Кинсли, сыгравшая, собственно, Анджелу — стервозную кошатницу-бухгалтера — изначально пробовалась на роль милой секретарши Пэм.

Прослушивания разных актёров на роли в «Офисе»

Филлис Смит, сыгравшая героиню с таким же именем, вообще не была актрисой. Она работала кастинговым директором на шоу и отбирала других артистов.

Когда те приходили на прослушивание, Филлис — чтобы помочь им — читала текст за одного из персонажей. Но в итоге всем так понравилось её исполнение, что кастингового директора пригласили на полноценную и постоянную роль в сериале.

Филлис Смит в роли Филлис
Филлис Смит в роли Филлис

А Крид Брэттон — сыгравший персонажа по имени Крид Брэттон — вообще не участвовал в прослушиваниях. Он был всего лишь частью массовки, но очень понравился авторам сериала, и те решили сделать его полноценным персонажем.

Так появился Крид — самый странный герой «Офиса»: таинственный старик, который работал в Dunder Mifflin дольше, чем кто-либо может представить (но при этом никто не понимает, чем он вообще занимается).

Крид Брэттон
Крид Брэттон

Глуповатого босса Майкла Скотта — адаптацию Дэвида Брента из британского «Офиса» — чуть не сыграл Боб Оденкёрк, звезда «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу». Первым выбором Дэниелса был Стив Карелл, только-только сыгравший прорывную эпизодическую роль в «Брюсе всемогущем», но тот оказался занят — снимался в другом комедийном сериале «Приди к папочке». И тогда шоураннер остановился на Оденкёрке: на первой презентации сериала для шефов NBC именно этот актёр числился в касте.

Но «Приди к папочке» отменили всего после четырёх эпизодов, и Стив Карелл освободился — его тут же снова пригласили в «Офис». Оденкёрк остался за бортом: в девятом сезоне, правда, он сыграл короткую роль такого же босса, полной копии Майкла Скотта, но из другой компании. Справедливость, в каком-то смысле, восторжествовала.

Самая интересная история прослушивания у Джона Красински, который в итоге сыграл Джима Халперта — приятного и саркастичного молодого продавца (в британском шоу похожую роль исполнял Мартин Фриман).

Его изначально пригласили пробоваться на Дуайта Шрута, но актёр убедил авторов сериала, что ему больше подойдёт Джим. Пока Красински ждал своей очереди на прослушивание в холле, какой-то человек спросил, не нервничает ли он. Актёр ответил, что он боится, как бы американцы не испоганили отличный британский сериал, ведь «у них есть такая привычка».

Я просто не знаю, как смогу дальше жить, если они испортят этот сериал.

Джон Красински, актёр

На что человек из холла признался, что он вообще-то Грег Дэниелс — тот самый, в чьей компетентности так сомневается Красински. К счастью, автор сериала воспринял скепсис актёра спокойно, и тот заслуженно получил свою роль после прослушивания.

Джон Красински в роли Джима
Джон Красински в роли Джима

У Дэниелса, впрочем, были и свои сомнения насчёт сериала. Ему очень нравился британский оригинал, но он не совсем понимал, как перенести его ироничный тон и чисто английский юмор на другую почву. К тому же, у NBC незадолго до этого уже был неудачный опыт адаптации британского шоу «Любовь на шестерых»: всё это очень давило на сценариста.

Господи, как у них [авторов оригинального «Офиса»] это получилось?

Грег Дэниелс, сценарист

Решение своей дилеммы он подсмотрел в жизни. Как раз в тот момент США переживала бум реалити-шоу и доступных цифровых видеокамер, на которые люди маниакально записывали вообще всё, что происходит вокруг.

Дэниелс понял, что из-за этого мокьюментарная форма «Офиса» может оказаться даже ближе американской аудитории, чем британской. Поэтому в его версии герои будут ещё чаще разговаривать напрямую с объективом, ломая пространство между вымышленным миром и аудиторией.

Люди поняли, каково это — находиться перед камерой и разговаривать с ней.

Грег Дэниелс, сценарист

Серьёзнее всех к съёмкам подошёл тот же Красински. Он специально ездил общаться с работниками бумажных компаний, чтобы лучше передать особенности их характера и поведения, а также проехался по городу Скрэнтон, в котором по сюжету и находится офис главных героев.

Свою поездку актёр снял на видео — позже записанные им кадры используют в опенинге сериала.

Красински также помогал декораторам обустраивать экранный офис — по аналогии с теми, что сам видел в процессе своего мини-исследования. Вообще, авторы сериала стремились создать максимально аутентичное пространство для съёмок: например, все компьютеры — даже те, которые не попадают в кадр — действительно работали и были подключены к интернету.

Так актёрам помогали вжиться в их роли, почувствовать себя настоящими офисными работниками, которые в свободное время (в данном случае —свободное от съёмок) могут просто лазить по сайтам и прокрастинировать.

История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

На «погружение» работало и то, что многие актёры исполняли роли персонажей с такими же именами. Анджела Кинси играет Анджелу Мартин, Филлис Смит — Филлис Вэнс, Оскар Нуньес — Оскара Мартинеза. Это особенно помогало при импровизации: если вдруг артисты случайно называли своего коллегу по настоящему имени, никто этого всё равно не замечал.

Провал и прорыв

Но ни профессионализм актёров, ни внимание к деталям самих авторов и их любовь к британскому оригиналу не спасли американский «Офис» от холодного приёма. Вышедший в 2005-м пилот критики называли в лучшем случае «проходным».

Качество оригинального сериала заставляет ремейк выглядеть бледным, словно копия из принтера, в котором заканчиваются чернила.

Том Шейлз, Washington Post

На то есть вполне понятные причины. Создатели американского «Офиса» приняли одно очень сомнительное решение: они зачем-то полностью скопировали первую серию британского оригинала. За исключением других имён и названия компании — теперь она Dunder Mifflin вместо Wernham Hogg — это была не интерпретация, а безыдейный покадровый ремейк.

Безыдейный настолько, что в одном из эпизодов Майкл Скотт использует слово wastepaper basket по отношению к мусорке. Хотя в США их так не называют.

История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

Грег Дэниелс позже объяснял это решение тем, что он боялся начинать сериал без какого-то твёрдого «фундамента», точно работающей сценарной основы оригинала.

В следующих сериях сюжеты начали отходить от британского шоу, но интонация и стиль повествования в целом соответствовали версии Рики Джервейса. С каждым эпизодом рейтинги «Офиса» всё сильнее падали вниз: те зрители, что были знакомы с оригиналом, посчитали сериал очередной вторичной адаптацией, а для остальных он был просто слишком странным и слишком пытающимся быть «английским».

Актёры вспоминали, как управленцы из NBC, приезжавшие посетить съёмочную площадку, напрямую говорили им, что сериал закроют после первого сезона.

История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

Их угрозы не сбылись: руководство канала разрешило авторам сделать второй сезон, но только при условии, что те сильно сократят бюджет. Из-за этого съёмочную группу, например, пришлось переместить из реального офиса в декорацию, в которой воссоздали весь интерьер. Это, с другой стороны, пошло производству на пользу — теперь у операторов было куда больше пространственной свободы.

Грег Дэниелс понимал, что если его шоу и не закрыли после первого сезона, второй точно может стать последним — останься у «Офиса» такие же неубедительные рейтинги. И он, вместе с другими сценаристами, сделал то, что телекритики до сих пор вспоминают как один из ярчайших примеров сериального «камбека».

История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

Дэниелс переизобрёл знакомую формулу, сделал из бледной копии британского хита совершенно самостоятельное произведение. Причём в итоге американский «Офис» обогнал оригинал и по длительности, и по степени влияния на индустрию.

Метаморфозу «Офиса» указывают как наглядный пример разницы между британским и американским подходом к комедии. Ведь для того, чтобы сделать сериал успешным, Дэниелсу нужно было отойти от наследия и тональности оригинала и адаптировать его концепцию под реалии заокеанского ТВ — то, что у него не получилось сделать в первом сезоне.

Хорошее видеоэссе, в котором разница между британской и американской комедией рассматривается в том числе на примере двух версий «Офиса». У видео есть русские субтитры

Есть один известный факт — на площадке второго сезона «Офиса» освещение сделали на порядок ярче, чем во время съёмок первого. Если вы сравните кадры, то увидите, что все последующие эпизоды действительно выглядят светлее и «теплее».

Это небольшое изменение, но оно кардинально меняет атмосферу всего пространства. И служит очень удобной метафорой того, что в принципе Дэниелс сделал с «Офисом».

Американская версия, начиная со второго сезона, и правда стала... светлее. Дружелюбнее, оптимистичнее. Ведь британский «Офис», по своей сути, — довольно едкая комедия, которая находит юмор в безысходной нелепости быта своих героев, но никак эту нелепость не оправдывает и не смягчает.

В нём мало милого или хотя бы обнадёживающего: мир офисных работников для Джервейса — это сюрреалистичный цирк, над которым смеёшься только потому, что не понимаешь, как иначе реагировать на этот абсурд.

Сериал Грега Дэниелса же пошёл совсем в ином направлении. Мир офиса в нём сохранил свою нелепость, но он в то же время стал очень уютным. И не только из-за ярких лампочек: в первую очередь сценаристы провели огромную работу над персонажами. Заставили их выглядеть не столько сборищем колоритных стереотипов, сколько дисфункциональной, неординарной, но всё же семьёй.

Самым значительным изменениям подвёргся центральный персонаж сериала, Майкл Скотт. Ещё в первом сезоне многие зрители, да и люди, создававшие само шоу, замечали, что позаимствованный у британского оригинала образ босса — человека глупого и грубого, смешного, но не слишком приятного — не очень подходил Стиву Кареллу.

История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

Если Рики Джервейс в похожей роли Дэвида Брента действительно мог вывести зрителя из себя, Карелл сделал Скотта более милым и безобидным: даже на самые оскорбительные его шутки — вроде тех, что были в серии о борьбе офиса с расизмом — и самые подлые поступки (в первом же эпизоде он подставляет Пэм перед руководством, даже не моргнув глазом) сложно по-настоящему обижаться.

Вместе с общим «осветлением» сериала создатели подкорректировали образ Майкла Скотта. Они воспользовались природным обаянием Карелла и превратили неприятного босса-идиота в забавного взрослого ребёнка, чьи пакости и глупости невозможно воспринимать всерьёз.

Дэвид Брент — более мрачный и жалкий персонаж. А нам нужен был симпатичный дурачок.

Джон Красински, актёр
История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

Отчасти авторам «Офиса» помог успех фильма «Сорокалетний девственник», где Стив Карелл играл главную роль. Картина, вышедшая между первым и вторым сезоном, внезапно сделала из актёра большую звезду. И продемонстрировала, насколько хорош Карелл в изображении милых недотёп.

[Фильм] превратил Стива в большую звезду, но он также помог нам понять, как писать сценарии под него.

Грег Дэниелс, сценарист
Стив Карелл в «Сорокалетнем девственнике»
Стив Карелл в «Сорокалетнем девственнике»

Сценаристы не только сделали Майкла Скотта более приятным героем, они ещё и добавили ему глубину, на которую раньше даже не было намёка. Он всё ещё кидалт и эксцентрик, даже его душевные переживания выглядят комично — но в то же время он вовсе не некомпетентен как босс.

Майкл может раздражать работников и приставать к ним с дурацкими шутками, может издеваться над Тоби из отдела кадров по непонятным причинам, но его офис продолжает показывать лучшие продажи среди всех филиалов Dunder Mifflin.

Настоящий поворот в его персонаже происходит, когда в серии Booze Cruise из второго сезона он вдруг даёт Джиму — неспособному разобраться в своих чувствах к Пэм и расстроенному её помолвкой — по-настоящему дельный совет. Показывает себя чутким и чувствующим человеком.

И в то же время он может делать что-то такое

«Чувствующий» — думается, вообще ключевое качество для изменённого «Офиса». Со второго сезона сериал перестаёт выглядеть этаким комичным кафкианским адом и становится оптимистичным и совершенно беззлобным ситкомом о специфичных, но, несмотря на всё, обаятельных героях.

В это же время «Офис» отбрасывает ту неловкую реалистичность, с которой демонстрировал офисную жизнь Рики Джервейс. Сериал Грэга Дэниелса может содержать что-то узнаваемое и близкое к действительности, но по своей сути он подчёркнуто фантастичен. Можно представить, что в каком-то реальном офисе будет работать человек вроде Дэвида Брента — а вот Майкл Скотт слишком ярок и специфичен, чтобы быть правдой.

История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

Именно этот сдвиг в тональности в итоге и подкупил американского зрителя. Начиная со второго сезона произошёл настоящий ренессанс «Офиса» — рейтинги подскочили (и позже только продолжат расти), оценки критиков перестали быть нейтрально-снисходительными, на «Золотом глобусе» сериал получил свою первую и единственную награду за «лучшее комедийное ТВ-шоу».

«Офис» Дэниелса нашёл свой голос. И, главное, свою аудиторию — всё же американский зритель, как оказалось, не очень хорошо воспринимает более мрачный и упаднический британский юмор. Позже Рики Джервейс интересно объяснял этот феномен, сравнивая менталитеты жителей двух стран.

В США каждому говорят, что он может стать президентом, если захочет. И правда в том, что он действительно может. Британцам же говорят: «с тобой этого не произойдёт». И они живут с этим.

Рики Джервейс, актёр, сценарист

Успеху второго сезона «Офиса» помог и только что появившийся сервис iTunes. Там сериал буквально родился во второй раз — те люди, кто, возможно, никогда бы не стали смотреть его по ТВ, узнали о шоу и поняли, насколько сильно оно отличается от всего, что они видели до этого.

На презентации iPhone Стив Джобс демонстрировал работу iTunes, включив одну из серий «Офиса»

К слову, именно благодаря iTunes авторы «Офиса» узнали о том, что они совершенно неправильно определяли целевую аудиторию. По словам Рейна Уилсона, создателям казалось, что сериал будут в основном смотреть люди среднего возраста — те, кто и сами работают в офисах. Но на самом деле наибольшую популярность шоу имело среди подростков и студентов.

Многие сценаристы говорят, мол, без фанатов никогда бы не было их сериала. Но в нашем случае это действительно правда — [«Офис»] существует только благодаря тем фанатам, что могли бы посмотреть его бесплатно, но пошли и заплатили деньги.

Джон Красински, актёр

После внезапного успеха второго сезона «Офис» даже не собирался останавливаться. Рейтинги росли с каждым годом, а качество шоу не падало — по крайней мере, критически — вплоть до самого его финала: до сих пор работу Дэниелса вспоминают как пример ситкома, который смог вовремя закончиться (в отличие от многих собратьев по жанру).

История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

Даже уход Стива Карелла после седьмого сезона сериал не испортил (у актёра истёк контракт, а NBC не стал выдвигать новое предложение). И не помешал ему стать одним из ярчайших сериалов нулевых и, вероятно, самым важным комедийным шоу того времени, сильно повлиявшим на всю индустрию.

Как именно — уже совсем другой вопрос.

Влияние «Офиса»

Главное открытие «Офиса» изначально произошло из его слабости. Вынужденные менять психологию героев после первого неудачного сезона, авторы шоу, по сути, сделали то, чего в ситкомах никогда не делали — позволили персонажам развиваться.

Большинство комедийных сериалов начала нулевых всё ещё были «ситкомами» в самом кондовом и устаревшем смысле слова. Это шоу, в которых на фоне закадрового смеха одни и те же герои с конкретным набором характеров-стереотипов попадают в нелепые ситуации. «Офис» — совсем не такой.

История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

Да, здесь есть персонажи, которые что в первом сезоне, что в последнем почти одинаковы. Недалёкий бухгалтер Кевин, скандалистка Келли или Крид Брэттон едва ли хоть как-то меняются, это своеобразные comic relief даже в контексте и без того комедийного шоу.

Зато Дуайт Шрут — изначально кажущийся персонажем непоколебимым и наименее склонным к переменам — проходит одну из самых интересных арок в сериале. Из циничного и откровенно неприятного корпоративного подлизы, персонажа явно гиперболизированного, становится очень своеобразным, но всё же человечным и нисколько не отрицательным героем.

А его романтическая линия с Анджелой — изначально используемая как комичная параллель «серьёзной» линии Джима и Пэм — в итоге не менее важна для сериала, чем история любви двух главных героев. Символично, что именно её финалом и заканчивается весь «Офис».

История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

Сама линия Джима и Пэм, на которой в первых сезонах и держится какой-никакой магистральный сюжет, тоже совсем не ординарна. Она не строится по типичному для ромкомов шаблону и ни разу не ударяется в скучные мелодраматические клише. Кульминационный поцелуй из финала второго сезона не сводит героев вместе, а, наоборот, отталкивает друг от друга — им ещё предстоит долго разбираться в своих чувствах.

Предложение руки и сердца происходит на придорожной заправке посреди ужасного дождя, а их семейный быт и вовсе остаётся, в основном, за закрытыми дверями. На контрасте с общим абсурдом и фантастичностью комедийных ситуаций в «Офисе» линия Джима и Пэм, внезапно, — очень реалистична. Она развивается так же, как, наверное, развивалась бы любовь двух офисных работников и в жизни.

История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

Ну и, конечно, Майкл. За семь сезонов из босса-идиота — типичного для ситкомов архетипа героя, которому всё зачастую удаётся не благодаря, а вопреки его способностям — он постепенно преображается в хоть и смешного, но глубоко трагичного героя, который всего-то хочет найти любовь и своё место в мире.

Он многогранный персонаж, полностью понять которого зрителю порой так же сложно, как и ему самому.

У Майкла Скотта много вариаций. Кто-то из сценаристов писал его как такого взрослого ребёнка, другие изображали его некомпетентным, третьи писали Майкла Скотта в его лучшие моменты.

Джин Ступницки, сценарист

Когда в конце седьмого сезона, в сцене прощания Джима с Майклом, тот говорит боссу, что у него никогда не было и не будет лучшего руководителя — мы, как зрители, понимаем, что это не пустой сантимент. Несмотря на все свои слабости, Майкл Скотт за время сериала начинает восприниматься действительно потрясающим начальником. Это в каком-то смысле парадокс — учитывая, сколько глупостей он натворил — но в этом и есть магия «Офиса».

И когда Джим срывается на скупые слёзы, кажется, что плачет и не персонаж вовсе, а сам Красински — настолько реальна та связь, что сформировалась между героями за долгие годы. Вместе с ним плачет и зритель — он как будто прощается с членом семьи или, как минимум, давним и дорогим другом.

История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

Вообще, если вы спросите у любого фаната «Офиса», за что именно он любит сериал, тот наверняка ответит что-нибудь про то, как герои стали для него «семьёй». Это, опять же, не какое-то рекламное клише, а вполне логичный результат того, как артистически работает шоу.

Процесс знакомства с персонажами «Офиса» действительно имитирует то, как мы постепенно узнаём близких людей в жизни. В начале все они — архетипы, маски, набор ярких черт-стереотипов. Но чем дольше идёт сериал, тем больше нюансов появляется в характерах: ведь ни один человек на самом деле не так прост, каким кажется на самом деле.

История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

К последнему сезону мы уже знаем все негативные и положительные стороны героев, понимаем и принимаем все их качества. Можно сказать, что за некоторыми исключениями — в виде Майкла и продавца Энди, который буквально за сезон из откровенно негативного героя превращается в милого неудачника (что, к слову, сюжетно обосновано) — герои не то чтобы развиваются. Скорее они такими были всегда, просто с годами аудитория узнала их получше.

Отличное видеоэссе о том, как авторы «Офиса» исправили персонажа Энди всего за один эпизод. К сожалению, видео без русских субтитров

Другое важное новаторство «Офиса» — которое, в общем-то, перекочевало из британского оригинала, но именно в американской версии превратилось в тенденцию — то, как он снят. Когда Грег Дэниелс только запускал сериал, ситкомы на ТВ были похожи один на другой: что «Друзья», что «Сайнфелд», что их менее популярные собратья сплошь сняты на статичные камеры в простеньких декорациях и больше похожи на театральную постановку.

«Офис» же по форме — их полная противоположность. Вечно снующая камера, постоянное движение, объёмное, реалистичное пространство. Снятый в формате мокьюментари, сериал полностью отвергает принятые в индустрии стандарты: в нём вечно царит визуальный хаос, оператор цепляет обрывки фраз и случайные взгляды.

«Сайнфелд»
«Сайнфелд»

Конечно, псевдодокументальные фильмы были и до «Офиса» — хотя бы «Это — Spinal Tap» 84-го или «Зелиг» 83-го — но вот в формате ситкома такого ещё никто не делал.

Операторы вспоминают, как удивились, когда на съёмках пилотной серии их попросили делать «то, за что на другом проекте бы моментально уволили». Снимать вне фокуса или, скажем, не успевать повернуть объектив к говорящему актёру: всё это создаёт иллюзию, будто «Офис» живёт своей жизнью, а камера лишь успевает — и то не всегда – запечатлеть какие-то отдельные эпизоды.

История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

Одна из главных «фишек» сериала тоже связана с его формой — речь о взглядах героев в камеру, которые особенно любит делать Джим. Периодически персонажи как бы ломают четвёртую стену и напрямую транслируют мысли зрителю — даже не в форме интервью (хотя и они тут есть), а просто мимолётно встретившись с аудиторией глазами.

Это, опять же, помогает авторам выстраивать связь между зрителем и героями. Не зря же говорят, что глаза — зеркало души.

Видео, где собран каждый момент, в котором Джим смотрит в камеру

Сейчас — когда есть похожие по форме «Парки и зоны отдыха» или «Что мы делаем в тенях» — мокьюментарная форма не кажется большим новаторством. Но для середины нулевых был важен сам факт появления популярного ситкома, снятого не по устаревшим стандартам индустрии.

Уже позже вышло «Сообщество» и «Студия 30», которые закрепили новый вид популярного комедийного сериала. Более визуально изысканного, написанного и срежиссированного «как в кино». Без «Офиса», вероятно, эта революция произошла бы заметно позже.

«Сообщество»
«Сообщество»

«Офис» был инновационным — опять же, для американского ТВ — и в плане самого юмора. До него ситкомы преимущественно состояли из сцен-анекдотов, и все шутки в них строились по одинаковому шаблону с обязательным закадровым смехом в конце.

В «Офисе» же юмор часто строится не на самих ситуациях, а на особенностях характеров героев. Комичные моменты тут могут рождаться из совершенно обычных взаимодействий персонажей, которые, попав на камеру, вдруг начинают ощущаться невыносимо нелепыми. Позже такой феномен назовут «кринж-комедией» — и «Офис» один из её первопроходцев, наряду с «Умерь свой энтузиазм».

История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

«Офис» как инкубатор талантов

Многие люди, работавшие над «Офисом», позже построили весьма успешную карьеру в киноиндустрии. Создатель сериала Грег Дэниелс, например, ещё до финала шоу запустил «Парки и зоны отдыха» — другой, не менее успешный комедийный сериал в похожем стиле. Который, кстати, тоже сильно «вырос» после первого сезона.

А в этом году стартовали «Космические войска», его новый ситком, созданный совместно со Стивом Кареллом. И вновь первый сезон подвергся критике — теперь Дэниелсу предстоит совершить ещё один камбэк.

Другим шоураннером «Парков» стал Майкл Шур, один из основных сценаристов «Офиса», также сыгравший маленькую роль Моза, брата Дуайта Шрута. Позже он, уже без Дэниелса, создаст «Бруклин 9-9» и «В лучшем месте» — тоже успешные ситкомы.

Майкл Шур (справа) в «Офисе»
Майкл Шур (справа) в «Офисе»

Б.Дж. Новак сыграл в «Бесславных ублюдках» Тарантино и «Спасти мистера Бэнкса», Минди Кейлинг ещё до финала «Офиса» запустила собственное шоу «Проект Минди», с успехом просуществовавшее 6 сезонов.

Элли Кемпер, которая в «Офисе» сыграла секретаршу Эрин, пришедшую на замену Пэм (когда та переквалифицировалась в продавца), после сериала стала звездой другого ситкома, «Несгибаемая Кимми Шмидт», где исполнила главную роль. Кроме этого она сыграла в «Мачо и Ботане» и «Девичнике в Вегасе», также Кемпер часто озвучивает мультфильмы.

Рэйн Уилсон появился в оскароносном «Джуно», «Хешере» и исполнил главную роль в «Супере» Джеймса Ганна. Филлис Смит озвучила Печаль в «Головоломке», а Крейга Робинсона — он в «Офисе» сыграл грузчика Дэррила — можно увидеть в «Ананасовом экспрессе», «Апокалипсисе по-Голливудски» и прошлогоднем «Меня зовут Долемайт».

Эд Хелмс, сыгравший продавца Энди (он появился в третьем сезоне шоу), стал большой комедийной звездой после роли в «Мальчишнике в Вегасе». Тем не менее сам актёр считает, что известность к нему бы никогда не пришла, если бы не «Офис».

Мне говорят, что «Мальчишник в Вегасе» сделал меня звездой. Но без «Офиса» меня бы никто не позвал в «Мальчишник».

Эд Хелмс, актёр
Эд Хелмс в сериале «Офис»
Эд Хелмс в сериале «Офис»

Любопытная карьера сложилась у Джона Красински. После «Офиса» он появился на втором плане в «Морпехах» Сэма Мендеса и «Маппетах», а также, уже в главной роли, в «13 часах» Майкла Бэя. Сейчас он играет Джека Райана в одноимённом сериале от Amazon, который уже продлили на третий сезон.

Джон Красински в роли Джека Райана
Джон Красински в роли Джека Райана

Параллельно с актёрской карьерой Красински занимался режиссурой: в 2009-м он снял «Короткие интервью с подонками» по роману Дэвида Фостера Уоллеса, а в 2015-м — драму «Холлеры», где сам же сыграл вместе с Шарлто Копли, Анной Кендрик и Марго Мартиндейл (той самой характерной актрисой из «Коня БоДжека», в котором Красински, к слову, озвучил коня Секретариата).

Но слава как режиссёра к нему пришла после хоррора «Тихое место», который он снял, вдохновившись собственным опытом отцовства. Красински, опять же, сам исполнил главную роль вместе с женой, известной актрисой Эмили Блант.

Джон Красински и Эмили Блант в «Тихом месте»
Джон Красински и Эмили Блант в «Тихом месте»

Ну а Стив Карелл в итоге перерос амплуа комедийного актёра и к середине 2010-х заявил о себе как о серьёзном драматическом артисте. Сегодня у него есть номинация на «Оскар» за роль второго плана в «Охотнике на лис», а также другие награды за образы в «Игре на понижение», «Битве полов», «Власти» и «Красивом мальчике».

[Стив] — отличный парень. И он очень хорош в своей работе.

Рики Джервейс, сценарист, создатель «Офиса»
Стив Карелл в «Охотнике на лис»
Стив Карелл в «Охотнике на лис»

Возможное продолжение и спин-оффы

Конечно, успех «Офиса» не раз порождал слухи о возможном перезапуске шоу или каком-либо ответвлении. У авторов даже было несколько идей, которые они предлагали телеканалу NBC, но каждую в итоге отвергли.

Например, в 2012 году Дэниелс и Шур предложили поставить спин-офф о том, как Дуайт Шрут руководит своей свекольной фермой. Сериал бы назывался «Ферма» и начался как раз, когда закончился «Офис». Но NBC отказали авторам — идея показалась им бесперспективной.

Думаю, время было неподходящее.

Рэйн Уилсон, актёр
История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

А вот другой проект, задуманный как спин-офф «Офиса», в итоге увидел свет — правда, уже без всякой связи с самим «Офисом». Дело в том, что Дэниелс и Шур изначально предлагали сделать «Парки и зоны отдыха» ответвлением своего главного сериала.

И они бы так и сделали, если бы не актриса Рашида Джонс — в «Парках» и «Офисе» она сыграла две разных роли, а искать на её место другую артистку создатели не хотели.

Что до ремейка или нового сезона самого «Офиса», то авторы раз за разом заявляют, что не собираются продолжать сериал — всё, что они могли в нём сказать, они уже сказали. Категоричнее всех высказывается Стив Карелл — он считает, что шоу просто невозможно было бы снять сейчас.

Сегодня люди куда активнее замечают оскорбительное поведение. Что хорошо само по себе, но в то же время когда вы воспринимаете персонажа [Майкла Скотта] слишком буквально, это просто не работает.

Стив Карелл, режиссёр

Понятно, почему актёр говорит так. Несмотря на то, что «Офис» и сейчас смотрится замечательно, это целиком продукт своего времени. Как минимум персонаж Майкла Скотта с его любовью к бытовому расизму и сексизму вряд ли приглянется новому поколению зрителей.

История и анализ «Офиса» — культового комедийного сериала, который чуть было не закончился на первом сезоне

Оно, наверное, и к лучшему. Комедийным сериалам и без того редко удаётся закончиться вовремя, и не хотелось бы терять один из немногих таких примеров. «Офис», несмотря на все социальные изменения, уже в любом случае никуда из поп-культуры не уйдёт — он слишком для неё важен и слишком влиятелен.

Этот сериал будет актуален по крайней мере до тех пор, пока люди не перестанут работать в офисах. Или дружить. Или любить.

980980
238 комментариев

Офис — легендарнейшая вещь

122
Ответить

"Сегодня люди куда активнее замечают оскорбительное поведение. Что хорошо само по себе, но в то же время когда вы воспринимаете персонажа [Майкла Скотта] слишком буквально, это просто не работает"

Тюряга Майк бы показал как надо жить

113
Ответить

Да, если бы сериал вышел сейчас, то его создатели подверглись бы жесточайшей критике, что однозначно бы привело к его закрытию, наверно :D

13
Ответить

Наверное странно слышать эту шутку сейчас)

83
Ответить

не в тему, корона не особо то и летальна

5
Ответить

Актёры после "Офиса" продолжили сниматься и только Крид остался работать в дандер мифлин

65
Ответить