В мире, с символичной для экспрессионизма иронией, победило Зло — нацисты захватили власть, а Ланг бежал в страну, чьими видами был вдохновлен футуристичный Метрополис. В руках режиссера жанр расцвел, перенял многие идеи у других направлений и пережил лучшие годы. Его видение определило не только экспрессионизм, но и десятки смежных течений, а по проторенной им дорожке проследовали многочисленные поколения режиссеров. Ланг изменил кинематограф, но в миг, когда порицаемые им кошмары стали жуткой явью, оказался перед ними бессилен.
Немногие знают, что Ланг - автор идеи обратного отсчёта времени при запуске космических аппаратов. В 1929 г. он снимал фантастический Frau im Mond (Женщина на Луне) и там, для пущего пафосу и экспрессии, взлёт сопровождался этим обратным отсчётом. Консультантом фильма был Hermann Julius Oberth (Герман Юлиус Оберт), один из основоположников ракетостроения, учитель Вернера фон Брауна. Ему эта идея показалась не только красивой, но и функциональной, и он начал её использовать при настоящих запусках.
И у них над фильмом работали настоящие ракетостроители-консультанты (это в 29-м то году!), а ракета получилась настолько правдоподобной, что нацитсы заставили ее сломать. Это один из моих самых любимых фильмов Ланга, по драматизму - ну чисто "Армагеддон", только на 70 лет раньше.
Спасибо за пост!
Всегда интересно смотреть фильмы режиссеров, которые считаются академической классикой, и сранивать их со своим любительским впечатлением. Я не особо разбираюсь в ремесле кинематографии и оцениваю фильмы по шкале "нравится / не нравится" (вторые выключаю на 15-й минуте). И вот оба "Метрополис", и "М" показались мне потрясающе талантливыми. Не знаю, почему, но эту, простите, магию кино в старых картинах я замечаю яснее. Постфактум я, конечно, часто встречала отсылки к Лангу в книгах или подобные посты. Я понимаю, сколько новаторства, предыдущего опыта, и силы мысли было вложено в его фильмы, но при этом по-настоящему блестящи они тем, по-моему, что безотказно действуют на простых зрителей вроде меня, спустя столько лет после их созданиях. Последняя сцена диалога с толпой в "М" мне кажется вообще одной из лучших в кинематографе. Пойду пересмотрю, что ли.
Ланг, до того как обнаружил в какую сторону ему хочется делать фильмы, снимал совершенно удивительные картины. Пятичасовой диптих "Пауки" например" рассказывали историю о масонах, теориях заговора, шпиона, секретных подземных городах, несметных сокровищах, неизвестных цивилизациях и о чем только еще. А "Блуждающий образ" про тетку, которая случайно в горах обнаружила своего бывшего умершего мужа, пока брат-близнец мужа пытался ее убить или женить на себе, я вообще смотрел в обнимку с википедией, потому что решительно ничего не поймешь из того, что происходит.
Метрополис и М, конечно, на голову выше и его первых фильмов и вообще всего кинематографа того времени. Метрополис выглядит невозможной постановкой для своих лет. Такое количество массовки, нереальные декорации, все горит, взрывается, тонет. Даже сейчас сопоставимого масштаба фильм - это единичный случай. А с "М" его талантише, опыт и умения просто сошлись в одной точке похоже, потому что даже своим Мабузе он не смог переплюнуть этот фильм.
«РасЦвет и закат»?)
Либо рассвет и закат либо расцвет и увядание, вам так не кажется?
Сколько вы хотите за молчание?
Метрополис смотрел, шикарный фильм, не знаю как так смогли, столько сил угрохать в эту картину