Как используют "отсылки" в кино?

Зачем нужны “отсылки” и как их используют в современном кино? Рассказываем и показываем на примерах, которые вы наверняка знаете. А если нет, то расскажем.

Как используют "отсылки" в кино?

Мы живём в любопытное время, когда люди могут прослезиться от того факта, что один режиссёр может выстроить карьеру на отсылках. Это красиво и приятно для фанатских чувств, но я задумался: а так ли вообще нужны отсылки?

Но давайте начнём с самого начала: что такое “отсылка”?

Отсылка - это некий момент в произведении, который может отсылаться как на само произведение, так и на другие. Главная особенности отсылки - это узнавание и органичность. Но, по-факту, как их вообще используют?

Тут есть несколько способов применения. Начнём с самого очевидного: Фансервис.

Отсылки - это всё ещё дешёвый способ вызвать фанатское удивление. На это можно злиться, этому можно радоваться, но суть та же - это легкий способ вызвать эмоции.

Момент на 3:40

Подобными отсылками могут быть сцены, как например, момент гибели Стального гиганта в фильме “Первому игроку приготовиться”, который отсылается и на мультфильм “Стальной гигант” и на сцену из фильма “Терминатор: Судный день”.

Также фансервисом могут стать слова. В “Мстителях: Финал”, когда Сокол связывается с Капитаном Америка, то он говорит фразу “Я слева”. Эта фраза, которой Кэп стебал Сокола в фильме “Первый Мститель: Другая война”, обгоняя его на утренней пробежке.

Не стоит также забывать и про то, что отсылкой может стать и предмет. В одной из сцен мультфильма “Человек-Паук: Через вселенные” нам на мгновение показывают постер фильма “From dusk till Shaun”, который отсылает на фильм Эдгара Райта, “Shaun of the dead” (оригинальное название фильма “Зомби по имени Шон”). Кстати, название этого фильма тоже является отсылкой на классику зомби-фильмов “Dawn of the dead” (“Рассвет мертвецов”). Но всё же отсылка с Шоном многослойней в “Через вселенные”, чем кажется.

Как используют "отсылки" в кино?

Вы ведь заметили, что название вымышленного фильма “From dusk till Shaun” отсылается также к фильму “От заката до рассвета” (“From dusk till dawn”). Это не задумка авторов мультфильма, а отсылка к тому, что в одно время Эдгар Райт и Саймон Пегг в одно время задумывали сделать продолжение “Shaun of the dead” и назвать его “From dusk till Shaun”.

Мы ещё поговорим по теме Эдгара Райта, а пока вернёмся к нашему сюжету.

Помимо простого фан-сервиса, есть важная черта отсылок: связь через поп-культуру. Как правило, это используется для связки в разных произведений, чтобы создать ощущение, что они происходят в одной вселенной.

Самый известный пример - это, конечно же, Киновселенная Marvel. Первые части КВМ аккуратно оставляли отсылки к самым разным персонажам стремясь создать одновременно и самодостаточные произведения, и увязать их в единый сериал.

Так, например, первые важные отсылки в КВМ размещались в сценах после титров.

Это и появление Фьюри в “Железном человеке”,...

…и Тони Старка в “Невероятном Халке”.

Позже “отсылки” начали занимать важное место в сюжетной канве. Например, тот же Говард Старк, как один из ключевых персонажей “Первого Мстителя” и как связь с Тони Старком.

Позже о важности их знакомства упоминал и сам Железный Человек, говоря, что его бесило, что отец приводит Стива Роджерса в пример.

Но это всё довольно очевидные вещи, и о них мы знаем достаточно много. Другая история - это когда через отсылки связываются два произведения, которые, казалось бы, не могут быть в одном мире, а потом протираешь глаза и понимаешь: “А почему бы и нет?!”

Сериал “Шерлок” от BBC. В этом сериале есть две любопытные отсылки, которые как бы намекают на ещё одного всемирно известного маскота Великобритании.

В третьем сезоне, в серии “Его прощальный обет”, брат Шерлока, Майкрофт, который не последний человек в правительстве, говорит фразу, защищающую Шерлока: “Как любит повторять один мой коллега, порой этой стране требуется грубый инструмент”. Марк Гэтисс, который был одним из сценаристов сериала и играл роль Майкрофта Холмса, говорил, что это была прямая отсылка на М и его мнение об агенте 007, Джеймсе Бонде. Как он утверждает, это был “намёк” на то, что “Шерлок” BBC и Джеймс Бонд - это одна вселенная.

В сети есть теория, что Майкрофт - это и есть "М", глава MI-6 и начальник Джеймса Бонда.
В сети есть теория, что Майкрофт - это и есть "М", глава MI-6 и начальник Джеймса Бонда.

Это очень любопытно, и мозг немного взрывается от удовольствия. У этих ребят даже есть похожие сцены на крыше! И да, я знаю про “Bond Air”, который противоречит этому “намёку”, но давайте порассуждаем об этом потом, а сейчас просто будем наслаждаться и пойдём дальше?!

Отсылки могут выступать не только как что-то фанатское, но и как повествовательные метафоры. За счёт эффекта узнаваемости, можно поместить отсылку историю так, чтобы она объясняла какие-то тонкие и интересные черты персонажа.

И тут мы возвращаемся к Эдгару Райту. Этот режиссёр чертовски хорош в эксплуатации отсылок чисто с повествовательной точки зрения. В своё время он снял многими уважаемый фильм “Скотт Пилигрим против всех”, в котором завернул проблему борьбы с собственными демонами в метафору борьбы с бывшими своей новой девушки, в которых он видел свои собственные ошибки. Но при этом сами бои с бывшими были обставлены как типичные файтинги.

Как используют "отсылки" в кино?

Без шуток - это чертовски остроумный и сильный ход с точки зрения сюжета. Безусловно, я понимаю, что огромную роль в этой истории сыграл и автор комикса “Скотт Пилигрим”, Брайан Ли О’Мэйли, но всё же в фильмографии Райта метафоричные отсылки появлялись и раньше.

“Spaced” - сериальный дебют Эдгара Райта. В нём рассказывается о компании британских гиков, а сама форма и стилистика повествования выстроена так, чтобы говорить на одном языке с целевой аудиторией. Британскими гиками.

Исходя из этого можно догадаться, что сериал кишит отсылками на те или иные произведения. И всё же одна из них больше всего привлекла моё внимание. Второй сезон, первая серия.

Начинается с 5:14

Главные герои долго не виделись и узнают друг у друга как у них дела.

- Нормально, нормально. Хотя меня заставили немного пострадать.

- Сара?

- Нет. Джордж Лукас.

сериал "Spaced"

А затем идёт сцена, в которой герой Саймана Пегга сжигает весь свой фанатский стафф по “Звёздным войнам”. Сцена является прямым референсом на погребение Энакина Скайуокера в фильме “Звёздные Войны: Возвращение Джедая”. Мы понимаем, что недавно вышедшая “Скрытая угроза” сильно не понравилась герою Пегга. Настолько, что он решил “порвать” со всей франшизой.

Через эту небольшую отсылку мы понимаем, насколько сильно персонаж является гиком и фанатом космической саги, а также проникаемся его болью… Хотя сегодня это уже кажется несколько утрировано, но не мне, юнцу, об этом судить.

Несмотря на комедийный пример с тем, как Райт строит метафоры на отсылках, есть всё же и более серьёзное отношение к ним. Ф.Ф. Коппола в своём легендарном “Крёстном отце” помещал апельсины в сценах насилия. Это было чисто случайно и чаще использовалось для контраста с тёмными костюмами персонажей, но в какой-то момент авторы подметили частое появление апельсинов, но решили, что это станет повторяющимся мотивом, символизирующим смерть.

Например, покушение на Вито. Апельсины разбросаны по дороге.
Например, покушение на Вито. Апельсины разбросаны по дороге.

Но всё же тут есть любопытный момент. Дело в том, что Коппола снимал не обычный гангстерский фильм, а натуральную античную трагедию о падении души Майкла Корлеоне. В Древней Греции одним из смыслов этого фрукта была “фатальность” и “смерть”, а в христианстве апельсин означал “искупление грехов”.

В этом смысле довольно не просто определиться - намеренной отсылкой это было или всё же действительно случайностью, но тем не менее со временем этот символизм работал и в следующих частях “Крёстного отца”, а в “Клане Сопрано” авторы и вовсе поступили как Эдгар Райт. Они показали покушение на Тони Сопрано в тот момент, когда он купил бутылку апельсинового сока!

И тут мы переходим к ещё одному интересному способу применить отсылку в повествовании: разрушить ожидания.

Дело в том, что из-за всё того же узнавания отсылок авторы могут использовать их против нас. Мы можем заметить какой-то любопытный момент, который прямо указывает, что он вдохновлялся какой-то “той самой сценой”. Зрителям становится всё понятно, и появляется улыбка умиления. Но затем происходит то, чего вообще не было в изначальном произведении!

Это шокирует и заставляет зрителя прилипнуть к экрану, что как бы тоже своего рода художественный приём удержания внимания. Это интересно! Ты хочешь смотреть дальше и глубже проникаешься историей из-за того, что тебя взяли на крючок поп-культурной отсылки.

Именно это в своё время меня захватило при просмотре сериала “Предложение”, которое рассказывает о том, как создавался фильм “Крёстный отец”.

Как используют "отсылки" в кино?

В одной из первых сцен Джо Коломбо приходит на мафиозную встречу. Он нервничает и что-то замышляет. Чуть позже он удаляется в туалет, достает револьвер и готовится к убийству. Коломбо возвращается на встречу. Мы в предвкушении, потому что сцена очень сильно напоминает “ту самую сцену” из “Крёстного отца”, когда Майкл готовится убить проклятого мафиози и продажного копа. Напряжение растёт.

А потом наши ожидания разрушаются и главный герой рассказывает, что его хотели использовать для внутренних разборок в мафии. Это затягивает. Становится понятно, что это не чистый фансервис, а диалог со зрителем, который ожидает от “Предложения” синтетического байопика об успешном успехе, но на деле получает волнующую, напряженную, но атмосферную историю о любви не просто к конкретному фильму, а ко всему кинематографу.

Это занимательно, но, наверное, самое популярное применение отсылок, которое можно встретить в кинематографе, - это референсы.

Как используют "отсылки" в кино?

Режиссёры используют кадры или даже отдельные сцены как референс. Пример, на который ориентируются при создании фильмов. Это своего рода следование постмодернистской традиции, когда авторы имею свободу цитировать другие произведения, чтобы обогатить свою историю.

Самый известный такой постмодернист - Квентин Тарантино. Все его фильмы так или иначе имеют отсылки к произведениям, которые любит Тарантино. Интернет полон видео, в которых сравниваются кадры из его фильмов с теми, на которые он ссылался.

Этот метод использования отсылок кажется одним из самых важных, потому что, как правило, в таких случаях отсылки помогают создать рифму между двумя произведениями. А это уже не просто прикольно, а усиливает смысловую составляющую истории. Например, фильм “Омерзительная восьмёрка”. Несколько подозрительных людей, снежная буря, замкнутое пространство и где-то есть убийца. А ещё тут есть Курт Рассел. Ничего не напоминает?

Как используют "отсылки" в кино?

Как это не странно, но в ревизионистском вестерне Тарантино очень любопытно обращается к классике Джона Карпентера - фильму “Нечто”. Из-за того, что оба произведения говорят на общие темы, то для зрителя это играет как дополнительный слой для интерпретаций. Это необычно и это привлекательно, но я бы хотел рассказать о ещё одном любопытном режиссёре, для которого отсылки - это важная часть стиля. Макс Шишкин.

Чуть ли не в каждом своём клипе он опирается на визуальные референсы, чтобы сформировать мощный и захватывающий образ. Благодаря отсылкам он обращается к культурному багажу зрителей, чтобы кратко, но насыщенно рассказать историю.

Так, например, в клипе Би-2 - “Нам не нужен герой” центральной темой песни является то, что зло мира так или иначе стремится подавить любые проявления добра. И тут у нас идёт два клёвых образа.

Первый - Персей с головой Медуза Горгоны.

Как используют "отсылки" в кино?

Второй - “Свобода, ведущая народ”, кажется, при высадке в Нормандии.

Как используют "отсылки" в кино?

А потом переходим к разрушению ожиданий, о которых говорили ранее, и эти образы уничтожаются по сюжету.

Как используют "отсылки" в кино?

И под конец мы видим двойную отсылку, говорящей о разрушительной силе зла. Это одновременно и “Пьета” Микеланджело, и один из моментов фильма “Дитя Человеческое”, который Шишкин называет “ВЕЛИЧИЕ, а не фильм”.

Как используют "отсылки" в кино?

Подобный стиль повествования не нов с точки зрения клипмейкинга и кинематографа, но он работает и рассказывает ту историю, которую хочет показать в рамках пары минут. Простая методика, упрощающая повествование и создающая сильные образы.

И всё же возвращаемся к важному вопросу: а важно ли вообще иметь отсылки? Этот приём сравнительно молодой и так ли важно его использование в произведении?

Как используют "отсылки" в кино?

Смотря на те примеры, которые я привёл выше, мне кажется, что хорошее произведение способно быть самодостаточным и без отсылок, но в то же время отсылки могут обогатить историю и придать ей больше объёма. Из-за этого история ощущается не в вакууме, а как часть чего-то большего.

И, главное, не стоит упускать отсылки.

Спасибо вам большое за прочтение! Надеюсь, что вам понравилось наше новое эссе и мы будем рады рассказать вам новые любопытные вещи. Если хотите прочесть ещё эссе, то переходить в наш блог. Также каждый день мы публикуем новые фотографии и мини-эссе по фильмах, сериалах и играх в нашей группе в ВК и на канале в ТГ.

Ещё раз, спасибо большое! До скорой встречи!

Автор: Никита Босс
Редактор: Таня Ивлева
Арт: Митя Докучаев

3131
20 комментариев

Только чтобы зритель мог сделать это

13
Ответить

Не только!

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Спорно, потому что это всë же не так. Знамениты пример: сцена-отсылка на "Психо" в "Криминальном чтиве". Простое "воровство" пытается повторить то же произведение, но конкретный референс может иметь самые разные мотивы: проявление уважение, культурный контекст, референс аналогичного ощущения. В конце концов, "Криминальное чтиво" - это совсем не "Психо".

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Будем рады, если когда-нибудь узнаем ваше мнение об этом)

1
Ответить

Отсылки — одна из худших вещей, что есть в кино.

Ответить