Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Приветствую самых привлекательных джентльменов-геймеров и самых обаятельных леди-геймеров, на связи Денис Большаков, он же Джин Grey, он же главный специалист по страшным короткометражкам по эту сторону DTF.

Категорическое ужасающее приветствие<br />
Категорическое ужасающее приветствие

Киноальманахи — жанр странным образом вроде бы достаточно востребованный, но вместе с тем вечно пребывающий где-то на периферии кинематографа. Идея собрать несколько короткометражек в единый фильм звучит, кажется, прекрасно, но по факту редко находит отклик в сердцах широкой аудитории. Хуже того, киноальманахи откровенно проигрывают фильмам с нелинейным повествованием вроде «Реальной любви» и «Криминального чтива». Киноальманахи и нелинейно-повествовательные фильмы очень часто путают, кстати. Теперь вы их никогда не перепутаете, жду благодарности в комментариях.

Время от времени, само собой, что-нибудь да выстрелит: громко бахнули «Дикие истории», заставили работяг по всей земле истекать восторженной слюной «Любовь, смерть и роботы». Откровенно не везёт только киноальманахам на любовную тему, но это скорее связано с неспособностью создателей этих опусов снять что-нибудь мало-мальски потребное. Наиболее же вольготно в этом жанре ощущают себя разномастные хорроры.

И это имеет много смысла! Какой ещё жанр наиболее комфортно чувствует себя в коротком метре, как не хоррор? Не только тысячи, миллионы, миллиарды, триллиарды короткометражек с Youtube это подтверждают, но и достаточно приличное количество хоррор-альманахов, радующих поклонников страшного и мистического издревле и поныне.

Это плавно подводит нас к виновнику сегодняшнего торжества — хоррор-альманаху «З/Л/О», он же «V/H/S». Не просто хоррор-альманах, а хоррор-альманах, породивший целую одноимённую франшизу. Ещё и в стилистике «найденных плёнок», которую я неистово люблю и обожаю. Казалось бы — посредственные оценки на профильных агрегаторах, ещё более посрдественные зрительские рецензии, о чём тут разговаривать? Поверьте мне, джентльмены и барышни, есть о чём.

«З/Л/О» — это серия фильмов, которые с каждой последующей частью становятся только лучше (ну почти). 25 безумных короткометражек. 5 безумных фильмов. Один безумный блогер.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)

Франшиза «З/Л/О» появилась благодаря сайту Bloody Disgusting. Детище кинопродюсера Брэда Миска и Тома Оуэна, это достаточно известный на Западе интернет-ресурс, целиком и полностью посвящённый хоррор-тематике. Сайт уверенно рос и развивался, причём настолько уверенно, что в 2011-ом году создатели сайта решают заняться кинопрокатной и кинопродюсерской деятельностью, чтобы разверзнуть свои корпоративные щупальца ещё шире и дальше. И заработать ещё больше денег, естественно.

Идея «З/Л/О» целиком и полностью принадлежит Брэду Миске. Именно он задумал хоррор-антологию короткометражных фильмов ужасов, которые все вместе составят единый фильм. Сама идея проста до безобразия — есть некие проклятые кассеты, на которые записано всякое, естественно ужасающее. Каждая кассета — это отдельная короткометражка, снятая отдельным режиссёром. Герои новеллы, объединяющей все короткометражки, эти кассеты находят, смотрят, и с ними тоже происходит всякое, тоже ужасающее, естественно. То есть, мы имеем страшную короткометражку про то, как люди смотрят страшные короткометражки. И из всего этого получается полноценный фильм. Гениально и просто. Но кто эти короткометражки будет снимать?

Молодые и голодные, конечно! Bloody Disgusting — это не только ценный интернет-ресурс, но и место пребывания разномастных талантов, неистово любящих хоррор-тематику. Брэд Миска собрал наиболее молодых и наиболее голодных и дал им карт-бланш на любую идею, которая только придёт им в головы. Единственное, что было решено изначально — это сюжет новеллы, которая будет идти через весь фильм и объединять все остальные короткометражки, как наиболее важной для целостности общей картины. Сами же короткометражки-кассеты были целиком и полностью отданы на откуп молодым режиссёрам. Чистый и незамутнённый рок-н-ролл — что хотите, то и снимайте.

Прелесть идеи была не только в простоте, но и в том, что участие в подобном фильме могло открыть общественности новое поколение хоррор-мейкеров. Взяв под своё крыло Адама Вингарда, Дэвида Брукнера, Ти Уэста, Глена Маккуэйда, Джо Сванберга и режиссерский коллектив Radio Silence, в 2012-ом году Брэд Миска выводит в свет результат их коллективного творения — фильм «З/Л/О», он же «V/H/S».

«З/Л/О» («V/H/S» — 2012)

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Кассета 56 / Основной сюжет (Реж. Адам Вингард — «Гость», «Тебе конец!», «Годзилла против Конга»)

Группа молодых дегенератов с обострённой нехваткой работы на заводе занимается привычными для подобного рода людей вещами — бездельничают и всячески хулиганят дисциплину, снимая свои подвиги на видеокамеру. Дабы выйти на уровень серьёзных криминальных авторитетов, герои соглашаются на простую, на первый взгляд, работу. Некто за большие деньги просит хулиганов вломиться в один дом и украсть оттуда некую VHS-кассету.

Дом оказывается подозрительно пуст, не считая трупа старика, сидящего в кресле перед включёнными телевизорами. Пока обрадованные таким поворотом дел преступники обшаривают дом, один из них решает посмотреть кассету, которая была последним, что смотрел умерший старик.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

«Кассета 56», она же объединяющая новелла, производит достаточно благостное впечатление. Забавное заигрывание с фильтрами видеосъёмки (так как герои новеллы не профессиональные киношники, они пользуются разными камерами, с разным, соответственно, качеством съёмки), атмосфера всепоглощающей жути от происходящего в доме. Кассета за кассетой, герои короткометражки один за другим исчезают, а паранормальное начинает демонстрировать своё присутствие всё более явно.

Страшной ли получилась «Кассета 56»? Вопрос интересный. Так как эта новелла обрамляет собой все остальные, она тонким слоем размазана по всему фильму и соответственно имеет все шансы ощущаться, как просто затычка между основным действом. Здесь не то что бы много чего происходит, не то что бы кто-то усиленно пытается вас напугать (хотя в загашнике «56» держит отличнейший скример, от которого я аж подпрыгнул). Я бы сказал так, «Кассета 56» не страшная, но по-хорошему жуткая. Свою задачу ввести зрителя в курс дела и худо-бедно придать целостности фильму она выполняет. Хотя хотелось бы большего.

Ночь любителя (реж. Дэвид Брукнер — «Монстры Юга», «Ритуал», «Восставший из ада 2022»)

Троица любителей окунуть своего окуня в легкодоступные ведра — Патрик, Шейн и Клинт, готовятся покорять женские сердца и лохмушки. Они сняли комнату в мотеле, вооружили Клинта киберпанк-технологиями — очками со скрытой камерой и отправились в ночной клуб, чтобы познать все прелести легкодоступного женского тепла.

Ночь определённо удалась, ведь друзьям удаётся познакомиться с развязной Лизой и странноватой Лили, которая явно положила глаз на Клинта. Добравшись до мотеля, работяги готовятся к многообещающей секс-эстафете, даже не подозревая, чем эта ночь для них закончится.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

С места в карьер, «Ночь любителя» — моя самая любимая короткометражка в фильме и одна из любимейших в франшизе в целом. Здесь прекрасно всё. История максимально простая, но режиссёр отлично с ней работает. Нам сразу же становится очевидно, что бесноватая Лили станет катализатором всего кроваво-ужасного движа новеллы, но создатели не выкидывают сразу все карты на стол, лишь намекая, что барышня далеко не так проста, как может показаться. Оттого весь хронометраж я находился в напряжённом ожидании, не имея никакого желания оторваться от экрана хоть на секунду.

Не в последнюю очередь это заслуга актрисы, сыгравшей Лили. Ханна Файрман чудо как хороша. Её героиня ранимая, загадочная и, как выяснится позже, смертельно опасная. Всё это Ханна умудряется отыгрывать практически не имея диалогов, используя лишь язык тела.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Вещь, которую я заметил лишь пересматривая новеллу для статьи — короткометражка чуть хитрее, чем может показаться. Под простенькой страшилкой скрывается этакая более мрачная и короткая версия великого фильма «Весна». Здесь мы переходим на тропу додумываний, но мне показалось, что здесь имеется второе дно. Демоница Лили искренне пыталась вызвать симпатию у Клинта, но, будучи страшнючей монстрятиной, оказалась отвергнута с предсказуемыми последствиями для героя. Мне эта деталь показалась крайне интересной, пускай и скорее всего надуманной.

Сама же новелла не только интересная сама по себе, но и страшная. Здесь нет скримеров или чего-то подобного, режиссёр скорее отсылает к страху перед безжалостным жутким преследователем, который найдёт тебя, как бы ты не прятался. Во время просмотра становится по-настоящему жутко, когда неосознанно встаёшь на место героев. Лично я храбро описался бы ещё на моменте пряток в ванной. И это прекрасно. Ограничившись пространством комнаты мотеля, Дэвид Брукнер делает то, что получается у него лучше всего — снимает отменный клаустрофобический хоррор, способный напугать похлеще любого большого хоррора. Восторг, вечная любовь и мой личный фаворит фильма. И ещё и короткий метр, который перерос в полноценный фильм, очень даже неплохой.

Второй медовый месяц (реж. Тай Уэст — «X», «Пэрл»)

Супружеская пара колесит по западу США, устроив себе этакий второй медовый месяц. Остановившись в придорожном мотеле, герои сталкиваются с таинственной незнакомкой, которая явно не желает им ничего хорошего.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

За одной из лучших короткометражек франшизы, внезапно, идёт одна из худших. Сейчас Тай Уэст известен как большая хоррор-звезда маленькой студии А24, но по «Второму медовому месяцу» так и не скажешь, что это работа будущего любимца кинокритиков. «Месяц» слаб практически в каждом своём аспекте.

Новелла непростительно долго разгоняется, не имея на руках даже достаточного материала для разгона. История умещается в одно не сильно воодушевляющее предложение, почти весь хронометраж ничего не происходит, а самое главное — вотэтоповорот, призванный перевернуть происходящее с ног на голову, вызывает постное «М, ну окей. И что?». Я бы не был настолько категоричен, если бы наблюдать за происходящим не было до глубочайшей зевоты скучно. Единственное, с чем новелла успешно справляется — это разочаровывать каждую секунду потраченного на неё времени.

Вторник, 17-е (реж. Глен Макквейд — так и не взлетел)

Компания друзей отправляется на отдых в лес, получивший дурную славу из-за массового убийства, произошедшего там год назад. Одна из компании, Венди, имеет планы на остальных участников отдыха. Она хочет отомстить таинственному убийце и готова пожертвовать ради этого всем. Даже своими друзьями.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

«Вторник, 17-е» — это классический пример фразы «придумал интересного монстра, но не придумал больше ничего». Начавшись за здравие, короткометражка очень быстро уничтожает все положительные впечатления нахлынувшим валом вопросов об хотя бы минимальной логической обоснованности происходящего. Как Венди смогла поставить ловушки в лесу, если убийца нападает на всех, кто туда заходит? Зачем ей жертвы, если они при первой возможности разбежались кто куда и бессмысленно самоубились на свежем воздухе? В чём состоял гениальный план поимки монстра? И ещё пара десятков вопросов, добивающих и без того на обе ноги хромающее повествование.

Хоть здесь есть парочка интересно обставленных убийств и монстр выглядит оригинально, по итогу я не смог отделаться от ощущения, что мне скормили наспех сделанную короткометражку не самого выдающегося качества. Все начинания авторов убил дырявый, как решето, сценарий.

Странная вещь, случившаяся с Эмили, когда та была моложе (реж. Джо Суонберг — икона мамблкора, снял кучу неплохих инди-фильмов)

Милашка Эмили общается по видеочату со своим парнем, медиком Джеймсом. Общение двух влюблённых перестаёт быть томным, когда Эмили начинает подозревать, что её дом населён призраками.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

«Странная вещь» может похвастаться самой интересной манерой съёмки среди всех новелл — здесь нам предстоит наблюдать за паранормальным через местный вариант «скайпа». В остальном, ничего особо выдающегося здесь нет. Странные вещи происходят, завезли не самые плохие скримеры, но забыли подвести более понятный сюжет. Я вроде бы внимательно наблюдал за происходящим, но вот хоть убейте, так и не понял финального сюжетного поворота. Вроде что-то произошло, вроде я должен был поражённо ахнуть. Я же сидел скорее с постным лицом и пытался понять, что произошло.

Это ни в коем случае не означает, что «Странная вещь» — новелла плохая. Она нормальная. Сойдёт. Прям каноничное такое 5 из 10. Ярких отрицательных эмоций не принесла, ярких положительных тоже. Зато есть возможность полюбоваться на милашку Хелен Роджерс.

31.10.1998 (реж. квартет «Radio Silence» — «Монстры Юга»)

31 октября 1998 года на Хэллоуин компания молодых людей отправляется на костюмированную вечеринку. Но дом, где она должна была происходить, оказывается подозрительно пуст. Ребят это обстоятельство нисколечки не смущает и они отправляются исследовать дом, приняв происходящее за розыгрыш.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Самая трешовая (в хорошем смысле), а потому и самая весёлая короткометражка в фильме. Происходящее здесь можно сравнить лишь с горящим локомотивом, которым никто не управляет. Начавшись, как атмосферный неспешный хоррор про дом с привидениями, «31.10.1998» в какой-то момент показывает своё истинное нутро безумного и юморного экшен-хоррора.

Особенно хотелось бы отметить грамотную работу с картинкой. На дворе 1998-ой год, никакого HD не завезли, только суровое VHS-качество, что играет на руку не только атмосфере, но и короткометражке в целом. Учитывая, что у нас тут без пяти минут нон-стоп экшен, приправленный изрядным количеством графики, стилизация под VHS помогает скрыть бюджетность короткометражки.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Я остался в восторге от «31.10.1998». Чего-то такого я ждал от фильма в целом — драйвового безшабашного треша, сделанного с умом и любовью. За какие-то 10-15 минут работяги из Radio Silence умудрились показать полноценный мини-фильм. Временами страшный, временами смешной и всегда бесконечно увлекательный.

Вердикт

Первый «V/H/S» оставляет достаточно неоднозначное впечатление после просмотра. Это очень смелый эксперимент, далеко не всегда настолько удачный, насколько бы хотелось. Из шести представленных короткометражек только две без всякого сомнения хороши. Я не скажу, что здесь работа проделана, спустя рукава, скорее очень многое в «V/H/S» выглядит недостаточно продуманным. Фильму не хватает более тщательного подхода к материалу. Весь смысл «V/H/S» в том, что каждая короткометражка должна бить точно в цель, иначе умная концепция фильма имеет все шансы развалиться прямо на глазах. Ну и конкретно в этой части франшизы сумасшедший перебор с обнажёнкой. Как будто грех жаловаться на наличие большого количества бубесов в фильме, но выглядит неуместно и отвлекает от просмотра. Всё-таки заинтересовывать зрителя нужно немного другими вещами.

Стоит ли смотреть? Я бы даже ответил отрицательно, если бы не чудесные «31.10.1998» и «Ночь любителя». Эти две новеллы не просто хороши, они перекрывают своим величием весь остальной по большей части постный контент. Вообще, фильму не помешала бы опытная рука монтажёра. Самые неудачные новеллы картины выглядели бы гораздо более компетентными, если бы их существенно сократили, а то и вовсе вырезали без всякой жалости. Два часа хронометража выглядят здесь чрезмерными.

Я понимаю, что «V/H/S» — это, по сути, тренировочная площадка для молодых режиссёров, но это не отменяет того факта, что фильм мог бы быть несоизмеримо лучше, чем он есть. Имеем же мы средней руки развлечение на вечер, которое становится лишь лучше, если смотреть большую часть новелл на перемотке.

«V/H/S» был принят крайне неоднозначно среди критиков и по большей части негативно среди зрителей, что явно видно по рецензиям и оценкам. Эксперимент вышел интересным, но не таким удачным, каким мог бы быть. Все отмечали неровность картины и излишний хронометраж, хотя сама идея пришлась по нраву многим. Фильм без ажиотажа прокатился по кинотеатрам, позже выйдя на DVD и платформах для цифрового скачивания.

О каких-то громогласных успехах информации я не нашёл, но останавливаться Bloody Disgusting не собирались. Учитывая минимальные вложения в производство (бюджеты всех фильмов франшизы никогда выше полумиллиона долларов не поднимались), даже миллиона долларов сборов хватило, чтобы запустить в работу сиквел. Собрав команду из новых молодых кинематографистов и наиболее талантливых авторов оригинального фильма, они принялись за работу над сиквелом, который посетил кинотеатры спустя два года после премьеры оригинала. Были ли учтены ошибки оригинала? Смогли ли создатели полноценно реализовать свою концепцию? Спойлер — ещё как.

«З/Л/О 2» («V/H/S/2» — 2013)

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Кассета 49 / Основной сюжет (реж. Саймон Баррет — «Спиритический Сеанс»)

Двое частных детективов, Ларри и Эйша, расследуют исчезновение студента колледжа. Пробравшись в дом, где он жил, они обнаруживают телевизоры, большое количество видеокассет и ноутбук. На записи они видят студента, который призывает посмотреть VHS-кассеты. Ларри идёт исследовать дом, пока Эйша остаётся посмотреть таинственные плёнки.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Уже на новелле с основным сюжетом фильма начинаешь ловить себя на мысли, что правильные выводы создателями были сделаны. «Кассета 49» не ощущается, как затычка между остальными новеллами. Это полноценная короткометражка с полноценным сюжетом, объединяющим все остальные новеллы. История всё ещё относительно условная, но создатели постарались наполнить её интересными деталями, которые помогают новелле оставаться интересной на протяжении всего хронометража.

В отличие от «Кассеты 56», здесь гораздо больше времени уделено как объяснению происходящих событий, так и непосредственно хоррор-элементу. Наблюдать за тем, как Эйша попадает под влияние проклятых кассет, пока в доме начинает просыпаться зло, временами по-настоящему некомфортно и страшно, особенно ближе к концу. За сцену в шкафу — отдельное спасибо, испугался.

Первый этап клинических испытаний (Реж. Адам Вингард — «Гость», «Тебе конец!», «Годзилла против Конга»)

Молодому человеку, потерявшему свой левый глаз после автокатастрофы, вставляют экспериментальный имплантат. Поскольку это эксперимент, то дополнительно в голову герою внедряют специальный чип, чтобы записывать все происходящее на его новый глаз. Радость от вновь обретённого полноценного зрения сходит на нет, когда герой понимает, что имплант не только вернул ему зрение, но и позволил видеть призраков.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

«Первый этап» очень хочется хвалить за подход к технической части. И чуть-чуть пожурить за всё остальное. Но чуть-чуть.

Всё, что связано непосредственно с картинкой, заслуживает мой глубокий поклон создателям. Наблюдать за происходящим вокруг паранормальным макабром непосредственно из глаз будущей жертвы — это, как минимум, оригинально. И это за 3 года до «Хардкор Генри», прошу заметить!

Проблемы у «Этапа» начинаются там, где заканчиваются восторги по технической части. Новелла имеет интересную идею, но не очень интересно её развивает. Чего-то страшного здесь не происходит от слова «совсем», местные призраки же и вовсе могут вызвать смех. Смотреть не скучно, но диких восторгов я не ощутил. Неплохо, не более того.

Из специфических плюсов — наконец-то пользователь DTF может посмотреть на плотские утехи с женщиной от первого лица. Я был этим очень доволен.

Поездка в парке (реж. Эдуардо Санчез и Грегг Хэйл — «Ведьма из Блэр»)

Молодой человек по имени Майк решает летним утром совершить велосипедную прогулку по парку. Не тем утром он решил этим заняться, ведь вокруг наступает зомби-апокалипсис, в котором Майку предстоит пополнить армию оживших мертвецов.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Посмотрели на призрачное нашествие из глаз героя, теперь посмотрим на зомби-апокалипсис от лица зомби. Точнее, с перспективы камеры, закреплённой на голове так не вовремя решившего покататься велосипедиста Майка.

«Поездка в парке» хороша. Хороша тем, что замечательно развлекает. Здесь практически отсутствует сюжет, зато много экшена, кровищи и вещей, которые в перспективе могут испортить вам аппетит. Не так уж и часто нам позволяют посмотреть на зомби-апокалипсис непосредственно со стороны несчастных мертвяков, и «Поездка» на двести процентов даёт любопытство по этому вопросу утолить. Здесь даже говорить особо не о чем. Классно сделано, весело, задорно. Опять не страшно совсем, но эта промашка с лихвой окупается общим задорным тоном новеллы.

Убежище (реж. Гаррет Эванс — «Рейд», Тимо Тьяджанто — «Ночь идёт за нами»)

Четверо интервьюеров приезжают взять интервью у лидера культа, живущего со своей паствой в закрытой от мира горной общине. Сначала всё идёт достаточно мирно, пока не выясняется, что приехали герои в максимально неудачный для себя момент — именно на момент приезда героев культ собирается вызвать демона, который должен ввергнуть Землю в пучину тьмы.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом «Что будет, если предложить режиссёру «Рейда» и режиссёру «Ночь идёт за нами» снять короткометражку для хоррор-антологии»? Я не думаю, но если бы задались, то ответом было бы «Убежище». Великой мощи экшен-блокбастер, уместившийся в хронометраж короткометражного фильма. По совместительству, ещё одна моя любая новелла в франшизе в целом, которая имела все шансы стать самой любимой, но в последний момент была нещадно побеждена другой новеллой (о ней мы ещё поговорим).

«Убежище» — это буквально хрестоматийный пример идеального короткометражного фильма. За 10-15 минут Эдвардс и Тьяджанто не только успевают рассказать захватывающую историю с интересными персонажами, но и выдают звериного напора экшен-феерию в лучших традициях своих же работ. «Убежище» — это, наверное, первый короткометражный фильм, который подарил мне ощущение того, что я посмотрел полноценный полнометражный блокбастер за время перекура с кофе.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Особенно приятно, что за нон-стоп экшеном создатели не забыли о хоррор-корнях антологии. «Убежище» рисует реалистичную (не считая демонских инсинуаций, само собой), а оттого и невозможно жуткую картину культа, где каждый готов умереть ради своего лидера максимально жестокой смертью. Представить себе что-то такое в реальности достаточно просто, потому и смотреть на происходящее страшно.

Восторг. Буря. Безумие. «Убежище» покорило меня и навсегда останется в моей памяти как пример того, что могут сотворить экшен-режиссёры с хоррором. Без пяти минут великая вещь, которую я советую посмотреть даже в отрыве от франшизы в целом.

Вечеринка с инопланетным похищением (реж. Джейсон Айзенер — «Бомж с дробовиком»)

Младшие братья Гэри и Рэнди прикрепляют камеру к своему йоркширскому терьеру Тэнку, чтобы снимать видео в своем доме на берегу озера. Тэнку предстоит снять не только невинные шалости школьников, но и настоящее инопланетное похищение.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

И вновь хочется отметить оригинальную подачу — если съёмку из глаз и нашлемной камеры ещё можно попробовать поискать в других фильмах, то вот понаблюдать за инопланетным похищением со спины собачки — это действительно уникальная возможность.

«Вечеринка», несмотря на то, что всё ещё на голову выше неудавшихся новелл из оригинального фильма, это единственная короткометражка в «V/H/S 2», которая мне не понравилась. Пришельцы — это прекрасно, но сложно проникнуться ужасом от встречи с инопланетным, когда камера трясётся настолько неистово, что понять происходящее на экране становится невозможным. И это губит в перспективе неплохую новеллу. Когда-таки появляется возможность хоть что-то рассмотреть, можно увидеть, что инопланетяне здесь твари жуткие, а сама короткометражка даже пытается в креативность. НО.

Всё, что происходит после непосредственно прибытия инопланетян — это бесконечное мельтешение, от которого неподготовленному зрителю может стать плохо. Возможно, стоило отказаться от оригинальной идеи с собачкой, но позволить зрителю рассмотреть хоть что-то. По итогу смотреть новеллу скучно и даже неприятно.

Вердикт

«V/H/S 2» без пяти минут великолепен. «Без пяти», потому что уж больно мне не понравилась «Вечеринка». Я бы сказал, что именно таким должен был быть первый фильм. Креативным, развлекающим, местами страшным, местами забавным. Каждая короткометражка, даже неудавшаяся «Вечеринка», старается удивить зрителя, дать ему какой-то новый необычный опыт. Видно, что создатели провели огромнейшую работу над ошибками. Теперь «V/H/S» — это не растянутый до невозможности набор разительно отличающихся по качеству короткометражек, это полноценно работающая концепция Брэда Миска. Фильм не ощущается затянутым, он идеально работает как хоррор-антология и оставляет после себя строго положительные впечатления.

Я настоятельно советую вам ознакомиться с этим замечательным сиквелом. Если оригинал советовать стоит с большой осторожностью, то в случае с «V/H/S 2» я настоятельно рекомендую вам познакомиться с картиной. На такое зрелище не стыдно потратить свободный вечер.

«З/Л/О 2» был принят гораздо теплее, чем оригинал. Все в один голос хвалили создателей за наконец-таки заработавшую концепцию хоррор-антологии и общее исполнение. Что как будто бы означает, что надо ковать железо, пока горячо. Всего год спустя кинотеатры штурмует третья часть успевшей хорошо себя зарекомендовать франшизы — «З/Л/О: Новый вирус».

«З/Л/О: Новый вирус» («V/H/S Viral» — 2013)

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Порочные круги / Основной сюжет (реж. Марсель Сармиенто — «Тотем»)

Кевин постоянно снимает свою девушку Айрис и мечтает стать большим и важным блогером. Одним вечером он становится свидетелем полицейской погони за грузовичком с мороженым, которую транслируют по местному телевидению. Кевин видит в этом возможность создать вирусное видео и прославиться.

Но у судьбы были другие планы — Кевин не успевает снять кадры погони и лишь успевает увидеть, как грузовик проносится мимо его дома. Тем временем Айрис в оцепенении выходит на улицу, получив таинственный видеозвонок, а затем исчезает, предположительно попав в заложники к водителю грузовика. Кевин пускается в погоню за грузовиком, подбадриваемый изображениями паникующей Айрис, передаваемыми на его мобильный телефон. Он продолжает преследовать грузовик, ездящий будто по кругу, пока люди вокруг получают на свои мобильные телефоны странные изображения, вызывающие у них приступы безумия.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Во-первых — я любил маму того человека, который переводил фильм, потому что «V/H/S Viral», в контексте происходящего — это никакой не «Новый вирус», это всё-таки «Вирусный» или «Вирусное видео», потому что у нас тут вообще-то про интернет. Я три раза посмотрел «З/Л/О: Новый вирус» и все три раза не мог взять в толк, что за такой вирус и почему он новый. Слава богу, даже на таких тупоумцев, как я, иногда снисходит озарение.

Во-вторых — корявый перевод никак не меняет того, что «Порочные круги» — какая-то мутная муть, в перспективе очень интересная, но по факту очень непонятная. Я очень сильно напрягал немногочисленные мозговые извилины, чтобы понять, что и почему в новелле происходит, но так и не смог. Соответственно, плюнул и просто наблюдал за тем, как главный герой наворачивает круги за неостановимым грузовиком, пока вокруг люди начинают видеть всякое с экранов своих мобильников. А в конце нам намекают, что миру наступил один большой «V/H/S».

Новелла может похвастаться парочкой эффектных сцен забористого экшена в погонях, но этого явно недостаточно, чтобы начать приносить удовольствие от просмотра. Повествование рваное, затянутое и скучное. Надеюсь, что какой-нибудь разумист-киновед в комментариях объяснит мне ускользающие от меня смыслы. А пока — мусорная и муторная новелла. Из того типа, что заставляют размышлять о том, на что я вообще трачу свою жизнь.

Данте Великий (реж. Грегг Бишоп — «Сирена»)

Джон МакМаллен, житель трейлерного парка и бездарный иллюзионист, обнаруживает плащ, который когда-то принадлежал Гарри Гудини. Плащ оказывается непростым, а самым что ни на есть магическим. Но с подвохом — для настоящей уличной магии ему нужно приносить регулярные жертвоприношения.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

В бездны посредственности «Данте Великий» утягивает выбранный создателями формат повествования. Причём утягивает так, что перспективно лучшая новелла фильма опускается до уровня дурно пахнущей субстанции.

Новелла частично построена как документальное расследование, где разного рода эксперты пытаются объяснить феномен произошедших из-за главного героя ужасов. Интересная идея, при должном умении подчёркивающая реалистичность происходящих на экране событий. У создателей «Данте» этого умения не было. Все попытки придать достоверности происходящему разрушаются об бюджетные ограничения и непонимание того, как эти ограничения обойти.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

В новелле настолько плохие спецэффекты, что это поражает даже моё, закалённое треш-фильмами всех мастей, воображение. Все сцены с магией, а уж тем паче с противостоянием Джона нагрянувшим на запах жертвоприношений спецназовцам, — это просто смешно. Из-за ужасающей работы с графикой и постановкой экшен-сцен то, что должно было внушать зрителю ужас и трепет перед разрушительной магией плаща, вызывает только острые приступы испанского стыда. И с этим не было бы проблем, если бы новелла изначально подавала себя как развесёлый треш. Но режиссёр отчего-то решил уйти в псевдодокументалистику, наваливая сцены, где актёры на серьёзных щах пялятся на низкодетализированный графен и поражённо шепчут «Это необъяснимо, это магия, это потустороннее». Думаю, не стоит говорить, каким печальным образом данное положение дел бьёт по атмосфере и общим впечатлениям от просмотра.

Единственная магия в новелле — это волшебным образом спущенные в унитаз возможности. «Данте Великий», при должной технической полировке, мог иметь право на жизнь. Но лично я не сдержался, и уже ближе к концу новеллы начал заливисто смеяться, искренне удивляясь тому, что мне тут пытаются показать. Тот момент, когда какие-никакие старания оказываются перечёркнуты одним неудачным решением.

Параллельные монстры (реж. Начо Вигалондо — «Моя девушка монстр»)

Альфонсо, изобретатель, наконец заставляет работать детище всей своей жизни — прототип устройства, которое открывает двери в параллельное измерение. По ту сторону портала героя ждёт точно такой же Альфонсо, также запустивший устройство в своей вселенной. Обрадованные успехом герои решают поменяться местами на пару минут, чтобы посмотреть чем их миры друг от друга отличаются. На первый взгляд миры идентичны, но это только на первый.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Все чудесные минуты, которые я смотрел «Параллельные монстры», меня не отпускала одна мысль: из этой новеллы могла бы получиться гениальная серия «Рика и Морти». Я не буду вам ничего спойлерить, ограничившись общими впечатлениями, но сразу гордо сообщу, что конкретно «Монстров» стоит посмотреть хотя бы ради гомерически смешного твиста. Когда вы узнаете, чем таким отличаются вроде бы идентичные миры двух Альфонсо, я вам гарантирую, вы начнёте рукоплескать Начо Вигалондо. Это уморительно и как-то очень в стиле франшизы.

Я бы сказал, что «Монстры» страдают от недостатка хронометража. Здесь есть где развернуться, из этого материала можно сделать потрясающее большое кино. Новелла очень поверхностно показывает параллельную вселенную, но даёт достаточно информации, чтобы заинтересоваться и захотеть увидеть больше. Само собой, фильма-продолжения мы так и не увидим, но как же приятно помечтать.

А в остальном — забавная штука. Единственная новелла во всем фильме, которая мне целиком и полностью понравилась. И посмеялся, и восхитился концептом. На фоне остальных так и вовсе смотрится, как шедевр.

Скейт-видео (реж. Джастин Бенсон и Аарон Скотт Мурхед — «Ломка», «Паранормальное»)

Джейсон и Дэнни — пара скейтбордистов из Лос-Анджелеса, которые выполняют различные трюки в надежде создать эпичное скейт-видео. Нанятый ими видеограф Тейлор толкает их во все более опасные обстоятельства в надежде, что они покалечатся или убьют себя, чтобы он мог заснять последствия и продать их как снафф-видео. И такая возможность Тейлору вскоре выдаётся. Ребята становятся свидетелями некоего ритуала, в котором им отведена не последняя роль.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

В случае с «Скейт-видео» я нахожусь в очень щекотливой ситуации. Почему? Потому что я неистовый фанат творчества Бенсона и Мурхеда. Этот режиссёрский дуэт снимает сумасшедшего качества фильмы, и я без всяких шуток считаю их гениями. Возможно, даже лучшими современными режиссёрами в принципе. Посмотрите хотя бы «Ломку» и «Паранормальное», это фильмы недостижимого для большинства современных кинодеятелей уровня. И потому мне очень трудно говорить, что «Скейт-видео» — новелла откровенно неудачная.

«Скейт-видео» безбожно долго разгоняется, а когда наконец разгонится, начинает воистину дьявольски долго тянуть резину. Первые пару минут смотреть на хардкорное побоище скейтбордистов против культистов даже захватывающе. Но они продолжают драться. И продолжают. И продолжают. И продолжают. И когда наконец заканчивают, хочется аж выдохнуть, что наконец-таки это закончилось. Новелле очень не хватает сюжетного мяса и более разнообразной событийности. А на драки бомжей с школьниками я и в реальной жизни могу посмотреть. Разочаровывающе скучное зрелище, которое не спасает ни сочная картинка, ни неплохо поставленный экшен.

Вердикт

«З/Л/О: Новый вирус» — это плохо. Временами настолько, что хочется выключить. Вроде бы только-только франшиза нащупала верное направление. Вроде бы даже сняли отличный сиквел. Но даже по сравнению с неровной первой частью это отвратительное кино. Большая часть новелл — это откровенный мусор, не стоящий ни минуты вашего драгоценного времени. Новелла с основным сюжетом откровенно перетягивает одеяло на себя, но в ней ни сюжета, ни идеи, ни реализации, благодаря которым это имело бы смысл.

Самое обидное, что у всего здесь чувствуется потенциал. История с проклятыми вирусными видео сама по себе очень даже ничего. Новеллы можно было бы раскрутить во что-то заслуживающее внимание. Но в попытках придать масштабности вселенной «V/H/S» и объединить все фильмы в единое целое, создатели не смогли придать целостности конкретно «З/Л/О: Новый вирус». О каком тогда масштабе можно говорить? Всё здесь ощущается будто в отрыве друг от друга. Как будто и правда через Ютуб смотришь несвязанные друг с другом короткометражки. К слову, совершенно не страшные. Хоррор-антология, все дела.

Я настоятельно советую вам ни в коем случае не прикасаться к «З/Л/О: Новый вирус». Это мусорное кино, благополучно рушащее всё, чего добился сиквел.

«З/Л/О: Новый вирус» не пощадили. Фильм получил разгромные критические рецензии, а зрители просто решили его проигнорировать. Третий фильм похоронил всю франшизу на долгие семь лет.

Но вдруг, в июне 2020 года было объявлено, что «З/Л/О» получит перезагрузку. Новый фильм франшизы получил название «З/Л/О 94», отсылая к 1994-ому году, в котором будет происходить действие фильма. Курировать это дело доверили Дэвиду Брукнеру — автору потрясающей «Ночи любителя». Брукнер клялся и божился, что фильм изменит направление развития франшизы. В отличие от предыдущих частей франшизы, где каждый сегмент снимался одновременно с разными съемочными группами, съемки квадриквела были в основном последовательными, чтобы соблюдать единую стилистику. В 2021-ом году, спустя год после анонса, «З/Л/О 94» выходит на суд общественности, эксклюзивно на стриминговой платформе Shudder. Выходит, чтобы стать лучшим фильмом в франшизе.

«З/Л/О 94» («V/H/S/94» — 2021)

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Святой ад (реж. Дженнифер Ридер «Конец ночи»)

Отряд спецназа совершает налёт на заброшенный склад, якобы выполняя операцию по борьбе с наркотиками. Склад полнится следами ритуального массового самоубийства — десятками трупов с выколотыми глазами. Продвигаясь по складу в поисках подозреваемых, команда разделяется, и пока офицеры продолжают обыскивать склад, один из спецназовцев замечает идущий по телевизору странный выпуск новостей.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Как немногие из вас знают — я огромный любитель фильмов, которые можно обозначить фразой «тупые спецназовцы самоубиваются в закрытых пространствах». Вот нравится мне смотреть, как бесславно гибнут до зубов вооружённые люди от всякого паранормального\инопланетного\выведенного в лабораторных условиях. «Святой ад» в этом плане не разочаровывает.

Приятно отметить, что серия вновь вспомнила, что она вообще-то хоррор. Новелла старательно интригует и нагоняет жути своими тесными, заполненными трупами тёмными коридорами и открытыми пространствами, где вообще чёрт-те что происходит. Спецназовцы один за другим шизеют и бесславно погибают под действующие на нервы звуки статических помех. Атмосфера психоделического ужаса присутствует, так сказать.

Конечно, сюжетная линия новеллы получилась достаточно скомканной — всё самое интересное здесь происходит за кадром, а весь сыр-бор так и вовсе объясняют в последние пару минут стремительной скороговоркой, но получать удовольствие от просмотра это не мешает. Как минимум, «Святой ад» умудряется и связывать все остальные новеллы, и оставаться связным короткометражным фильмом.

Ливневая канализация (реж. Хлоя Окуно — «Наблюдающий»)

Репортер новостей 6-го канала Холли Марчиано и ее оператор Джефф снимают сюжет о Крысочеловеке — местной городской легенде. Полу-крыса, полу-человек якобы живет в городских ливневых стоках. Опросив нескольких жителей города, которые якобы видели Крысочеловека, репортёр решает самолично спуститься в канализацию, чтобы докопаться до истины.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

«Ливневая канализация», как по настроению, так и чисто стилистически очень похожа на набравшие дикую популярность хоррор-игры в VHS-стилистике. Я думаю, что вы играли хотя бы пару раз в подобные игры — низкодетализированный герой спускается в низкодетализированную канализацию, там его преследует низкодетализированное чудовище. Герой бесславно умирает в паре метров от выхода. Быстро, страшно и весело. «Ливневая канализация» очень точно воспроизводит ощущение от прохождения подобных игр.

Новелла отводит минимальное время на зачин, отводя основной хронометраж на приключения героев в канализации, что идёт ей только на пользу. Сюжет здесь простенький, потому долгие вступления здесь губительны. Ведь всё самое интересное и страшное — там, в глубине ливневой канализации.

Тёмные канализационные недра под VHS-фильтром производят очень гнетущее впечатление и способны напугать не на шутку, как и местные обитатели. Крысочеловек — главное украшение короткометражки. Кроме того, что он сам по себе выглядит как соискатель на посещение ваших ночных кошмаров, ещё и его обиталище даёт парочку лишних баллов хоррор-атмосфере. Всё вместе это вырисовывается в донельзя жуткую новеллу, от которой не по себе будет ещё долгое время после просмотра. Я точно испугался и зарёкся приближаться к канализациям в принципе.

Пустые поминки (реж. Саймон Баррет «Спиритический сеанс»)

Молодой женщине по имени Хейли поручено провести поминки по человеку, недавно покончившему жизнь самоубийством. Вроде бы простая работа осложняется одним пикантным обстоятельством — семья погибшего попросила, чтобы в течение всей ночи велась видеосъёмка поминок. Закрытая в похоронном бюро Хейли усердно бдит над гробом, пока из него не начинает доноситься шум.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

«Пустые поминки», как и предыдущая новелла «Ливневая канализация», очень ловко давит на всем знакомые страхи. Тут, правда, не страх стрёмных канализаций с безумными бомжами, а страх остаться наедине с мёртвым человеком. С одной стороны, ситуация в реальной жизни маловероятная, с другой, достаточно реалистичная, чтобы во время просмотра неосознанно представлять себя на месте героини. Вы бы испугались, если бы сидели одни в комнате с гробом, а из него вдруг начали доноситься подозрительные звуки? Лично я тут же опорожнил бы все возможные опорожнительные щели и слёг с инфарктом.

Новелла получилась дистиллированной жутью в квадрате. При том, что большую часть новеллы в кадре ничего особо не происходит, весь хронометраж сидишь в напряжении. «Поминки» не строят большой загадки из того, в каком направлении история пройдёт, что внезапно идёт новелле только на пользу. Ты, как зритель, уже понимаешь, что с гробом всё не чисто, поэтому наблюдать за всё более и более паникующей главной героиней неуютно. При должной впечатлительности, как у вашего покорного слуги, паника героини может передаться и вам. «Пустые поминки» не лучшая новелла фильма, но точно самая страшная. Или, по крайне мере, делит эту заслугу с не менее жуткой «Ливневой канализацией».

Объект (реж. Тимо Тьяхджанто — «Ночь придёт за нами»)

Доктор Джеймс Сухендра, безумный ученый, мечтает создать успешный гибрид человека и робота, используя похищенных людей в качестве подопытных кроликов. В его подпольной лаборатории обитают десятки ужасных механических чудовищ — неудавшихся жертв экспериментов.

Однако, последний эксперимент наконец оборачивается успехом и доктору удаётся создать разумного киборга. Радость от достигнутого прерывается отрядом спецназа, прибывшим прекратить бесчеловечные эксперименты безумного учёного.

Тимо Тьяхджанто уже внёс свой бесценный вклад в развитие франшизы, подарив мне возможность бесконечно восторгаться совместной с Гарретом Эдвардсом работой в «V/H/S 2». «Убежище» в своё время поразило меня тем, что могут сделать два маститых экшен-режиссёра, если не мешать им творить. И где-то чуть выше я обмолвился, что «Убежище» была бы моей самой любимой новеллой, если бы не кое-какая другая короткометражка. Короткометражкой этой стал «Объект».

Тимо Тьяхджанто вновь сотворил маленькое чудо, сняв короткометражный мега-блокбастер, способный удивить даже самого привередливого зрителя. Мне достаточно сложно описать эмоции от просмотренного, не ударившись в бесконечные расхваливания. Новелла потрясающая. Она великолепно снята, она до краёв заполнена зубодробительным экшеном, она умудряется не потерять связность за кавалькадой крови, кишок и безумия. И при этом оригинальных отличных идей в «Объекте» столько, что даже странно, что новелла не переросла в полноценный фильм.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Особенно мне импонирует то, что «Объект» не пытается корчить из себя что-нибудь большее, чем развесёлый треш-боевик про противостояние спецназа и сумасшедших недо-киборгов, отличающихся, кстати, отменным дизайном. В этом плане «Объект» даже превосходит жутко недооценённую «Армию Франкенштейна». Монстры здесь не только сами по себе выглядят жутко, но и пробуждают любопытство во время просмотра. Интересно просто их рассматривать, подмечать какие-то детали. Здесь вообще впечатляющий визуал, но монстры удались особенно.

«Объект» повторяет успех «Убежища», но делает это на намного более высоком уровне. Там — мини-блокбастер. Здесь мега-мини-супер-пупер-блокбастер. Возможно, мои восторги были бы чуть менее восторженными, если бы новелла не соединила в единое целое три неистово обожаемые мной сущности — спецназовцев, шикарно сделанных монстров и отличный экшен. Но она соединяет! Поэтому я продолжу неистово восторгаться. Мой личный фаворит во всей франшизе и просто крышесносящее зрелище.

Ужас (реж. Райан Провс — «Жизнь подонков»)

Движение Первого Патриотического Ополчения — это экстремистская группа белых экстремистов-реднеков, которая замышляет устроить теракт и подорвать правительственное здание, чтобы «Мэйк Америка грэйт эгеин». Подготовка в теракту идёт полным ходом, пока всему плану не начинает угрожать гроза любого реднека — алкоголь. Вечеринка накануне теракта рискует оборвать не только шанс вернуть былое величие стране, но и жизни самих незадачливых террористов.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

«Ужас» — штука любопытная. Как минимум тем, что первую свою половину усиленно маскируется под супер-серьёзный триллер про борцунов с системой. Но не обманывайтесь, на самом деле «Ужас» — это чёрная, как смоль, комедия про то, как кучка дегенератов пытается обуздать сверхъестественное, будучи неспособными обуздать даже собственную тягу к спиртному.

Рассказывать больше — означало бы убить всё удовольствие от просмотра. Прелесть «Ужаса» ровно в том, как филигранно он водит зрителя за нос. И когда наконец тайное станет явным, остановиться смеяться вы не сможете. Новелла получилась бесподобно уморительной. Всё, что происходит после злосчастной вечеринки, это настоящий комедийный шедевр, становящийся лишь смешнее от того, что всё происходящее подаётся с нарочито серьёзной миной. Новелла-перевёртыш, новелла-феерия. Я готов гарантировать вам, что ничего подобного вы больше нигде не увидите. Штучная вещь и одна из лучших новелл фильма. Больше ничего рассказывать не буду, её надо увидеть самостоятельно и самостоятельно же восхититься.

Вердикт

«З/Л/О 94» — вещь великолепная. Где-то даже близкая к гениальности. Спустя три фильма создателям таки удалось создать идеальную хоррор-антологию, которая филигранно соединяет все новеллы в единое безумное целое. Здесь нет слабых новелл, нет даже неплохих, хороши все без исключения. Прямо все, честно. Каждая работает и по отдельности, и в совокупности с остальными короткометражками. Такого идеального симбиоза всех элементов фильма вы не найдёте нигде больше.

Я не просто советую, я настоятельно рекомендую ознакомиться с «З/Л/О 94». Даже если все предыдущие фильмы франшизы показались вам мусором. Все полтора часа хронометража я пребывал чуть ли не в экстазе от того полёта фантазии, который ожил на экране благодаря талантливым постановщикам. «З/Л/О 94» поднимает культовую в узких кругах серию фильмов до уровня, когда становится не стыдно рекомендовать окунуться в кровавый 94-ый всем и каждому. Вершина серии и один из лучших хорроров на моей памяти.

«З/Л/О 94» ждал колоссальный успех. Это не только первый фильм франшизы, который единодушно хвалили все, но и большая удача для сервиса Shudder. Фильм стал хитом платформы. Самое в этой ситуации приятное, что выход следующей части зависел строго от того, как воспримут перезапуск. После опубликованных результатов создатели объявили, что приступают к работе над следующей частью.

Действие следующего фильма франшизы будет происходить в 1999 году, и основной темой картины должны были стать связанные с эпохой вещи. Фильм показывает «последние панк-роковые дни VHS и одновременно делает скачок в адское новое тысячелетие». Чтобы вдохнуть ещё больше жизни в восставшую из пепла франшизу, в этот раз снимать страшные короткометражки позвали строго новичков, никогда не прикасавшихся к серии. Звучит небезынтересно, согласитесь. В 2022-ом году выходит «З/Л/О 99», на данный момент последний фильм франшизы, но судя по результату — далеко не финальный.

«З/Л/О 99» («V/H/S/99» — 2022)

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

В этот раз создатели решили обойтись без объединяющей новеллы. Каждый фильм — это материал на найденной VHS-кассете, принадлежавшей подростку, на которую он записывал stop-motion видео с игрушечными солдатиками. К слову, очень качественное stop-motion видео.

Измельчение (реж. — Мэгги Левин)

R. A. C. K. — сокращенное название участников музыкальной группы Рейчел, Анкура, Криса и Калеба. Это панк-рок группа, которая любит устраивать розыгрыши и регулярно записывает свои выходки на веб-шоу для своих поклонников. Малолетние дебилы решают поднять уровень выходок на новый уровень, и отправляются устроить маленький концерт в сгоревший музыкальный клуб, где когда-то погибла прямо на сцене перспективная панк-рок группа Bitch Cat. И только Анкур заметно нервничает, предупреждая группу о том, что не стоит порочить память погибших столь страшной смертью музыканток.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

«Измельчение» — самая слабая новелла фильма. Концепт восставшей из ада рок-группы интересный, но достойного развития он не получает. Причём начало здесь многообещающее. Новелла реактивно прокатывает нас по будням поколения MTV и Y2K, заставляя вспомнить золотые времена зарождения «Чудаков», но резко сбавляет обороты, когда хронометраж подходит непосредственно к мистическим событиям. Короткометражка тут же скучнеет и окончательно превращается в скучную беготню по тёмным коридорам. Тёмным буквально — создатели отчего-то решили, что если ничего не будет видно, то будет страшно.

Но не страшно. И не интересно. Я готов накинуть пару баллов за бойкое начало и неплохой саундтрек, но в остальном новелла очень слабая. По итогу ощущение двоякое. Как стильный экскурс в жизнь малолетних дебилов 90-ых замечательно, как непосредственно хоррор — ни о чём. Зачем было городить недо-хоррор, если не умеете, это вопрос открытый.

Заявка на самоубийство (реж. Йоханнес Робертс — «Обитель зла: Раккун-Сити»)

Первокурсница колледжа Лили отчаянно хочет вступить в Beta Sigma Eta, самое престижное женское сестринство в ее университете. Хочет настолько, что не рассматривает никакие другие варианты и готова на всё, чтобы получить желанное место. Участницы сестринства впечатляются упорством Лили и с радостью готовы принять её в свои ряды. После испытания.

Лили должна провести ночь на кладбище, будучи закрытой в гробу. Сестры рассказывают, что этот обычай призван воссоздать городскую легенду о том, как 20 лет назад другая первокурсница, Гилтина, решилась на такой же поступок, чтобы вступить в то же женское общество, но была забыта однокурсниками на неделю и, по слухам, уползла в подземный мир.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

С одной стороны, снимать короткометражку про заживо похороненных — это немного читерство. Беспроигрышный вариант, который проберёт до мурашек любого. С другой стороны, «Заявка на самоубийство» достаточно проработанная новелла, и за небольшой хронометраж у неё получается создать впечатление полноценного большого фильма. Только без лишней тягомотины, болтовни и прочих вещей, которые губят молодёжные ужастики. Тут всё быстро, хлёстко и временами даже очень страшно.

Новелле прекрасно удаётся пугать. Представьте себе этакого «Погребённого заживо» с Рейнольдсом, но в формате молодёжного ужастика. Наблюдать за метаниями Лили в гробу воистину жутко, а когда ситуация начнёт накаляться под гнётом нечистой силы, и по-настоящему страшно. Испугаться до колик мешает разве что уж больно небрежный грим Гилтины. Она появляется всего в паре сцен, но вместо ощущения ужаса заставляет со смехом вспоминать какие-нибудь древние «Мурашки» и неплохо так выбивает из филигранной в остальных деталях атмосферы короткометражки. Что странно — грим второго чудовища, которое я не буду спойлерить, сделан как надо, что наводит мысли на то, что сделано это было сознательно. Зачем? Я не знаю.

В остальном, «Заявка на самоубийство» — отменная вещь. Клаустрофобы будут в ужасе, остальные просто будут довольны.

Темница Оззи (реж. Стивен Эллисон)

Подземелье Оззи — это детское игровое шоу, в котором юные участники участвуют в разных испытаниях, чтобы получить шанс спуститься в титулованное подземелье и встретиться с Оззи — волшебником, который исполнит любое желание победителя. Во время одного из выпусков маленькая Донна, чье желание — помочь ее бедной семье вылезти из бедности, жестоко и навсегда калечится соперником, и проигрывает шоу после того, как ведущий не останавливает испытание для оказания медицинской помощи.

Спустя годы, после отмены «Подземелья Оззи», бывший ведущий шоу приходит в себя раздетым и запертым в собачьей клетке. Дебра, мать Донны, не забыла того, что шоу сделало с её дочерью. И теперь уже она сыграет с ведущим в свою версию телешоу, где призом будет его жизнь.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

«Темница Оззи» в первую очередь поражает до дотошности скрупулёзным подходом к сегменту с самим детским шоу. Если вы видели хоть одно проклятое богом шоу, где дети страдают за родительские комплексы, идущее глубоким утром по телевизору, то вы определённо точно восхититесь не меньше, чем я. Дух времени передан идеально, я готов хлопать стоя.

В остальном, новелла тоже не подвела. Сумасшедшая мать заставляет с нежностью вспомнить вайб одной безумной семьи из «Resident Evil 7», а всё происходящее после злополучной травмы получилось конечно не совсем тем, чего я ждал, но зато весёлым и оригинальным. Новелла под конец наваливает забористой трешатины, что её не портит, а скорее даже идёт к лицу. Ведь все мы знаем, что детские шоу — это изобретение Дьявола.

«Зеваки» (реж. Тайлер Макинтайр — «Убить за лайк»)

По соседству с главными героями новеллы поселяется очаровательная девушка Сандра, тут же ставшая влажной мечтой всех подростков района. Проводя досуг за круглосуточным наблюдением за барышней, подростки получают шанс заполучить сочных нудесов на пару лет вперёд — барышня покупает компьютер и просит одного из подростков помочь ей с установкой вебкамеры. Друзья подговаривают его поставить шпионское ПО, чтобы подсматривать за Сандрой непосредственно из вебкамеры, но они даже не догадываются, какое зрелище их ждёт.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

«Зеваки» — новелла совершенно идиотская, но до одури смешная. Местные малолетние дебилы, польстившиеся на коммисарское паранормальное тело — просто золото комедии. Всё происходящее с подростками до непосредственно концовки — это великолепный экскурс в жизнь молодёжи девяностых. Зарождение интернета, Limp Bizkit, MTV, постоянные обсуждения женских прелестей — все атрибуты пубертата далёкого прошлого на месте и очень веселят. Я не просто смеялся, я заливисто хохотал на протяжении практически всей новеллы. Режиссёру чудесным образом удалось показать чуть ли не эталонный образ озабоченных подростков, готовых на всё ради возможности посмотреть чуточку обнажёнки.

Именно как этакий экскурс в прошлое короткометражка работает великолепно, как хоррор, к сожалению, сильно хуже. Сама бойня, причиной которой станет желание посмотреть сочных бубесов, получилась бойкой и весёлой, но в очередной раз всё впечатление портит слабая компьютерная графика. Местная бесовщина вышла уж очень дёшево выглядящей, из-за чего весь накал кровавых страстей спадает на нет. Но в общем, это великолепно. Все, кто когда-то был подростком и не забыл о жизни без интернета, восхитятся. Я восхитился.

В ад и обратно (реж. Ванесса и Джозеф Винтер «Паранормальные явления. Дом призраков»)

В канун Нового 1999 года лучшие друзья и видеографы Нейт и Трой были наняты всамделишным шабашем ведьм. Их задача — снять, как ведьмы проводят ритуал, в ходе которого женщина по имени Кирстен добровольно предлагает себя в качестве сосуда могущественному демону по имени Укабон. Съёмка шла успешно до тех пор, пока из-за проказ случайно попавшего в реальный мир демона Нейт и Трой не попадают в Ад. Теперь у них есть всего восемь минут, чтобы успеть вернуться в свой мир — или остаться в Аду навечно.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

«В ад и обратно» — лучшая новелла фильма. Если попытаться описать короткометражку в двух словах, то это этакий «Agony здорового человека». При минимуме имеющихся выразительных средств у создателей получилось создать великолепный Ад, который запомнится вам надолго. Бесконечная пустошь, живущая по своим жестоким законам и населённая кучей разномастных демонов, один другого мерзее. Как и в случае самых лучших новеллах франшизы, на «В ад и обратно» просто интересно смотреть. Вроде бы ничего оригинального, зато с кучей приятных мелочей, помогающих поверить в происходящее.

А ещё «В ад и обратно» — самая смешная новелла фильма. Начиная от зачина с случайным попаданием в Ад и заканчивая попытками оттуда выбраться, новелла старательно накидывает одну хохму за другой, не улыбнуться от которых невозможно. Не в последнюю очередь за это хочется сказать спасибо актёрам. Что страшный трус Нейт, что внезапный гигачад-большой-Шлёпа Трой, что обаятельная демоница Мэйбл, все отыгрывают замечательно и с большой самоотдачей.

Новелла будто подводит черту под 1999-ым, предзнаменовывая ещё более сумасшедшие 2000-ые. Замечательная чёрная комедия, которая рискует запомниться вам надолго.

Вердикт

Несмотря на то, что «З/Л/О 99» окончательно откидывает хоррор-корни франшизы, фильм плохим это не делает. Если призадуматься над увиденным, то очень быстро станет ясно, что создатели и не ставили цели нагнать хоррор-экспириенса. Первостепенной задачей была попытка передать дух эпохи, с чем картина успешно справляется. Это маленький памятник временам, когда трава была зеленее, малолетние дебилы дебильнее, а MTV был рупором молодёжи Америки. Я не получил того, что ожидал, но недовольным себя не чувствую. Фильм воспринимается, как милый экскурс в прошлое как для тех, кто его застал, так и для тех, кто помнит о нём только лишь с рассказов родителей. Отменнейшая стилизация под девяностые, восхитительный опыт в общем. Хотя в глубине души я всё ещё хочу чего-то, похожего на «З/Л/О 94», который успешно балансировал хоррор и стилистическими составляющими.

«З/Л/О 99» окончательно закрепила за франшизой статус большой звезды платформы Shudder. Пятый фильм приняли всё так же хорошо, к тому же он смог побить рекорды по просмотрам и без того флагманской для платформы «З/Л/О 94». Тут же была объявлена работа над новым продолжением, в этот раз выбравшим временной отметкой 1985-ой год. «З/Л/О 85» обещают выпустить уже в этом году, и я с нетерпением буду ждать новой порции безумия и креатива.

Все франшизы попадают в рай — З/Л/О (V/H/S 2012 — 2022)​

Итоги

Франшиза «З/Л/О» — это очень позитивный пример того, что бывает, когда создатели любят своё детище. От фильма к фильму, франшиза развивалась и менялась. Иногда в хорошую сторону, иногда не очень. Но это всегда было движение вперёд, попытки сделать что-то новое. И от того более радостно, что после провальной третьей части серия не заглохла, а обрела второе дыхание. Из в меру простецкого хоррор-альманаха и тренировочной площадки для молодых режиссёров, «З/Л/О» превратилось во что-то большее. Во франшизу, которая имеет все шансы остаться в истории кино, как выдающийся пример с любовью сделанных фильмов, становящихся от фильма к фильму всё лучше. Для многих более именитых франшиз подобное — недостижимая цель.

Вот и всё. Смотрите хорошие хоррор-антологии, «Азбукой смерти» себя не мучайте. И самое главное — смотрите хорошее кино.

Если ты прочитал до конца — спасибо тебе за это. Если же у тебя появилось желание поддержать автора, то ты всегда можешь поставить данному блогу сочный плюсец, репостнуть и подписаться.

За финансовую поддержку вашего скромного слуги спасибо:

  • Уважаемому Бусти-работяге Жан-Люку Пикару. Твоя подписка очень помогает мотивироваться делать качественный контент дальше. Настоящий Мужчина Честной Судьбы. Великий человек и подписчик, которого я не заслужил. Спасибо тебе.
  • Уважаемому Бусти-работяге Постмодерновому Ветру. Когда-нибудь, когда я стану миллиардером, мы с тобой весело понастальгируем над тем, что первые кирпичики в мой успех заложил и ты. Спасибо тебе за подписку. Ник всё ещё очень крутой.

Если и вы хотите быть увековеченным на просторах моих статей — ссылка на Бусти прям вот тут.

Если же ты воодушевился прочитанным максимально сильно, но не настолько сильно, чтобы кидаться в меня деньгами, то ты можешь сделать ещё более крутой финт ушами:

  • Добавиться ко мне в друзья в стимаре. Я люблю смотреть красывые скриншоты и в принципе следить за чужой игровой жизнью
  • А ещё у меня есть бусти, как ты мог видеть выше, где ты можешь поддержать меня финансово. Есть прикольные тиры и всё, чтобы твоя деньга не просто улетела на дошик какому-то ноунейм-дармоеду, а подарила тебе приятные профиты.

Собственно, сегодня на этом всё. Спасибо за уделённое время, до скорых встреч, работяга.

456456
176 комментариев
250 ₽

Спасибо за статью! Благодаря автору узнал, что еще одну часть этого альманах наклепали.

23
Ответить
250 ₽

О, новая серия моей любимой рубрики. Это мы читаем)

8
Ответить
250 ₽

Ты молодчина 🌸

2
Ответить