Парадокс живого / мёртвого в фильмографиии Евгения Юфита

Делимся с вами интереснейшей работой об одном из главных представителей советского андерграунда Евгении Юфите. В последние годы Советского Союза в стране снова как и в начале 20-го века расцветают новые и смелые направления в искусстве. Кино тоже не осталось в стороне, и фильмы Евгения Юфита – яркое проявления настроений и взглядов того времени.

В этом исследовании рассматривается парадоксальная двойственность жизни и смерти в фильмографии Евгения Юфита. Автор — студентка Школы дизайна в Санкт-Петербурге Мария Попова.

реж. Евгений Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Евгений Юфит «Серебряные головы», 1998

Некро — это отсутствие жизни, а реализм — её присутствие.

Е. Юфит

Начало 1980х годов в СССР знаменуется смертью генсека Леонида Брежнего, завершением эпохи «застоя» и началом «гонки на лафетах». Это время, когда последовательная смерть высших чинов становится советской обыденностью, а вера в непоколебимость пролетарской вечности уже не столь прочна как раньше; время, когда законсервированному спокойствию советской действительности приходит конец. Именно в таком контексте тотальной смерти и хаоса зарождается уникальное в своем роде направление экспериментального жанра — некрореализм, у истоков которого стоит Евгений Юфит. Из названия становится очевидно, что главенствующей темой направления должна стать тема смерти и суицида. И это действительно так — без сцены убийства не обходится ни один фильм Юфита, но смерти эти настолько гротескны, настолько гипертрофированы и излишни, что зритель не испытывает категорического отторжения к происходящему на экране. Абсолютная не натуралистичность этих сцен попросту лишает их всякой жестокости. Акт смерти превращается в фарс, злую шутку.

Евгений Юфит
Евгений Юфит

Направление иронизирует над идеей смерти как таковой. Его рождение приходится на период, когда смерть руководящих чинов плотно входит в советскую реальность, трансляции похорон становится неотъемлемой частью сетки телевизионных каналов, а ее высмеивание жестко цензурируется. Именно поэтому на заре своего появления фильмы снимались вне социальной среды, в лесу или заснеженной лесополосе, в дали от любопытных глаз. Некрореализм начинается как бессознательная игра в кинематограф, своеобразный киноопыт с элементами абсурда, черного юмора и социального гротеска, навеянный знакомством с маргиналами андерграундного движения. В ходе становления его эстетики, сатира становится более осознанной и четко направленной, формируются каноничные жанровые образы. Ирония делается способом выражения мировозренческой позиции.

реж. Е. Юфит «Лесоруб», 1985
реж. Е. Юфит «Лесоруб», 1985

Сам Евгений Юфит говорил о том, что кино, как, впрочем, и любое другое творчество, строится на «парадоксах и столкновении разных субстанций». Создавая свои фильмы, он сталкивает мир живых с миром мертвых, тем самым выявляя двойственную природу первого. Под миром живых подразумевается советская мифологизированная реальность, где главными героями выступают врачи, матросы, пионеры, ученые и профессора — и все они одержимы идеей проведения мистического Эксперимента, способного перевернуть ход человечества, и, конечно же, послужить на благо всего советского народа. Эти образцовые представители пролетариата живут в соответствии с официальной идеологией, которая, как мы потом понимаем, оказывается перенесенным в жизнь мифом, что в свою очередь автоматически мифологизирует пространство, в котором существуют герои, делает его нереальным, иллюзорным. Таким героям Юфит противопоставляет живых мертвецов и суицидников, оборотней и прочую нечисть.

Мотив дороги

Чаще всего образ дороги соединяется с философскими размышлениями о жизненном пути героя. Думаю, в некрореализме дорога также выступает метафорой перехода из одного состояния в другое. Жизнь невозможна без смерти и наоборот.

реж. Е. Юфит, «Лесоруб», 1985
реж. Е. Юфит, «Лесоруб», 1985
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Санитары-оборотни», 1984
реж. Е. Юфит «Санитары-оборотни», 1984
реж. Е. Юфит «Рыцари поднебесья», 1989
реж. Е. Юфит «Рыцари поднебесья», 1989
реж. Е. Юфит «Мужество», 1988; «Воля», 1994
реж. Е. Юфит «Мужество», 1988; «Воля», 1994
реж. Е. Юфит «Санитары-оборотни», 1984
реж. Е. Юфит «Санитары-оборотни», 1984

Транспорт

Подобно всему кинематографу фильмография Юфита начинается с прибытия поезда. Главный герой — моряк — прибывает на станцию и отправляется в лес прямиком на встречу к санитарам-оборотням, где и встречает свою смерть. На этом его дорога заканчивается.

Мотив поезда как средства транспорта, способного перенести человека из одного мира в другой станет одним из формирующих в творчестве Юфита. В киноленте «Папа, умер Дед Мороз» мальчик бросается на рельсы, тем самым вагон поезда в прямом смысле перемещает его в мир мертвых.

реж. Е. Юфит «Папа, умер Дед Мороз», 1991; «Санитары-оборотни», 1984
реж. Е. Юфит «Папа, умер Дед Мороз», 1991; «Санитары-оборотни», 1984
реж. Е. Юфит «Санитары-оборотни», 1984
реж. Е. Юфит «Санитары-оборотни», 1984

Удавка

Еще одним символом перехода из одного мира в другой (причем довольно закономерным для данного жанра) является петля. Герой умирает в одном мире и возрождается в ином.

реж. Е. Юфит «Рыцари поднебесья», 1989
реж. Е. Юфит «Рыцари поднебесья», 1989
реж. Е. Юфит «Папа, умер Дед Мороз», 1991
реж. Е. Юфит «Папа, умер Дед Мороз», 1991
реж. Е. Юфит «Воля», 1994
реж. Е. Юфит «Воля», 1994
реж. Е. Юфит «Папа, умер Дед Мороз», 1991
реж. Е. Юфит «Папа, умер Дед Мороз», 1991
реж. Е. Юфит «Деревянная комната», 1995
реж. Е. Юфит «Деревянная комната», 1995
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998

Система образов. Структура против хаоса

Для советского пропагандистского кинематографа, создавшего культ из жертвенного героизма, были характерны образы военных, матросов, ученых, летчиков, пионеров — всех тех, на кого должен был равняться советский человек, кем должен был восхищаться. Юфит иронизирует над этим. Он убивает таких Героев, делает их смерть бессмысленной; лишает всяческих проявлений эмоций, таким образом, что единственное на что они остаются способны — это выполнение Эксперимента, идеей которого так одержимы.

Облик таких героев зачастую не соответствует их поступкам, и я думаю, в этом контексте можно говорить о патологии смещенных действий, то есть таких действий, которые в данной конкретной ситуации кажутся иррациональными и неуместными, потому как были заимствованы из другой цепи действий, где они абсолютно оправданы и закономерны.

реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Вепри суицида», 1988
реж. Е. Юфит «Вепри суицида», 1988
реж. Е. Юфит «Санитары-оборотни», 1984
реж. Е. Юфит «Санитары-оборотни», 1984
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Рыцари поднебесья», 1989
реж. Е. Юфит «Рыцари поднебесья», 1989
реж. Е. Юфит «Весна», 1987; «Вепри суицида, 1988
реж. Е. Юфит «Весна», 1987; «Вепри суицида, 1988

Все, что касается живого мира четко систематизировано и доведено до абсурда. Образы однотипны и шаблонны. Самолеты летают по жесткой сетке, люди ходят четким строем нога в ногу, выполняя отточенные, идеальные движения, а студенты случают лекцию с идеально ровной осанкой (и конечно же ни один студент не пропускает лекцию, ведь тогда его пустующее место разрушит и без того шаткую иллюзорную идиллию). Убери один винтик из механизма, и ничего не изменится.

реж. Е. Юфит «Лесоруб», 1985; «Деревянная комната», 1995; «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Лесоруб», 1985; «Деревянная комната», 1995; «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Весна», 1987
реж. Е. Юфит «Весна», 1987

Некросвора

У Юфита сформировался свой собственный язык обозначения персонажей, отвечающих за репрезентацию неживого мира. Например, в его фильмах обитает турист-оборотень — герой, находящийся в пограничном состоянии между жизнью и смертью, обитающий где-то в заснеженной лесополосе — характерный для ранних работ автора.

Мужчина — ещё одно основополагающее понятие некрореализма. Мужчиной может кто угодно, для этого не обязательно быть биомужчиной. Достаточно быть достаточно бодрым, резвым, тупым и матерым.

Некросвора представляет собой группу людей, сбившихся в стаю подобно бездомным собакам и действующих спонтанно. Они носятся по кругу в заброшенных зданиях и в лесу, поджидают туристов и случайных прохожих в кустах, устраивают набеги, массовые сечи и иногда даже насилуют мужчин. Они обитают в природе и являются ее частью. Такие же деструктивные и гниющие, как и лес, частью которого они являются, каким-то образом некрогерои производят впечатление наиболее живых персонажей во всем фильме.

реж. Е. Юфит «Санитары-оборотни», 1984
реж. Е. Юфит «Санитары-оборотни», 1984
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998

Впервые в советском кинематографе — пропагандистском и морализаторском — появляются персонажи, являющихся неотъемлемой частью природы, всецело принадлежащих ей.

реж. Е. Юфит «Весна», 1987
реж. Е. Юфит «Весна», 1987
реж. Е. Юфит «Вепри суицида», 1988; «Весна», 1987
реж. Е. Юфит «Вепри суицида», 1988; «Весна», 1987
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998

Дети

Ребенок — символ чистой души и беззаботной, новой жизни также оказывается запятнанным. Слепо следуя системе и повторяя за старшими членами общества, он неосознанно встраивается в мир мертвых уже в начале своего жизненного пути. Становится частью системы, мифа, а потому его жизнь прерывается еще не успев начаться.

реж. Е. Юфит «Мужество», 1988
реж. Е. Юфит «Мужество», 1988
реж. Е. Юфит «Рыцари поднебесья», 1989
реж. Е. Юфит «Рыцари поднебесья», 1989
реж. Е. Юфит «Лесоруб», 1985; «Рыцари поднебесья, 1989
реж. Е. Юфит «Лесоруб», 1985; «Рыцари поднебесья, 1989
реж. Е. Юфит «Папа, умер Дед Мороз», 1991
реж. Е. Юфит «Папа, умер Дед Мороз», 1991
реж. Е. Юфит «Папа, умер Дед Мороз», 1991
реж. Е. Юфит «Папа, умер Дед Мороз», 1991
реж. Е. Юфит «Деревянная комната», 1995
реж. Е. Юфит «Деревянная комната», 1995

Разлагающийся символ возрождения

Юфит проводит съемки вне всякой социальной среды — на природе. Его персонажи — некросвора — часть этой природы, такой же мертвой, как они сами. Можно заметить, что в ранних фильмах действие происходит в зимнем (мертвом) лесу. Однако в конце концов наступает весна (причем буквально, так как третий фильм Юфита называется «Весна»), которая должна нести в себе перерождение, быть символом новой жизни. Вместо этого весенний лес гниет и разлагается вместе с обитающими там мертвецами. В «Серебряных головах» летний пейзаж иссохшийся и лишен жизни.

реж. Е. Юфит «Санитары-оборотни», 1984; «Лесоруб», 1985
реж. Е. Юфит «Санитары-оборотни», 1984; «Лесоруб», 1985
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Рыцари поднебесья», 1989; «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Рыцари поднебесья», 1989; «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Весна», 1987; «Папа, умер Дед Мороз», 1991
реж. Е. Юфит «Весна», 1987; «Папа, умер Дед Мороз», 1991

Вода

Ещё одной примечательной деталью фильмографии Юфита является часто встречающийся образ воды, которым, как правило, заканчивается фильм. В ранних произведениях, например, «Санитары-оборотни», это взволнованное, шумное море/ океан — думаю, здесь буйная стихия выступает символом жизни, которая продолжается несмотря ни на что — хотя, впоследствии, бушующий океан становится спокойным водоемом, и даже «радостное оживление» сменяется стальным спокойствием, мертвой неподвижностью.

Наравне с транспортом вода становится способом перехода из одного мира в другой. Уходящий в даль в конце «Санитаров-оборотней» пароход и мертвый герой, переплывающий водоем на плоту, в «Серебряных головах» становится похож на Харона, который перевозит души мертвых через реку Стикс.

реж. Е. Юфит «Рыцари поднебесья», 1989
реж. Е. Юфит «Рыцари поднебесья», 1989
реж. Е. Юфит «Санитары-оборотни» (1984); «Весна» (1987)
реж. Е. Юфит «Санитары-оборотни» (1984); «Весна» (1987)
реж. Е. Юфит «Деревянная комната», 1995
реж. Е. Юфит «Деревянная комната», 1995
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998

Нагота

Нагота — это освобождение от условностей, сковывающей, душащей системности. Без одежды существуют мужики некросворы. Они вольно «пасутся» на лугах и в лесу, бегают по заброшенным постройкам.

Нагота — это также и метафора очищения и полного обнуления персонажа; и здесь выявляется двойственность этого символа. В то время, как одни герои снимают одежду для того, чтобы провести Эксперимент, другие отказываются принимать в нем участие, ссылаясь на «потерю чистоты». То есть для сохранения сакральности процесса необходимо добровольное желание в его участии, потому что изнасилованные герои этой сакральности лишены.

реж. Е. Юфит «Воля», 1994; «Деревянная комната», 1995
реж. Е. Юфит «Воля», 1994; «Деревянная комната», 1995
реж. Е. Юфит «Рыцари поднебесья», 1989
реж. Е. Юфит «Рыцари поднебесья», 1989
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998; «Деревянная комната», 1995
реж. Е. Юфит «Серебряные головы», 1998; «Деревянная комната», 1995
реж. Е. Юфит «Деревянная комната», 1995
реж. Е. Юфит «Деревянная комната», 1995
реж. Е. Юфит «Деревянная комната», 1995
реж. Е. Юфит «Деревянная комната», 1995
реж. Е. Юфит «Папа, умер Дед Мороз», 1991; «Воля», 1994
реж. Е. Юфит «Папа, умер Дед Мороз», 1991; «Воля», 1994

Заключение

Сталкивая жизнь и смерть, некрореализм Евгения Юфита демонстрирует двойственную природу искусственного в его противопоставлении естественному; выстраивает мир, в котором стая ходячих трупов одновременно является частью системы и противостоит ей, выявляет недееспособность ныне существующей системы жизни, демонстрирует фальшивость и искусственность советского мира. Будучи мертвыми, его некрогерои оказываются живее самих живых.

Наш телеграм-канал: https://t.me/zerkaltce

5.7K5.7K показов
560560 открытий
22 репоста
1 комментарий