О чем «На игле» на самом деле?
«На игле» — самая халтурная локализация названия, какую только можно было придумать! Но то был 1995-й год в России.
Ты до сих пор думаешь, что эта история про наркотики? Пристегни привязные ремни, потому что истинный смысл способен вскрыть твою черепную коробку и размазать мозг об асфальт.
Предыстория
Оригинальное название книги Ирвина Уэлша — «Trainspotting». Его же преемствовал Дэнни Бойл, взявшись за экранизацию. Мне понадобилось три просмотра, чтобы прочувствовать, как тонко оно доносит послание автора. К слову, синергия творчества Уэлш + Бойл одна из лучших, что доводилось видеть на экране. Даже не надеюсь уместить все свои мысли и чувства здесь: эти двое чертовы гении!
Итак, трейнспоттинг (от «train» поезд и «spotting» обнаружение; букв. «отслеживание поездов») — это когда по душе эстетика жд-путей и проходящих мимо поездов. Трейнспоттеры фотографируют их, а в ожидании предаются релаксу: алкоголь, травка, что-то ещё по вкусу.
Фабула
А теперь вспомним опенинг фильма. Вернее, монолог протагониста:
Выбирай жизнь. Выбирай работу. Выбирай карьеру. Выбирай семью. Выбирай большие телевизоры, стиральные машины, автомобили, компакт-диск плееры, электрические консервные ножи… […]
Сцена поставлена искусно и быстро становится культовой. Затем эффект усиливают соцсети и… полностью искажают первоначальный смысл.
Вырванный из контекста, Юэн МакГрегор теперь само воплощение юного героя, бросающего вызов культу потребления, который и правда выглядит нелепо на фоне всеобщей деградации. Он жаждет свободы от обязательств и зовёт нас выбирать жизнь. Чудесно, но не складно: сам-то он в итоге выбирает героин.
Перед тобой наркоман, мечтающий об одном: скорее вмазаться. Его маргинальный образ жизни в реальности заставил бы тебя держаться подальше и никогда с ним не пересекаться. Как так вышло, что мы стали цитировать его позицию как нечто сакральное?
Метафора
Потому что в глубине души он хочет выбрать жизнь с презираемым им самим сопутствующим перечнем. Его манят карьера, автомобили и телевизоры. Но Марк трейнспоттер, как и его окружение. Человек, который вместо того, чтобы быть Пассажиром, лишь смотрит вслед уходящим поездам. Какая блестящая метафора жизни!
Драма в том, что Наблюдатели — не обязательно наркоманы и кино демонстрирует это тоже. Ты наверняка знаешь людей, которые осуждают любой прогресс? Деградируют и нищают, пока другие стремятся к лучшему. Бухают, но презирают наркоманов? Сидят на тупой работе, живут с нелюбимыми людьми и ничего с этим не делают. Наблюдают.
Драма накаляется, когда в финале ты смотришь на улыбающееся лицо главного героя и задумываешься: а я Пассажир или Трейнспоттер?