В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Всё время сколько себя помню — крупные студии гнались за реализмом в своих проектах с помощью 3D технологий. Ещё пару лет назад обыватель не мог отличить Disney, Pixar или DreamWorks друг от друга, ведь все гиганты держались одного пути — 3D реализм.
Что же такого произошло в нашем мире, что я решил заговорить об этом?

В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Давайте немного отойдём от основной темы и вернёмся на 15-20 лет назад, в 2000-ые года. Именно в это время произошла первая революция в мире анимации — студии начали использовать 3D технологии, чтобы создавать цельные мультфильмы, а не только некоторые их части. Компании начали замечать будущее в этой технологии, и конечно же, прибыль. Огромную прибыль.
Двигателем данной революции послужили легендарные «Шрек» и «История игрушек», которые показали всему миру, что 3D анимация способна на большее. 3D революция развязала руки некоторым авторам и вдохновила их на новые удивительные сюжеты.

А теперь, давайте вернёмся в наше время и посмотрим на ситуацию сейчас: 3D стали использовать повсеместно, качество анимации стало только лучше, сюжеты стали замысловатее, а 2D анимация ушла на задний план. Анимация получает своих самых запоминающихся героев, а её мир живёт и процветает, питаясь креативностью и оригинальностью.

В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Но стоп… Что если я скажу вам, что я нагло соврал? Что если я скажу вам, что действительность куда хуже? Вот Вы, дорогой Читатель, можете вспомнить хотя бы одного оригинального персонажа из сюжетов последних лет? А если оставить только крупные студии?
Нет, давайте построим вопрос так — Вы знаете хоть одного персонажа на картинке ниже?

В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Вот и я тоже не знаю, хоть и являюсь ценителем кино и анимации (в особенности анимации). Дело в том, что всю мультипликацию последних 10 лет поглотила борьба за полигоны — крупные студии гонятся за жестоким реализмом, детализируя каждую волосинку в своих картинах. Отличным примером этого могут послужить все проекты Pixar и последние проекты Disney. А раз уж крупные студии движутся только туда, значит и более мелкие студии будут вынуждены заниматься тем же, чтобы остаться на плаву.
И я не вижу ничего плохого в том, чтобы выжать из анимации максимум, но только лишь в тех случаях, когда это действительно идёт на пользу сюжету. Многие проекты стали паразитировать на реализме, пихая его даже там, где это неуместно — «Энканто», «Лука», «Райя и последний дракон», всё это — потенциально хорошие мультфильмы, с огромным но. В данных картинах нет по истине запоминающихся героев, нет ощущения креатива, которое должно брать верх над происходящим.
В наше время вершину популярной анимации взяли Disney и Pixar — те, кто изначально взялись за это дело, а остальные студии, скорее всего, потонули, пытаясь сделать очередной хит, как в былые времена.

В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Но что если всё не так плохо? Что если я замечаю только плохую сторону прогресса анимации?

Я провёл некоторое расследование, в ходе которого понял, что вторая революция в мире анимации уже произошла, просто оценить её значимость большинству пока не удаётся. В этом лонге я хочу посвятить вас в чудо-уголок анимации, который представляет для меня большую ценность, и постараюсь рассказать вам о том, как каждый из этих проектов влияет на индустрию сейчас.
Меня зовут Максим, я начинающий аниматор и я приготовил для вас исследование на мою любимую тему:

В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Хаос. Именно это слово прекрасно описывает ту самую революцию, о которой я и говорю. Упомянув про успешную часть мира анимации, мне бы хотелось больше раскрыть тему креативности в тех самых проектах, которые прокладывают дорогу большому будущему.
И чтобы понять главную мысль этого лонга, я пожалуй, начну с самого начала.

В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Итак, на дворе 2011 год, интернет только начинает внедряться в наши жизни, а большинство людей смотрят мультики только по телевизору. Винкс, Аватар, Губка Боб, Покемоны, Бакуганы… — все эти шоу были весьма популярны и каждый из вас скорее всего фанател хотя бы по одному из них. Но помимо популярности их объединяет ещё одна очень важная вещь — всё это исключительно 2D с классическим подходом (в некоторых из них, конечно же, применялось и 3D, но только для отдельных сцен).
Как вдруг, в качестве эксперимента, откуда не возьмись, на Cartoon Network стартует шоу «Удивительный мир Гамбола», где создатели подходят к визуалу максимально креативно: в мире данного мультсериала потрясающим образом 2D смешивается с 3D, что создаёт уникальных персонажей и локации всех типов. Создатели решились снять ограничения в визуале, тем самым им удалось сделать свой мир запоминающимся и узнаваемым.

В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Создатели смешивают всевозможные стили анимации, для того, чтобы изобразить свой мир именно так, как это и задумывалось: покадровая, 3D, кукольная, бумажная, «артхаусное 2D», реализм, абстракция, аниме и ещё множество других стилей анимации.
Но отличный визуал это лишь часть дела, вторая часть — оправдание такого визуала сюжетом. И даже здесь Гамбол справляется отлично, всячески обыгрывая свой мир шутками и гэгами, как например в серии про скейтборд:

Каждая серия пытается рассказать вам сюжет именно визуалом, ведь именно над ним и была проведена масштабная работа. Каждый раз создатели удивляют зрителя новыми ходами, как например, в той же самой серии про скейтборд:

И вот, дорогой Читатель, это та самая вещь, которую я называю хаосом. Гамбол переполнен нестандартными стилистическими решениями и использует весь свой потенциал по максимуму. Вы, скорее всего, никогда не найдёте скучной серии, лишь потому, что на экране всегда что то происходит. Создатели поняли секрет успеха шоу — им не нужно гнаться за реализмом, как в других студиях, ведь они могут удивить зрителя собственными решениями.
Гамбол стал первым популярным экспериментом смешивания 2D с 3D в этаком артхаусе, где всё смотрится гармонично.

В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Следующий, не менее популярный и значимый мультсериал в этом списке — Черепашки Ниндзя от Nickelodeon. Я бы не назвал его хаосом в моём понимании, ведь у Черепашек есть свой чёткий, но необычный для того времени стиль.

Этот стиль очень напоминает комиксы: чёткие, резкие формы из которых состоят персонажи, работа с цветом, где тень — сплошной чёрный цвет, упрощённые движения объектов и… вот это:

В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Это шоу имеет тонкую грань в своей стилистике, ведь если бы не её упрощения, то Черепашки так и не повлияли бы на анимационную индустрию. Это шоу хотело выделяться среди других, поэтому создатели разработали довольно необычный способ смешать комиксы и анимацию. Включив только первую сцену первой серии уже можно заметить всё то, о чём я только что сказал:

Так почему же я вообще упомянул Черепашек Ниндзя, если их стиль — не совсем то, о чём я здесь распинаюсь?
Дело в том, что если бы не этот мультсериал, то, вполне возможно, мы бы и не дожили до высшей точки нашего артхаусного стиля, к кульминации которого я подвожу всё это время.

В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Все мои предыдущие примеры иллюстрируют удачные попытки в введении моды на упорную разработку собственного визуального стиля для того или иного шоу. Все мои примеры — телевизионные мультсериалы, так как именно на них и проводятся подобные эксперименты (честно говоря, не до конца понимаю почему именно ТВ шоу стали площадкой для экспериментов, поэтому если Вы эксперт, то с удовольствием почитаю ваши рассуждения на эту тему в комментариях). Но помимо сериалов, многие студии тестируют свои наработки и на короткометражных анимациях. Так, студии выкладывают собственные мини-сюжеты на ютуб или же показывают их в кинотеатрах перед самым началом фильма.
Такие короткометражки дают понять студиям успешность идеи, чтобы в финале вывести её на большие экраны. Приводя пример таких короткометражек со смешиванием стилей, не могу не упомянуть шикарную работу от Disney:

В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

К чему же я всё таки веду? К чему всё это долгое вступление?

Итак, дорогие читатели, это тот самый момент, ради которого я и начал писать этот лонг. Ну или не совсем…
Дело в том, что в 2015 году, примерно в одно и то же время, в производство запустилось 2 проекта от разных студий, которые использовали все наработки о которых я упомянул, а на релизе устроили такую шумиху, что она заставила изменить всё навеки. Но давайте обо всём по порядку:

Наверное, единственный выделяющийся мультфильм, периодом с 2015 по 2020 год, является «Человек-Паук: Через Вселенные». Кто бы что не говорил, но лично я считаю его шедевром анимационного кино, хотя бы начиная с визуала. Это, наверное, первый крупный анимационный релиз, который был направлен только на стилистику и визуальное повествование. И если вспоминать про хаос — то это именно он во всей своей красе: изобилие «25 кадров», множество упрощений, стилизации и работы с цветами. Он сочетает в себе множество приёмов, к примеру то же самое 2D и 3D в одном кадре, «комиксовость», игра с колличеством кадров в секунду…
И знаете что отличает этот проект от остальных, ранее упомянутых здесь? То, что Человек-Паук — первый подобный артхаусный проект в кинотеатре, да ещё и от самих Sony. Наработки от короткометражек, ТВ шоу по типу Черепашек Ниндзя и собственных идей, привели картину к огромным кассовым сборам. Данный эксперимент удался, а это означало, что студиям нужно было задуматься о своём подходе к мультипликации.

И чтобы не размусоливать то, что уже было сказано тысячи раз до меня, мне стоит добавить лишь одно: Спасибо тебе, Альберто Миелго.

Нет, знаете что самое забавное во всём этом? В материалах о создании проекта создатели действительно гордятся тем, что они не стали рендерить каждую деталь фильма, а бросали свои силы только на то, что видно зрителю. Лишь это высказывание показывает то, насколько гиганты увлеклись реализмом и забыли о настоящем творчестве и креативе, ведь очевидные вещи для них стали чем то новым и необычным… Человек-Паук напомнил всему миру о том, что в творчестве должна быть креативность и нестандартность, а визуал — неотъемлемая часть всего проекта, которая иногда может донести больше, чем любые слова.

И если вам интересно узнать больше о создании данного мультфильма, то у меня есть потрясающее видео от Димы Кунгурова, которое углубляется в эту тему и поясняет причём здесь Альберто Миелго.

Так произошёл первый БУМ в индустрии анимации.

В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Далее случились «Митчеллы против машин», за работу которого взялись мастера своего дела, в число которых входили Алекс Хирш и Уилл Аллегра. Этот фильм всё также использовал наработки всего о чём я сегодня упомянул, только ощущается он в разы спокойней. Митчеллы в разы плавнее, спокойнее и ярче, чем тот же самый «Человек-Паук: Через Вселенные», ведь два этих проекта были направлены на разную аудиторию. Именно поэтому, на протяжении всего сюжета зрителя сопровождают скорее вставки из детских рисунков, чем из комиксов:

Митчеллы пытаются нащупать баланс между классическим подходом к анимации и тем, что недавно устроил Человек-Паук. И в целом, этот баланс получается найти, но проект так и не дошёл до своего зрителя, поэтому вполне возможно, что о нём вы узнали только сейчас.

В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

И если возвращаться к примерам из сериалов и шоу, то следующий пример стал крайней точкой для больших студий, после которых они окончательно решились на изменения.
Помните я говорил про то, что в 2015 году в производство запустилось сразу 2 революционных проекта? Так вот, второй из них — Аркейн.

Аркейн смог совместить в себе отличный сюжет, потрясающую стилистику и запоминающихся персонажей, и это всё при том, что он является лишь телеадаптацией игр по вселенной League of Legends. То есть, если до кого то не дошло, то Аркейн научил мир анимации созданию шедевральной стилистики и тому, как стоит создавать правильные телеадаптации игр.

Аркейн собрал в себя ровно те же наработки от различных проектов что и Sony, собрал свои идеи и бросился в разработку собственного мультсериала. У создателей была полная свобода в действиях, поэтому они приспособили свой неповторимый стиль для анимационного шоу, а на финале выдали что то действительно невероятное:
Постановка кадров, детальность во всём, нестандартное строение сюжета, великолепная работа со светом, эффектами и, конечно же, цветами. Ну и самое потрясающее, что встречается в сериале, так это сцены со сражениями и те самые «25 кадры».
Этот сериал — высшая точка анимационного хаоса. Он, какбы, отыгрывается на своём поле за других, тем самым бросает вызов крупным студиям. Аркейн смог затмить собой успех Человека-Паука, при том, что это первый масштабный проект Fortiche. О чём тут говорить, Вы только посмотрите на этот хаос и неразбериху, это-ли не мастерство во всём его величии?

Что если этот проект смог удивить меня настолько, что именно в нём я увидел лучшее сражение в моей жизни?

Я понимаю, что это единственный пример, в котором я затронул сюжетную составляющую, но именно в этом проекте сюжет и стилистику отделить просто нереально. Этот сериал закрепил за собой все новшества, которые эксперементировались всё это время, а после, совершил революцию и в игровых адаптациях.

Так, в анимационной индустрии произошёл второй БУМ.

В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Отвечая на вопрос о том, как всё то, о чём я только что сказал затронуло огромные студии, я могу привести вам очень нестандартный пример: Pixar.

Pixar славится своей тягой к реализму — вся эта шерсть, трава, текстуры в их анимациях — это их визитная карточка. Но так как мир постоянно меняется, а «инди-студии» начинают тащить за собой тренды, то Pixar нужно было предпринять меры по собственному спасению. И знаете что? У них получилось. Отчасти…

«Я краснею» стал первым проектом Pixar, который отошёл от ультра-реалистичных технологий и целиком погрузился в стилистику. Визуал в этом проекте — неотъемлемая часть повествования, ведь даже цветовая палитра в каждой из сцен несёт в себе большой смысл.
Анимация здесь упрощена, некоторые эффекты были созданы в 2D, а цвета несут смысл — как то не совсем похоже на Pixar, не правда-ли?

Если посмотреть на историю создания этого мультфильма, то можно заметить то, что шумиха вокруг Человека-Паука и Аркейна не прошла мимо Pixar и вместо того, чтобы двигаться дальше, они наконец увидели полную картину того, чем они занимались все 30 лет своего существования. Возможно, это не тот самый хаос, который все ищут в этом проекте, но его влияние здесь точно видно, как минимум в том, что он заставил отойти студию-гиганта от собственных принципов.

Я не стану вдаваться в подробности, ведь опять же, Дима Кунгуров сделал потрясающее видео-эссе на тему изменений в Pixar. Так что обязательно гляньте его, если вы заинтерисовались этой темой.

В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Следующий пример буквально спас студию от забвения.
«Кот в сапогах 2» следует практически всем правилам хаоса, который задали 2 шикарных проекта о которых я уже рассказал. Здесь всё так же смешивается 2D и 3D, здесь шедеврально поставлен кадр, постоянная игра с колличеством кадров в секунду и множество смешиваний сюжета с визуалом. DreamWorks создала вселенную Шрека, основываясь на сказочных сюжетах. И чтобы усилить эффект сказок, второй Кот в сапогах упростил свою анимацию, какбы создавая эффект оживших сказочных иллюстраций. В результате чего — стилизация сыграла на ура, ведь без красивой, слегка артхаусной картинки невозможно воспринять и сюжет.

И если Pixar использовала чужие наработки, чтобы переосмыслить себя, то DreamWorks использовала чужие наработки, чтобы спасти себя от закрытия. Сюжет здесь прописан идеально и в приключении Кота нет ничего лишнего, а необычная анимация привлекает зрителя и не даёт ему оторваться от экрана. Да что уж там, не только стилистика, но и правильное построение антагониста пророчило данному мультфильму успех.
Не очень люблю подобные видео, но именно оно сюда идеально вписывается:

В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

И я не могу оставить в стороне сюжетную составляющую данных анимационных проектов, так что я вынужден затронуть и сценарное ремесло в этом лонге.

Главное, что все уже давно должны были понять: мультики — это не всегда про детей. Анимация — ровно такое же искусство, как и остальные виды творчества и мультипликация способна рассказывать удивительнейшие истории, а также доносить до зрителя различные нестандартные мысли. И будь это ТВ шоу или кинотеатральный фильм — сценарий важен абсолютно везде.
Каким бы шикарным не был твой визуал — сценарий обязан быть такого же уровня. Все эти изменения в анимационной индустрии показывают то, что сюжеты должны обязательно перекликаться с визуальной частью картины, иначе мультипликация вновь уйдёт в некое забвение.
Ещё один вывод, который заметен из всех проектов, которые я здесь перечислил, так это то, что каждый сценарий уникален. Следовательно, уникальному сценарию требуется уникальное визуальное решение, которое не даст проекту затеряться в массе «сомнительного контента»

И если заключать всё, о чём я сейчас рассказал в одну фразу, то, наверное, она будет звучать подобным образом:

Учись показывать, а не рассказывать.

Жак Фреско
В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Я перечислил несколько самых значимых примеров в нынешней анимации, которые буквально устраивают революцию в индустрии. Но всё же, я не могу не упомянуть некоторые другие шикарные работы:

  • Во первых, работы Альберто Миелго в альманахе «Любовь Смерть и Роботы», а именно серии «The Witness» в 1 сезоне и «Jibaro» в 3 сезоне. Вообще, всё к чему прикасается Миелго становится в разы интереснее, как допустим, с Человеком-Пауком, а тут его лично спродюсированные серии, которые обязательно приведут зрителя в восторг.
  • Во вторых, как бы не было странно, но «Чип и Дейл спешат на помощь», где смешиваются все возможные реальности в одном лишь фильме. Здесь очень смешной, но оригинальный сюжет, со стилистикой, очень сильно напоминающей «Удивительный мир Гамбола».
  • В третьих, спешл «Энтергалактик» от Kid Cudi, в честь одноимённого альбома. Анимация здесь чуточку кривовата, но всё же местами удивительна и хороша, чтобы упомянуть об этом проекте.
  • В четвёртых, самое удивительное — даже в русской анимации артхаус стал приветствоваться уже давно. Ведь в 2016 году был выпущен анимационный сериал «Сказочный патруль», основанный на сказочных существах, поэтому, как и в «Кот в сапогах 2», здесь сильно заметен эффект оживших сказочных иллюстраций.
    Если так подумать, то русская анимация, оказывается, была первой, кто начал делать упор на стилистику в своих проектах.
В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Итак, подводя итоги, мне хочется сказать, что анимация — одно из самых тончайших видов искусства. Мне действительно грустно наблюдать то, как такое креативное дело превратилось в полигонную гонку, постепенно погибая в нехватке, как бы не было странно, творчества в этом занятии.
Но 2018 год дал резкий, сильный и дерзкий толчок в развитии анимации, вывел её на новый, необычный уровень, где сюжет не отделим от визуала. И что самое главное, на данную революцию её сподвигли «инди-студии», а крупные игроки начали изменять свои принципы в пользу уделения внимания стилистике в своих проектах.
Креативность — главный элемент во всём творчестве и наконец, он возвращается в моё любимое ремесло — анимацию.

Что на счёт меня? Я обожаю эксперименты в анимации, а особенно хаос, который появился в ней не так давно. Я действительно люблю мультипликацию и очень рад, что она начала выходить из некого застоя, в который её загнали Disney и Pixar.

Анимация прежде всего про нестандартность, а не про реализм.

Жак Фреско
В мире анимации произошла революция, а вы возможно об этом даже не подозреваете

Спасибо Вам огромное, дорогой Читатель, что выделили время моему мини-расследованию. Я с удовольствием почитаю ваши мысли по поводу этой темы в комментариях, а на этом у меня, к сожалению, всё.

Цените творчество, смотрите мультики, до встречи!

415415
583 комментария

Революция в анимации произойдёт, когда начнут снимать больше, чего-то больше напоминающего "Kingsglaive: Final Fantasy XV", а не вот это вот всё...

68
Ответить

Сравнивать реализм и стилизацию выглядит не очень умно (это мягко говоря).

224
Ответить

кингслейв этот выглядел как хуйня кстати

40
Ответить

Всё не должно быть в реализме. Kingsglaive хорош, но Turning Red такое вообще бы не подошло. Какой-нибудь Into the Spider-verse и Puss in Boots 2 растеряют 80% шарма если ударится в реализм.

34
Ответить

А зачем анимации быть как реальность? Задача-то какая? Для реализма есть актёры на зелёном фоне.

24
Ответить

кто вообще склепал эту шизойдную картинку, без негатива
уровень графоуни в мультах растёт, вон абсолютно проходной sing 2 взять
разве такое было в 2016 году? что бы можно было разглядеть каждую шерстинку на морде льва?
и сравнивать мульт про красную панду и этот мульт про солдат, это как сравнивать Южный Парк и Боджека - у них разный стиль, разное направление и разная цель

14
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить