КАК ДУРАЦКАЯ АНТРЕПРИЗА СТАЛА НОВОГОДНЕЙ ТРАДИЦИЕЙ, ИЛИ ЕЩЁ НЕМНОГО О «ИРОНИИ СУДЬБЫ»

Всем мяу. Настало время порассуждать о причинах популярности нашего главного новогоднего фильма «Ирония судьбы» и попытаться понять, а почему же эта картина Рязанова стала для нас таким же атрибутом нового года, как ёлка, оливье, мандарины, и дебилы с салютами.

КАК ДУРАЦКАЯ АНТРЕПРИЗА СТАЛА НОВОГОДНЕЙ ТРАДИЦИЕЙ, ИЛИ ЕЩЁ НЕМНОГО О «ИРОНИИ СУДЬБЫ»

Начать стоит с того, что изначально фильм «Ирония судьбы» – это не фильм. Это пьеса, написанная Эльдаром Рязановым и его постоянным соавтором Эмилем Брагинским в 1969 году. И если приглядеться к её структуре, то написана она чертовски продуманно, так, чтобы её могли играть буквально в любом театре СССР.

Судите сами: очень небольшое количество действующих лиц, замкнутое пространство (да там почти классическое триединство времени, места и действия соблюдено), актуальная тема новостроек, и новый год как время действия. То есть спектакль по «Иронии судьбы» можно было ставить в самый денежный период для любого театра (вспоминаем анекдот про «у меня ёлки»), и при этом, играть пьесу очень небольшим составом.

Неизвестно задумывали Рязанов и Брагинский такое изначально, или, писали, как дышали, но пьеса «Ирония судьбы» действительно была крайне популярной в театрах, отчасти и потому, что удачно вписывалась в репертуарную конъюнктуру. Вот что об этом писал театральный менеджер и педагог Геннадий Григорьевич Дадамян в статье о системе советских театров: «Не менее успешно система действовала и в тех случаях, когда речь шла о проектах, которые помогали театру извлекать доход, зависевший от числа проданных билетов. Наличие разветвленной театральной сети и отлаженных механизмов информационного обмена между театрами приводил к тому, что одна и та же коммерческая комедия Рацера и Константинова или Брагинского и Рязанова шла одновременно по всей стране.

Теоретически в один день в одно и то же время (с учетом часовых поясов) в 100 театрах страны могла идти пьеса «Ирония судьбы, или С легким паром». Таким образом, театральная сеть функционировала в том же режиме, что и сеть кинотеатральная. Кстати, когда кинокритики пытались раскрыть секрет популярности новогоднего шедевра Эльдара Рязанова, они забывали, что эти герои и эта драматургическая коллизия завоевали страну задолго до телепремьеры.» (1)Спустя семь лет после успешного хождения по подмосткам, «Иронию судьбы» показали по телевидению 1 января 1976 года.

Тут тоже надо учитывать, что это был именно телефильм, стандартного для советского ТВ двухсерийного формата. То есть зрителю даже идти никуда не надо было, кино само приходило к ним в дома. Стоит ли удивляться тому, что фильм по популярной пьесе, снятый именитым режиссёром, с известными актёрами, приковал к экрану в первый день нового 1976 года буквально миллионы советских граждан. А в феврале, по просьбам трудящихся, фильм «Ирония судьбы» снова показали в эфире.

Но ведь не может быть только в этом всё дело. Как мне кажется, «Иронию…» изначально полюбили, а потом сделали новогодней традицией из-за того, что она слишком хорошо сначала совпала с духом времени, а потом стала приятным воспоминанием о нём. А разобраться как же так получилось нам помогут стихи. Вернее, песни на стихи. Ведь, фильм «Ирония судьбы» как новогодняя музкомедия. Собственно первый фильм Рязанова — это новогодняя музкомедия «Карнавальная ночь». То есть весёлые праздничные фильмы он снимать умел. Но тут что-то не складывается. В комментах к статье писали, что фильм хороший, но странный, потому что выглядит как дурацкая комедия, но почему-то с очень сильным мрачняком. А всё потому, что в базе это действительно дурацкая комедия, в которую навалили мрачняка. Такой настрой в этом фильме есть, и отчасти он задаётся песнями на стихи разных авторов, которые немного сбивают изначально дурашливый настрой пьесы.

Да, сама пьеса «Ирония судьбы» максимально глуповатая и дурашливая. Чтобы вы понимали уровень, там есть персонаж Ведущий, которой несколько раз вдруг появляется в действии, вкидывает экспозицию, делает какое-то важное дело для развития сюжета, и так же уходит в никуда. И никого из героев это вообще не смущает!

Но вернёмся к стихам. В пьесе Женя и Надя, как и потом в фильме, периодически хватаются за гитару и что-то поют. Всего в пьесе пять песен: «Никого не будет в доме», «На Тихорецкую», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Я спросил у ясеня» и «У зеркала». В фильме часть из них споют за кадром, и добавят ещё четыре песни: «Со мною вот что происходит», «По улице моей», «Если у вас нету тёти» и «Баллада о прокуренном вагоне».

И вот теперь обратите внимание, что да, в пьесе уже были не самые весёлые песни, но они там нужны строго по сюжету, и неплохо в него вписаны. А в фильме все новые песни это какой-то мрак. «Если у вас нету тёти» - на мотив весёленькая, но, по сути, она про то, как не дать ебу если в жизни всё плохо. Шестидесятнические «По улице моей» и «Со мною вот что происходит» вообще про уходящую жизнь, предательство и смерть друзей. А «Баллада о прокуренном вагоне» – это же вообще жесть жестяная. Влюбленная пара с неохотой рассталась, и он в погиб страшной смертью в железнодорожной катастрофе. Новогодняя комедия! Праздник! Счастье! Любовь! И заметьте, все песни длинные, вставлены в долгие сложные сцены, то есть это сознательный посыл автора.

Так откуда в дурковатую пьесу за семь лет намело столько тоски, мрака и безысходности? А вот те самые годы их и принесли. «Ирония судьбы» написана в 1969 году. Оттепель, которая чуть ли не начиналась рязановской «Карнавальной ночью», закончилась буквально вчера, под гусеницами советских танков в Праге. Но ещё не всё откапало. Представление о дальнейшей жизни ещё явно не изменилось. Хотя, в том же 1969 году драматург Александр Вампилов уже пишет «Утиную охоту» – пьесу, которая отлично описывает что такое Застой, и кем в нём становится человек. Но Рязанову и Брагинскому словно не хватает прыти понять, что жизнь неизбежно меняется, и они пишут пьеску в духе «Девушки без адреса» или «Тридцать три» – где всё дурашливые приключения рождаются из одного казуса.

Но проходит время. Фильм «Ирония судьбы» снимают уже в 1975 году. Когда Застой на самом пике. О том, что к нему у Рязанова полно претензий мы точно знаем, потому что через три года после «Иронии…» он снимет «Гараж» – идеальный портрет советского обывателя эпохи позднего Брежнева. Но это будет потом, а пока как выдающийся художник Рязанов просто не может не внести в своё произведение изменения согласно духу времени.

Вот и выходит у нас вместо весёленькой пьески довольно безысходная и тоскливая история о том, как у людей вроде всё есть, но нет никакой перспективы. Точнее она есть, и заключается в том, что до самой смерти ничего не поменяется. Всё будет также. Женя и Надя выйдут за нелюбимых людей, у которых всё как у людей, потому что надо. И до старости они будут жить в типовом доме и по выходным ходить в типовой кинотеатр «Ракета», смотреть типовые художественные фильмы. А хочется подвига, романтики, приключений и просто весёлых глупостей. Хоть что-то поменять хочется. Иронично, что слова о том, что мы перестали делать такие глупости говорит Ипполит – идеальный образец того самого «всё как у людей». Кажется, миллионы зрителей зацепил этот посыл, и желание чего-то искреннего и настоящего в этом затвердевающем как цемент постоянстве брежневской эпохи.

А дальше с «Иронией судьбы» как новогодним фильмом происходит интересное. Согласно данным АиФ (2) до развала СССР в новогоднюю ночь картину показали всего пять раз — в 1975-м, в 1979-м, в 1983-м, в 1989-м и 1991-м годах. А вот уже в новой России крутить «Иронию…» стали каждый Новый год. И это тоже можно объяснить именно произошедшими изменениями. Ведь что ещё могли тогда показывать на новый год, при условии, что отечественное кинопроизводство дышало на ладан. Конечно, разных советских новогодних фильмов хватает: «Чародеи», «Эта весёлая планета». «Джентльмены удачи», да та же «Карнавальная ночь». Но «Ирония судьбы» какая-то самая приземленная, самая простая и человечная из них всех. Поэтому и понятна всем. Значит она даст рейтинг каналам.

И вот в 1990-е, видимо и случается тот переворот восприятия, который и превращает «Иронию судьбы» в атрибут праздника. Благодаря уже эксплуатации ностальгии, которой центральные каналы активно занимались (см. "Старые песни о главном") из актуального произведения буквально на злобу дня, о чаяниях людей эпохи Застоя фильм превратился в милое и уютное ретро. А та самая стабильность и предрешенность, в условиях, когда многие люди не знали дотянут ли до следующего нового года, из клетки, сдерживающей героев, превратилась в мечту.

Вот уже и кажется странным, что Надя не выбрала надёжного Ипполита, а сорвалась с каким-то левым челом из Москвы. Чё ещё надо было, дуре. И такая новогодняя традиция «Иронии судьбы» до сих пор очень многое говорит о нашей стране. Что людям хочется, чтобы посреди этого непонятного и постоянно бегущего куда-то мира (который уверенно бежит в пропасть) был хоть один предсказуемый и понятный день, со всей его атрибутикой: на столе оливье и мандарины, в углу ёлка, за окном дебилы с салютами, а по телевизору голос Сергея Никитина затягивает «Со мною вот что происходит…».

Автор Григорий Ноговицын. Сообщество <a href="https://vk.com/catgeeks" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">CatGeek</a>
Автор Григорий Ноговицын. Сообщество CatGeek
12K12K показов
3.3K3.3K открытий
65 комментариев

При этом есть куча замечательных фильмов, которые можно крутить в новогоднюю ночь! А не эту трёхчасовую унылую дрисню о том, как какой-то еблан по пьяни увёл бабу за одну ночь

Ответить

Например

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

"Страна Оз", например (ака Антиёлки). Охуительная история, один момент охуительнее другого просто.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Если посмотреть на этот фильм взрослыми глазами, то был взрослый мужик Иполит, у которого было все заебись, вдруг приползает пьяное быдло, которое рушит всю жизнь за одну ночь. Быдло счастливо, а нормальный мужик в жопе. Типо добрый фильм.

Ответить

Действительно, пусть Надя выходит замуж за нелюбимого Иполлита, а Женя - за опостылевшую Галю, и живут они долго и несчастливо. Вот тогда бы получилась добрая сказочка.

Ответить