О фильме «Курьер» — история на фоне конфликта поколений

Анализ фильма «Курьер» (1986) Карена Шахназарова.

О фильме «Курьер» — история на фоне конфликта поколений

Пролог

Фильм «Курьер” рассказывает не столько о конфликте поколений, как может показаться на первый взгляд, сколько о затерявшихся в конфликте душах. Иван не может быть олицетворением целого поколения просто потому, что постоянно выделяется на его фоне. Катя не может быть олицетворением нового поколения потому, что слишком застряла в старом. Это фильм о людях, которых все пытаются отнести к какому-то поколению и тем самым решить все проблемы – мол “это мода такая» – за этим упуская главную, внутреннюю особенность этих людей.

Противопоставление Ивана и Кати

Иван и Катя – главные герои фильма – также главные герои конфликта. Конфликта между героями, а не поколениями. С самого начала их характеры противопоставляются. Главная особенность Ивана – это свобода речи и действия. Все, что он делает и говорит, либо просто первым пришло на ум, и объяснить, зачем он это сделал, позже он не сможет, либо шутка и издевательство в сторону других. Все, что делает Катя, обусловлено желаниями ее родителей. А так как свободная речь Ивана и внутренняя зажатость Кати – противоположности… в общем, вы сами знаете, кто притягиваются. Встречаясь же, они полностью меняют друг друга.

Чтобы почувствовать изменение героев достаточно сравнить взгляд Ивана при разводе родителей и перед расставанием с Катей, или услышать крик Кати, который разрывает ее монотонную речь всего два раза за фильм. Но на поверхности совсем неочевидно, почему их характеры к концу фильма переворачиваются. Характеры героев, как и всех людей, сформировались под определенным воспитанием, но вот как именно – раскрывается в недомолвках и снах.

Взгляд Ивана в начале и конце фильма
Взгляд Ивана в начале и конце фильма

Можно заметить, что во всем фильме есть только один человек, которому Иван врет не для того, чтобы как-нибудь задеть, а чтобы обрадовать — это его отец. И хотя у него всего лишь пара минут экранного времени, он играет огромную роль в понимании характера Ивана. Для этого нужно разобраться в тех немногочисленных сценах, где подразумевается его фигура. Сам отец появляется лишь в прологе фильма, и кажется, что у них вполне дружеские отношения отца и сына. После этого он уезжает в Африку, а нам на протяжении почти всего фильма иногда начинают крутить кадры африканских аборигенов и животных. Правда, разгуливают они не по пустыне, а по карьеру Подмосковья. Но понять для чего они нужны – в начале совершенно невозможно. Тем не менее, звуковое сопровождение и музыкальное настроение в этих сценах задают успокаивающий и даже мечтательный тон. Позже у отца в фильме оказывается еще одна сцена. Правда, не у самого отца, а у его образа. В одном из своих снов Иван попадает в какое-то заброшенное помещение и видит перед собой его бюст – словно бюст генсека — пока за кадром слышится отцовский голос. И уже начинает становиться понятно, к чему все идет. Эти мечтания об Африке и бюст отца раскрывают, что Иван относится к отцу не как к другу, а как к некоему идеалу, и мир, в котором тот живет, – мир мечты. (Можно было бы соотнести бюст в разрушенном здании с разрушением прежних идеалов в стране – вся обстановка напоминает заброшенный мавзолей. Но все-таки сны – это слишком личное, поэтому и проблемы Ивана все еще личные).

Бюст отца
Бюст отца

Иван врет, что поступил в университет, чтобы обрадовать отца, и делает это скорее всего не в первый раз. Создается впечатление, что отец никогда особо и не участвовал в жизни сына. Но самого Ивана это совершенно устраивает – он даже в разговоре с ним подколол не его, а себя. Ивана ничего особо не интересует, он сам не понимает, чего хочет, и тем не менее продолжает играть для отца роль хорошего сына (именно для отца, потому что с матерью он выражается так же свободно, как и с другими) – потому, что эти взаимоотношения являются для него признаком того, что все идет нормально (именно эту фразу он постоянно говорил отцу). Его свободное, порой поверхностное отношение ко всему не находило никаких препятствий в жизни, оттого он ни за что и не уцепился – но его это вполне устраивает, пока отношения с отцом такие же, как и всегда.

И все же на препятствие он натыкается – это встреча с Катей. Почему именно она его заинтересовала? Не знаю. Но важно то, что после того, как он ее сильно обидел, он, может быть впервые за много лет, почувствовал стыд. И тут же ему приходит письмо с подарком от отца – в тот момент, когда этот характер и образ жизни Ивану так неприятен. В итоге это смешивается и с мечтами об Африке, и с самим отцом, и даже с недавно сбежавшим из цирка леопардом, и становится настолько для него невыносимо, что он запускает копье, словно пытаясь эту жизнь уничтожить. И на мгновение даже кажется, что получилось. По крайней мере, именно с таким заявлением он идет на ужин к семье Кати. Но остановимся на время и перейдем к самой Кате.

За секунду до (того как Иван бросит копье, представляя леопарда)
За секунду до (того как Иван бросит копье, представляя леопарда)

С этой стороны все намного прозаичнее – тут типичная ситуация птички в клетке: большую часть жизненных решений за Катю уже приняли ее родители, а ей остается только соглашаться и играть на пианино для их развлечения. Но есть один, во многом решающий момент фильма. Кажется совершенно внезапным, когда такая воспитанная девушка очень воспитанно предлагает главному герою заняться сексом в ближайшем месте. И скорее всего это была шутка с ее стороны. Но вот оскорбление шлюхой для нее было совсем не шуточным – настолько, что ее реакция может показаться уж слишком неестественной: подростковый крик «ненавижу тебя» – и не хватает только захлопнутой двери. И поначалу может быть неясно, что этот тот самый подростковый бунт, который у Кати не было возможности выплеснуть все эти годы из-за воспитанности и зажатости.

Подростковый бунт начал вырываться
Подростковый бунт начал вырываться

В итоге к самой последней сцене ужина герои практически поменялись характерами. «Практически» потому, что Иван обманывает самого себя, что изменился, потому что хочет измениться ради Кати, а Катя становится такой радикальной, потому что несогласие, которое в ней всю жизнь сидело, наконец-то начало вырываться. И все заканчивается взрывом. Сначала эмоционально-внешним – когда Катя сбегает с криками из дома – потом эмоционально-внутренним – когда Иван понимает, что больше с ней не увидится. Но если с первым все еще понятно – в конце концов, тут Катя даже успела с силой захлопнуть дверь – то вот смысл и важность второго увидеть намного сложнее. Потому что до этого Иван уже сломал свою старую жизнь, и тут же сломалась новая. В новую он уже не сможет вернуться. А отдавая пальто Базину, окончательно отказывается от старой, по большому счету оставаясь ни с чем. И во взгляде на солдата не остается ни привычной насмешки, ни неприятия – есть только ожидание, потому что, когда разрушается старая жизнь, остается только ждать – чего бы то ни было.

В ожидании неясного
В ожидании неясного

Конфликт поколений

При всем этом конфликт поколений в фильме безусловно присутствует. И параллелей с классикой можно провести сколько угодно. Катя тут – Аркадий Кирсанов, который после короткого бунта вернется к прежней жизни. А Иван – Печорин или Базаров (хотя станет скорее Янковским из «Полетов во сне и наяву”), который со своим ярким индивидуализмом не вписывается ни в одну компанию, а после неудачной попытки остается практически один. Еще тут по разным сторонам расставлены брейкданс молодых и недо-оперное пение старых – практически противоположные вещи, но в сути своей все тот же эскапизм. А еще когда друг семьи за столом начинает говорить о своем сыне, «непонятно для чего занимающегося дзюдо», то во многом описывает собирательный образ нового поколения. В общем, таких вещей тут очень много.

Но в центре развития истории все еще герой, поэтому главными оказываются не столько эти моменты сами по себе, сколько реакции на них и столкновение их с Иваном. К примеру: вопрос друга семьи о том, кем вырос его сын, конечно, важен для понимания проблемы, но еще важнее ответ на него Ивана: «перебесимся и пройдет»; и отвечает он так только потому, что в тот момент и вправду хочет верить, что уже перебесился. То есть сама по себе тема отцов и детей представлена не столько как конфликт, сколько как повседневность и образ мысли окружающих. Фильм касается этой темы постоянно, но в итоге весь конфликт сводится к катализатору, напрямую воздействующему на героев.

Режиссер фильма использует современные для 80х темы и цинизм Ивана как инструмент – чтобы поставить других героев в некомфортное положение и этим высветить все стороны их характера. Например, друзья Ивана не столько собирательный образ молодежи, сколько карикатура на нее – каким бы был Иван в крайней степени. Точно так же работает с обществом Кати. Поэтому и герои не могут быть обязательной частью этих людей – потому что нет никакого нового и старого поколений самих по себе, есть только представления людей об этом. А еще есть вечные проблемы выбора, как дальше жить, которые в каждом новом поколении немного своеобразны.

Как танцевали ваши родители
Как танцевали ваши родители
4343
61 комментарий

Почему этот фильм резко набрал такой популярности? 

27
Ответить

Комментарий недоступен

15
Ответить

Все из за одной сцены с пиджаком : вот тебе пиджак, мечтай о чем нибудь великом.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Резко? Уже лет 10 носятся с ним по всяким Пикабу и прочим бложикам.

Ответить

Ебать...Курьер конечно офигенный фильм. Но за неделю уже, вроде, 3 пост на него. Че за Х..?!

29
Ответить

Сорян, но это не как со мной не связано. Просто посмотрел недавно, решил поделиться.

2
Ответить