ХАЛК КРУШИТЬ!

ХАЛК КРУШИТЬ!

Сравнение двух сольных фильмов о Халке и мнение о них.

ХАЛК КРУШИТЬ!

Это перепост моего старого текста с другого сайта.
Голливудские продюсеры давно поняли простую истину: народ охотнее идёт в кинотеатр на знакомых героев. Заинтересовать оригинальным, нигде не промелькнувшим, сценарием крайне сложно. Экранизировать книгу или театральную постановку – не факт, что зритель даже слышал о них. Можно снимать ремейки/сиквелы хитов прошлых лет, но такая стратегия не всегда бывает успешной. Рано или поздно люди устают от одного и того же, но с другим названием. И когда кинопродюсеры уже совсем загрустили – на помощь им пришли экранизации комиксов! Такие истории всегда зрелищны и необычны. Схематичность характеров позволяет «лепить» из персонажей кого угодно: можно предателя сделать героем, пол и расу сменить, предысторию переписать. А главное, всегда в наличии преданная армия фанатов, что знают героев и ждут премьеры фильма! Это означает меньше расходов на рекламную кампанию – не нужно «разжевывать» зрителям кто/зачем/почему… основное ядро аудитории и так всё знает. За время использования такой схемы кинобизнеса были успешные проекты и не очень: в зависимости от таланта создателей. Но были два фильма(с одним общим персонажем) в которых авторы наплевали на логику и принципы кино целиком и полностью. Сделали неправильно практически всё! Возможно, вы догадались, что я говорю о «Халке» 2003-го и «Невероятном Халке» 2008-го.
SPOILER ALERT!!! В тексте и скринах присутствуют важные сюжетные спойлеры.
Изначально, беды ничего не предвещало – Халк один из самых узнаваемых комикс-героев, фигурки стабильно раскупаются детворой, разнообразный мерч любим подростками, а внутренний конфликт двух личностей в одном теле -- достойная тема для дебатов профессоров литературы. Как же можно обрушить такую золотоносную шахту? Я считаю, что оба этих фильма как близнецы-братья в своих успехах и провалах. Они синхронно вступили в дерьмо в одних категориях и более-менее достойно выступили в других(скорее менее). Есть небольшие отличия, но они не стали определяющими. Сравнивать фильмы между собой я буду по: актёру главной роли, антагонисту, романтическому интересу ГГ, режиссёру, запасному антагонисту.

ХАЛК КРУШИТЬ!

Начать стоит с режиссёров. В 2003-м(и пару годами ранее, когда фильм задумывали) году Энг Ли был на подъёме, недавно отгремел оглушительный успех «Крадущегося тигра, затаившегося дракона». Крупнобюджетную постановку доверили понимающему в экшне и эпичности мастеру, казалось бы, логично. Вот только в «Халке» нет ничего от «кунг-фу эпоса»: нет ни завораживающей хореографии, ни трагизма характеров, ни красоты пейзажей. Зато есть общее с другим фильмом Ли, драмой «Ледяной дождь». Энг снял кино об отношениях отца и сына, снял как греческую трагедию о Кроносе и Зевсе, но в оболочке боевика о Халке. Получилось очень скучно. Урок кинобоссам на будущее: не доверяйте интеллектуалам-эстетам комикс-экранизации. «Халк» 2003 должен был стать финансовым и творческим успехом, решительным шагом в сторону завоевания комикс-территории, закрепить успех «Людей Икс» и «Блэйда»… но не срослось. Начитавшись разгромных рецензий, Энг Ли и вовсе заявил, что никогда больше не свяжется с супергероикой.

В 2008-м году ситуация была немного другой. «Железный человек» вернул продюсерам веру в экранизации историй в картинках. Был даже ясен рецепт успеха: знаменитые лица актёров, много экшна, пара шутеек, немного взрывов и CGI-эффектов… и сцена после титров. Теперь всегда будут сцены после титров. Поручили снимать Луи Летерье, который был помощником режиссёра у Бессона и сам снял адреналиновый «Денни цепной пёс». В фильме планировалось много боевых сцен/комп.графики, а значит нужен специалист у руля… казалось бы, логично. Вот только графон/экшон «Невероятного Халка» выглядит неуместно нелепо, выпячиваясь на первый план. В аспекте «рассказывания истории» Луи оказался не силён. Сюжет несётся вперёд, не давая сосредоточиться на героях и конфликтах. Скорость – это основная проблема обоих режиссёров. Она одинаково неподходящая(хоть и противоположная). Энг Ли слишком долго выставляет экспозицию(полфильма не показывая Халка), а Луи Летерье слишком спешит(ужимая всю предысторию до минутного флэшбэк-клипа). Стоит сказать, что частично на постановку повлиял Э.Нортон – «перетягивал одеяло» на себя, пытаясь привнести в сюжет мотивы греческой мифологии и сравнить образ Халка с полубогами.

Время присмотреться к тем, кто воплощает на экране Брюса Бэннера(альтер-эго Халка). В первом фильме его играет Эрик Бана(наиболее известный по роли Гектора в фильме «Троя»). Очень привлекательный и фактурный актёр. Проблема в том, что практически весь фильм у него растеряно-удивлённая гримаса: в сцены гнева после такого просто не веришь. Слишком добрый он, короче… В «Невероятном Халке» центральный актёр Эдвард Нортон(в представлении, думаю, не нуждается). Он имеет опыт игры психов с раздвоением личности/агрессивных социопатов – зелёным монстром его не удивить. К сожалению, фильм не даёт простора для его таланта. Актёрские усилия Эдварда смотрятся чрезмерно, как если бы вы попросили доктора наук вкрутить лампочку в подъезде.

Для сюжета обоих фильмов важна женщина-учёный Бетти Росс, в которую влюблён Брюс. В «Халке» 2003 её играет Дженнифер Коннелли – отличная актриса и восхитительно красивая женщина. Любые споры и контрмнения тут неуместны. Серьёзно, не надо. Безоговорочный успех кастинга: в вопросе главной героини «Халк»2003 занимает лидирующую позицию в гонке с другими фильмами о Халке. Да что мелочиться: любой фильм с Дженнифер лучше любого без неё! В «Невероятном Халке» гримасничает Лив Тайлер – подиумная модель и героиня клипов её отца Стива. Ни разу не актриса. Многие любят её за величественный образ Арвен Ундомиэль и слезливую дочь бурильщика Брюса Уиллиса из «Армегеддона» -- я тоже люблю эти роли, но не саму Лив. Её актёрского вклада в успех «Н.Х.» я не заметил: была в кадре, что-то говорила… на этом всё.

«Запасной» антагонист в обеих кинокартинах – полковник Росс. Типичный солдафон в худшем значении этого слова. Помешанный на контроле и правилах, любое непонятное явление стремится уничтожить. К тому же приходится отцом Бетти, а уж ухажёров дочери любой папа не любит(не важно, зелёные они или нет). Играют их Сэм Эллиотт в 2003-м и Уильям Хёрт в 2008-м. Оба отличные актёры и похожи визуально настолько, что сольются в вашей памяти в одно седое/усатое пятно через час после просмотра фильмов.

Основные противники в этих двух фильмах похожи замыслами и действиями, но, по крайней мере, отличаются внешне. Каждый из них выглядит запутавшимся и непонятым. Герой Ника Нолти из «Халка» похож одновременно на Авраама и доктора Джекила. Его научное рвение захватывает и пугает. В рамках простого сюжета проблематика «отцов и детей/одержимости знанием/внутренней ярости» выглядит излишне громоздкой и утяжелённой. То, как актёр играет лёгкое безумие, сделало бы честь любому другому фильму(и сделало, ведь в «Мирном воине» у Нолти был визуально похожий образ). Печально, но «игра бровями» -- это не то, чего ждешь от фильма о Халке. Само физическое противостояние притаилось в конце фильма и снято очень темно/невнятно/хаотично.

Судьба злодея из «Н.Х.» похожа на историю о Икаре. Эмиль Блонски в исполнении Тима Рота всю жизнь стремился к совершенству тела и навыков, стремился стать идеальным солдатом. Его отношение к Халку переливается оттенками страха/зависти/восхищения. Сила Халка для Блонски как величие звёзд. И как в случае с Икаром, попытка приблизиться к Солнцу(или скопировать мощь Халка) – гибельна. Дублируя первый фильм, тут тоже весь монстро-экшн оставлен на финал: все боевые моменты до этого были разминкой(без достойных Халка противников). Тим Рот также демонстрирует высококлассную актёрскую игру – которую зрители не оценят в мешанине погонь/взрывов/рычания Халка.

Суммируя вышесказанное, у голливудских студий получилось создать 2 противоречивых фильма о Халке: многое в съёмочном процессе/финальном продукте пошло не так. Со стороны зрителя это выглядело, как если бы профессиональный жонглёр начал ронять шары в разгар представления. Неоднозначность увиденного в этих фильмах заставляет задуматься: может Халку не нужны сольные проекты? Может роли в Мстителях/Торе 3 – это подходящий хронометраж? Остаюсь с надеждой, что жадность студийных боссов не перевесит здравый смысл и Марка Руффало не заманят в ещё одно «2-х часовое убегание от армии».

Спасибо за внимание. Не держите гнев в себе.

1717
41 комментарий

Лучший Халк у Нортона, да и само повествование, серьёзнее, что ли.
С Эриком Бана тоже неплохой.
Руффало худший Халк.

7
Ответить

Для меня, наоборот, Руффало лучший. Бана слишком добряк, Нортон слишком депрессивный. Плюс, как актёр Марк не хуже Эдварда(я недавно смотрел с Руффало сериал "Я знаю, что это правда"--он там просто невероятный).

1
Ответить

Может раскрытию Халка мешает то что проявление здоровой агрессии со стороны гетеросексуального белого мужчины это табу в Голливуде? Самый убогий, в сравнении с комиксами, персонаж квм.

4
Ответить

"проявление здоровой агрессии со стороны гетеросексуального белого мужчины"

3
Ответить

Не читал статью, Халк Нортона самый крутой. Жаль Нортон мудак и не попал в MCU.

2
Ответить

Хорошо, что не попал. Для тех задач, что MCU ставит для Халка--Руффало подходит лучше. Для Нортона было бы идеально злодея сыграть(как Бейл недавно). И роль была бы яркой, и денег срубил бы, и без кабального контракта на 5 фильмов.

2
Ответить

А почему он мудак?

Ответить