Всё не так во Всём везде и сразу

Пытаюсь отыскать смысл в абсурдности фильма, а так же кратко рассказываю о том, какие ошибки были допущены при встраивании в сюжет теории мультивселенной. В тексте есть спойлеры, но нет ни слова про Оскар и деконструкцию жанра научной фантастики.

Это будет трудно
Это будет трудно

Содержание

Будь бесконечны наши жизни

На первый взгляд, сюжет фильма разворачивается вокруг переплетения параллельных миров. На самом деле, это не совсем так, далее я поясню, почему. Сейчас поговорим о том, для чего авторами затронута концепция существования множества вселенных и возможности скачков между ними.

В самом начале мы наблюдаем за жизнью главной героини, знакомимся с её семьей и проблемами, которые наваливаются со всех сторон. Вот вам и больной консервативный отец, и налоговая, и дочка Джой со своими нетрадиционными наклонностями, и муж Вэймонд, который, вроде, любящий, но сам ни на что не способен.

Ситуация действительно тяжёлая, и Эвелин, пытаясь успеть всё и сразу, не достигает успеха ни в чём. И вот тут начинается какая-то неразбериха. Муж ведет себя странно, противная женщина из налоговой давит, какие-то скачки, записки и странные наушники, развод и вот уже нервный срыв как никогда близок.

После боевой сцены, мы узнаем, что миров бесконечное множество, и в каждом из них есть своя Эвелин. Каждый раз, когда человек делает какой-то выбор, в зависимости от его значимости, возникают альтернативные реальности, где принято иное решение. Так функционирует мультивселенная, состоящая из версий развития событий, которые даже не обязательно связаны с конкретным человеком.

Я не буду обсуждать правдоподобность такой теории, потому что это квантовая физика, это сложно, да и в сценарии над этим не заморачивались. Мы имеем дело с допущением, и в этом нет ничего плохого. Другое дело, что нам не говорят о правилах и ли о смыслах. Напротив, фильм твердит, снова и снова, что правил никаких нет, и всё возможно.

В итоге мы смотрим на максимально упрощенную заимствованную концепцию, которая не играет в фильме какой бы то ни было решающей роли. Всё предназначение показанной мультивселенной выражается, по моим ощущениям, лишь в качестве насмешки над установленным порядком вещей. На экране происходит самый настоящий бунт, хоть и весьма нелепый. Тем не менее, я хочу поговорить о выборе, как о главном двигателе сюжета.

Прыгая от одной версии себя к другой, Эвелин узнает о жизни, которая могла бы у нее быть, не окажись она законченной неудачницей. В этот момент фильм подталкивает нас к мысли о том, что происходящее выдумано самой главной героиней. Она рефлексирует над принятыми ранее решениями, оказавшись в безвыходной ситуации.

Рефлексируя, женщина говорит про себя: «Ах вот если бы у меня была бесконечность жизней…». Тем самым, она придумывает всё сама, и это объясняет, почему фильм настолько поверхностный. Происходящее — это лишь выдумка пожилой женщины, которая летает в облаках, пока налоговый агент роет для нее могилу. Только вот, сценарий по этому пути не развивается.

Вопрос выбора и вероятности

Не повезло только кашалоту
Не повезло только кашалоту

Наблюдая за действиями Вэймонда, мы узнаем, что для прыжка необходима энергия, которую можно получить, совершив что-то очень маловероятное. Впервые нам демонстрируют это в сцене поедания губной помады, и здесь кроется главная проблема: авторы не различают выбор и вероятность.

Есть какая-то целая теория принятия решений, и в нее я вникать не собираюсь. Поэтому приведу пример из «Автостопом по Галактике»: невероятностная тяга.

Принципы создания малых количеств конечной невероятности путем элементарного подключения логических цепей ССМ — Сверхкрохотуленького Субмезонного Мозга к построителю атомных векторов, взвешенному в мощном генераторе броуновского движения (таковым с успехом может служить чашка горячего крепкого чая), были, разумеется, хорошо известны и даже зачастую применялись: например, чтобы оживить скучную вечеринку неожиданным смещением всех молекул одежды хозяйки на полметра влево.

Автостопом по Галактике

Данный принцип базируется на том, что у любого события есть какая-то своя бесконечно малая вероятность. Вот вы сидите на работе, и вдруг оказались на другом конце солнечной системы. Нет, еще лучше: лонг про игры занял первое место в популярном на ПДФ. Невозможно.

В фильме есть интересный момент, когда Вэймонду необходимо несколько раз порезать себя листком бумаги. Данное событие не зависит от его стремления, оно либо происходит, либо нет, даже если нарочно пытаться его осуществить. А вот поедание губной помады, или запихивание продолговатого предмета в анус — это иной пример.

«Сделай что-то нетипичное», — говорится в фильме. И это уже рушит принцип невероятности, потому что факт сделанного выбора зависит от контекста. Если бы решение было принято независимо, то есть, спонтанно, то оно бы сработало. Но мы имеем дело с тем, что человек знает, что ему необходимо, а значит и вероятность того, что он это сделает, уже нельзя считать столь низкой.

Из-за такой, казалось бы, мелочи, фильм перестает смешить. Падающий с неба кашалот, возникший из ядерной боеголовки, по уровню абсурда даже опережает то, что мы видим в фильме. Только кашалота хочется жалеть, над ним невольно начинаешь смеяться, ведь с его появлением все предельно ясно. А вот два мужика с торчащими из зада плюмбусами воспринимаются лишь дешевой клоунадой.

Так же из уст Вэймонда мы слышим о том, что Эвелин из текущей реальности является самой неудачной версией себя. То есть, то, чего не добилась она, где-то еще добилась другая Эвелин. Вэймонд делает из этого вывод и говорит, что данное обстоятельство позволяет ей вместить в себя преимущества из любой из других вселенных. Однако, на мой взгляд, это просто красивые слова ради красивых слов. Ведь между возможностью прыжков и выборами текущей Эвелин нет прямой связи. В своей никчемности она является особенной только потому что так сказали в фильме, вот и все.

Я хотел в выводах написать, что у авторов получилось в абсурд, но нет, я этого не сделаю. «Автостопом по Галактике» не оставляет фильму никаких шансов.

Теория бублика

Да как он это делает?

Наконец, в фильме появляется главный антагонист и его ужасное, непостижимое творение. Поговорим об этом.

Можно ограничиться разбором очевидного фразеологизма, а можно стать искателем тайных смыслов. Но я сперва немного поиронизирую, а потом поговорим о содержании.

Падение в бублик в фильме символизирует падение человека в пучину безумия. И этот человек весьма конкретный, её зовут Джой. Постепенно индивид сдается перед многообразием противоположностей и либо впадает в состояние ассасина (ничто не истинно), либо превращается в хлебушка. Назову эти два процесса единым термином: Депрессия.

И вот одна из Джой, впавшая в состояние ассасина создала своеобразное диалектическое единство, которое воплотилось в виде черного бублика. И я не случайно привел аналогию с диалектикой, ведь она тоже может вызывать сумасшествие. А ещё именно в сюжете этого фильма такая философия работает.

Центральным оказывается конфликт Эвелин и Джой, не только в контексте отношений матери и дочери или злодейки и героя, а в контексте единства противоположностей. Сюда же вкатывается и дедушка на коляске, подружка его внучки, муж, и тетка из налоговой. Мы с вами получаем, в итоге, высказывание о том, что различия между людьми делают их едиными.

Существование различий и противоположностей в их единстве, таким образом, — истина, а спорить с истиной — есть удел сумасшедшего. Иными словами, ты либо принимаешь объективную реальность, либо ты — Депрессия.

Наконец, бублик своим видом сводит с ума, потому что вобрал в себя вообще всё и сразу. Он воплощение того, чего невозможно принять или осознать. Но, если честно, мне кажется авторы просто представили себе вселенское зло в виде бублика и решили, что это круто.

Идёт разваливать
Идёт разваливать

В данном отрезке фильма мы также имеем дело с невероятностью, потому что Джой настолько преисполнилась, что больше не зависит от выбора в своих метаморфозах. И за это, на самом деле, хочется фильм похвалить, так как такое развитие событий вполне соответствует тем правилам, которые были установлены вначале.

Здесь уже можно спорить о целесообразности применения физического насилия над охранниками, посредством их избиения огромными резиновыми донгерами. Однако, в целом, что сосисочная вселенная (привет Грангер), что остальной абсурд, связанный с невероятностью, имеют свой смысл.

Выбор уже не ставится во главу угла, мы наблюдаем настоящий хаос, который рождается из неопределенности. Вселенные не просто возникают из-за выбора человека, но они возникают всегда, даже, когда вероятность события стремится к нулю. И все-таки, в этой концепции есть еще одна проблема.

О жертвах, проблемах и вере

Здесь должна быть шутка про кота Кокоса
Здесь должна быть шутка про кота Кокоса

Финал, пожалуй, лучшее, что есть в этом фильме. Здраво смотреть на него мешает еще и моя эмпатия. Вэймонд, муж Эвелин, оказывается не просто проводником в мир множества вселенных, но еще и демонстрирует то, что нельзя все проблемы решить насилием.

Нельзя бунтующую дочь запереть в комнате, нельзя просто наврать консервативному престарелому отцу, нельзя презирать людей за то, что они выполняют свою работу. Когда в кульминации появляются те самые глаза, которые Вэймонд клеил на вещи клиентов, нам как бы доносят информацию о том, что Эвелин прозрела, и, наконец, может решить все разногласия с дочерью.

И, опять же, фильм неплохо иллюстрирует в разговоре Джой со своей матерью, всю сложность такого воссоединения. Меня самого коробит от инфантильности девочки, но правдоподобность в этом есть, тем более, я был свидетелем похожей ситуации.

Невероятно тяжело поверить, что родители окажутся на твоей стороне во всем, даже когда они напрямую тебе об этом говорят, ведь раньше они так не поступали. От Эвелин требуется не просто принять образ жизни своей дочери, не просто расставить приоритеты, но еще и доказать, что она способна на такой шаг.

В итоге, она говорит Джой, что не променяла бы ее ни на какую счастливую и спокойную жизнь. Даже если рушиться будет всё везде и сразу, дочь останется приоритетом, какой бы она ни была. Это мило, это добрая мысль, это, в своем роде, жертва, но подается она только лишь через диалог в самом конце. К тому же, Эвелин не теряет ничего, все налаживается во всех вселенных, как бы само-собой.

Мне стоит приводить в пример то, какую жертву собирался принести Люк Скайуокер, для того, чтобы вернуть своего отца? Что он в итоге потерял? Я думаю, разница в масштабах очевидна.

Семейка в сборе
Семейка в сборе

У меня возникает сомнение, что фильму вообще нужно было приплетать мультивселенную. Попробуйте кому-то рассказать обо Всём везде и сразу, и вы заметите, как быстро вам станет не о чем говорить. Фильм ведь ничего не приводит к логичному объяснению. Нет продуманной концепции, нет какой бы то ни было неоднозначности, а мораль умещается в один короткий абзац.

Удивительно, но вся клоунада с боевыми искусствами и параллельными мирами, легко заменяется всего одним словом — психотерапия. Перемена отношений между членами семьи иллюстрирована сквозь развитие способностей Эвелин. С помощью драк, буффонады и прыжков между мирами, нам показали то, как мать пытается найти контакт с дочерью, и наоборот. Все это можно было просто снять в кабинете психолога. А что, получилась бы драма.

Я люблю иронию, и для меня она не является признаком того, что человек не придает своим словам значения. Только количество абсурда в фильме убило всякое желание относиться к нему хоть сколько-нибудь серьезно. Перед нами разворачивается неплохая драма, но с самого начала становится понятно, что вся история — это дешевый вымысел. Авторы даже не скрывают этого, заполняя сюжет фирменным юмором и отсылками на популярные в нынешней культуре теории.

Меня удивило, как настолько маленькая история, в которой участие принимают члены одной семьи и парочка мимокрокодилов, замахивается на вселенский масштаб. Это звучит интересно, ведь семья, сама по себе, является изолированной ячейкой ообщества. Общество — это мультивселенная семей, если хотите. Но в фильме об этом не говорится.

Уверен, авторам было, что сказать, но содержание совершенно не вывозится экспозицией. А ведь могло получиться хорошо. Без идиотских кривляний, без карате, без дурацкого воплощения вероятностного двигателя из «Автостопом по Галактике».

В конечном счете, когда пошли титры, я не чувствовал ничего. Мне очень хотелось проникнуться конфликтом, который был показан, но поверхностность повествования только мешала. Если позволить себе впитать происходящее на экране, не задавая вопросов, то, скорее всего, от фильма можно получить искреннее удовольствие.

В «Автостопом по Галактике» одной фразой объяснено то, как человек может летать без какого-либо постороннего вмешательства. Ведь нужно просто швырнуть себя в землю и не попасть в цель. Безумно, но предельно логично.

Всё везде и сразу, как будто, пытается идти похожим путем. Может даже показаться, что все у фильма получается. Вот только масштаб произведения не тот. И пусть монтаж интересный, картинка красочная, и куча отсылок, но все это не имеет значения, когда в происходящее просто не веришь.

Я фильму не поверил, и говорить мне больше не о чем.

Теперь пора отдохнуть.
Теперь пора отдохнуть.

Спасибо, что дочитали до конца. Наверное, это был тяжкий труд. Выпейте на работе кофе с булочкой.

6.8K6.8K показов
3.3K3.3K открытий
32 комментария

Довольно сумбурно, но учитывая какой кал кино даже такая попытка разбить его нахуй является похвальной.

Ответить

Фильм - сжв-кал со стремными лесбухами ради сиремных лесбух. Симпатичные персонажи могут вытянуть любой идиотии истории, когда же симпатии нет, то идиотизм истории вылазит наверх невероятно. Представьте сериал черепашек из 80-х,но где бы всеми персонажами были жирные лесбухи, смогли бы вы намладдать сюжетом этого мультика? Нет, потому что абсурд происходящего до этого компенсировался приятными персонажами. Короче, вырубил этот кал на половине. Очень расстроялся, что это говно взяло Оскар, это ж в какой жопк должна быть индустрия, если такому говно дают Оскар, только потому что он рассововерный и с лесбухами? Расисты ебаные. А ведь раньше оскар получал Властелин Колец. Да нет, культура катится в полную жопу уже.

Ответить

Ебать, если ты из всего фильма увидел только "жирных лесбух", то у тебя проблемы

Ответить

лесбухи на лесбух в лесбухах налесбухали лесбух у лесбух

Ответить

Азиаты на Западе уже почти белые, так что это ни хуя не повестка. Если фильм говно - то ни какие красивые и приятные персонажи его не вытянут, а если ты смотришь кино только ради красивых людей, то я хз что тут сказать.

Ответить

Щас высру. Экхм. Это кино - постмодернистский китч - наглый, напористый, метающийся безумец, который генерирует воспаленным умом сцены кичливого, идейного однообразия, в попытках компенсировать пустоту судорожным брыканием, напускная ценность которого заключается только в самой неожиданности судорог.

Ответить

Лучше и не скажешь. Как же заебали эти пидоры, которые думаю, что самоиронией можно компенсировать говенность фильма.

Ответить