Самый очаровательный дебют. Поговорим о фильме "Солнце мое"

Самый очаровательный дебют. Поговорим о фильме "Солнце мое"

«Солнце мое» удивительным образом сочетает в себе тепло, любовь и нежность вместе с гнетущим подавленным чувством безысходности. На удивление, вместе это смотрится органично и даже как будто… дополняет друг друга? Словно без грусти не было бы счастья.
Работает это из-за контраста двух возрастов, который искусно выстроен по кусочкам режиссеркой ленты – Шарлоттой Уэллс. Фильм – воспоминания уже выросшей главной героини о поездке с отцом многие годы назад. Отца уже нет, осталась лишь перешедшая в наследство старая видеокамера, которая словно открытая колба времени, как раз и содержит записи с поездки.
Поэтому одна часть путешествия – детские чистые эмоции, тепло, обилие маленьких деталей вроде движения листьев на дереве, качающихся носков на сушке или секундных случайных прикосновений руками, которые замечает и запоминает только детский ум. Мы видим мир глазами девочки, искренне любящей отца и наслаждающейся каждой минутой с ним в этом путешествии, ведь с мамой он больше не живет.
Другая часть – новый взгляд на отца. То, что 11 летняя девочка не замечала или не понимала в поведении отца, повзрослевшая видит более глубоко, через призму уже своего жизненного опыта и тех же проблем. Депрессия, потерянность и бесконечный безрезультатный поиск смысла жизни теперь показывает, какой сложной личностью был отец. И ты слишком хорошо чувствуешь через экран всю ту боль, что она испытывает от этого открытия. Боль того, что сейчас, когда она могла бы всерьез обсудить это с родителем, помочь ему, эта возможность утеряна.
И я не могу понять, как такое может сочетаться в гармонии. Почему одна часть фильма вызывает у тебя тепло и уют от дальних поездок в детстве, когда поезд казался телепортом в другой мир а родители проводниками в него, другая словно протыкает тебя болью от невозвратности и потерянности этих путешествий. А главное – от чего видя и чувствуя весь пессимизм фигуры отца, это все равно воспринимается через призму чувств, любви и искренности?
Все это могло заработать только от тонкой проработки и поглощения в мысли персонажей создателем ленты. Удивляет, что для Шарлотты «Солнце мое» стало дебютом в полном метре. Как и для главного актера Пола Мескаля, который до этого снимался лишь в одном сериале и работал в провинциальном театре. Перед нами, безусловно, рождение новых звезд в мире кино. Звезд открытых, душевно тонких и уже близких зрителю.

Я очень рад, что посмотрел "Солнце мое" именно весной, когда природа пробуждается и наполняется летними нежными красками. Если бы я смотрел ленту в январе, когда за окном была бы вьюга и минус 30, это буквально сводило бы с ума).
Я очень рад, что посмотрел "Солнце мое" именно весной, когда природа пробуждается и наполняется летними нежными красками. Если бы я смотрел ленту в январе, когда за окном была бы вьюга и минус 30, это буквально сводило бы с ума).

Говоря подробнее о звездах дебюта.
В творческом дуэте Шарлотты Уэллс и Пола Мескала в "Aftersun" можно найти много перекличек в судьбах.

Самый очаровательный дебют. Поговорим о фильме "Солнце мое"

Шарлотта всегда интересовалась кино, но дальше хобби это не заходило. После изучения искусств в колледже Лондона она и вовсе занялась финансами, пока внезапно не вспомнила о давнем увлечении, помогая другу-режиссеру решать производственные и бюджетные задачи. С тех пор она продолжала вести старую жизнь, время от времени снимая короткометражки и обучаясь на курсах кино.
Именно там она нашла силы, творческое вдохновение и, главное, бюджет на создание первого полного метра - "Солнце мое". Изначально скромный небольшой проект вылился в мировое признание и награду за лучший дебют.
Что же касается Пола: он рос в семье полицейского и учительницы, задумался об актерстве лишь как о хобби, предложенном матерью, совмещающей преподавание и любительские роли. С 16 лет он исполнял небольшие роли в театре, что однажды привело его к пробам в пилот сериала, а затем в фильм Шарлотты.
Так и получилось, что не думая изначально о карьере в кино, Шарлотта и Пол пришли в него довольно поздно - в 35 и 27 лет, но сразу же были отмечены победой в лучшем дебюте и даже актерской номинации на Оскаре (за первую серьезную в жизни роль!). Это прекрасный пример того, что всегда можно попробовать новое. То, о чем вы всегда мечтали, но обходили стороной.

Все кроется в деталях.

Отдельного внимания в «Солнце мое» заслуживают детали. Именно они действуют как двигатели сюжета и раскрытия героя. В основе – сцены, которые зачастую используются режиссерами для переходов, позволяя зрителю переключится, отдохнуть и даже отвлечься. Так, в большей части фильмов мы не обратим внимание на поездку героев из одной точки в другую. На что-то, происходящее на фоне. Мы будем пропускать все это мимо глаз и ушей, ожидая начала следующей сцены. Шарлотта сознательно решает сделать основной сюжет максимально простым и поверхностным и сконцентрироваться на том, что обычно глаз не замечает. Здесь не подойдет принцип просмотра массового кино.
Это напоминает подход Джима Джармуша, который в одном из интервью приводил пример такой сцены: главная героиня говорит по телефону и внезапно вынуждена сорваться по какому делу/происшествию. Она спешно собирается, выбегает из квартиры и ловит такси. Обычно в фильмах нам показали бы, как она садится в такси, а дальше переключили бы к следующей сцене уже после перемещения. Но для Джармуша будет интересна сама поездка. Какой ей попадется водитель, будет ли она с ним говорить и о чем? Какие эмоции она будет испытывать во время ожидания перед следующим актом? Именно такие бытовые мелочи и двигают сюжет в лентах Джима. И для многих это необычно, часто непонятно и даже скучно. Но Шарлотта словно вдохновлялась именно этим, пропитав ленту романтикой обыденности.

«Солнце мое» постоянно показывает крупным планом разрозненные отрывки из жизни. То это будет шум листьев при покачивании ветки на ветру. То сушащееся на солнце белье, неловкое мимолетное прикосновение руками, чья-то улыбка, вырванная из контекста, или случайный незнакомый отдыхающий на пляже человек. Фильм заставляет зрителя постоянно додумывать и представлять контекст. Почему обратили внимание на ветку дерева? Может, настроение героя в этот момент стало спокойным, умиротворенным? Или наоборот, рождает желание героя плыть по ветру и зависеть от внешних обстоятельств при полном душевном бессилии? Именно цепочкой таких намеков, планов, прикосновений и раскрывается вся тяжесть на душе у героя. Или наивный детский взгляд, не улавливающий скрытых смыслов и знаков тела.
Это увлекает, заставляет вглядываться в кино и буквально вкушать его маленькими порциями, раскрывая вкус неспеша и постепенно, подав богатство ароматов и чувств лишь в самом конце и самому внимательному зрителю.

Такой подход позволяет нам заглянуть в самые интимные места жизни семьи и сделать каждого из ее членов родным для меня. И я надеюсь, для вас они также станут родными и позволят прочувствовать свои личные детские воспоминания по-новому. Однозначно, «Солнце мое» заслуживает просмотра и последующих обдумываний.

2323
6 комментариев

Комментарий недоступен

3

Пола Мескаля, который до этого снимался лишь в одном сериалеза первую серьезную в жизни роль!Как-то обидно даже. Блокнот, вот не смотрел ты этот сериал, а то не писал бы так пренебрежительно. "Нормальные люди" очень хорош и актерская игра Пола там на офигенно высоком уровне. И именно эта роль первая серьезная в его жизни.

1

Посмотрел, согласен, не прав. Спасибо что поделился. До этого создавалось впечатление незаметного стандартного сериала

1

Жаль потраченного времени на просмотр этого фильма.

1

Позавчера только посмотрел. Шикарный фильм, лучшее что видел пока в 23 году. Ну и когда сам отец и есть дочь, это влияет на глубину восприятия конечно.