Как я преодолел депрессию после неудачного фильма

Исповедь начинающего режиссера.

Я начинающий режиссер и видеограф, за плечами у меня несколько короткометражных работ, в том числе фильм со Всеволодом Кузнецовым («голосом» Ведьмака) в главной роли — об этом я писал в другой статье. Однако о чем я деликатно умолчал, так это о том, что почти целый год до этого я жестко страдал от депрессии… Из-за неудачи с моей предыдущей короткометражкой. Возможно, среди вас тоже найдутся те, кто пытается оправиться после провального проекта, поэтому я решил поделиться своим опытом. Для тех, кто не хочет читать предысторию — можете сразу перескочить на момент краха (и как я справился с ним).

Наполеон отдыхает

На дворе был 2019 год. К тому моменту я пока снял только одну короткометражку. Очевидно, это был некоммерческий проект, созданный на чистом энтузиазме, однако он познакомил меня со многими классными людьми, с которыми мы объединились и пообещали друг другу «сделать русское кино снова великим».

И мы начали думать о новом проекте. Но мы хотели снять не просто короткометражку, а что-то большее — своего рода «пилот», основу для новой франшизы, которую в случае успеха можно будет потом развить в виде полноценного сериала. План был таков: сначала мы снимаем своими силами короткометражный фильм (= пилотную серию), а затем, в случае успеха, объявляем краудфандинговую кампанию, чтобы собрать деньги на съемки сериала-продолжения. Идея не новая, но мы, как и все, вдохновлялись примерами из США, где такая схема работает вполне успешно. По крайней мере, мне так казалось.

Сценарий

Так как я решил объединить в себе роли режиссера и сценариста, первым делом я принялся писать сценарий. К тому моменту я уже знал, какую идею хочу реализовать — историю об очень редкой болезни под названием «гипертимезия» (так называемая исключительная память). Такой синдром реально существует, однако он очень редкий — во всем мире зафиксировано около 60 случаев.

Наверное каждый когда-то мечтал о совершенной памяти — никогда ничего не забывать, как в фильме «Области тьмы», прочитать книгу и моментально рассказать ее наизусть, вспомнить какую-то деталь из десятилетней давности… Однако в нашем фильме мы хотели пойти глубже и исследовать не только плюсы, но и минусы такого явления — как оно влияет на отношения с людьми, какие есть побочные эффекты. И действительно ли это дар, или все же проклятье?

Идея нас реально цепляла. Однако сценарий давался мне очень мучительно… Я писал его почти полгода, что для короткого метра чересчур. Несколько раз я переписывал его заново, ломая голову над тем, какие идеи включить в фильм, а какие — приберечь для будущего сериала. И это было моей первой роковой ошибкой… Но об этом чуть позже.

Прошлогодний я в ожидании Оскара

Когда сценарий я все-таки дописал, до меня дошло, что фильм выйдет недешевым. Бюджет 15-минутного фильма приближался к 200 тыс. рублей, что было слишком много для меня… Это были буквально все мои накопления на тот момент. Но я решил рискнуть и полностью профинансировать фильм из своего кармана. Да, настолько сильно я загорелся этой идеей. Я был уверен, что фильм получится классным и потом на краудфандинге я отобью эти деньги на раз-два.

Период съемок я опущу, так как для данной статьи это не так релевантно. Скажу так: фильм снимался очень долго и мучительно. Но мы сняли его. И приступили к монтажу.

Кинофестивали

Когда мы закончили монтаж, я сразу же бросился отправлять фильм на кинофестивали через сервис FilmFreeway. Именно такой план мы утвердили с самого начала — сначала фестивали, и только потом выложить фильм в интернет. А затем краудфандинг.

Всего я отправил фильм на 49 фестивалей по всему миру — от США до Индии. Причем были как бесплатные, так и платные кинофестивали, так что за это мне тоже пришлось неплохо раскошелиться. Средняя цена выбранного мной фестиваля — $10. Однако я был в восторге — я предвкушал успех! По моим прикидкам, где-то через 6 месяцев, когда мы пройдемся по основным фестивалям и нас заметят, я планировал начать подогревать интерес в интернете и готовить фильм к онлайн-релизу. А одновременно с релизом должен был стартовать краудфандинг. На сериал-продолжение я планировал привлечь 5 млн руб как минимум :) Короче, я развалился в кресле и стал ждать…

Я думал, что из 49 заявок мы попадем, как минимум, на 20 фестивалей) Настолько я верил в свой фильм. Однако приглашения не приходили… Приходили только вежливые шаблонные отказы.

Скрин из личного кабинета на FilmFreeway. Из 49 заявок лишь 5 удачных. И только 1 победа (на каком-то дохлом фестивале в Юте)
Скрин из личного кабинета на FilmFreeway. Из 49 заявок лишь 5 удачных. И только 1 победа (на каком-то дохлом фестивале в Юте)

Момент краха

Однако и это не отрезвило меня. Пока фильм находился в фестивальном плавании, я решил организовать небольшую закрытую премьеру для своих — снял маленький лофт и пригласил съемочную группу и их друзей (в сумме около 50 человек). Для меня это тоже было вновинку — сидеть со зрителями в одном зале и наблюдать за их реакциями на свое творение.

Перед началом премьеры
Перед началом премьеры

Были не только друзья — мой друг пригласил нескольких своих преподавателей из киноиндустрии, достаточно солидных людей и профессионалов. Опозориться перед ними явно не хотелось. Но вы уже наверное догадались, что именно это и произошло)

Фильм длился 15 минут. В конце был небольшой клиффхенгер — задел на продолжение. По моей задумке, в этот момент зрители должны были испытать похожее чувство, как после очередной серии «Остаться в живых» — встать на уши от любопытства, начать бросаться вопросами или, как минимум, взорваться аплодисментами…

Однако когда пошли титры и я включил свет, я увидел… ничего. Ни восторженных взглядов, ни аплодисментов. Только удивленные лица простых зрителей и преподавателей киноискусства, переглядывающихся и не понимающих, что они только что посмотрели и зачем их вообще сюда позвали… Это были самые долгие 5 секунд в моей жизни. Через 5 секунд мой друг, чтобы поддержать меня, начал активно хлопать, и другие из вежливости вяло подхватили. Но я уже все понял.

Типичная реакция с той премьеры

После просмотра я побеседовал с несколькими зрителями. А вечером того же дня разослал еще всем анкету в Google-форме, где нужно было анонимно поставить оценку фильму и написать пару комментариев. Именно так я узнал горькую правду: что фильм получился очень и очень слабый.

Что пошло не так

В основном, критиковали именно сценарий. Из-за того, что фильм был снят как своего рода затравка (как пилотная серия), в нем осталась куча не отвеченных вопросов. Я-то думал, что это наоборот хорошо, что это зацепит зрителей и заставит их хотеть продолжения. Но на деле многие просто не поняли фильм.

Скрин из Google-формы, которую я разослал гостям премьеры. Показательный ответ :)
Скрин из Google-формы, которую я разослал гостям премьеры. Показательный ответ :)

У меня не получилось полностью раскрыть тему — я не показал в фильме путешествие главной героини и ее жизнь, связанную с исключительной памятью. У меня получился лишь короткий эпизод, наполненной экшном. Причем я сделал это осознанно — я намеренно убрал из сценария все философские рассуждения на тему того, нужна ли человеку такая память. Вместо этого я поставил на экшн и сделал фильм более мейнстримным. Я думал, что современному зрителю такое понравится больше. Я ошибался… Я недооценил зрителя.

Были и очевидные замечания по технической части — так как фильм все равно было низкобюджетным, этого было трудно избежать. Однако, как потом говорили мне абсолютно все, это был не главный минус. Самым слабым звеном все равно был сценарий. Если бы сюжет был интересным, то многие технические недостатки можно было простить.

Выслушав мнения, я понял, что ни о каком краудфандинге не может быть и речи… Людей просто не зацепил мой фильм. И денег на продолжение мне точно никто не даст. И потому на следующие несколько месяцев фильм лег на полку — мне даже больше не хотелось выкладывать его в интернет. Мне было стыдно смотреть в лицо своим друзьям и съемочной группе — всем тем, кто помогал мне практически за бесплатно и ожидал если не триумфа, то хотя бы чего-то. Я закрылся от всех и впал в депрессию…

Как я преодолел депрессию после неудачного фильма

Жесткая депрессия

Простому зрителю трудно понять, как чувствовал себя Джош Транк после того, как провалилась его «Фантастическая четверка». Или Гай Ричи после «Меча Короля Артура». Или Эндрю Стэнтон после «Джона Картера». Возможно, я и сам этого еще не понял… Но я оказался очень близок.

Я тоже снял провальный фильм. Вложил все имевшиеся у меня накопления, потратил почти целый год жизни, нереальное количество нервов и бессонных ночей… Скажу вам так: вряд ли Джош Транк или Гай Ричи заранее знали, что их фильмы провалятся. Я думаю, что они, как и я, искренне верили в свои творения и надеялись, что у них получится что-то классное. Что-то, что люди потом оценят. Да, они ошибались, но они в это верили. А когда твоя вера разбивается вот таким образом… Это жестко.

После этого начинаешь понимать, почему так часто выходят крупнобюджетные и распиаренные, но неудачные блокбастеры вроде «Отряда самоубийц». Обычно ты недоумеваешь: ну как можно было в такой проект вбухать такие огромные деньги? Заставить сниматься столько крутых известных актеров? Или они что там, тоже ничего не понимают?

Да, друзья, иногда не понимают. Нам со стороны легко судить. А тем, кто участвует в создании такой сложной штуки, как кино, порой видно далеко не все — их разум становится затуманенным. Именно это и произошло со мной. Я до конца был уверен, что мой фильм — шедевр. Хотя сейчас, спустя время, я прекрасно вижу все его косяки. Но тогда я этого не видел. И поэтому провал едва не сгубил меня.

Последующие несколько месяцев я понятия не имел, что делать дальше. Я был полностью раздавлен — мне вообще не хотелось ничем заниматься. На минуточку: я мечтал заниматься кино всю свою жизнь, с самого детства. Однако в тот момент я всерьез начал думать, что это не мое. Что с кино у меня никогда ничего не получится. Что все это пустые детские мечты… До этого мне казалось, что кроме кино, я ничего больше не умею. А теперь я начал думать, что я даже и этого не умею — то есть, вообще ничего.

У меня не было денег, не было цели, не было настроения. На людях я старался сохранять улыбку и не поднимал эту тему, однако близкие мне люди прекрасно понимали, что со мной что-то происходит. Моя девушка, которая была в курсе всего, пыталась меня поддержать и как-то отвлечь, и иногда я подыгрывал ей, чтобы не расстраивать. Но на душе у меня все равно было фигово. Дело всей моей жизни врезало мне по носу.

Возвращение Темного рыцаря

В таком состоянии уныния, самокопания и ничегонеделания я провел последующие четыре месяца. Казалось, что выхода нет, однако затем кое-что произошло… Я пересматривал «Мементо» — один из моих любимых фильмов за авторством Кристофера Нолана. Я смотрел его уже неоднократно, однако в этот раз мне в голову пришла интересная мысль. Я подумал, как это круто — будучи ребенком, посмотреть «Мементо» впервые. А ведь для кого-то это и правда первый или один из первых просмотренных фильмов в жизни. И эти впечатления ребенок потом пронесет через все свои года…

Как я преодолел депрессию после неудачного фильма

И в этот момент меня осенило. А что если мой фильм тоже станет для кого-то первым в его жизни? Запомнит ли его ребенок? Будет ли он потом его цитировать и пересматривать много раз? … Очевидно, что мой предыдуший фильм не отвечал этим критериям. Но как же было бы здорово снять что-то такое — то, что навсегда запомнит случайный ребенок.

И тогда я понял, что все-таки хочу делать фильмы. В конце концов, даже если за всю жизнь я сниму только один подобный, поистине классный и успешный фильм, то оно будет того стоить. Все эти годы неудачных попыток, все будет не зря. А значит, каждый мой фильм мне стоит воспринимать как опыт, как подготовку на пути к тому самому фильму мечты.

И все встало на свои места. Внезапно я обнаружил, что больше не боюсь вспоминать свой предыдущий фильм — мысли о нем больше не вгоняют меня в депрессию. Я стал более спокойно и трезво к нему относиться, и поэтому первым делом, прежде чем взяться за что-то новое, я решил спокойно проанализировать свой провал и выписать на бумаге главные усвоенные уроки:

  • Человеком не должно двигать желание прославиться или стать крутым режиссёром/актером/геймдизайнером… Режиссером, прежде всего, должно двигать желание рассказать хорошую интересную историю. Свою, пусть даже не профессионально снятую, но свою. Иначе вас ослепит жажда славы.
  • Не ставить слишком высокие ожидания. Если вы снимаете фильм только лишь с целью прославиться, заработать или получить награду на фестивале — лучше не браться за этот проект вовсе. Беритесь за проект только в том случае, если вы реально хотите рассказать эту конкретную историю.
  • Снимать то, что знаешь. Снимайте то, что для вас важно и что вас волнует, а не то, что модно или в тренде.
  • И последнее. Не бояться признаться себе, что я пока что-то не умею. До этого провала мне всегда казалось, что мое единственное ограничение — это отсутствие денег. Я считал себя непризнанным гением и был уверен, что если бы у меня были деньги, то мои фильмы были бы мегауспешными и популярными. Однако опыт показал, что пока это не совсем так… И это нормально. Я понял, что мне стоит поучиться, прокачать навыки. Надо по-максимуму получать обратную связь от людей, давать им оценить свою работу и обращать внимание на то, что у меня не получилось (недостатки, проблемные точки). И затем пробовать снова. Только так можно стать лучше.

Дальнейший путь

Приняв эти простые, но важные уроки, и пообещав до конца жизни следовать им, я снова занялся короткометражками. Только теперь, придумав очередную идею или написав новый сценарий, я не рвусь со всех ног снимать фильм. Я анализирую, дорабатываю, выслушиваю обратную связь, снова дорабатываю… Отметаю одни идеи и придумываю новые. Пока я не напишу сценарий, который нравится не только мне самому, но и другим.

А еще я сразу для себя решил, что моя следующая короткометражка не должна обязательно делать меня звездой. Цель ее должна быть иной — набраться опыта и потренироваться. Только и всего. И вы знаете, как только я настроил себя на такой лад, работать стало намного проще. Я просто стал наслаждаться процессом, и это отразилось на результате.

Моя следующая короткометражка, по мнению окружающих, получилась гораздо лучше. И я знаю почему. Все благодаря моему предыдущему провальному фильму. Все те неудачи и уроки, которые я усвоил, помогли мне стать лучше и подняться на уровень выше. И теперь я стараюсь все воспринимать именно так — любая моя неудача все равно станет для меня ценным опытом и ступенькой, на которую я смогу опереться в будущем.

"Лучший учитель - неудачи наши" Йода

Надеюсь, данная статья была кому-то полезна. Иногда этого не хватает — простого осознания, что не только ты проходишь через подобные проблемы) А если вам вдруг стало интересно, то ниже вы можете посмотреть тот самый «провальный» фильм.

Тот самый провальный фильм

UPD: Спасибо вам всем за такую интересную и живую дискуссию в комментариях, друзья. Не ожидал такого отклика. Если вы читаете эту статью впервые, настоятельно рекомендую потратить время и прочитать все комментарии внизу - среди них очень много поистине интересных и жизненно важных инсайтов (не только для киношников, но и для людей искусства в целом).

1515 показов
8.2K8.2K открытий
22 репоста