Бэтмен: Гибель пришедшая в Готэм. Обзор и психологический разбор экранизации комикса the doom that came to gotham

Бэтмен: Гибель пришедшая в Готэм. Обзор и психологический разбор экранизации комикса the doom that came to gotham

Готэм — многострадальный город вымышленной вселенной DC становится жертвой очередного угрозы, которая в этот раз превосходит все, что было до и он рискует быть уничтоженным навсегда силами тьмы, чья суть находится за гранью понимания человека. Что бы победить в этой мистической борьбе против космического темного бога, Брюсу придется отринуть все старое и стать кем-то новым, тем кто постигнет саму суть ночи. В этот раз история темного рыцаря выходит за рамки привычного повествования демонстрируя новый взгляд на Готэм и персонажей DC. Новое свежее видение позволяет более углубленно рассмотреть данную проблему и понять, о чем эта история.

Трейлер — Бэтмен: Карающий рок над Готэмом.

Внимание спойлеры!

Похороны Дика Грэйсона и Джейсона Тодда
Похороны Дика Грэйсона и Джейсона Тодда

По сюжету, события происходят в 1920 году. Брюс Уэйн вместе с юными Диком Грэйсоном, Джейсоном Тоддом, Каи Лин Чан и Альфредом отправились в Антарктику, чтобы отыскать пропавший экипаж Освальда Коблпота. Но в итоге, они находят только горы замёрзлых трупов на корабле, а также записную книжку самого Коблпота из которой он узнает о таинственной древней сущности в глубинах льда, которую пробудила та самая пропавшая экспедиция.

По стечению обстоятельств один из выживших становится носителем силы этой сущности, которая наделяет его даром замораживать все вокруг себя. Видимо — это своеобразная история происхождения мистера Фриза в этой вымышленной вселенной. Такие необычные метаморфозы претерпели, к слову, все персонажи DC, в рамках данной экранизации. К примеру, Барбара Гордон здесь теперь буквально оправдывает свою функцию Оракула, которую она исполняла после событий «Бэтмен: Убийственная шутка» пророчествуя Брюсу. Параллельно она так же исполняет роль медиума и создает связь с духом его отца и узнает о том, что было и что должно произойти.

Бэтмен: Гибель пришедшая в Готэм. Обзор и психологический разбор экранизации комикса the doom that came to gotham

Оракул (лат. oraculum, от oro — «говорю, прошу») — наиболее распространённая в античности форма прорицания, состоявшая в том, что предсказание от имени божества по запросу верующих оглашал специальный жрец, который и именовался оракулом. В более широком смысле под оракулом понимали и прорицалище — место, где оглашалось предсказание, и сам текст предсказания. В современном языке под оракулом понимается предсказатель будущего, а также человек, все суждения которого признаются непреложной истиной, откровением

За исключением дельфийской Пифии, все древние оракулы были мужского пола[1]. Историки предполагают, что оракулы пришли в Древнюю Грецию с Древнего Востока, ибо похожие прорицалища существовали в Мари и в Ассирии, а также в древнеегипетском городе Буто[2].

Царь <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B3%D0%B5%D0%B9" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Эгей</a> перед пифией
Царь Эгей перед пифией

По свидетельству Геродота, древнейший из оракулов древней Эллады находился в Эпире, в городе Додона. Предполагается, что он возник до прихода в Элладу греков как святилище Богини-матери, которая в греческой традиции толковалась как богиня земли Гея. Как и все, видимо, древнейшие оракулы, он был связан с хтоническим культом: жрецы черпали предсказания в шелесте листьев священного дуба.

Геродот упоминает и других оракулов. Он рассказывает, что лидийский царь Крёз решил выбрать самого точного оракула и разослал гонцов «в Дельфы, других в Абы, что в Фокиде, третьих в Додону; иные были посланы также к Амфиараю и к Трефонию и, наконец, в Бранхиды в Милетской области». То, что Крёз будет варить в котле черепаху и ягнёнка, смогла предсказать лишь дельфийская пифия. Эта история показывает, что оракулов чтили не только древние греки, но и их непосредственные соседи.

Грехи отцов ложатся на сыновей — фраза, которая периодически будет сопровождать темного рыцаря на протяжении всего фильма. Она является предтечей данной истории и довлеет над ее героями, в число которых входит Оливер Куин. Здесь он так же является другом Брюса, но не в качестве супергероя, а как последователь своей веры и участник ордена или по крайней мере культа вроде ордена Храмовников-тамплиеров, что отражено в местной атрибутике и ритуалах. Благодаря этому он узнает о пророчестве, согласно которому, он должен погибнуть от рук еще одного известного, но переосмысленного в данном контексте персонажа DC — ядовитого плюща — она здесь играет роль хтонического существа.

Одним из примечательных атрибутов, создающих впечатления религиозности Оливера Куина, является картина распятия святого Себастьяна, на одной из стен его поместья.

Святой Себастьян
Святой Себастьян

Видимо таким образом нам хотели намекнуть на их родство или схожесть их судеб. "Себастьян (Севастиан, лат. Sebastianus; ок. 256, Нарбон — 288, Рим) — римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Согласно жизнеописанию святого, Себастьян родился в г. Нарбонне в Галлии, получил образование и жил в Медиолане (Милане) и был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Он тайно исповедовал христианство, что обнаружилось, когда двое его друзей — братья Марк и Маркеллин — были осуждены на смерть за свою веру. Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, но, когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».

Зоя, немая жена царского казнохранителя Никострата, пала к ногам святого и просила исцелить её. Себастьян осенил её крестным знамением, она тотчас заговорила и сказала, что видела Ангела с книгой, по которой Себастьян читал проповедь. Все присутствовавшие уверовали и крестились.

Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов по-видимому не был повреждён стрелами (деталь, не всегда точно учитываемая художниками) , и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Святой явился во сне христианке Лукине и велел ей забрать его тело и похоронить в катакомбах, и женщина выполнила это повеление[1][2]».

Помимо картины, в мультфильме присутствует еще одна аллегория на святого мученика — это излюбленное оружие Оливера Куина – Лук и стрелы в количестве четырех штук. Цифра четыре — это еще один символ ордена храмовников как символ их креста отсылающего к распятию Христа. Этот же крест находится на груди его доспехов в виде зеленой стрелы, когда то пущенная Одиссеем. Оливер Куин сочетает в себе образы нескольких персонажей, таких как Робин Гуд, Одиссей и Иоан Креститель версией которого и является святой Себастьян.

***

Бэтмен: Гибель пришедшая в Готэм. Обзор и психологический разбор экранизации комикса the doom that came to gotham

По ходу событий темный рыцарь сталкивается со множеством врагов одним из которых является его давний заклятый враг Рас’аль Гул вобравший в себя образ колдуна из восточных сказок, а за всей пучиной хаоса как оказывается стояла Лига теней во главе с его дочерью — Талией аль Гул, которая в очередной раз оживляет своего отца, дабы тот смог все подстроить под свое извращённое видение мира. Имя Рас’аль Гул с арабского переводится как голова гуля — мифического восточного существа, тесно связанного с нежитью. Английский перевод — «Голова Демона». Это та самая голова дракона, которую если отрезать на ее месте появятся две, а еще он старый пёс и мистический старейшина, о котором я уже не раз писал и который в этой интерпретации истории пытается овладеть волей Брюса.
Голова гуля как ясно из описания персонифицирует собой темную сторону личности, павшую в безумие и во тьму и очевидно поэтому, он является главой Лиги теней. Эти мотивы и архетипы личности встречаются часто и повсеместно в различных произведениях и рассказах, но в каждой истории интерпретируются своеобразно ей, поэтому не стоит удивляться такому явлению, как схожесть сюжетов или образов в бесчисленном множестве художественных произведений и фильмов, ведь суть у всех одна и таже.

***

История рассказанная по-новому выявляет суть каждого из персонажей в крайней ее степени проявления, у одних их первобытную сущность – темную сторону, у других их божественную природу, поэтому Брюс Уейн и Рас’аль Гул принимают свои истинные обличья. В тот момент, когда все кажется законченным и миру вроде бы приходит конец, история приобретает оттенок ужасов Говарда Лавкрафта и глава теней превращается в темного бога Ктулху, а Брюс просто становится тем, кем был всегда — Бэтменом, но теперь это Божество или чудовище, по силе равное самыми страшным демонам преисподней.

***

Определяя каждого из них с психологической точки зрения, мы идентифицируем их паттерны и тем самым можем анализировать свой внутренний мир, т. е. , устройство психики. Происходит это через проецирование собственного я на конкретную личность или историю этой личности. Такой процесс не является чем-то исключительным и делается многими неосознанно, проецируя свою жизнь на историю вымышленных персонажей и таким образом эти истории становятся им близки и понятны.

История Брюса Уейна о том, что, долго падая в кроличью нору, он начал опускаться в бездну и обнаружил там, самую темную часть себя и приняв ее, смог ею овладеть и направить в нужное ему русло. Так в одной из сцен пробивая дно подземелья, он падает в яму Лазаря, которая является самой глубокой частью психики. Там он впервые обнаруживает свою темную сторону. Подчинив ее, естественным образом Рас’аль Гул и темное божество, которое он вызвал перестают быть угрозой. Последнее имеет так же свой аналог в книгах Говарда Лавкрафта, которого он называет — Йог Сатот.

Бэтмен: Гибель пришедшая в Готэм. Обзор и психологический разбор экранизации комикса the doom that came to gotham

Йог-Сотот (англ. Yog-Sothoth) — вымышленное божество в произведениях американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта и последователей «Мифов Ктулху». Впервые Йог-Сотот упоминается в романе «Случай Чарльза Декстера Варда». Это Древний бог, обитающий вне нашего мира, вне пространства и времени, ему ведомо прошлое, настоящее и будущее. По своей сути, Йог-Сотот является олицетворением страхов на метафизическом уровне. Предположительно, ЙогСотот заперт за пределами Вселенной, в которой мы живём, а все происходящие в нём события лишь миг для него. Мистики говорят о Йог-Сототе, как о всезнающем божестве, «Хранителе Врат» меж мирами, который сам является и «Вратами», и «Ключом». Персонажи Лавкрафта произносят имя Йог-Сотота, как элемент защитного заклинания или для обозначения сверхъестественных явлений.

Это существо олицетворяет собой время и пространство, как греческий Х(К) ронос, но обособленное от нашей реальности, хотя это очень относительно, так как в действительности все взаимосвязано и одно от другого не отделимо, а это обособленность лишь условность обозначающая определенные границы и рамки в которых может существовать данная парадигма в нашем сознании. Йог-Сатот своим описанием чем-то напоминает квантовое поле или темную энергию в физике, которая так же находится вне видимого пространства и времени и обнаружить ее практически невозможно, так как их воздействие неосязаемы и приборов способных их зафиксировать не существует либо эти эффекты слишком слабы для детального изучения, но они пронизывают все вокруг, как коллективное бессознательное пускающее свои щупальца везде и пытающееся всем овладеть, словно чудовище из этой истории. Пустота или бездна, в которой все зародилось и в которую темному рыцарю пришлось нырнуть для своей трансформации, содержит в себе все те же функции.

Такая интерпретация мне импонирует так как выявляет глубинный смысл заложенный в этих персонажах и возможно именно к этому стремились авторы данной экранизации, когда брали за основу комикс Batman: The Doom That Came to Gotham — мини-серия комиксов из трёх выпусков, издававшаяся с ноября 2000 года по январь 2001 года под лейблом DC Comics. Написанная Майком Миньолой и Ричардом Пейсом и проиллюстрированная Троем Никси (карандаши) и Деннисом Янке (чернила) , с Миньолой в обложках, история рассказывает об альтернативном Бэтмене в 1920-х годах, сражающемся с мистическими и сверхъестественными силами, которые штурмуют Готэм после того, как он случайно пробуждает существо, известное как Скрывающийся на пороге. Третья работа Миньолы для персонажа, история полна многих вдохновленных Лавкрафтом интерпретаций как друзей, так и врагов Темного рыцаря, включая Зеленую стрелу, Этригана, Двуликого, Ра’с аль Гула и так далее. Кроме того, название рассказа является аллюзией на роман Лавкрафта «Гибель, пришедшая в Сарнатх».

***

Определенно, выбор такого способа интерпретации сюжета не случайный и связан с конкретными процессами в человеческой психике, что и сделало возможным выход в свет этой экранизации и чуть ниже я поясню причину более детально.

С точки зрения психологии ретроспектива к индустриальной эпохе как уже было сказано не является случайной и это связано с обращением сознания к бессознательной части, поэтому у некоторых людей такие ассоциации могут вызвать чувства схожие с ностальгией, что определенно будет привлекать своих поклонников. Уход в глубинные части психики схоже с тем, как в божественной комедии Данте Алигьери — главный герой, спускался в ад разделенный на девять ступеней или по-другому кругов, чтобы вернуть свою возлюбленную Беатриче. Вот и герой этой экранизации спускается в ад, чтобы найти часть себя или скорее даже создать нового себя, разрушив старое.

В ином случае, во всей этой истории не было бы смысла, а сюжет можно было бы подать вполне в классическом духе комиксов DC. Предположу, что авторы намеренно взяли такой стиль повествования ещё с предыдущей части мультфильма «Бэтмен: Готэм в газовом свете» основанной так же на арке комиксов написанной Майком Миньолой.

Бэтмен: Гибель пришедшая в Готэм. Обзор и психологический разбор экранизации комикса the doom that came to gotham

***

В итоге, решающим этапом в победе над космической пустотой, становится высвобождение известного по комиксам DC — демона Этригана. Демон Этриган — антигерой, появляющийся в американских комиксах издательства DC Comics. Созданный Джеком Кирби, Этриган — демон из Ада, который, несмотря на свои склонности к насилию, обычно оказывается в союзе с силами добра, главным образом из-за союза между героическими персонажами вселенной DC и Джейсоном Бладом, человеком, с которым Этриган связан.

Можно ли назвать Этригана классическим демоном? Я бы сказал, что он скорее олицетворяет первобытную силу мужского начала, происходящая от союза с женским началом, на что отсылает само его имя и это сила соответствует второй стадии алхимического делания — opus magnum — рубедо, c перспективой на переход в третью стадию — цитринитас.

Великое делание (лат. magnum opus) — в алхимии процесс получения философского камня (иначе именуемого эликсир философов) , а также достижение просветлённого сознания, слияния духа и материи. Некоторые из алхимиков утверждали, что им удалось успешно осуществить Великое делание; в их числе Николя Фламель[1] и Калиостро.[2] Элифас Леви, один из первых современных церемониальных магов и вдохновитель Герметического ордена «Золотой зари», даёт такое определение:

Великое делание, прежде всего, создание человеком себя самого, то есть, полное и всеобщее раскрытие его способностей, власть над своей судьбой, и, в особенности, совершенное освобождение его воли

<a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B0_%D1%81_%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Дама с единорогом</a>. <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Осязание</a>. Гобелен <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/XV_%D0%B2%D0%B5%D0%BA" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">XV века</a>. <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Париж</a>, музей <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F_(%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6)" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Клюни</a>. С точки зрения алхимиков (в том числе <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Фулканелли</a>), <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">единорог</a> — символ решающей стадии Великого делания
Дама с единорогом. Осязание. Гобелен XV века. Париж, музей Клюни. С точки зрения алхимиков (в том числе Фулканелли), единорог — символ решающей стадии Великого делания

P. S. При недопонимании того, о чем здесь пишется, не стоит прибегать к резкой критике, так как все это лишь мое видение и не может претендовать на истину или быть основополагающим мнением для кого то, кто придерживается других взглядов.

4444
19 комментариев

Надо глянуть

2
Ответить

Ну там не Джейсон Тодд был.
Sanjay "Jay" Tawde. Это Тодд курильщика.

Мульт показался мне одним из самых слабых из последних

1
Ответить

Не хуже чем "Бэтмен: Готэм в газовом свете" или "Легион супергероев".

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Пожалуйста)

1
Ответить

Ещё один отличный и интересный разбор! Спасибо за хорошую статью.

1
Ответить

Совмещаем приятное с полезным.

1
Ответить