История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить

История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить

2021 год стал достаточно слабым для кино по известной всем причине. Интересных режиссёрских работ было достаточно мало, на ум приходит актёрский бенефис Эндрю Гарфилда-Тик, тик...БУМ!, Легенда о Зелёном рыцаре, которую зрители уничтожили за излишнюю медлительность и смутный посыл (я же это мнение не разделяю), неплохой Мавританец, Никто, являющийся неким рескином постепенно умирающей франшизы с Киану, внезапно получившей второе дыхание уже спустя два года, спорная Последняя дуэль Ридли Скотта, хотя и неплохо написанная, но утомившая большинство зрителей, Французский вестник, не представляющий из себя ничего интересного, помимо фирменного стиля Уэса Андерсона, концептуально интересный Не смотрите наверх и артхаусный Аннет.

С массовым кино в этом году были ещё большие проблемы-Вечные не понравились, в большинстве, ни зрителям, ни критикам, да и кассу не способны были собрать, Лига справедливости хотя и подарила достаточное количество эмоций, однако не могла похвастаться чем-то большим, особенно в сюжетном плане, ввиду так и не завершившегося Снайдервёрса, неплохой Отряд от нынешнего куратора киновселенной DC и временного воскресителя фильмов Марвел, особенно подорвавший пятые точки фанатов ввиду несколько сбитого тайминга шуток и общего тона картины, вовсе не отбил производственный бюджет, Бонд, подаривший мне приятный кинотеатральный опыт, но воспринятый многими достаточно спорно, Нет пути домой, поразивший всех во время премьеры, но постепенно улетучивающийся в памяти ввиду недостаточно проработанного сценария, а про уже ДЕВЯТЫЙ фильм из вселенной, как они это называют, Форсажа, мне вообще ничего говорить не хочется (поприветствуем десятую ленту 35-минутными овациями). И тут на горизонте появилась экранизация первой книги из монументального цикла Фрэнка Герберта о песчаной планете Арракис.

История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить

Этот роман стал настоящей классикой научной фантастики и подарил вдохновение многим творцам, работающим в этом направлении. Самым очевидным примером будет Джордж Лукас со своими Звёздными войнами, которые много чего позаимствовали у Герберта.Однако в романе есть то, что Лукасу, видимо, было не слишком интересно и то, что он и не смог бы реализовать -это неоднозначность представленного мира и потрясающе написанные диалоги.

История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить

Первая экранизация

Первая попытка экранизировать роман Фрэнка Герберта была предпринята чилийским режиссёром Алехандро Ходоровски в начале 70-х годов. Ходоровски загорелся своим собственным видением романа и начал собирать команду. В качестве художника ему удалось заполучить Криса Фосса одного из самых известных иллюстраторов научно-фантастических произведений и Ханса Руди Гигера, позднее прославившегося благодаря разработке дизайна к фильму Ридли Скотта "Чужой". Ходоровски собирал команду мечты для себя, для полного воплощения самых смелых и креативных идей (а мы знаем, на какой полёт мысли способен Ходорковский). "Я хотел снять картину, которая дала бы тем, кто тогда принимал ЛСД, галлюцинации – но без самих галлюцинаций. Картину, которая изменила бы восприятие публики. Я хотел создать фильм-пророк, чтобы изменить сознание молодых людей по всему миру. Для меня “Дюна” – пришествие Бога. Художественного, кинематографического Бога… Я хотел создать нечто священное, свободное, я хотел открыть сознание! Я ощущал себя тогда как в тюрьме. Я хотел свободы! Всякий, кто работал над этим фильмом, должен был стать духовным воином". Однако, ввиду сильно раздутого бюджета, невообразимых для реализации художественных задумок и странных решений, касающихся сюжетного наполнения, студия приняла решение прекратить финансирование проекта, а жаль, картина, при достижении успеха, могла бы повлиять на многое в индустрии

История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить
История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить

Далее пост режиссёра был предложен Ридли Скотту, однако его больше заинтересовала ещё одна будущая классика научной фантастики, а именно Бегущий по лезвию.

История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить
История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить

В конце концов в режиссёрское кресло сел Дэвид Линч, известный по фильму Человек-слон.

История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить

Фильм вышел в прокат в 1984 году при бюджете в два раза превосходившем вторую часть (нынче известную как 5 эпизод) Звёздных войн и был практически уничтожен критиками. И действительно, с постановкой диалоговых сцен, визуальной составляющей и актёрской игрой в фильме было всё неплохо, а местами даже хорошо, однако если касаться боевых сцен и расстановки общих для вселенной Герберта идей-можно понять, что с этим у фильма просто огромные проблемы. Если проблемы с экшеном ещё можно объяснить тем, что Линч снимал до этого камерные фильмы, то изменения в самой фабуле сюжета лично я никак объяснить не могу. Так же огромной проблемой является темп ленты, полностью убитый хронометражем, порезанным с 4-х часов до двух ввиду того, что Линчу не был доверен окончательный монтаж фильма, что, по его мнению, привело к провалу картины в прокате. Дюна, для Дэвида, самый не любимый из снятых им фильмов, а в расширенной версии, которая за счёт хронометража в 3 часа смотрится куда более связано, зритель даже не увидит его имени, режиссером там числится Алан Смити (псевдоним использующийся, когда один из участников съемочного процесса отказывается от указания своего имени в титрах). Таким образом проект провалился в прокате и получил россыпь негативных отзывов от критиков, однако зрители, в целом, неплохо оценили фильм, у которого на данный момент стоит вполне заслуженная оценка 6,9/10.

История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить

Спорный сериал

Спустя 16 лет на канале Сай фай вышел мини-сериал по мотивам романа, шоураннером которого выступил Джон Харрисон. На 4,5 часа (3 серии) хронометража было выделено жалких 20 миллионов долларов, что повлекло за собой дешевизну всего, начиная с костюмов, заканчивая компьютерной графикой и актёрами категории б. Не смотря на то, что у Линча тоже не было особо крупных имён в касте, каждый из них были на своём месте и выкладывались на полную, здесь же мы видим откровенную халтуру. Этот фильм старался быть более близким к тесту, однако так же не обошёлся без абсолютно ненужной отсебятины. Также стоит сказать, что в 2003 году сериал обзавелся продолжением - впервые в истории были экранизированы вторая и третья книги серии - Мессия Дюны и Дети Дюны. Качество продолжения сериала несколько выше первых трех серий, но низкий бюджет чувствуется и там.

История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить

Настоящее время

21 ноября 2016 года было объявлено, что компания Legendary Pictures купила права на экранизацию «Дюны». В декабре издание Variety сообщило, что Дени Вильнёв ведёт переговоры со студией по поводу постановки фильма. Ещё в сентябре того же года Вильнёв выражал интерес к проекту, заявив: «Моя давняя мечта — адаптировать Дюну, но получение прав — долгий процесс, и я не думаю, что у меня получится». Вильнёву казалось, что он не готов снимать Дюну, пока не завершит такие проекты, как Прибытие и Бегущий по лезвию 2049. В феврале 2017 года Брайан Герберт, сын Фрэнка и автор последующих книг серии, подтвердил, что Вильнёв станет режиссёром проекта.

Уже в 2018 году стало известно, что Вильнёв не собирается впихивать столь огромное произведение в один фильм. Такой подход поддержали многие фанаты книги, однако сделка со студией Warner Bros. была заключена на один фильм, для создания продолжения, возможного в случае коммерческого успеха, потребуется заключение новой, благо это и произошло.

История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить

Внезапно фильм режиссёра, до этого снимавшего полу артхаусное кино, стал очень ожидаем не только поклонниками книги, но и рядовым зрителем, соскучившимся по большому кино. Во многом этому поспособствовали громкие имена актёров, принявших участие в фильме, таких как Тимоти Шаламе, Зендая, Джош Бролин, Джейсон Момоа и многие другие.

История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить

И вот после череды переносов фильм наконец вышел и, наверное, именно такой экранизации и ждали поклонники книги ещё со времён Линча, ибо всё, что есть в фильме, работает просто потрясающе. Тимоти Шаламе, фактурно буквально сошедший со страниц Герберта, прекрасен в роли Пола, его актёрской игре веришь и ему хочется сопереживать. По сути этот фильм работает как экспозиция для дальнейших событий, однако Виньнёв, за эту экспозицию, умудряется не только показать расстановку сил во вселенной, но ещё и отлично показать историю взросления главного героя. Каждый сюжетный поворот работает как надо именно за счёт тех персонажей, которых нам показывает режиссёр и, что гораздо важнее, раскрывает сценарист. Практически никакой отсебятины в фильме нет, Дени очень бережно обращается с первоисточником.

История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить

В визуальной составляющей никто изначально не сомневался, ведь Дени до этого снял потрясающего Бегущего по лезвию 2049 и не то чтобы он смог переплюнуть самого себя в этом фильме, однако это не его прокол, а всего навсего перфекционизм предыдущих работ и достаточно скупая на виды планета, к тому же общая серость цветовой палитры отлично компенсируется операторскими и монтажными решениями, ввиду чего от картины попросту невозможно оторвать глаз.

История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить
История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить
История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить
История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить

Саундтрек Ханса Циммера как всегда на высоте и здесь его функция напоминает Дюнкерк, в том смысле, что он работает как эмбиент, служит для создания общего настроения ленты.

История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить

Многие негодуют и будут негодовать из-за резкого окончания картины, однако я убеждён, что от этого она стала только лучше, ведь вряд-ли те, кто критикуют ленту за это, не просидели бы на сеансе ещё 3 часа, а впихивать события 10-часовой половины книги в час, как это сделал Линч, лучше не стоит, ведь если выбирать между ожиданием в два года и дальнейшим выходом шедевра, или получением всего сразу в скомканном виде, я, естественно, лучше выберу первое.

Таким образом, если вы ещё этого не сделали, я рекомендую к просмотру данную, главное идти со включённой головой и готовым проникнуться духом и атмосферой Дюны, иначе это произведение попросту вас оттолкнёт.

Ну а у меня на этом всё, любите кино и до встречи на Арракисе уже этой осенью.

"May Thy Knife Chip and Shatter".

История Дюны. Массовое кино живо, или как Дюна заставила в это поверить
2828
18 комментариев

Хз, Как по мне новая дюна — говно. У олдскульной дюны Линча был Шарм, обаяние, стиль, великолепные актеры. В новой, на мой взгляд, посредственный сухой визуал, стиль и дизайн, в основном среде-паршивые актеры, а про глубину или типо того сюжета я молчу

14

Комментарий недоступен

12
Автор

Ну, все имеют право на своё мнение

Комментарий недоступен

Дюна - бестолковый мусор ни о чем

7

Не смотря на то, что у Линча тоже не было особо крупных имён в касте, каждый из них были на своём месте и выкладывались на полную, здесь же мы видим откровенную халтуру

Недавно пересматривал сериал - и он прям сильно недооценен. Да, там местами чутка перегнули с вычурностью нарядов и ощущается он скорее как театральная постановка, но посмотрел прям с удовольствием. Хорошие актеры и вообще на удивление годно (на момент выхода не зацепило, но то ж когда было), имеет полное право на существование как достойный вариант экранизации со своими нюансами.

Дюна Вильнева - при первом просмотре прям плохо, визуальная часть ощущается всратой даже по сравнению с сериалом, чего уж там вспоминать Линча. На второй попытке в принципе оценил актерскую игру, в частности заметил Шаламе - хотя Фергюсон по-прежнему раздражала своей излишней нервозностью, ну не так надо было играть этого сильного персонажа. В других фильмах она была украшением картины, а тут скорее шла в минус, антирекорд режиссера. В целом жду сиквел, отношение уже скорее нейтральное, более-менее смирился с недостатками этой экранизации.

4

С визуалом Дюны проблема в акцентах.
Я думаю что если и делать минимализм то ради того чтобы подчеркнуть важность персонажей над окружением. В БГ2049 это работало.
А в Дюне упор на окружение нежели на героях. Что было не слишком правильной идеи.
Я сам после прочтения видел Дюну камерной, с упором на кинематографичные диалоги, подтекст, одним словом на персонажей. Но новую Дюны зачем то по модели ВК и ЗВ решили снять...
В этом плане сериал был правильнее

1