Продолжение «Медведя» - как сериал переходит от замкнутой забегаловки к открытому миру и становится богаче

Текст об одном из лучших сериалов года

Продолжение «Медведя» - как сериал переходит от замкнутой забегаловки к открытому миру и становится богаче

Трагикомедия Кристофера Сторера о поваре-суперзвезде, переживающем утрату (самоубийство брата) и ее наследство (ресторан-банкрот) стала одним из главных сериалов 2022 года. «Медведь» оказался в список номинантов на «Золотой глобус» как лучшая комедия или мюзикл, а исполнитель главной роли Джереми Аллен Уайт получил свой награду на этой премии. Ситком, где каждая серия длится около 30 минут, попадал на первые строчки сериальных рейтингов года и наверняка будет в списке претендентов на «Эмми» (первая часть вышла в июне 2022, а значит, может быть отмечен этой премией только за следующий телевизионный сезон – номинантов за этот период объявят 12 июля 2023).

Мишленовский повар в убыточной, но культовой забегаловке доказывает умершему брату свою состоятельность и учится дружить. Это краткий и утрированный пересказ первого сезона. В вышедшем через год продолжении убыточная забегаловка пытается превратиться в семейный, уютный (а если повезет и престижный) ресторан, в то время как повар-суперзвезда учится любить.

Первый сезон использовал вертикальную структуру ситкома:

  • в каждой из 8 серий был свой мини-конфликт (как правило какие-то проблемы с функционированием заведения), который разрешался к концу 30-минутки;
  • сериал концентрировался на развитии отношений между героями (7-8 персонажей с понятными характерами), а не на развитии фабулы;
  • а 90% действий были замкнуты в ресторане, продающем говяжьи сэндвичи - немного раздвигали его границы сцены пробуждения Карми (нужны для демонстрации сновидений), и пара визитов главного героя в службу психологической поддержки (нужны для проработки того, из-за чего сняться пугающие сны); исключение – выездной эпизод с детским праздником, где только половина событий происходило в ресторане, и, конечно, финал сезона.

В заключительной серии открылись новые локации (дом Сидни, полицейский участок) и сократилось время для кулинарных сцен (впервые в ресторане мы оказываемся на 10 минуте эпизода и только в последние 5 минут здесь готовят какие-то блюда). Здесь же благодаря яркой томатно-кровавой сцен у сюжета появилось и горизонтальное направление.

Во втором сезоне к истории отношений обаятельных персонажей и проработке психологических проблем протагониста добавляется еще и понятная на повествовательном уровне цель – сделать капитальный ремонт и открыть новый ресторан в семейном стиле на месте разваливающейся закусочной. Отсюда и простая интрига – справятся и успеют ли к назначенному сроку? Поддерживают цельность и ощущение единой цели напоминания о дедлайне в начале каждой серии.

Продолжение «Медведя» - как сериал переходит от замкнутой забегаловки к открытому миру и становится богаче

Направленность сюжета не вредит развитию героев. Только теперь оно завязано не на отношениях внутри «семьи», а на индивидуальном развитии (часто в отрыве от других). Во втором сезоне сотрудники ресторана почти перестали называть друг друга семьей (но не перестали так относиться), а понятие «семейный обед» вовсе пропало. Кухня тоже на ремонте, поэтому и кулинарные сцены скорее индивидуальные, а не общие.

Саморазвитию персонажей способствует выход за пределы ресторана. При этом это по-прежнему основная локация, только уже не в той пропорции, что в первом сезоне. В продолжении «Медведя» каждый из значимых героев проводит много времени в других местах, что позволяет поближе познакомиться с ними (а не только в рамках функциональных схем первого сезона) и подробнее раскрыть их характеры:

  • Сидни (Айо Эдебири) – талантливый шеф-повар общается с отцом, ищет кулинарное вдохновение в других ресторанах и самом городе, а еще читает книгу самого известного студенческого баскетбольного тренера Майка Кшижевского, в названии которой («Leading with the Heart…») персональная цель героини на второй сезон;
  • «Кузен» Ричи (Эбон Мосс-Бакрак) – управляющий получает персональный эпизод во втором сезоне и отправляется то ли на стажировку, то ли в ссылку в мишленовский ресторан, пытается понять, какая у него цель и умеет ли он в принципе хоть что-то;
  • Маркус (Лайонел Бойс) – пекарь-самоучка заботится о больной маме и параллельно осваивает новые знания, для чего даже улетает в Копенгаген (датские сцены – важная часть сюжетных арок Маркуса и Сидни и образной системы сериала);
  • Тина (Лиза-Колон-Зайас) – повар, который даже в солидном возрасте идет на кулинарные курсы, не стесняется учиться и наслаждается этим (на контрасте с ее пожилым другом-коллегой);
  • Натали «Шугар» (Эбби Эллиот ) – сестра Карми становится частью ресторанной семьи и переживает беременность.
Продолжение «Медведя» - как сериал переходит от замкнутой забегаловки к открытому миру и становится богаче

Персонажи второго плана либо отвечают за комедийную атмосферу (например, местный мастер на все руки Нил (Мэтти Мэтисон – шеф-повар в реальной жизни со своим популярным шоу)), либо остаются персонажами-функциями (вроде, дяди Джимми (Оливер Платт), который инвестирует в ресторан). А на место эпизодических героев приходят приглашённые звезды - Оливия Коулман, Боб Оденкерк, Джимми Ли Кертис, Уилл Поултер, Сара Полсон.

В сиквеле есть и новые лица. Главное из них – Клэр (Молли Гордон). Ее появление отражает развитие главного героя. Карми снижает свою рабочую интенсивность и погруженность в ежедневные дела ресторана и большую часть времени проводит за его пределами. Он, как и Сидни, испытывает проблемы с вдохновением. Они даже планируют совместный поиск, но если одной нужно попробовать множество разных блюд и погулять по Чикаго, то другому – разобраться в себе. Приятное настоящее и пугающее прошлое – ключевое противоречие Карми во втором сезоне. Через клиповый параллельный монтаж это метафорично отражают сцены панических атак.

Продолжение «Медведя» - как сериал переходит от замкнутой забегаловки к открытому миру и становится богаче

Выход из ресторана, позволяет лучше показать город, в котором происходят события сериала. «Медведь» становится еще более чикагским. На это работают частые перебивки городскими пейзажами при переходе от одного места действия к другому.

В первом сезоне важной постановочной особенностью была смена темпоритма: невероятная динамика на кухне с короткими репликами и частыми склейками и более спокойные сцены за ее пределами. В продолжении тоже используется этот прием, но так как локаций стало больше, а герои часто не пересекаются в одном кадре, то и динамика теперь зависит не столько от скорости диалогов, сколько от параллельного монтажа и перехода между сценами. Сцен без слов стало больше, что обогатило и без того солидный саундтрек (но и для заглавной панк-темы от Refused осталось пространство).

Кухонные сцены создавали образ первой части сериала. В них клиповый монтаж чередовался с длинными планами – 18-минутнуй дубль из 7 серии 1 сезона – все еще главная постановочная гордость «Медведя». В сиквеле кухни стало меньше, но вкусных сцен от этого не убавилось:

  • объявление о беременности Шугар, взятое из классической комедии положений;
  • проверка пожарной безопасности, когда вся жизнь проносится перед глазами и отражается девиз сезона «каждая секунда важна»;
  • сцена под столом Карми и Сидни, в которой они, как дети под одеялом, делятся страхами;
  • разговор Карми и Ричи через запертую дверь, отражающий разницу в человеке, который уже проработал утрату (для Ричи смерть Майки – брата Карми и своего лучшего друга – не меньший удар, чем для главного героя, что подчеркивалось в первом сезоне) и научился справляться со своей жизнью, обогащая ее смыслами, с тем, у кого пока это не получается, кто еще боится (или стыдиться) жить.
Продолжение «Медведя» - как сериал переходит от замкнутой забегаловки к открытому миру и становится богаче

Хронометраж 9 из 10 серий второго сезона от 23 до 40 минут (такой же был и в первой части). Исключение – «рождественский» эпизод-флэшбек. Он длится больше часа и выглядит, как самостоятельное произведение – кино внутри сериала со своей системой персонажей (не все известные нам характеры похожи на себя + есть неизвестные герои), обособленным визуальным стилем (теплые оттенки и ретро-эффект), конфликтами (семейные отношения, а не личностные проблемы), атмосферой.

Эпизод рассказывает историю рождественского ужина в доме Берзаттто. За 256 недель до открытия ресторана «Медведь». Главный герой здесь не Карми, а его мама Донна (Джимми Ли Кертис). Карми живет в Нью-Йорке и еще не стал звездным поваром, его брат Майки (Джон Бернтал) еще жив, а Ричи еще не разошелся с супругой - они ждут ребенка и счастливы.

Внутри серии есть отдельная большая сцена за рождественским столом – самая напряженная из тех, что происходят не на кухне, во всем сериале. Этот эпизод-флэшбек идет сразу после того, как у Карми начинает что-то налаживаться в мыслях и жизни. И тут же нас погружают в семейную драму, тотальную нестабильность, показывая, что повлияло на возникновение бесчисленных «факов» в голове Карми (что-то вроде достоевских бесов, которые не дают герою контролировать свою жизнь), почему он всегда ждет подвоха и откуда такой темп и настроение на кухне, где он шеф.

Продолжение «Медведя» - как сериал переходит от замкнутой забегаловки к открытому миру и становится богаче

«Со временем становятся важны не столько навыки, сколько открытость… миру, себе, другим людям. Большая часть самых восхитительных блюд, что я ел, были такими не из-за высокого мастерства или модных техник, просто они были чем-то вдохновлены… Ты можешь сидеть на кухне хоть круглые сутки, но если ты не проведешь достаточно времени снаружи… Тебя должны окружать хорошие люди», - эта фраза кулинарного наставника Маркуса. После диалога, в котором она была произнесена, Маркус гуляет по Копенгагену, ест какой-то бургер, заглядывает в парк и оранжерею, сталкивается с велосипедистом, а затем придумывает десерт.

И если в случае с Сидни, блуждающей по городу и пробующей все вкусы и виды Чикаго, нас визуально подталкивают к мысли, что именно эта прогулка и вдохновила ее на блюдо, то сложно сказать, что было катализатором для Маркуса: виды незнакомого города, вкус неизвестного растения, упавший велосипедист или разговор с той же Сидни. Возможно, все вместе, помноженное на навыки и знания, а может быть что-то одно, но не всегда можно понять, что именно – впечатлений просто должно быть больше и они должны быть разнообразнее.

Продолжение «Медведя» - как сериал переходит от замкнутой забегаловки к открытому миру и становится богаче

Даже лучший из поваров «Медведя» (местный Майкл Джордан) проходит через кризис творчества, а затем находит что-то внутри и рисует будущие блюда (настолько вдохновение распирает его, что он не успевает дойти до плиты и объединяет два творчества – кулинарное и живописное). Но возвращаются «факи», с которым герой остается один на один в замкнутом пространстве.

Жизнь за рамками любимого дела – не то, что мешает любимому делу, а то, что его обогащает. Необходимости жизни за пределами кухни Карми предстоит понять, видимо, уже в следующем сезоне

7979
19 комментариев

Что то сериал не зашёл. Не понимаю ажиотаж.

5

Посмотрел в оригинале, скажу так: хорошая актерская игра, интересные ситуации, все смотрится органично. Но становится нудно, если отвлекаться и смотреть невнимательно)

Ебать как меня вымораживала эта афроамериканка в первом сезоне, особенно ее поступки

3

во 2 она еще хуже: откуда то вылезла ревность, лезет "участвовать" в решениях, но сама нихрена не может сама решить и сделать.

2

дааа, дальше только хуже, меня прям трясло

1

Эээ, ненавижу сериалы смотреть до полного их выхода

3

так все серии уже вышли