«Дикий Восток» Рашида Нугманова — незаслуженно забытый шедевр из 90-х

Непростая история создания постапокалиптической киноленты на развалинах СССР!

«Дикий Восток» Рашида Нугманова — незаслуженно забытый шедевр из 90-х

1990-е годы были удивительным временем для кинематографа СНГ. Несмотря на развал киноиндустрии и проката. В бывшем СССР находились люди, которые продолжали снимать фильмы и экспериментальное кино даже в таких условиях. Ярким проектом можно считать работу Рашида Нугманова “Дикий Восток”, посвящённую тематике постапокалипсиса. Фильм показывали в 90-е по ТВ в черновом варианте. Окончательного монтажа не существует.

Казахская волна

Рашид Нугманов в годы Перестройки был учеником режиссёра Сергея Соловьёва. Существует термин советского кинематографа — «Казахская Новая Волна». Появление этого направления было связано с печальной ситуацией киноиндустрии в Казахской ССР. В этой республике не выполнялся план выпуска кинолент, а долг перед центром постоянно рос.

Рашид Нугманов  <a href="https://brod.kz/media/news/ds5sm/14544072123883h.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ссылка </a>на источник 
Рашид Нугманов  ссылка на источник 

Государство решило исправить эту ситуацию. В 1984 году создали киностудию, которую возглавил Соловьёв. В ней обучали не только будущих режиссёров, но и операторов, художников и др. Среди слушателей был и Нугманов. Задолго до учебы у него была идея снять проект об алма-атинских стилягах 60-х под названием «Король Брода», где был главный герой по имени Моро. Эта идея так и не взлетела, но дала жизнь другой киноленте.

Нугманов за время учёбы снял несколько короткометражных фильмов. Например, «Йя-Хха», где появились ярчайшие представители советского рока: Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Константин Кинчев и др. К Казахской новой волне относят также фильм Игла, в которой снялся певец Виктор Цой. Это первая серьёзная работа режиссёра, получившая известность и культовый статус в СССР. Именно здесь впервые появился Моро.

«Йя-Хха (1986)

Нугманов импровизировал, когда создавал фильм. Он переделал сценарий, а на главные роли были приглашены друзья и знакомые Рашида, которые не были профессиональными актёрами. Сюжет затрагивал социальную тематику, что было характерным для кино Перестройки. Времена были либеральные и режиссер позволил поднять в сценарии тему наркомании.

Частично затрагивалась тема экологической катастрофы, связанная с Аральским морем. Нугманов вдохновлялся иностранными кинолентами, когда снимал Иглу. Главный герой Моро был основан на персонажах Брюса Ли и Джейсона Дина.

Режиссёр рисковал во время работы: актёры часто импровизировали, текстом они почти не пользовались, а некоторые сцены переделывали на ходу. Возможно, такой метод позволил Игле получить славу среди советских зрителей Популярность Виктора Цоя после выхода фильма выросла, ему посыпалось множество выгодных предложений сниматься в кино. Однако Цой хотел работать только в проектах Нугманова. История Моро из Иглы не была закончена и скоро у Рашида возникла идея для новой ленты.

Дети солнца

Проект «Цитадель смерти» — киберпанк с постапокалипсисом должен был стать вторым фильмом, где снова появляется Моро. Над сюжетом работал не только Нугманов, но и знаменитый писатель-фантаст Уильям Гибсон. Первые версии сценария появились в 1990 году. По тем временам задумка выглядела смело.

История рассказывала о распаде СССР, где бушевала Гражданская война, а действие фильма происходило в Ленинграде, погрязшем в бандитском беспределе. В качестве главного злодея фигурировал некий диктатор-монархист, мечтавший захватить город. Кинолента должна была быть совместной работой США и СССР.

Юрий Каспарян и Виктор Цой <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kino1986leningrad.jpg?uselang=ru" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ссылка </a>на источник 
Юрий Каспарян и Виктор Цой ссылка на источник 

Пока шли работы над «Цитаделью смерти» Виктор Цой захотел снятся в героической ленте и желательно, чтобы фильм был чисто советский. Нугманов решился создать вольный ремейк на Семь Самураев Акиры Курасавы. Сценарий навеян не только этим произведением, но и другими схожими лентами. Проект получил название «Дети Солнца». Как и с Иглой Нугманов ставку делал на импровизацию и творческие эксперименты. Такой подход был по душе Цою. За счет своей известности и таланта Нугманов мог не беспокоится за финансирование ленты. Режиссер Сергей Соловьев был готов помочь со съемками.

Атмосферно новый сюжет частично напоминал «Цитадель смерти». Действие «Детей Солнца» разворачивалось в СССР, где уже царил полный распад и анархия. В поселение бывших цирковых лилипутов приезжает банда байкеров, которые требуют выплаты дани. Во время потасовки они убивают Художника — друга главного героя.

Когда «Цитадель» из советского вдруг стала совместным проектом с американцами, Виктор стал меня теребить, чтобы я быстро написал новый советский проект — мы бы его сняли в том же 1990-м, пока большая совместная картина набирает обороты. И я буквально за месяц, к лету, написал «Дети Солнца.

Рашид Нугманов, режиссер

После угроз старейшина лилипутов пытается найти в Ленинграде человека, который мог бы помочь им справится с бедой. Таким человеком, как это не трудно догадатся, становится персонаж Виктора Цоя. Были и другие интересные персонажи вроде мастера боевых искусств, поехавшего спецназовца Ивана Тайги и остальных. Главные роли должны были исполнить участники музыкальной группы Кино

Всё шло прекрасно, но вскоре наступили чёрные времена. Сначала в аварии разбился Виктор Цой, что поставило крест на дальнейших проектах. СССР постепенно входил в период распада и советский кинематограф доживал свои последние дни.

Дикий Восток

СССР доживал последние месяцы, но неожиданно летом 1991 года брат Рашида Нугманова — оператор и продюсер Мурат Нугманов решил возродить «Детей Солнца» в новой концепции и названии. Он убедил Рашида начать работы над проектом, получившего название «Дикий Восток». Фильмы «Семь самураев» и «Великолепная семерка» остались главным источником вдохновения.

Дикий восток (1993). Полный фильм

Если ранний сценарий разворачивался в реальном СССР, то в новой истории жанр частично изменили. Фильм представлял собой сюрреалистический вестерн, чье действие разворачивалось в непонятном временном промежутке. Где все происходит — непонятно. Лента снималась на южном берегу Иссык-Куля.

Из-за гибели Виктора Цоя пришлось полностью менять актерский состав. Место Кино заняла другая известная рок-группа «Объект Насмешек». Главные роли получили Константин Федоров и Александр Аксенов (Рикошет). В небольшом эпизоде снялся и Евгений Федоров. Позже Евгений Федоров и Константин станут участниками нового музыкального проекта под названием Tequilajazzz. Некоторые фанаты группы считают, что это произошло благодаря участию в съемках «Дикого Востока».

Там не вся музыка наша, часть музыки Рикошета. Там более песенный вариант. Мы писали специально для фильма песню. Там есть эпизод, где дело происходит в бандитском притоне образца фильма "Mad Max" - отдаленное будущее, постиндустриальная картинка. Мы тогда вновь встретились с ребятами, Костей и Дусером, которые играли в последней формации "Объекта" параллельно с "Пупсами" и собрали в итоге группу TEQUILAJAZZZ.

Евгений Федоров, музыкант

Практически все участники были непрофессиональными актерами. Как и в Игле Нугманов делал ставку на импровизацию. Нельзя сказать, что из-за этого кинолента получилось плохой. Время было лихое и можно было всё позволить не отвлекаясь на цензуру. Фильм начали снимать в 1991 году. К декабрю 1992 года он был окончен.

Евгений Федеров рассказывает о Диком Востоке

«Дикий Восток» не получил окончательного монтажа, но это не помешало участвовать в различных зарубежных кинофестивалях. Что касается проката уже в новой России, то ситуация была печальной. Система кинотеатров и проката развалились , никто не собирался показывать ленту в таких условиях. Счастливым исключением стала Япония, где фильм был в официальном прокате.

Странник, Тайга и лилипуты

Где-то далеко в пустыне есть поселение бывших цирковых лилипутов, которые после ухода из цирка пытаются выжить при помощи сельского хозяйства. Вскоре банда байкеров начинает постоянно требовать выплату дани. После отказа от оплаты бандиты убивают одного из старейшин деревни.

Жители в отчаянии, если они уйдут из деревни, то погибнут в пустыни от голода, а оставаться на месте — значит погибнуть. Они посылают двух людей в местный городок, чтобы попытаться найти помощь. В итоге лилипуты находят таинственного Странника за «хорошую оплату и трехразовое питание» К нему присоединяется молодой пьяница Битник, странная девушка Мерилин и некий наемник по прозвищу Крестный. Через какое-то время им на пути встречается бывший спецназовец Иван Тайга с посттравматическим синдромом. Он не трогает героев, а помогает им, правда, в своем сумасшедшем стиле. Здесь есть лихой мотоциклист-трюкач и мастер боевых искусств откуда-то из Азии. Эта компания будет воевать с байкерами.

кадр из фильма Дикий Восток <a href="http://cdn66.my.mail.ru/sc16/61168833.jpg?slave%5B%5D=s%3Ahttp%3A%2F%2Fvideo-cephrgw2.i%3A9090%2Fpreview4%2F61168833-sc16&amp;p=f&amp;video_key=7202d02b7d26637ac32a55b50fb34be030974092&amp;expire_at=1597323600&amp;touch=1486137048&amp;reg=188&amp;sign=45fdf348f2c4182b80d50a3017f0f8bfb356e24a" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ссылка </a>на источник 
кадр из фильма Дикий Восток ссылка на источник 

В фильме неповторимая атмосфера распада и социальной катастрофы. Зритель так и не узнает, где происходит действие картины, но бесконечные отсылки на советскую культуру и образ жизни дает нам намеки, что географически история разворачивается в бывшем СССР. Например, высказывание старейшины, что в «СССР секса нет» или монолог Странника о военной теории, которую он повествует при помощи нескольких картошек—отсылка к фильму «Чапаев».

Несмотря на чудовищную катастрофу, где-то еще теплится жизнь, в некоторых населенных пунктах есть электричество, но правительства нет. Бал правят либо банды байкеров, либо неформалы, которые терроризируют мирных жителей.

Внешне лента вызывает ассоциации не с «Безумным Максом», а с сюрриалистическим «Шестиструнным Самураем», который выйдет значительно позже. Едва ли режиссер «Самурая» Лэнс Манджиа был знаком с «Диким Востоком», но что-то общее мелькает: безымянные персонажи, постапокалипсис, колоритные злодеи, пустынные пейзажи.

кадр из фильма Дикий Восток <a href="http://cdn66.my.mail.ru/sc16/61168833.jpg?slave%5B%5D=s%3Ahttp%3A%2F%2Fvideo-cephrgw2.i%3A9090%2Fpreview4%2F61168833-sc16&amp;p=f&amp;video_key=7202d02b7d26637ac32a55b50fb34be030974092&amp;expire_at=1597323600&amp;touch=1486137048&amp;reg=188&amp;sign=45fdf348f2c4182b80d50a3017f0f8bfb356e24a" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ссылка </a>на источник
кадр из фильма Дикий Восток ссылка на источник

Дикий Восток для своего времени был актуальной картиной. Беспредел, рэкет и разруха царили по всему СНГ. Дополнительный шарм киноленте дает наивная актерская игра неопытных исполнителей, чьи имена мало что говорят. Конечно, среди них был относительно известный Рикошет, Федоров, но многие ли сейчас вспомнят других артистов «Дикого Востока» вроде Вячеслава Книзеля и Константина Шамшурина?

Официального проката у Дикого Востока не было. Фильм показывали на кинофестивалях, где он получал положительные отзывы . Черновую версию ленты частенько показывали по НТВ в середине 90-х. В конце нулевых годов Нугманов обещал закончить все работы над фильмом и выпустить ремастер, как это было с Иглой, но информация пока об этом отсутствует.

Чем важна это кинолента? Её создание пришлось на уникальное время, когда распадался СССР и режиссерам новых государств приходилось прилагать множество усилий, чтобы добится хотя бы минимального успеха. Нугманов сделал удивительный фильм о разрухе, который создавался именно во время деконструкции советского государства.

Печально, что Дикий Восток известен только любителям отечественных фильмов, а ведь это один из достойных примеров постапокалипсиса снятого на просторах СНГ в 90-е годы.

4444 показа
3.1K3.1K открытий
22 репоста
12 комментариев

Казахский ответ Безумному Максу? Судя по трейлеру - голимый трэшъ, не удивительно, что про него знают не только лишь все.
это один из достойных примеров постапокалипсиса снятого на просторах СНГ в 90-е годыСлабо верится.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Пожалуйста! Вы про Дикий Восток? Да, конечно. На Ютубе естью

Ответить

Бляяяя, напомнили что первое в очереди на обработку нейронками. По сети ходить только мыльная версия, исходники утрачены!! Где там этот сервис, видео обрабатывать??!!

Ответить

Только недавно смутно пытался вспомнить название этого фильма. Спасибо!!

Ответить

Я его сам несколько лет искал!

Ответить

Ну начало звучит как комедийная пародия на безумного Макса или как заголовок газеты криминал. Цирковые лилипуты сбежали в пустыню и пытаются выжить.  Не удивлен что режиссер из Казахстана чуя делает таланты. 
У меня есть продолжение банда лилипутов людоедов насильников слонов со своим друганом Странником пытаются попасть в Африку потому что в степях Казахстана слоны закончились а на кукан нужно свежее мясо. Им пытаются помешать Гринпис Казахстана(тоже зоофилы поэтому это конкуренция)и их наемники банда польских летчиков-партизан из Боснии  

Ответить