«Я польщён, что люди считали, будто я взорву реальную бомбу»: Кристофер Нолан об «Оппенгеймере», CGI и забастовках

«Я польщён, что люди считали, будто я взорву реальную бомбу»: Кристофер Нолан об «Оппенгеймере», CGI и забастовках

The Hollywood Reporter опубликовал материал, посвящённый созданию биографического триллера Кристофера Нолана «Оппенгеймер». Журналисты пообщались с создателями фильма, актёрами и самим постановщиком, а Нолан рассказал о творческом процессе и о том, чем картина отличается от других его работ.

Мы выбрали главное из текста.

О сценарии

Идею фильма о физике-теоретике и «отце атомной бомбы» Роберте Оппенгеймере режиссёр вынашивал давно, но с особым интересом он вернулся к ней после съёмок «Довода». Роберт Паттинсон, исполнивший в том фильме одну из главных ролей, подарил Нолану сборник речей Оппенгеймера — включая те, что тот давал уже после бомбёжки Хиросимы и Нагасаки.

После этого режиссёру и пришло в голову рассказать историю учёного его же глазами.

Когда читаешь слова людей тех времён, то видишь, как они сами пытаются осознать потенциальные и реальные последствия произошедшего. Последствия того, что они сделали.

И я очень увлёкся идеей того, чтобы рассказать реальную историю о тех событиях, погрузиться в те времена и дать людям возможность ощутить, каково было быть Оппенгеймером в те минуты.

Кристофер Нолан, режиссёр

Желание показать реальность произошедшего, как и личные переживания Оппенгеймера, привело Нолана к идее как бы поделить фильм на две части — «субъективную» и «объективную».

Значительную часть сценария он написал от лица самого учёного, включая ремарки — эти эпизоды режиссёр решил снять в цвете. Остальные сцены, более «объективный» взгляд на события, сняли на чёрно-белую IMAX-плёнку, которую произвели специально по просьбе Нолана.

«Я польщён, что люди считали, будто я взорву реальную бомбу»: Кристофер Нолан об «Оппенгеймере», CGI и забастовках

Как отмечают актёры, сценарий был чрезвычайно подробным: в нём в деталях описывались в том числе кадры, призванные изобразить некие понятия квантовой физики и идеи Оппенгеймера. Киллиан Мёрфи, которому режиссёр сразу предложил главную роль, и вовсе назвал сценарий «Оппенгеймера» лучшим, что он прочёл за свою карьеру. Как отметил Нолан, для него было редкостью писать сценарий, заранее определившись с актёром для главной роли.

Обложка книги «Американский Прометей» была у меня перед глазами несколько месяцев. Я глядел на эту фотографию — чёрно-белую, с которой своими голубыми глазами на меня пристально смотрел этот человек.

И я подумал: «А ведь я знаю, кто сможет так же».

Кристофер Нолан, режиссёр

О съёмках

Разорвав отношения с Warner Bros., участвовавшей в производстве большей части его картин, постановщик вместе со своей супругой и продюсером Эммой Томас начал искать новых партнёров.

Причём на встречах с крупными киностудиями он сразу же перечислял руководству все свои требования, вплоть до расширенного окна кинотеатрального проката. Судя по всему, он хотел сразу же понять, кто действительно заинтересован в столь крупном и рискованном проекте, а кто побоится.

Я сразу говорил им, что это будет трёхчасовой фильм. Фильм с рейтингом «R». Я говорил им, какой необходим бюджет.

Мы с Эммой посчитали, что прямо сказать студиям, что мы хотим сделать, и придерживаться своих слов — это самый простой способ.

Кристофер Нолан, режиссёр

По возможности Нолан хотел снимать фильм в реальных местах, где разворачивались события тех времён. Ему удалось получить разрешение на съёмки в реальном доме Роберта Оппенгеймера в Нью-Мексико, а также кабинете Альберта Эйнштейна в Принстоне. Он пытался договориться даже с руководством полигона «Уайт-Сэндс», где в 1945 году и прошло испытание «Тринити», однако не смог подобрать удобное для всех время.

В итоге Лос-Аламос начала XX века воссоздали в пустыне неподалёку от военной базы. Причём некоторые учёные, которые работают в местной лаборатории, решили принять участие в работе над фильмом и присоединились к массовке.

«Я польщён, что люди считали, будто я взорву реальную бомбу»: Кристофер Нолан об «Оппенгеймере», CGI и забастовках

Как отметили актёры, съёмки шли в «спартанских» условиях: аппаратной поблизости не было, не прибегали даже к меткам на земле, которые обычно помогают заранее определить мизансцену. Однако это ничуть не мешало, ведь Нолан был способен давать очень чёткие указания.

Мы как-то сделали несколько дублей одной сцены, и она мне никак не давалась. Может быть, я пытался быть слишком напористым.

Он наклонился ко мне и просто сказал: «Он не боксёр, он шахматист». Бум. И ты сразу всё понимаешь. Даже к этим огромным, чертовски большим камерам, которые следуют за тобой по пятам, привыкаешь. Ты просто стараешься отыграть всё так правдиво, как это только возможно.

Киллиан Мёрфи, актёр

Об использовании графики

Во время подготовки к съёмкам Кристофер Нолан много общался с физиком-математиком Робертом Дейкграфом — и в ходе одной из бесед столкнулся с неожиданной для себя проблемой.

Одной из сложностей для физиков со временем стала, как выразился Дейкграф, невозможность представить себе, как выглядит атом. Само собой, меня это напугало.

Я сказал ему: «Но ведь это как раз моя работа. Именно это мне и нужно сделать. Как это вы не можете себе его представить?» И он ответил: «Не можем, потому что это энергетические поля, которые расположены одно на другом. А не шарики для пинг-понга, которые летают тут и там».

Кристофер Нолан, режиссёр

В итоге постановщик решил найти выход из ситуации вместе с монтажёром Дженнифер Лейм и подобрать визуальный ряд и звуковое оформление, которое помогло бы убедительно изобразить законы физики. По его словам, он хотел добиться «не интеллектуального, а эмоционального эффекта», заставить зрителей ощутить «силу стихии».

Все подобные кадры удалось отснять практическими способами. Специалисты по визуальным эффектам всячески экспериментировали с самыми разными материалами, включая пластик и краски, а также пытались снимать с разной скоростью, чтобы получить нужные изображения.

«Я польщён, что люди считали, будто я взорву реальную бомбу»: Кристофер Нолан об «Оппенгеймере», CGI и забастовках

Нолан отказался раскрывать, что именно в итоге показано на попавших в фильм кадрах, но подчеркнул, что компьютерную графику не использовали.

На CG по самой сути своей очень комфортно смотреть. Графика — это безопасная, успокаивающая штука.

Поэтому во время работы над «Оппенгеймером» я сказал нашим специалистам: «Это не должно выглядеть безопасно. На это не должно быть комфортно смотреть. Это должны быть угрожающие кадры. В равной мере прекрасные и страшные».

Кристофер Нолан, режиссёр

Режиссёр в курсе, что некоторые поклонники, знающие, как кинематографист полагается на практические эффекты, подумали, что для фильма снимут реальный атомный взрыв. Однако он заверил, что ничего подобного делать не пришлось.

С одной стороны, я польщён, что люди считали, будто я действительно способен на что-то столь дикое. Но с другой стороны, это немного жутко.

Кристофер Нолан, режиссёр
«Я польщён, что люди считали, будто я взорву реальную бомбу»: Кристофер Нолан об «Оппенгеймере», CGI и забастовках

Нолан отметил, что действительно привык делать всё, используя «аналоговые» средства, но никакого отвращения к цифровым технологиям и прогрессу в целом не испытывает.

Мои дети наверняка назвали бы меня настоящим луддитом. Но я, пожалуй, с этим не соглашусь.

Я считаю, что технологии, как и то, что они способны принести людям — это удивительная штука. Просто я определился для себя, как часто буду ими пользоваться. Всё дело в том, как они отвлекают внимание. Если я сам генерирую идеи, произвожу материал, пишу сценарии, то сидеть весь день, уткнувшись в смартфон, для меня было бы не слишком полезно.

Кристофер Нолан, режиссёр

О забастовках

Постановщик дал интервью THR ещё до того, как актёрская гильдия объявила о забастовке, однако прокомментировал протест голливудских сценаристов.

Как подчеркнул Нолан, дело не просто в справедливых условиях и оплате труда каких-то конкретных работников. Проблема в том, что кинобизнес как таковой изменился до такой степени, что стал совершенно непрозрачным — как для обывателей, так и для большей части работников индустрии, за исключением разве что руководства студий.

В последние несколько лет очень часто было трудно понять намерения студий. Почему они работают над тем или иным проектом, что они собираются с ним делать, как они планируют его монетизировать. И собираются ли монетизировать вообще? Работают ли они в убыток, чтобы привлечь подписчиков к своему сервису?

И причина нынешней забастовки во многом заключается в том, что мы должны заставить стриминговые сервисы выплачивать реальную стоимость производства. Ведь бизнес-модели сейчас будто не работают вовсе.

Кристофер Нолан, режиссёр

Режиссёр добавил, что подобные проблемы обсуждались и с Гильдией режиссёров США, которой удалось договориться о новых контрактах и условиях в июне. Он считает, что та сделка должна помочь и другим профсоюзам, и очень надеется, что студийные руководители всё-таки пойдут на уступки.

Сейчас крайне важно, чтобы каждая из гильдий добилась хороших для себя условий. Это переходный момент.

С переходом на онлайн-кинотеатры стали видны многие экономические проблемы, с которыми столкнутся в каждой из гильдий, и сценаристы в частности. И теперь нам необходимо эти проблемы решить.

Кристофер Нолан, режиссёр

«Оппенгеймер» выйдет в прокат 21 июля. Мировая премьера состоялась в Париже, и в сети ранее появились отзывы первых зрителей.

432432
185 комментариев