«Все страхи Бо» подозрительно похожи на «Джокера»
Делюсь впечатлениями о ТРЕТЬЕЙ работе Ари Астера и ТРЕМЯ способами сделать фильм лучше.
К фильму будут спойлеры. Да и к всему, что попадётся под руку. К «Солнцестоянию» и «Джокеру», например.
Посмотрел я сиквел «Джокера». С первой части ничего не изменилось. Хоакин Феникс всё такой же хороший актёр, а его персонаж снова страдает и депрессует, вываливает боль психиатру и пытается не заблудиться на грани снов и реальности.
Отношения с мамой вновь не заладились, отчего он снова её убивает. А за окошком много недоброжелательных людей ходят да несутся в окончательно погрязшем в хаосе Готэме. Хоть солнышко выглянуло!
Снова мы думали, что это будет комедия, но оказалось, что это трагедия…
Но всё же фильм не об Артуре Флеке, а о Бо, блуждающем по своим страхам. Каждый страх — некое препятствие на пути героя, и появляется оно на каждом шагу.
Ари Астер в этот раз не прочерчивает карандашиком контуры предстоящей картины. Нет. Он достаёт ладонью акварель и с возгласом «Эгегей!» размазывает полотно направо и налево.
И он может себе это позволить, так как он шикарный визуализатор. Помимо этого, в каждый кадр добавляет умелый саспенс и креативный монтаж. Создаёт напряжение буквально из воздуха. Магия!
Эпизоды вышли разножанровые, безупречно поставленные и попросту гипнотизирующие. Пасторальной мультипликации — моё отдельное почтение.
Последним кадрам - так и вовсе низкий поклон.
Умеет Астер эффектно, утверждающе и без претенциозных многоточий завершать своё кино. Не улыбка Флоренс Пью, конечно, но переворачивающая лодка, выход зрителей и титры — это прекрасно!
Я встаю синхронно с массовкой, словно после спектакля, и направляюсь в сторону выхода. В туалет.
Да-да, именно в туалет.
ТРИ ЧАСА ЖЕ!
Именно столько времени шёл фильм, и хорошо, что я его смотрел не в кинотеатре.
Мой текст лишь слегка начинает отдавать бессвязным потоком сознания, но именно в таком духе повествует режиссёр о страхах Бо.
Это главная проблема фильма, от которой и пляшут остальные: слишком непонятно, слишком СПГС-эшно, слишком трешово, слишком поверхностно, слишком сумбурно, слишком спорно.
ВСЕГО СЛИШКОМ.
Вот что сам режиссёр об этом говорит:
«Съемки комедии оказались освобождающим опытом. Ведь здесь все происходит в выдуманном мире, где я мог делать все, что мне придет в голову. Однако при этом мне хотелось сделать связный фильм, чтобы он не распадался на части, а его элементы находились в гармонии друг с другом».
Получилось ли сделать связный фильм? Ну такое...
А всё потому что Астер решил «делать всё, что придет в голову».
Но связать всё в единое целое помогло бы ничто иное как ДРАМАТУРГИЯ.
Я подробно разжёвывал в статье про «Джона Уика 4», что понимаю под этим словом. А сейчас я попробую разобраться, как можно усилить драматургию в фильме «Все страхи Бо».
Я прикинул три варианта.
1 вариант. Сократить галлюцинации
«Реинкарнация» и «Солнцестояние» не вбрасывали мистику, видения и прочую муть в с первых кадров.
Да, они пытались интриговать и заставить кусать локти с помощью диссонирующих скрипок и прочих средств нагнать гнетущей атмосферы. Но фильмы строили свою историю на реальности.
Именно реальностью прокладывали фундамент для привычного ужастика. И, вовлекая в происходящее, разрушали ожидания.
Когда старики сбросились со скал в «Солнцестоянии» — это было неожиданно. А почему? Потому что завязка ничего такого (при этом показанного настолько реалистично) не предполагала. Каждый из нас мог объединится с друзьями любимого человека и поехать на фольклорную тусовку.
Когда героиня всё больше погружалась в наркотическое опьянение, в результате чего улыбнулась горящим останкам своего парня — это было КАПЕЦ КАК НИЧЕГО СЕБЕ. А почему? Потому что её видели хоть и эмоционально травмированной, но адекватной девушкой. Нас вели за ручку к этой кульминации, лишь постепенно увеличивая градус солнечного кошмара.
В «Страхах Бо» уже первые минуты с героем происходит что-то нереальное. Худо-бедные экспозиция и завязка у нас есть, — вот страдающий Феникс, вот его мать оказывается мертва, — но дальше сюжетный каркас распадается на кусочки вкусненьких фрагментов.
- Я не переживаю за героя.
Вместо героя я вижу само ВОПЛОЩЕНИЕ страдания, символически завёрнутое в талант Феникса.
- Я не верю в происходящее.
В сон бы я такой поверил (что только не снится порой), но при просмотре фильма я не сплю и отдаю себе отчёт в этом!
- Я не удивляюсь твистам.
Твисты — это события, работающие исключительно на контрасте. Но здесь столько всего, что я не удивлюсь, если дракон влетит в спальню во время пробуждения Бо. Не удивлюсь, если мать окажется оборотнем и на четвереньках устремится загрызть своё бедное отродье. Не удивлюсь, если первая любовь Бо, с которой он пошёл кувыркаться спустя столько лет, окажется трансвеститом.
2 вариант. Сконцентрироваться на основном конфликте
Если «Солнцестояние» (да, снова о нём, хе-хе) презентовался как фильм о расставании, то на самом деле он гораздо глубже и интереснее говорил о депрессии, одиночестве и деградации человека из-за нежелания преодолевать жизненные обстоятельства, красной линией подчёркивая вред сект.
Он говорил не о том, что, кажется, планировалось режиссёром («Три тысячи лет желаний» на тему расставаний говорили в 500 раз интереснее, к примеру), но хотя бы всё равно говорил и делал это хорошо.
В «Страхах Бо» основной конфликт явно крутится вокруг абьюзивных отношений Бо и его матери. Бедный Бо страдает в старании угодить ей и не возненавидеть её, а мать подавляет в нём трезвого взрослого мужчину, умеющего принимать решения, и манипулирует им.
Тему родителя подтверждает сам режиссер.
«Просто так получается, что родители играют важную роль в историях, которые я хочу рассказать. В будущем я постараюсь уйти от этой темы. Не хочется застревать на одной и той же территории».
Все страхи Бо — это следствие отношения к нему его матери. Мать — и есть основной конфликт, который теряется в визуально богатом пиршестве различных фобий длиною в три часа.
Вместо того, чтобы исследовать основную тему, фильм выбирает аттракцион. А мы не рефлексируем вместе с героем и не становится участниками его истории.
Мы — зрители-потребители. Мы узнаем себя в отдельных ситуациях с героем Феникса и жуём попкорн.
3 вариант. Замутить сериал короткометражек
Если мы всё же не хотим терять все эти потрясающие эпизоды, но не знаем, как их связать в одно целое, то почему бы не сделать сериал?
Смотрите.
- Условно 8 серий по 20 минут.
- Каждая серия пусть будет посвящена отдельному страху.
- Вокруг страха пусть выстраивается цельное законченное приключение с трёхактной структурой повествования.
- По ходу сюжета герой бы побеждал свои страхи и рефлексировал о предпосылках.
- В конце 1, 5 и 7 серии делаем клиффхэнгеры, связанные со сквозной сюжетной линией.
- И этой линией была бы мать, вышедшая к финалу во всей своей красе в качестве долгожданного антагониста.
- Получается, сквозь каждую серию герой бы становился ближе к источнику своих страхов, но... был побеждён им. ТРАГЕДИЯ!
Как вам такая структура?
Да, я всё упростил. Но слона едят по кусочкам — раз. Кусочки оправданы драматургией, два.
Кажется, так путешествие Бо гораздо бы легче переварилась, нежели непрерывным трёхчасовым потоком дисгармоничных эпизодов.
Но повторюсь!
Эпизоды шикарные! И снимает Астер великолепно, и какой-то сверхъестественной тревогой наделяет каждый кадр.
Но раз я начал с «Джокера», то и закончу «Джокером». Ступаю на опасную тропу, ставя под одну гребёнку разное кино.
Вот отрывок из превью статьи. Сравните бег Бо и бег Артура:
На фоне контраста операторская работа в «Джокере» моментально проигрывает «Всем страхам Бо». Хотя (ВНИМАНИЕ!) как в первом найдётся множество превосходных кадров, так во втором — обыкновенных.
Но всё же то, что Тодд Филлипс не экспериментировал и не выпрыгивал из штанов — это факт. Он делал во многом вторичное и вязкое кино с прямолинейными страданиями героя и посылами в лоб.
И оно сработало! Так как не мучает нас страданиями героя более 2 часов (включая титры) и не пренебрегает драматургией.
«Все страхи Бо» — свалка крутых концептов и отпадных киношных приёмов, но всё-таки свалка. Надо разгребать. Разгребать амбиции, потенциал, творческий размах Ари Астера и упаковывать в понятную форму.
Но теперь же хочется увидеть, как его авторская рука прикоснётся к чему-то совершенно простому и приземлённому.
Понравилась статейка? Буду рад, если подпишитесь на мой блог 👉👈
так-с, отправил твои рекомендации Ари Астеру, посмотрим, что он сможет сделать. если что будем петицию рассылать, чтобы бюджет подтянуть для новой перемонтированной версии. Хотя вот этот момент смущает:
Каждая серия пусть будет посвящена одному отдельному страху.
Так бы не вышло, там же десятки страхов)
Мне фильм понравился, хотя с СПГС чушью явный перебор, и мне жаль Хоакина, потому что он всегда играет каких-то обиженных жизнью. Уже третий хороший фильм Астера, но самый худший среди трёх.
Ну так чувак из интернета по фактам Астера раскидал. Фильм просто неинтересно смотреть, а постоянные попытки режиссёра выкинуть твитс или шокировать просто смешные. Какой-то контроль творческий или хотя-бы наративный нужен иначе просто получается винегрет из отдельных сцен.
Надеюсь, Ари Астер услышит меня и возьмёт себе в ученики. Скажет, мол, достойный приеемник))
Можно взять один главный страх и несколько сопутствующих. Либо отказаться от неинтересных страхов. Это условно же, главное направление смекнуть)
Хоакина жаль, а «Солнцестояние» у режиссёра пока топ для меня)
А мне понравились все 3 фильма. Не могу сказать что этот худший, он просто сильно отличается от первых двух
Третий фильм в комедию пытался в отличие от первых двух плюс там от начала и до конца поток сознания.
Редко встречаю тех, кому нравится все три фильма. Ну теперь уже двух людей знаю)
Аналогично. Я до конца не знал, на что подписывался, когда шёл на "Все страхи Бо", но лично для меня это, пожалуй, лучшая его работа.
Ух, тяжёлый фильм в плане продолжительности повествования, но крутой по атмосфере