Разбираю и оцениваю все эпизоды «Доктора Кто» (1-й сезон)

Разбираю и оцениваю все эпизоды «Доктора Кто» (1-й сезон)

«Доктор Кто» — один из немногих сериалов, который я готов пересматривать бесконечное количество раз. Для меня это образцовая фантастика, которая может быть серьёзной, сложной и комплексной, но в то же время лёгкой, простой и понятной каждому зрителю. А таковым он стал благодаря перезапуску 2005 года: авторы грамотно подошли к переосмыслению бренда, сделав историю более приземлённой, а персонажей — живыми и многогранными; ты ощущаешь себя на их месте, будто и сам являешься участником этого интересного приключения. Все эти изменения позволили сериалу достичь успеха на только на британском телевидении, но и во всём мире. Даже у нас случился бум «Доктора Кто» в конце нулевых, ведь его можно было увидеть на многих каналах, в частности, на СТС или «Карусели». Хоть я и не застал того периода, но, смотря сериал в первый раз, всё же смог словить тот самый вайб 2000-х.

И всё же странно, что на DTF можно найти не так много материалов на тему данного сериала, несмотря на огромную народную любовь к нему. Есть, конечно, небольшое сообщество в его честь, но в последнее время там вообще не наблюдается активности. По такому случаю я решил устроить себе ещё один заход по сериалу, освежить воспоминания о нём и поделиться впечатлениями о каждом эпизоде в формате краткого обзора. К тому же, ребуту скоро исполнится 20 лет — ещё один повод пересмотреть любимый сериал. Сразу скажу, что если вы сами планируете посмотреть «Доктора Кто», то лучше отложите прочтение этой статьи, так здесь будет много спойлеров и упоминания сюжетных моментов, которые не поймёшь без предварительного ознакомления. Ну, и напоследок, я оставлю пояснение к своим оценкам, чтобы было проще понимать мою систему критериев:

S (+ / -) – супер / отлично (фаворит сезона);

A (+ / -) – хорошо / интересно;

B (+ / -) – неплохо / среднячок;

C (+ / -) – могло быть и лучше / не очень;

D (+ / -) – скучно / плохо (ненавижу этот эпизод).

Ну что ж, заправляйте свою ТАРДИС, ведь мы отправляемся в путешествие сквозь время и пространство, навстречу славному 2005-ому году!

«Роза» (Rose)

Разбираю и оцениваю все эпизоды «Доктора Кто» (1-й сезон)

Роза Тайлер жила самой обычной жизнью, ходила на самую обычную работу, проводила время с самым обычным парнем, но однажды всё изменилось. На людей началась охота, манекены в витринах стали оживать, а в жизни Розы появился эксцентричный человек, зовущий себя Доктором.

Итак, пилотная серия. С неё начинается любой сериал, и от неё зависит, будет ли дан проекту зелёный свет на продолжение. Удалось ли этому эпизоду справиться с поставленными целями? Я думаю, вполне. Однако стоит сразу принять тот факт, что здесь практически нет экшн-сцен, дорогой графики или закрученного сюжета по сравнению с другими сериями (возможно, дело в небольшом бюджете). В первую очередь, пилот должен завлечь нас и показать в полной мере главных героев, и с обеими задачами, по моему мнению, создатели справились хорошо, предоставив простую завязку о встрече с Доктором и вторжении существ из живого пластика. Серию вывозят персонажи, их диалоги, шутки и просто ситуации, которые с ними происходят: взять хотя бы сцену с ожившей рукой манекена, дверцей для животных или даже глючную пластиковую копию Микки.

«Пицца! П-п-п! Пицца!». Это лицо так и напрашивается на то, чтобы из него сделали мем

Отдельного упоминания заслуживает выбор антагониста для пилота — сознание Нестин, способное управлять пластиковыми существами. Оно встречалось в оригинальном сериале, так что подобное появление понравится как олдфагам, так и новому поколению. Вообще, за что я всегда любил вселенную «Доктора Кто» — так это за богатый набор рас и существ, в том числе и монстров, способных предстать в реальном мире в виде вещей, вызывающих у нас неведомый, потаённый страх. Манекены как раз используются в фильмах и играх для достижения эффекта «зловещей долины» из-за их сходства с людьми, так что автоны (они же пластиковые создания) — отличные кандидаты на роль дебютных злодеев из-за чёткого баланса между реализмом и фантастикой.

Вторжение оживших манекенов выглядит одновременно забавно и стрёмно

Немного о персонажах. Доктор в исполнении Кристофера Экклстона прекрасен; его образ сочетает в себе самые различные черты, которые он способен вызвать своим непредсказуемым поведением: сначала он кажется приветливым, спокойным и дружелюбным, но через секунду может стать дерзким, холодным и отстранённым. В какой-то момент нас даже пытаются убедить, что Доктор — далеко не тот, кому можно доверять и с кем ты будешь чувствовать себя в безопасности, что в итоге окажется правдой. Подобная дуальность и неоднозначность в его характере ещё успеет раскрыться в будущих эпизодах; пока что могу сказать, что такое видение Доктора пошло герою на пользу, ибо его старые версии были излишне правильными и положительными. Но самое главное и важное качество, которое нам продемонстрировали в данном эпизоде — это стремление Доктора решить конфликты мирным путём, что, кстати, тоже раскроется со временем: у него была пробирка с «антипластиком» против сознания Нестин, но он не торопился применить её сразу, как это предложила Роза, а попытался сначала договориться с пришельцем — хороший пример для зрителей.

Роза Тайлер, в отличие от старых спутников Доктора из оригинального сериала, не разбирается в науке и фантастике, что делает её более приземлённым, знакомым каждому из нас персонажем. А ещё она не просто кукла, которая просто следует за Повелителем времени и делает всё, что он скажет, а самостоятельная личность, способная принимать решения и рассчитывать на свои собственные силы. В конце эпизода она сама смогла спасти Доктора от опасности, тем самым заслужив его доверия и звания «верной спутницы».

Пару слов о второстепенных персонажах, которые ещё успеют сыграть свою роль. Микки Смит забавный, слегка неуклюжий и очень эмоциональный персонаж, но при этом не вызывает отторжения. Он любит Розу, заботится о ней и готов поддержать её в любой момент — хороший парень и верный друг. Джеки Тайлер — это прям ваша типичная мама, которая любит болтать с подругами целыми часами и смотреть телик. Персонаж на жизе, просто обожаю её.

В целом же, эпизоду звёзд с неба не хватает, но требовать от него большего и не стоит. В конце концов, пилот и так вышел весьма крепким, чего от него и требовалось. Ставлю «минус» рядом с оценкой за быстрое завершение ветки вторжения (оно длилось от силы пять минут), стоило бы немного расширить хронометраж, чтобы мы ощутили вес и масштаб происходящих событий.

Моя оценка: A-

К оглавлению

«Конец света» (The End of the World)

Разбираю и оцениваю все эпизоды «Доктора Кто» (1-й сезон)

Роза отправляется в своё первое путешествие с Доктором. Оба они оказываются на миллиарды лет в будущем, на борту космической станции, с которой одни из самых видных граждан галактики будут наблюдать за тем, как Земля погибнет под воздействием расширяющегося Солнца. Однако кто-то хочет, чтобы погибла не только Земля, но и сами гости.

Эпизод классный, он наполнен размышлениями о неизбежной смерти и конце всего сущего и в то же время пропитан иронией неведомого калибра. Забавно и в некоторой степени жизненно слышать, что наша планета может исчезнуть по воле богачей, которые получили Землю как свою собственность и теперь не способны обеспечить её защиту от энергии жёлтого карлика. Сами инопланетные гости тоже могут вызвать невольную улыбку: гуманоидные деревья из лесов Хим, синий карлик Мокс из Болхуна, адепты Повторяющихся Стереотипов в балахонах, гигантский Лик Бо в резервуаре и прочие мультиформы.

Креативу создателей и дизайнеров можно искренне позавидовать

А в качестве добивающего рофла здешним сохранившимся раритетом служит так называемый iPod — старый музыкальный автомат, исполняющий классические произведения — поп-хиты нулевых. Видно, что авторы хотели постебаться над современной культурой и тем, как её будут воспринимать наши будущие поколения.

Возможно, так выглядел прототип айпода, над которым Стив Джобс мог работать ещё в далёких 70-х

Стоит похвалить костюмеров и гримёров, которые проделали огромную работу над созданием и воплощением разношёрстных представителей инопланетной знати. Декорации космической станции впечатляют, как и спецэффекты, над которыми тоже постарались, пускай сейчас они выглядят слегка устаревшими. Уровень визуальной составляющей сильно возрос по сравнению с пилотом, а ведь это только начало сериала, дальше дизайнеры раскачаются ещё сильнее.

Раскрытие персонажей тоже планомерно развивается. Роза, испытав потрясение от происходящего вокруг неё, осознаёт, что ничего не знает о своём новом приятеле и буквально отправилась за первым встречным на край света, а потому хочет побольше узнать о нём. По итогу затрагивается тема загадочного прошлого Доктора, в ходе которой мы узнаём о войне, уничтожившей всех Повелителей времени, за исключением нашего героя. Это показывает трагическую сторону его личности, который отныне вынужден нести незавидное бремя единственного выжившего и пытается забыть об этом страшном событии.

Мораль всей серии отражена в антагонистке Кассандре, считающей себя последним «чистым» человеком с Земли. В погоне за угасающей молодостью она провела 708 хирургических операций, превратив себя в тонкую плёнку с кровяными сосудами, которую нужно постоянно увлажнять. Кассандра утратила человечность как внешне, так и внутренне, ведь ради собственной красоты она устроила саботаж на корабле, чтобы потом получить компенсацию в качестве пострадавшей. Но как сказал Доктор: «Всему приходит своё время, и всё умирает». Ничто не вечно, однажды всё обратится в пыль, и нам, людям, следует помнить об этом.

Моя оценка: A

«Неспокойные мертвецы» (The Unquiet Dead)

Разбираю и оцениваю все эпизоды «Доктора Кто» (1-й сезон)

Доктор и Роза оказываются в Кардиффе на Рождество 1869 года. По городу ходят слухи, что мертвецы оживают и ходят по улицам. Повелитель времени и его спутница берутся разобраться в чём дело, и им на помощь приходит сам Чарльз Диккенс.

На моей памяти это единственный эпизод, в котором спутница Доктора одевается под стать эпохи, позже создатели почему-то забили на эту условность, что немного вредит логике происходящего. На самого Доктора подобный косяк не распространяется, так как его внешний вид всегда вписывается в любой временной период (за исключением кожаной куртки Экклстона). Может, в этом и заключается фишка Повелителей времени?

Говоря об атмосферности и аутентичности, Кардифф XIX века выглядит хорошо, будто ты смотришь не очередную серию телесериала, а киношную адаптацию произведения Викторианской эпохи или что-то в этом духе. Спецэффекты продолжают радовать, даже газообразные гельты смотрятся интересно и необычно.

Интересно, съёмки проводили ночью, чтобы скрыть дешевизну декораций, или я просто придираюсь?
Интересно, съёмки проводили ночью, чтобы скрыть дешевизну декораций, или я просто придираюсь?

Сама же история с призраками, как и «Конец света», имеет много интересных деталей, которые я хотел бы обсудить. Во-первых, впервые упоминается трещина в Кардиффе, через которую пришельцы проникли в наш мир, она потом обретёт более важную сюжетную роль в последующих сезонах. Во-вторых, продолжается раскрытие темы войны Времени и масштабов её последствий, ведь из-за неё гельты лишились физических тел, оказавшись на пороге жизни и смерти. Единственный способ их выживания — это вселение в тела людей, что зарождает весьма интересный конфликт между нашими героями. Доктор проявляет сострадание и пытается помочь умирающим созданиям, в то время как Роза отказывается принимать подобное решение, считая, что многие люди просто не будут готовы принять оживших мертвецов.

Что касается второстепенных персонажей, то мне больше всего импонирует Чарльз Диккенс, которому тоже прописали небольшой внутренний конфликт. Несмотря на то, что в его книгах используются сверхъестественные элементы, сам же писатель отказывается верить в проявление фантасмагории в реальном мире. Встреча с «духами» разрушает его точку зрения, но благодаря поддержке Доктора он понимает, что его познание этого мира только начинается. Про служанку Гвинет особо сказать нечего, она милая и приятная девушка, с которой способности, возникшие из-за энергии трещины, сыграли злую шутку, такая себе участь.

Сцена в карете весьма забавная. Редко можно увидеть моменты, когда Доктор пытается объяснить современный лексикон человеку из прошлого

А вот за кого действительно обидно, так это за гельтов. Их превратили в типичных злодеев, которые возжелали обрести контроль над всеми людьми ради собственного выживания. Лично я считаю, что их стоило оставить на уровне невинных жертв войны, чтобы конфликт сострадания разгорелся в полную силу, и героям бы предстояло принять действительно трудный выбор без заведомо верного решения. За такой упущенный потенциал я и ставлю «минус» рядом со своей оценкой.

Моя оценка: A-

«Пришельцы в Лондоне» / «Третья мировая война» (Aliens of London / World War Three)

Доктор возвращает Розу в её время. Как выяснилось, после её отбытия прошёл уже год и всё это время она числилась пропавшей без вести. Тем временем на Лондон падает космический корабль, а в парламенте прячутся пришельцы, которые носят на себе кожу людей как костюм.

Сюжеты, разбитые на два и более эпизодов, я буду разбирать как один, так как мне проще оценивать цельную и законченную историю, нежели по частям. К тому же, в этом сериале редко увидишь резкую смену качества между подобными сериями.

Уф, даже не знаю, с чего мне здесь начать. Хотя нет, всё же знаю… я обожаю эти эпизоды! Когда посмотрел их впервые, то вмиг осознал, за что же так любят «Доктора Кто». Расселл Ти Дейвис выдал просто лютейшую базу с насыщенным на события сюжетом, который по своему хронометражу может походить на стандартный фильм про тайное вторжение пришельцев.

Чем же так хороши эти эпизоды для меня? В первую очередь, привычная атмосфера знакомой всем современности, которая прекрасно ложится на происходящее в этих сериях. Какими бы увлекательными не были приключения в другом времени или измерении, нас всегда больше всего будут цеплять сюжеты про наше время, ведь всё это может случиться и у нас буквально под носом. Только представьте: сегодня вы спокойно сидите на своём диване и смотрите любимый сериал, а завтра утром с неба падает космический корабль — улицы охвачены паникой и страхом перед неизвестным, а вы тут же слушаете новости со всех каналов, просто чтобы быть в курсе событий.

Помните, я жаловался в эпизоде «Роза» на то, что из-за малого хронометража и быстрого разруливания конфликта мы не успеваем прочувствовать угрозу со стороны автонов? Так вот, здесь нам дают предостаточно времени, чтобы ощутить масштаб возможных последствий от действий инопланетных захватчиков (ну, или бизнесменов, если быть точнее). Конечно, здесь нет эпичных баталий или красивых сражений, да и основные события происходят в закрытых локаций, так что эту историю лучше воспринимать как замкнутый околополитический триллер.

Если вы только начали смотреть сериал, то сюжет и злодеи данных эпизодов смогут вас приятно удивить. В пилоте живые манекены просто прятались среди людей и собирались медленно и тихо захватить мир, пока герои не нашли их передатчик, из-за чего им пришлось своевременно активизироваться. План Сливинов же оказался более продуманным: они устроили настоящую шумиху вокруг падения корабля, чтобы созвать экспертов по пришельцам и избавиться от них, в то время как сами скрывались под маскировкой и проникли в верхушку правительства Англии. Вот только они преследуют цель не заполучить власть, а заработать хоть немного денег с «куска скалы», которой они именуют нашу Землю. В этом плане они кажутся более приземлёнными антагонистами, с которыми мы можем себя ассоциировать, ведь эта семейка с другой планеты, как и люди, пытаются выживать всеми силами во время сурового кризиса в космосе. Но несмотря на свой причудливый вид, они способны внушать опасность, ибо готовы уничтожить пять миллиардов живых существ ради собственной наживы.

Первое появление Сливинов до сих пор вызывает у меня мурашки, а зловещий смех в конце эпизода по-настоящему нагнетает и интригует

Надо отметить, что и положительные персонажи отыгрывают свои роли по полной. Больше всего это касается Джеки и Микки: они не видели Розу целый год, из-за чего их отношения накалились в негативном ключе, так как мать обвиняла парня в пропаже и возможном убийстве девушки. После столкновения со Сливином они находят общий язык, а в конце даже сыграют ключевую роль в спасении планеты, что делает их не просто парочкой забавных сайдкиков, а полноценными персонажами.

Но что всё-таки послужило их сближению и началом более тёплых отношений? Ответ: Доктор, а точнее, недоверие к нему. Джеки переживает за свою дочь и боится потерять её снова, а поскольку она ничего толком не знает об их путешествиях, то задаёт Повелителю времени простой, но важный вопрос: «Моя дочь в безопасности?». Разумеется, Доктор понимает её чувства, ведь ему самому знакома горечь утраты близких людей, а потому, когда встаёт выбор между спасением Розы и защитой Земли, он даёт честный и хороший ответ:

…я не гарантирую безопасность твоей дочери… Это моя жизнь, Джеки. Это не весело и не умно. Я стою тут и принимаю решение, которое больше никто не примет.

Хорошая фраза, которая полностью описывает суть «Доктора Кто» — за весёлыми и интересными путешествиями скрываются трудные моральные дилеммы, с которыми сталкивается каждый из нас, а сериал учит нас принимать важные и правильные решения.

С отношениями между Доктором и Микки дела обстоят немного интереснее. По началу пришелец не воспринимает его всерьёз, подшучивая над ним и намеренно коверкая его имя. Но со временем доверие между ними растёт, а кульминация этого роста достигается в тот момент, когда парню предстоит запустить ракету и пожертвовать Розой, делая в итоге отчаянный, но верный выбор. В конце истории Доктор даже предлагает Микки отправиться вместе с ними, но тот отказывается, так как ещё не готов к подобной жизни.

Упомяну также и Гарриет Джонс — депутата, считающей себя малозаметной и незначительной персоной, но при этом готовой защищать и отстаивать интересы и будущее своих граждан, пускай и идя на необходимые жертвы. Это закрепляет за ней образ хорошего политика, который позволит ей достичь больших высот, но об этом поговорим в следующий раз.

Что касается графики, то она значительно выросла в плане качества, показательным примером служит сцена падения космического корабля. Даже сейчас она смотрится весьма эффектно, особенно детальное столкновение с Биг-Беном, практически на уровне блокбастера по типу «Войны миров». Появилось больше компьютерных сцен, например, полёт ракеты или взрыв Даунинг Стрит. Сливины теперь не представляют собой просто загримированных актёров, для этих существ сделали полноценные ростовые костюмы, которые смотрятся весьма натурально.

Крутую графику из 2005 года заказывали?

Разумеется, эпизоды не настолько идеальны, как я их описываю. Есть недочёты в плане логики сюжета, из-за чего в голове возникают некоторые вопросы, например: почему Сливины не учуяли прячущегося Доктора или как импульс от ID-карты передался всем пришельцам, если она висела только на одном из них, но все эти минусы не особо значительны. В остальном же, это отличная история, которую я охотно пересматриваю каждый раз, когда возвращаюсь к сериалу. Немного обидно за низкие рейтинги у этих серий на сайтах киносервисов, но надеюсь, люди со временем изменят своё отношение к ним в лучшую сторону. От меня же эпизоды получают звание «личного фаворита сезона» и искреннюю рекомендацию к просмотру!

Моя оценка: S

«Далек» (Dalek)

Разбираю и оцениваю все эпизоды «Доктора Кто» (1-й сезон)

Доктор получает сигнал бедствия, после чего ТАРДИС оказывается в бункере, который богатый коллекционер использует как музей инопланетных артефактов. И среди его экспонатов оказывается то, что Доктор ожидал увидеть меньше всего — выживший далек.

Ещё один из лучших эпизодов сезона, в котором возвращаются главные враги Доктора и самый узнаваемый образ всего сериала. Мне нравится эта серия засчёт своей постановки и драматургии, она воспринимается как полноценный коридорный триллер с элементами хоррора. Удивительно, что сценарий к этому эпизоду написал Роберт Ширман, в то время как Рассел Ти Дэйвис займётся остальными историями с далеками, отсюда, возможно, и серьёзный тон самого эпизода.

Тема войны Времени достигает своей пиковой точки, когда нам наконец демонстрируют обе стороны конфликта в лице последних представителей своих рас. Оба лишились дома, оба потеряли всех и всё, что им было дорого, оба отныне одни во Вселенной… а значит, схожи между собой? Хоть они и оказались в одинаковом положении, но в душе всё же сильно отличаются друг от друга: Доктор — живое существо, способное сопереживать и ценящее жизнь других; Далек — солдат, беспрекословно выполняющий приказы и убивающий во имя мнимого расового превосходства и ненависти, которую он лишь и способен чувствовать.

Кристофер Экклстон отыгрывает здесь так, как никогда прежде, позволяя нам прочувствовать те эмоции, которые переполняют его героя — от злорадства над мучениями полуживого далека до отчаяния и грусти от осознания возможной потери ещё одного дорогого для себя человека. Вообще хорошо, что сценаристы показывают нам Доктора не с самой лучшей стороны, показывая его стремление к насилию, которое он сам же и порицает, что делает его по-настоящему живым и многогранным персонажем с нелёгкой судьбой. Когда жертв становится слишком много, Доктор решается на отчаянную меру и готовится самолично убить последнего далека, но Роза останавливает его и даёт понять, что война давно окончена и эта бессмысленная вражда ни к чему не приведёт.

Одна из лучших сцен с Кристофером Экклстоном: актёр смог мастерски отыграть богатую палитру эмоций всего за пару минут 

Далек, будучи «солдатом без командования», убивает всех подряд, пытаясь тем самым заглушить боль и отчаяние от одиночества и потери смысла жизни в виде новых приказов. Усугубляется это ещё и тем, что Роза пробуждает в нём остальные чувства, из-за чего он и вовсе больше не способен убивать. Такая жизнь становится ему невыносимой, называя её «болезнью», что приводит к его добровольному самоуничтожению — вот так создатели смогли интересно подойти к раскрытию образа весьма клишированного злодея вселенной «Доктор Кто». За что я ещё люблю этот эпизод — это за демонстрацию настоящей мощи далека, который в одиночку смог одолеть почти весь персонал подземного комплекса. Он предстаёт перед нами как идеальная машина для убийств и внушает страх неизбежной, надвигающейся смерти. Это чувство со временем улетучится, когда сценаристы ради эпика и масштабности будут противопоставлять нашим героям всё больше и больше далеков, а они сами уже не будет представлять той угрозы, как сейчас.

Как эффектно разобраться с толпой вооружённых противников в одиночку

Хоть это и не мой самый любимый эпизод в сезоне, но я не могу игнорировать его огромный потенциал и хорошо прописанный сценарий. Персонажи всё так же радуют, особенно запомнился эксцентричный миллионер Генри ван Статтен. Всё сделано на высшем уровне, отличная работа!

Моя оценка: S

«Долгая игра» (The Long Game)

Разбираю и оцениваю все эпизоды «Доктора Кто» (1-й сезон)

Доктор, Роза и их новый спутник Адам оказываются на телевизионной космической станции «Пятый Спутник» в 200 000 году. На станции работает множество людей, «Пятый Спутник» круглосуточно передаёт новости со всех уголков космоса. Однако Доктор начинает подозревать, что развитие человечества что-то сдерживает.

В этом эпизоде мне больше всего нравится визуальная составляющая, в частности внутренний дизайн «Пятого Спутника». Он отдаёт неким налётом ретрофутуризма, напоминает чем-то декорации научно-фантастических фильмов 80-90-х годов, люблю подобный вайб.

Как и в «Конце света», здесь присутствует сатира на современность, только если раньше иронизировали над представлением нашей поп-культуры, то сейчас затрагивается тема новостного телевидения, а также контроля и манипуляции информацией СМИ. Очень актуальный в наши дни конфликт, который, как мне кажется, не раскрыли должным образом: да, нам говорят, что люди поглощают новости и преподносящие ими мысли, но не показывают, как это отражается на их мышлении, разве что мельком упоминают отсутствие инопланетян на корабле из-за якобы внешних причин. А вот с чем создатели точно угадали, так это с владением корпорациями всеми данными о людях (их происхождение, род деятельности и т. д.), только вместо имплантированных головных чипов они получают необходимую информацию через устройства и гаджеты, которыми мы пользуемся в повседневной жизни.

Из Джаграфесса вышел такой себе злодей: по сути это гигантский слизняк, установленный на потолке, который может сожрать (или что он делает с людьми?) только тех, кто стоит под ним, но при этом не способен передвигаться — в общем, от него не исходит какой-либо угрозы, так что странно, что ему так услужливо подчиняется Редактор. Видимо, большие деньги и вправду могут кого угодно уговорить.

К слову, о жажде наживы. Я не особо понимаю, зачем ввели нового спутника Адама, если в итоге от него избавились уже в следующей серии. Понимаете, к нему не было бы претензий, сыграй он стандартную эпизодическую роль, где просто подставил бы героев и о нём вскоре забыли. Или стоило дать ему больше времени для раскрытия характера, чтобы подобный поступок выглядел более драматичным; в ранних версиях сценария отец Адама вообще был неизлечимо болен, и молодой человек надеялся узнать что-нибудь про лечение этой болезни, а заодно и раздобыть средств. Но на деле мы получили потенциального главного героя, убери которого мы ничего не потеряем, за исключением последствий нарушения правил путешествий во времени ради личной выгоды.

Эпизод неплохой, но имеет значительные недостатки и кучу идей, которые не разогнали в полную силу. Однако он весьма важен для просмотра, так как неразрывно связан с сюжетной линией финала сезона, так что советую ознакомиться с ним хотя бы один раз.

Моя оценка: A-

«День отца» (Father’s Day)

Разбираю и оцениваю все эпизоды «Доктора Кто» (1-й сезон)

Роза уговаривает Доктора показать ей, как погиб её отец. Несмотря на то, что Повелитель времени предупреждает её об опасности изменения событий, она в определённый момент не удерживается и спасает отца. В результате над Лондоном объявились кровожадные крылатые монстры, которые не остановятся, пока временная линия не будет восстановлена.

Отличный эпизод, в котором главным фокус поставлен не на атмосфере, сюжете или визуале, а на эмоциях и отношениях между персонажами. Приземлённая, на первый взгляд, история позволяет раскрыть глубину и многогранность наших героев, а это я всегда ценю в подобных сериях.

«Бойся своих желаний» — как точно слова Доктора описывают одну из главных мыслей данного эпизода. Спася своего отца, Роза подвергла опасности многих невинных людей, в том числе и Доктора. Говоря о них двоих, хочется отметить то, как нам показали их разногласия. Подобное явление уже проявлялось в предыдущих сериях, например, в «Неспокойных мертвецах» или «Далеке», но здесь между ними возникает по-настоящему живой и интересный конфликт об изменении времени ради личных целей. Я уже рассказывал об этом, когда Адам попытался заработать на знаниях из будущего, за что его в итоге выгнали из ТАРДИС. Мне не понравилось, что с этой проблемой разобрались слишком просто и быстро, избавившись от персонажа, которого даже толком не раскрыли. В этот раз к исследованию темы подошли более основательно и грамотно, подключив к ней нашу парочку: пока Доктор разочаровывается в меркантильности своей спутницы, Роза упрекает его в том, что он спасает людей в других мирах, но отказывается помочь её отцу.

Именно разногласия между главными героями делают из них настоящих и живых персонажей

Вместе с этим раскрывается и тема потери, с которой необходимо смириться и двигаться дальше. Роза хотела поддержать отца в момент его гибели, но не смогла посмотреть в глаза умирающему родному человеку. Когда девушка предприняла вторую попытку, эмоции взяли верх, и она спасла его, несмотря на предупреждение Доктора. В конце концов, когда ситуация с временным парадоксом сильно обостряется и спасения уже неоткуда ждать, Роза понимает неизбежность трагического события и помогает Питеру Тайлеру спокойно встретить смерть, тем самым закрывая свою небольшую личностную арку. Интересный факт: в начале эпизода Роза рассказывает о своём отце и упоминает день его рождения, а в конце монолог повторяется, но уже упоминается дата его смерти, вот так сценаристы красиво закольцевали эту историю.

Питер Тайлер, сыгранный Шоном Дингуоллом, вышел добрым, интересным и приятным персонажем, чья смерть в конце способна вызвать грусть и печаль. Он хорошо смотрится вместе с Джеки и Розой, насчёт первой стоит остановиться поподробнее. Вспоминая рассказы матери, Роза ожидала увидеть любящих друг друга родителей, но на деле видит лишь бесконечные скандалы и разборки с их стороны. Джеки считала своего мужа бесполезным неудачником, но в глубине души продолжала любить его и боялась потерять, а после его смерти она поделилась своей любовью к нему с дочерью, вспоминая и рассказывая о нём лишь хорошие вещи.

Главная проблема, с которой я столкнулся во время пересмотра данного эпизода — это крылатые монстры (или Жнецы, как их называют в комиксах по «Доктору Кто» и фандоме). Как говорил сам Доктор, они появляются в случае временных парадоксов или изменении хода истории, отсюда возникает закономерный вопрос: почему же они тогда не появлялись раньше, например, когда гельты ворвались в наш мир, ведь они появились из-за Войны времени, а не существовали с нами всегда. К тому же, Доктор сам не раз спасёт людей и тем самым изменит историю в прошлом, но Жнецы в этом случае уже не появятся.

Получается, что создатели придумали монстров как последствия нарушения хода событий, а потом забудут о них и будут внаглую демонстрировать, как герои пренебрегают законами времени без всякой опаски. За такой косяк со стороны сценаристов я вынужден понизить свою оценку, но не отменяю факта отличного качества у эпизода и смело рекомендую его к просмотру!

Моя оценка: S-

«Пустой ребёнок» / «Танец Доктора» (The Empty Child / The Doctor Dances)

ТАРДИС преследует инопланетный корабль, который через некоторое время падает в Лондоне периода Второй мировой войны. Пытаясь отыскать его, Роза и Доктор разделяются. Повелитель времени вскоре сталкивается с любопытным феноменом — люди заражаются странным вирусом, их лица превращаются в противогазы, и они начинают звать маму. Его спутница тем временем знакомится с обаятельным капитаном Джеком Харкнессом, который оказывается мошенником из LI века.

Это дебютная история, написанная Стивеном Моффатом, который внесёт большой вклад в развитие сериала. Он создаст ещё много культовых эпизодов, а с 2011 года и вовсе будет курировать проект. Сценарист отличается большим талантом и интересным подходом к написанию сюжета, что доказывает премия Хьюго за лучшую постановку 2006 года, вручённая как раз за «Пустого ребёнка». Хоть у меня эта дилогия и не сильно отпечаталась в голове, но после пересмотра могу отметить наличие сильных сторон у истории.

Во-первых, капитан Джек Харкнесс — один из самых интересных и обаятельных персонажей франшизы, сыгранный Джоном Барроумэном. За харизмой и очарованием красавца-мошенника скрывается довольно загадочная история бывшего агента времени, которого лишили воспоминаний. Жалко, что эту тему практически не раскроют в сериале, но не стоит забывать про спин-оффы, в частности, «Торчвуд», в котором Джек играет главную роль. Интересно и то, как создатели проводят параллели схожести между Доктором и капитаном: оба — авантюристы, оба одиноки, оба лишились чего-то дорогого... ну и оба хорошо танцуют. Круто, что авторы стараются расширить и углубить вымышленную вселенную, в котором путешествовать во времени может не только Доктор, но и люди из будущего. А ещё я теперь понимаю, откуда растут ноги у ЛГБТ-повестки в сериале (кто смотрел — тот поймёт), но, в отличие от современных сериалов на Netflix, здесь она особо не отсвечивается, а иногда можно даже встретить безобидные шутки про меньшинства и нетрадиционные отношения.

Спокойно, здесь нет никакой гей-пропаганды! Это всего лишь крепкая мужская дружба мужиков в форме

Также хочется сказать «спасибо» Моффату за то, что здешние пришельцы (если их можно назвать так) не выступают в качестве антагонистов. Вообще вся история построена не на стандартном противостоянии добра и зла, а скорее на попытке разобраться и разрешить нелёгкую ситуацию, устроенную неудачной афёрой капитана. Понравилась также концовка, в которой смогли грамотно объяснить причину странной эпидемии и способности мальчика в противогазе, а остановила «зомби»-чуму материнская любовь, где вы ещё такое увидите.

Are you my mummy?
Are you my mummy?

Ну и, конечно же, антураж начала Второй мировой войны. Создатели смогли хорошо передать атмосферу надвигающейся угрозы, а сопровождает всё это дело хороший визуал и музыкальное сопровождение.

Поклонникам джаза 30-х годов определённо понравятся эти эпизоды

Я могу понять людей, которым нравится эта история: она хорошо написана, имеет запоминающихся персонажей, да и на фоне многих серий может отличиться в нарративном плане. Не мой фаворит, конечно, но всё равно достойный кандидат на звание одних из лучших эпизодов сезона.

Моя оценка: A+

«Шумный город» (Boom Town)

Разбираю и оцениваю все эпизоды «Доктора Кто» (1-й сезон)

ТАРДИС прибывает в Кардифф 2005 года, чтобы подзарядить системы от пространственно-временного разлома. Между делом, Доктор выясняет, что один из Сливинов выжил и теперь занимает пост лорда-мэра Кардиффа.

На мой взгляд, это одна из самых слабых серий в сюжетном плане за весь сезон. Проблема в том, что ощущается чувство какого-то пройденного этапа, будто мы снова переживаем знакомую историю, но уже под другим углом. С другой стороны, как лёгкая разминка перед финалом эпизод работает как надо, пускай ради этого пришлось ввести в игру экранно мёртвых злодеев (точнее, злодейку).

Но чести ради стоит отметить, что до звания «среднячка» серии очень далеко по многим причинам. «Шумный город», к моему удивлению, вышел очень смешным и забавным, здесь встречается много удачных шуток и приколов, этому же способствует превосходная игра актёров. Тандем Доктора, Розы, Джека и Микки вышел классным, хотелось бы увидеть больше сцен в таком составе, но, увы, недолго музыка играет, да и нечасто.

Одна из лучших сцен за весь сезон. Как же я обожаю, когда вся это компашка собирается вместе

Ещё обидно за Смита, который тщетно пытается вернуть себе девушку, а его продолжают усердно бросать на произвол судьбы. Наверное, ветренность — это единственная черта, которая меня бесит в Розе, но хотя бы радует её понимание насчёт того, что парень заслуживает лучшего.

Также создатели попытались раскрыть пару интересных тем через отношения Доктора и Маргарет Блейн (последней из Сливинов). Выживший пришелец пытается открыть трещину в Кардиффе, чтобы улететь с планеты, попутно убивая всех людей, которые узнают об её истинных намерениях. Доктор решает отправить её на родную планету, вот только семью Сливинов объявили преступниками и должны были казнить их. И вот тут возникает интересная дилемма: позволить хладнокровному убийце жить или всё же отправить на верную смерть, которой он заслуживает. Конечно, Маргарет пытается давить на жалость, мол, за шесть месяцев пребывания на Земле она изменилась и начала проявлять сострадание по отношению к людям, но в конце это всё сойдёт на нет. Было бы интересно увидеть, как она всё же изменится и отбросит личину убийцы, давая понять, что даже самый отъявленный злодей может исправиться в лучшую сторону (Undertale reference). Но сценаристы поступили иначе: сердце ТАРДИС — энергия временной воронки обратило возраст Сливина вспять, превратив её тем самым в яйцо, потому Доктор решил найти ей другую семью, которая даст более достойное воспитание, почему бы и нет.

По своей сути, Boom Town можно считать филлером, который не привносит особо важных сюжетных деталей (за исключением, сердца ТАРДИС), но способен развлечь и дать пищу для размышлений, так что смотреть его или нет — решать вам.

Моя оценка: B+

«Злой волк» / «Пути расходятся» (Bad Wolf / The Parting of the Ways)

Доктор, Роза и Джек невольно становятся участниками различных реалити-шоу и игр, где выбывших или проигравших убивают. Выбравшись из своего шоу, Доктор с удивлением обнаруживает, что снова оказался на «Пятом Спутнике», который после того, как прекратил передавать новости, был переоборудован под трансляцию различных ТВ-шоу.

Что ж, вот мы и подобрались к финалу сезона! Он вышел воистину грандиозным и затронул все темы, которые были ранее упомянуты в этом сезоне, тем самым показав итог всех их путешествий. Но об всём стоит рассказать по порядку.

Начнём с атмосферы: за основу были взяты декорации и антураж ретро-футуристичного «Пятого спутника», лейтмотивом которого служил контроль сознания людей и промывание их мозгов. В «Долгой игре» я сетовал на то, что нам не показали должным образом результат подобного влияния, ведь жизнь на космической станции течёт как обычно. Создатели правильно поступили, что переключили фокус сатиры с новостей на телевизионные шоу, превратив их в смертельные состязания наподобие «Игры в кальмара». Нам чётко и ясно демонстрируют, как люди покорно участвуют в играх ради единственного выигрыша — жизни, которой они могут очень легко лишиться в подобных условиях, тем самым их превращают в безвольных рабов или, даже хуже, простой скот для убоя. Между тем проскальзывает тема ответственности за последствия, как в «Шумном городе», ведь Доктор помог остановить Джаграфесса, после чего и началось вещание телеигр. Такой подход мне очень понравился, так что можно считать, что работа над ошибками прошлых эпизодов прошла успешно.

Конфликт после Войны времени тоже выходит на новый уровень: Доктор оказывается в отчаянном положении, поскольку флот далеков уцелел, а бесчисленные жертвы Повелителей времени могут оказаться напрасными. Под угрозу поставлено всё, что ему дорого, особенно Роза, которую он обязался защитить, так что он поступил мудро, отправив её на ТАРДИС домой. В этот же момент ему предстоит принять ещё одно важное решение: единственный способ остановить далеков — запустить дельта-волну, которая уничтожит всё живое на своём пути, в том числе и человечество на Земле. Что же предпочтёт Доктор: умереть человеком или жить далеком? Эндрю Леддис из «Острова проклятых» явно знает правильный ответ. Ну, а пока мы не отошли от темы, хочется признать, каким же крутым здесь вышел Император далеков. Конструкция вызывает вопросы по поводу его мобильности, но я думаю, создатели хотели сделать из него живое воплощение божества для далеков, коим он себя и считал. Его могущество издаётся в тяжёлом голосе Николаса Бриггса, советую послушать его в оригинале, мурашки от этого сразу побегут по всему телу.

C основными персонажами тоже разобрались вполне неплохо. Джек заслужил звание бесстрашного героя, храбро пав в сражении с далеками, тем самым завоевав больше доверия и уважения к себе со стороны зрителей, а вместе с этим и получил воскрешение в придачу. Микки осознал и принял тот факт, что ему не удастся вернуть себе Розу, но всё равно продолжит помогать ей и поддерживать, пускай не как парень, а как друг. Мне действительно нравится этот персонаж и считаю, что у этой пары могли получиться долгие и счастливые отношения, потому что верю в их взаимные чувства. Но, увы, историю пишут сценаристы и высокие рейтинги. К конце Джеки не сильно раскроется как основной герой, но всё же не могу отметить проявление её любви к дочери. Больше всего меня зацепил их разговор в ТАРДИС: мать уговаривает Розу забыть о Докторе и вернуться к обычной жизни, добавляя, что отец сказал бы то же самое. Однако девушка спорит, ведь она сама общалась с папой и знает, что тот поступил бы иначе. Это задевает Джеки, но она всё же понимает, что дочь права и помогает ей вернуться в будущее. Очень круто, что испытания, через которые проходят наши герои, не забываются через пару серий, а помогают им вырасти над собой, измениться и стать ближе друг к другу.

И наконец, главный лейтмотив, с которого всё началось и которым всё заканчивается — «Злой волк». Эти слова преследовали путешественников во многих местах, и если поначалу их можно было увидеть в качестве интересной и ненавязчивой отсылки, то к концу они встречались всё чаще и чаще, будто предвещая приближение чего-то ужасного. Одна из причин, по которой я люблю «Доктора Кто» — это сюжетные арки, прописанные вдоль и поперёк, которые к концу собирают в клубок всё больше и больше деталей и раскрывают их с неожиданной стороны.

BAD WOLF IS WATCHING YOU

Так что же значит «Злой волк»? Если вкратце, то это послание для Доктора и Розы об их связи друг с другом, которое в итоге должно было привести их к кульминации всей этой обширной истории. Роза становится для Повелителя времени не просто рядовым спутником, а нечто большим, спасая ему жизнь ценой своей.

Этот поцелуй можно считать началом романтической линии между Доктором и Розой. Микки, бедный Микки...
Этот поцелуй можно считать началом романтической линии между Доктором и Розой. Микки, бедный Микки...

Что ж, финал сезона вышел и вправду насыщенным. Он смог закольцевать историю, через которую прошли главные герои, а подвела символическую черту в ней сцена с регенерацией, после которой родится уже новый Доктор.

Моя оценка: S

Что могу сказать, первый сезон даже спустя столько лет смотрится на одном дыхании и, если делать выводы на основе моих оценок, держит высокую планку качества. Эпизоды смогли вновь подарить приятные воспоминания из детства, когда я впервые восторгался этим замечательным сериалом. Очень жаль, что Кристофер Экклстон быстро покинул проект, ведь он смог подарить нам неповторимый и харизматичный образ Доктора, но радует, что о нём до сих пор вспоминают с теплотой и любовью. Ну, а каким же выйдет Повелитель времени в исполнении Дэвида Теннанта, мы узнаем уже в следующем сезоне...

23K23K показов
5.3K5.3K открытий
44 репоста
157 комментариев

Девятый очень классный.

Автору сил в его начинании! Обожаю сериал, хотя и бросил смотреть на Тринадцатом (что забавно, вовсе не из-за Тринадцатого)

Ответить

Спасибо, надеюсь, вам зайдёт такой формат лонгов :)

Ответить

Все мы бросили смотреть на 13-й и вовсе не из-за 13-й

Ответить

Девятый Доктор самый любимый, Кристофер Экклстон невероятно харизматичный.

Ответить

Согласен :)

Ответить

Классный сериал. Но меня задушили Далики. Главные злодеи Доктора которые похожи на урну. Каждый раз он их побеждает, а они возвращаются

Ответить

В первых сезонах они ещё могли источать угрозу, а сейчас они и вправду стали как урны на колёсах

Ответить