«Черновик»: плохой фильм, пытавшийся быть хорошей экранизацией

Когда первоисточник лишь всё портит.

«Черновик»: плохой фильм, пытавшийся быть хорошей экранизацией

25 мая в прокат вышел фильм «Черновик» по одноимённому роману Сергея Лукьяненко. Встретили картину прохладно, и это неудивительно: уровень постановки никуда не годится, почти все актёры постоянно либо переигрывают, либо недоигрывают, а компьютерная графика местами ещё хуже, чем в фильмах Сарика Андреасяна.

Одна из главных претензий к картине, повторяющаяся из раза в раз — несоответствие высокооценённому книжному первоисточнику. И хотя экранизация исправляет ворох проблем оригинала, попытки следовать сюжету книги только всё портят.

«Черновик»: плохой фильм, пытавшийся быть хорошей экранизацией

Общий сеттинг

Сеттинг книги и фильма работает по общим правилам. Существует множество альтернативных вариаций Земли, где развитие человечества пошло разными путями. Эти миры соединены порталами, передвижение по которым регулируют межмировые таможенники.

Эти таможенники — часть тайной сети функционалов. Каждый функционал — сверхмастер в какой-то одной определённой профессии: ресторатора, хирурга, официанта, полицейского, почтальона и других подобных ремёслах. Они умеют регенерировать, так что почти бессмертны. Но большинство из них могут проявлять свои способности только в рамках одной ограниченной территории площадью в пару десятков километров, которую нельзя покидать.

«Черновик»: плохой фильм, пытавшийся быть хорошей экранизацией

Функционалы получаются из обычных людей, информация о которых стирается из нашей реальности. Им помогают функционалы-акушеры, снабжающие новичков необходимыми инструкциями.

Функционалы тщательно скрывают своё существование от обычных людей, продавая услуги влиятельным персонам. Благодаря этому, кураторы, важнейшие функционалы своих реальностей, направляют развитие миров в нужное русло.

За параллельными мирами следят агенты Аркана — предполагаемой прародины функционалов, закрытой для людей из других реальностей. Они использую наш мир как «черновик» для своего, ведь Аркан хронологически отстаёт от него на несколько десятилетий. Так, например, арканцы узнали о будущей революции 1917-го и устранили всех её лидеров у себя.

Сравнение миров

В экранизации изменили лишь детали. Если в книге двери в другие миры могли вести к любой точке параллельной Земли, то в фильме они открываются лишь в ту же самую местность, где расположена башня с порталами. Так что весь сюжет разворачивается в разных версиях Москвы.

Лукьяненко, отправляя книжного героя в иные реальности, почти не показывал в них ничего фантастического. В мире победившего стимпанка мы видели лишь пару обычных домов и повозку. Паровые машины, выжившие африканские динозавры, воюющие города-государства, политики, проводящих отпуска в приключениях по параллельному миру — всё это лишь мельком упоминается в диалогах.

В экранизации все местные передвигаются не на каретах, а на каких-то колясках, движимых паровыми двигателями. В небе видны дирижабли и самолёт, похожий на наработки да Винчи. Исполнено это довольно дёшево, но всё равно лучше книжных описаний вписывается в принцип «Показывай, а не рассказывай».

Стимпанковский Кингим
Стимпанковский Кингим

В фильме мир Аркан начал отставать от нашей реальности не на 30, а на 67 лет. Вместо обычной Москвы показан футуристичный мегаполис с летающими зданиями и зданиями в традиционном китайском стиле. В романе город был наполовину заселён переселенцами-африканцами, а в фильме их место заняли китайцы. Книжные арканцы использовали боевые вертолёты, а не огромных летающих матрёшек-убийц, промелькнувших в трейлере.

Сильнее всего изменился мир под названием Нирвана. В оригинале Лукьяненко описывал яркий пасторальный мир-рай, куда ссылали всех, кто мешал работе функционалов. В атмосфере Нирваны была распылена пыльца-наркотик, и ссыльные настолько привыкали к ней, что без регулярного употребления испытывали сильнейшую ломку. В фильме суть наркотической тюрьмы осталась той же, только авторы решили вместо мира-рая показать серый и унылый аналог Гулага, с регулярными планёрками, «товарищами» и прочим советским колоритом.

Меньше всего поменялся мир-курорт. Он как был показан безлюдным пляжем на берегу тропического моря, так и остался им. Разве что появился заросший растительностью Кремль.

Мир-курорт
Мир-курорт

Решение авторов показывать иные версии Москвы с изменёнными видами Красной площади породило проблемы с логикой новых миров. Если в Нирване всё население зомбировано, то как там мог быть построен Кремль? Если в мире-курорте нет людей, кому вообще потребовалось строить Кремль на берегу тропического моря?

Впрочем, и сам Лукьяненко испытывал большие проблемы с логикой при описании иных миров. Например, в диалогах порой всерьёз рассказывается про Антик, где сохранился рабовладельческий строй, а государство дважды в год выдаёт оружие рабам для плановых восстаний. Как такой абсурдный строй вообще может существовать — не ясно.

Нирвана
Нирвана

Главный герой

Главный герой «Черновика» — молодой человек по имени Кирилл. Когда-то он жил совершенно обычной жизнью в своей московской квартире, а потом появились функционалы и изменили всё.

Больше о книжном Кирилле сказать особо нечего. Единственная его запоминающаяся черта — постоянное желание закурить. Он настолько безличен, настолько бесхарактерный, что доходит до смешного. В какой-то момент по сюжету объясняют, что функционалы получают те профессии, к которым они были больше всего предрасположены в обычной жизни. Но Лукьяненко ни в «Черновике», ни в «Чистовике» так и не смог ответить на вопрос, почему Кирилл превратился именно в таможенника. Он просто объявил, что он — особенный, конец истории.

«Черновик»: плохой фильм, пытавшийся быть хорошей экранизацией

Герой апатично следует по сюжету, не влияя на него. Его безвозвратно выдирают из привычного ему мира и превращают в межмирового таможенника, но Кирилл не радуется своей новой жизни и не стремится вернуть всё, как раньше — он просто со всем свыкается. Порой он вспоминает свою предыдущую жизнь — но скорее по привычке.

Все приобретённые им благодаря новому статусу сверхспособности вроде регенерации и боевых навыков действуют автоматически. Из-за этого главный герой почти никак не реагирует на испытания, появляющиеся на его пути. И получается, что приключение вообще никак не сказывается на характере персонажа: каким он был в начале книги, таким и остался.

Даже его мысли и рассуждения, которым уделена немалая доля книги, показывают, что Кирилл — и не человек вовсе. Он — лишь авторский рупор, который озвучивает мысли Сергея Лукьяненко по тому или иному поводу, порой слабо связанному с повествованием.

«Черновик»: плохой фильм, пытавшийся быть хорошей экранизацией

В фильме главный герой тоже показан простым обывателем, но в этот раз он всё же воспринимается как живой человек. Его реакция на творящиеся сверхъестественные события адекватна: Кирилл удивляется, впадает в истерику от своей беспомощности, пытается во всём разобраться. После стирания из реальности он не отпускает прошлую жизнь, постоянно вспоминает о родителях, снова встречается со своей девушкой.

В экранизации Кирилл перестал быть таким апатичным. Он не собирается мириться с тем, что произошло и активно противится навязанной ему роли, постоянно нарушая все запреты. Часто рискует, намеренно подвергает свою жизнь опасности, превозмогает все проблемы.

Сценаристы даже потрудились над тем, чтобы объяснить, почему Кирилла превратили в таможенника. В фильме он гениальный геймдизайнер, «создатель новых миров», способный фантазией прорубать двери в иные реальности. Кому-то это может показаться наивным, но такой подход всё же лучше, чем отсутствие объяснений, как в оригинале.

«Черновик»: плохой фильм, пытавшийся быть хорошей экранизацией

Сравнение функционалов

Одно из главных изменений экранизации — то, как показана концепция «поводка» у функционалов. В книге любой функционал из-за своей природы мог отходить от места силы, к которому он приписан, лишь на ограниченное расстояние. Лукьяненко так и не рассказал, чем чревато пересечение границы. Говорится только, что чем ближе функционал к месту силы, тем сильнее действуют его способности. Хотя это правило регулярно нарушается — безо всяких последствий.

В фильме же «поводок» показан в виде ожерелья, которое может превращаться в робота-паука. С его помощью и назначается расстояние, на которое функционал может отходить от приписанного ему места. Если начать удаляться от этой точки, то испытаешь сильнейшую боль. Так что приходится пить много воды — в экранизации вода превратилась в главную подпитку сил функционалов. Пересечение границы «поводка» грозит смертью. Правда, в фильме этот робот-паук быстро сломался от соприкосновения с ладонью другого функционала, что выглядело предельно странно.

«Черновик»: плохой фильм, пытавшийся быть хорошей экранизацией

Какие-то детали жизни функционалов в фильме просто забывают упомянуть, так что у не читавших могут возникнуть проблемы с пониманием нюансов.

Сравнение сюжета

В книге происходит не так уж много событий. Условно сюжет можно разделить на четыре части:

  • Стирание информации о главном герое из реальности.
  • Знакомство с должностью функционала-таможенника.
  • Встреча с девушкой из сопротивления режиму функционалов.
  • Открытие двери в Аркан и побег из него, драка с функционалом-акушеркой и куратором.

В фильме вместо истории про сопротивление показывают сюжетную линию девушки Кирилла. Она его позабыла, как и все остальные обычные люди, но затем снова начала встречаться с Кириллом. И это изменение только улучшает сюжет, ведь на повстанцев книжному герою было абсолютно плевать.

В остальном «Черновик» — близкий к сюжету книги, но слишком уж сжатый пересказ. Объяснение этому, впрочем, есть — примерно через год к выходу планируется сериал, который, по словам самого Лукьяненко, будет ближе к первоисточнику и подробнее.

«Черновик»: плохой фильм, пытавшийся быть хорошей экранизацией

Недосказанность и проблемы с логикой вообще часто бросаются в глаза. Например, в экранизации после вытеснения из своей обычной жизни Кирилл просто вбивает в Яндекс.Карты адрес башни, о которой он вообще ничего не мог знать, и приезжает туда ночевать. В книге такой ночёвке предшествовали детальные инструкции от акушерки по мобильному телефону.

Но наиболее показательна концовка. К Кириллу приезжает враждебно настроенный куратор по имени Котя, который долгое время прикидывался его лучшим другом. Котя говорит главному герою, что Кирилл показал себя самым сильным функционалом в истории, и что им нужно срочно спасать девушку Кирилла, ведь это сейчас равнозначно спасению мира. «Миры исчезают. Наш мир тоже под угрозой!»

Почему Котя снова дружелюбно настроен к Кириллу? Почему Кирилла можно считать настолько мощным функционалом? Почему так важно спасти девушку? Почему исчезают миры? Почему наш мир под угрозой? Объяснений этому нет. Через тридцать секунд после этого диалога фильм заканчивается.

«Черновик»: плохой фильм, пытавшийся быть хорошей экранизацией

Хотя, справедливости ради, финал оригинальной книги тоже порождал не меньше вопросов. Их Лукьяненко обещал разъяснить в «Чистовике», следующей книге цикла. Обещание он не сдержал.

«Черновик» в целом следует сюжету и атмосфере книги, а историю меняет скорее ради её улучшения. Однако то, как выполнен фильм — сумбурно и дёшево — не позволяет назвать его хотя бы пристойной экранизацией. Возможно, дело как-то сможет исправить сериал, но об этом пока говорить рано.

Но есть и другой нюанс: оригинальный роман Лукьяненко — посредственное произведение. Там нет ни юмора, ни прописанных персонажей, ни интересных миров, ни захватывающих приключений главного героя. Для хорошего фантастического боевика в ней слишком мало действа и интересных боёв. Для чего-то более философичного книга слишком глупа и поверхностна. Автор даже не смог раскрыть тему свободы выбора, которую почти прямым текстом объявил ключевой в романе. Превратить такой материал в хороший сценарий для экранизации вряд ли вообще было возможно.

«Черновик»: плохой фильм, пытавшийся быть хорошей экранизацией

В середине 2000-х авторы экранизации «Ночного дозора» решили взять из первоисточника только общую структуру мира и главных героев, построив на этой основе новый сюжет. И не прогадали — получилось колоритное и динамичное кино. Если бы они решили поступить иначе, то мы бы смотрели фильм, где значительную часть сюжета плохо прописанные персонажи просто ездили бы на шашлыки.

Авторы фильма по «Черновику» поступили иначе и сильно ошиблись: большинство сюжетных проблем экранизации перекочевало из оригинала. Если бы написали новую историю, то даже с плохой актёрской игрой, ужасной компьютерной графикой и никудышной режиссурой мог бы получиться гораздо менее вымученный фильм. Но не сложилось.

7878
151 комментарий

Насколько я помню, в чистовике объясняли конец первой книги. И, как мне кажется, автор либо не читал книги, либо прочитал поверхностно. В статье куча упущений и взятых из ниоткуда фактов.

15
Ответить

большинство читавших книгу просто не хотят признать того, что оригинальный роман Лукьяненко — посредственное произведение. Илья, мне прям вот стало интересно, как человек, которому понравился этот роман, я должен признавать, что он посредственный из-за тебя лично или за каких то других незнакомых мне людей и их мнений?
Такое ощущение, что мнение фанатов этой книги противоречит явной "округлости" нашей планеты. Мнения других людей так остаётся мнением других людей, а не фундаментальными изречениями.
По поводу экранизации как разочаровался на трейлере, так видимо и не пойду в кино, "нелогики" полно что в книги, что на бумаге, так они и над картинкой даже не постарались. Можно было просто прямо на зелёных экранах вручную рисовать.

59
Ответить

Бывают посредственные вещи, которые субъективно нравятся, но это не мешает признавать их объективно недостаточное качество. Разница именно в оценке. "У этого полно недостатков, но оно мне всё равно нравится" это одно, а вот "мне нравится, значит это самое лучшее" - совсем другое.

60
Ответить

Такое ощущение, что мнение фанатов этой книги противоречит явной "округлости" нашей планеты. Мнения других людей так остаётся мнением других людей, а не фундаментальными изречениями.Именно для этого и есть тег #мнения :)

3
Ответить

| оригинальный роман Лукьяненко — посредственное произведение. - по сравнению с его другими работами однозначно

4
Ответить

Лукьяненко пишет книги с расчетом на аудиторию до 20. В каждом из его произведений есть шаблонный гг, который бежит спасать мир. Плюс вкрапления посредственной философии и уйма букв про то, как гг пожрал/ попил и закусил.( Особенно в книге "Спектр", но и дозорах этого хватает)

2
Ответить

как человек, которому понравился этот роман, я должен признавать, что он посредственный из-за тебя лично или за каких то других незнакомых мне людей и их мнений?

Мне понравилась книга. Она посредственная. У Лукьяненко есть вещи существенно, несравнимо лучшие. Описанные ляпы поддерживают, разве что с восстанием рабов по плану не вижу проблем.

Ответить