Сжечь всё и начать с нуля: обзор «Мира Юрского периода

Нестандартный выбор режиссёра помог франшизе встать на ноги.

Сжечь всё и начать с нуля: обзор «Мира Юрского периода 2»

Первый «Мир Юрского периода» понравился очень многим людям и собрал в мировом прокате почти 1,7 миллиарда долларов, но был фундаментально сломан.

В своё время дискуссии вокруг блокбастера Колина Треворроу настолько обострились, что критикам даже пришлось вводить термин «некомпетентное кино» — ещё более оскорбительный, чем «плохое кино». Это когда сценаристы не прорабатывают в сюжете даже самые базовые моменты, постоянно разрушая так называемый suspension of disbelief (веру в происходящие на экране невероятные события).

В «Мире Юрского периода» таких моментов было катастрофически много — система охраны парка не учитывала наличие в этом самом парке жутких монстров, а персонажи в основном вели себя как клинические идиоты — например, забегали в загон к самому опасному динозавру в мире, даже не посмотрев по камерам наблюдения, сбежал ли он куда-то вообще или хитро спрятался внутри.

Сценарий «Мира Юрского периода 2» — совсем другое дело. Его писали примерно те же люди, но есть странное ощущение, как будто текст дали вычитать злобному YouTube-кинокритику.

Вторая часть — это по-прежнему безумный аттракцион с ожившими древними рептилиями, но в ней почти нет эпизодов, от которых бы хотелось закатывать глаза. Если не брать в расчёт немного абсурдный финал, фильм по-настоящему работает. Теперь если какой-то персонаж заходит в клетку с динозавром, то делает это по чётко прописанной причине, а самые радикальные поступки главных героев вписываются в их образы и эмоциональное состояние.

Сжечь всё и начать с нуля: обзор «Мира Юрского периода 2»

Чтобы понять, почему «Мир Юрского периода 2» вдруг стал таким осмысленным на микроуровнях, не нужно долго копаться на IMDb. К этому явно приложил руку Хуан Антонио Байона, сменивший Колина Треворроу на посту режиссёра.

Как и его предшественник, испанец часто бесстыдно цитирует Стивена Спилберга, но аккуратно вписывает отсылки в канву нового сюжета. Скажем, встреча с брахиозавром, почти без изменений взятая из первой части, сразу раскрывает трепетное отношение героини Даниэллы Пинеды к динозаврам, которое позже сыграет в сюжете свою роль. Я уже не говорю о завязке с появлением тираннозавра во время шторма, моментально задающей фильму правильное настроение.

Если говорить о положении фильма Байоны во всей франшизе, то он чем-то напоминает «Последних джедаев» — в хорошем смысле. Устроив на острове Нублар извержение вулкана, сценаристы буквально сжигают наследие Стивена Спилберга, чтобы построить на его базе нечто новое.

Сжечь всё и начать с нуля: обзор «Мира Юрского периода 2»

По трейлерам может показаться, что извержением в «Мире Юрского периода 2» всё и ограничивается, но на самом деле ролики демонстрируют в основном лишь первую половину фильма. Во второй режиссёр «Приюта» возвращается на привычную ему территорию и превращает картину в камерный хоррор с динозаврами — едва ли не самое интересное, что случалось с франшизой со времён первой части.

В это трудно поверить, но в «Мире Юрского периода 2» действительно виден авторский почерк. Байона умело играет с тенями, светом, пространством, отражениями и крупными планами, превращая 250-миллионный блокбастер про динозавров в нечто свежее и захватывающее.

В фильме очень много правильного саспенса, который порой появляется в самых неожиданных местах. Часто он даже не касается динозавров: особенно хороша сцена, в которой обессилевший герой Криса Пратта спасается от медленно текущей в его сторону лавы.

Сам по себе Пратт — несомненное украшение картины. Не то чтобы его персонаж был глубоким и проработанным, но он лишний раз доказывает, что шляпу Индианы Джонса стоит передать именно ему. И, что ещё важнее, остальные актёры основного состава на его фоне не меркнут — наоборот, второстепенные персонажи, которые поначалу кажутся «пушечным мясом», внезапно получают осмысленные сюжетные арки и заставляют за себя переживать.

Сжечь всё и начать с нуля: обзор «Мира Юрского периода 2»

При том, что у Байоны получился почти безупречный аттракцион для похода в IMAX (важную роль играет картинка и звук), сценаристам фильма внезапно есть что сказать и за пределами погонь, драк и перестрелок.

«Мир Юрского периода 2» продолжает линию первой части о кошмарах генетики, но выводит её на новый уровень, чему способствует персонаж, которого старательно игнорировали во всех трейлерах.

При этом блокбастер не только поднимает неожиданные вопросы о самой этике вмешательства в геном существ, созданных природой, но и, похоже, закрывает эту тему во всей франшизе: Колин Треворроу уже пообещал, что в третьей части динозавров-мутантов больше не будет.

Джефф Голдблюм, к сожалению, оказался банальной заманухой — места в сюжете ему не нашлось
Джефф Голдблюм, к сожалению, оказался банальной заманухой — места в сюжете ему не нашлось

Что не менее важно, Байона наконец-то возвращает в «Юрские периоды» само ощущение чуда от возрождения динозавров. Древних монстров в фильме показывают не только как чудовищ, но и как животных из плоти и крови — глупых и беззащитных перед человеческим коварством и силами природы. После одной из самых душераздирающих сцен, в которой одна из рептилий погибает в огне, динозаврам начинаешь сопереживать даже больше, чем главным героям.

Эта линия в «Мире Юрского периода 2» приводит в финале к внезапным последствиям. В третьей части, которую вновь будет снимать Треворроу, цитировать Спилберга в лоб уже не получится — слишком уж сильно изменились правила игры.

Теперь мы знаем, почему в названии перезапуска было слово «Мир». И объяснение настолько невероятно и абсурдно, что может либо уничтожить франшизу, либо дать ей вторую жизнь. Но даже если Треворроу всё вновь сломает, фильм Байоны у нас, по крайней мере, никто не отберёт.

33 показа
9.6K9.6K открытий
63 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Здешние злодеи вообще всеми силами пытаются получить премию Дарвина. Я такого сочетания слабоумия и отваги со времён "Прометея"/"Завета" не помню.

При этом откровенно плохим назвать фильм не могу. Он именно до смешного тупой. Как будто его снимал Роланд Эммерих в 90-е или Майкл Бэй в наши дни.

Ответить

Можно смотреть без первой части?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Да, достаточно прочитать описание её сюжета.

Ответить

"но в ней почти нет эпизодов, от которых бы хотелось закатывать глаза."

А по-моему, весь фильм - один сплошной такой эпизод, от которого хочется закатывать глаза. Настолько тупого фильма я не видел с прошлого года.

***ДАЛЬШЕ СПОЙЛЕРЫ***


- Чего стоят только планы злодеев украсть всех динозавров... когда у них есть генетик, способный из кусочка ДНК вырастить кого угодно.
- Или сама идея динозавров как оружия. Посмотрел бы я на битву этого индораптора с танком или самолётом.
- Или когда миллионер не знает, что у него под домом три этажа секретных лабораторий. Даже не знаю, кто тупее: хозяин дома или те, кто проворачивал свои планы именно у него в особняке.
- Или когда герои шастают по злодейскому кораблю, просто нацепив кепочку от местной формы, и никто не спрашивает, откуда они взялись.
- Ну а высшую премию Дарвина получает тот идиот, который полез в клетку к индораптору зубик на память вырвать.

Ответить

Вчера сходил и что-то не в восторге от фильма. Он набит всеми возможными клише.
Примитивный сюжет, при чем очень похож на сиквел оригинальной части "Парк Юрского Периода 2: Затерянный мир".
Уже которая часть,а именно, если мне не подводит память, то в фильме 1997г (ПЮП 2), в фильме 2015г (МЮП), всегда найдется герой с мотивацией - "Представляешь сколько можно заработать на Динозаврах? Их можно использовать как оружие". Видимо, учиться на чужих ошибках - да кому это нужно?! Мотивация антогонистов - Тупа, как и они сами.
Некоторые поступки героев не поддаются логики, н-р: бегает опасный генно-модифицированный динозавр, а герои начинают целоваться...
Вот что уже изрядно бесит, так это то, что умирают все, но не главные герои. Есть там сцены, после которых было желание просто уйти.
Концовка и вовсе показалась очень глупой.
Фильмы 2015г и 2018г - это "ремейки" старых частей, которые в красивой обертке преподнесли народу.
Единственное что понравилось - это Красивая Картинка. Качество динозавров, эффектов реально на высоте, не удивлюсь, если выдвинут на Оскар за визуал. И я даже не заметил использование хромакея.

Ну и напоследок добавлю - была новость, а именно цитата Треворроу: "Сюжет обращен к новым темам и рассмотрит вопросы человеческой жадности, погони за прибылью." Можете загуглить, он такое говорил. - Серьезно?! А что было в оригинальном фильме? В фильме 1997г? 2015г? Это я еще не помню фильм 2001г, но там, вроде треш был.

Как итог - преждевременные лжеоценки а-ля "Просто невероятно! Спасибо, спасибо, спасибо Байоне за это чудо!" - полная туфта! Оценка на Metacritic 52.
Лучше дождаться Blu Ray издание и посмотреть в домашней обстановке, с вкусняшками, похвататься за голову из-за нелепости происходящего и красивой картинки.

Ответить