Космическая Одиссея 1979 года

Коммерческий буксир "Ностромо" Экипаж: 7 человек Груз: 20 млн. тонн минеральной руды Курс: возвращение на Землю
Коммерческий буксир "Ностромо" Экипаж: 7 человек Груз: 20 млн. тонн минеральной руды Курс: возвращение на Землю

ВНИМАНИЕ: текст содержит спойлеры к фильмам Чужой и 2001 год: Космическая Одиссея

Так начался один из самых главных космических и научно-фантастических хорроров в истории кино и породил целую франшизу. Год назад на широких экранах демонстрировался Чужой: Завет. Уже 6 фильм серии, если не считать каноном фильмы Чужой Против Хищника, которые к слову официально каноном и не являются. Новое творение Ридли Скотта получило тонны заслуженной и незаслуженной критики в свой адрес. Появилась множество ютуб-каналов, посвященных теориям на этот счёт, и судя по количеству просмотров, интерес к теме идеального организма не утрачен до сих пор. И, пока фанаты плюются от Завета, но в душе возлагают надежды на новый фильм Скотта, вспомним, чем был хорош оригинальный Чужой.

В космосе никто не услышит твой крик
В космосе никто не услышит твой крик

Первое, на что обращаешь внимание при просмотре классического фильма 1979 года это дизайн. Здесь полностью отсутствуют сцены на Земле или напоминающих её планетах. Только суровый космос, планетоид LV-426 и космический буксир Ностромо. К созданию декораций был привлечен швейцарский художник-аэрограф Ганс Руди Гигер.

Мастер за работой
Мастер за работой

Справился ли с этой задачей человек, которому в детстве отец подарил человеческий череп? Безусловно. Справился на столько, что его работу отметили премией Оскар. Вместе с Ридли они как могли воплощали образы из сценария Дэна О'Бэннона. Взять к примеру космической корабль, выполненный в футуристичном, а по нынешним меркам, в ретрофутуристичном стиле. Мрачные коридоры, светлые комнаты отдыха, множество лампочек и мониторов и, конечно же, шахты вентиляции. Последние являют собой пример функционального дизайна, т.к. стали излюбленным местом для ксеноморфа.

Геймдизайнеры Alien:Isolation не только с любовью воссоздали локации фильма, но и сделали их играбельными
Геймдизайнеры Alien:Isolation не только с любовью воссоздали локации фильма, но и сделали их играбельными

Уже на этом этапе можно отследить разницу в подходе Ридли тогда и сейчас. Классический Чужой после панорам бескрайнего космоса переходит к представлению Ностромо. Для ощущения масштаба и проработанности используется длинный кадр. При том, что корабль снаружи огромен, внутри он вызывает стойкое чувство клаустрофобии, за счёт узких коридоров и множества деталей, заполняющих помещения. Всё это погружает нас в научно-фантастической антураж и создаёт площадку для саспенса. Прометей и Завет в своих декорациях стали более футуристичными, при том что их действия происходят за десятки лет до оригинального Чужого. К тому же, они менее детализованы. Тот же Бегущий По Лезвию 2049 с гораздо большим уважением отнесся к оригиналу, стараясь максимально передать атмосферу, в том числе и с помощью декораций.

Ридли почему ты не можешь также?
Ридли почему ты не можешь также?

Планетоид LV-426, с которого и поступил злополучный сигнал, также хорошо детализован. Студия даже не пожалела средства на создание огромной фигуры Космического Жокея, ради пары минут в кадре. Над внешним видом пришельца Гигер постарался. Простой пример качества работы: во время показа фильма, в фойе одного из кинотеатров выставили скульптуру космического жокея, которую попытались сжечь религиозные фанатики, т.к. увидели в ней дьявола. Во истину сила искусства.

Дьявол во плоти
Дьявол во плоти

В сценарном плане оригинальный Чужой не стал откровением, но все же был хорошо проработан и к тому же имел интересные подтексты. Герои не кажутся пустышками, которых воткнули для того, чтобы накормить легендарного монстра. У них есть свои интересы и конфликты, да и актёры постарались создать запоминающиеся образы. И они, по крайней мере, проверили планету на наличие атмосферы перед высадкой. Такая простая мелочь делает картину в разы осознанней и серьезней, чем приквелы. Особенно, учитывая то, что это даже не группа учёных или колонистов, а просто космические дальнобойщики.

Знаменитая сцена
Знаменитая сцена

Роль антагониста поделили между собой Чужой и андроид Эш. Образ последнего оказывается на удивление хорошо прописанным. Заведомо не известно, что Эш это андроид и сценаристы плавно подводят нас к этому. Он с интересом наблюдает за тем, как группа людей изучает LV-426, впускает их обратно после высадки, при том, что по правилам о карантине делать этого нельзя. Фэйсхаггера изучает и защищает тоже он, ему было известно, что в Кейне, есть что-то живое, но ради эксперимента пришлось оставить это в тайне от команды Ностромо.

Посмертная улыбка Эша
Посмертная улыбка Эша

В аккурат перед тем, как мы узнаем, что Эш в действительности андроид, бортовой компьютер Мама говорит Рипли об истинных причинах полёта: «Привезти форму жизни. Задача №1. Остальные цели вторичны». Привет Космическая Одиссея и HAL-9000. Этот момент является прямой цитатой и затрагивает тему бездушных корпораций, продолженную Скоттом в Бегущем По Лезвию.

Деактивация HAL-9000
Деактивация HAL-9000

Что касается самого Чужого, то его концепт в этом фильме значительно отличается от последующих. Стоит отметить работу художников по костюмам. Идеальное воплощение идей Гигера. Существо представляет собой биомеханический организм. Оживший металл. Что может быть более чуждо органике? Наблюдать ксеноморфа в кадре приходится меньше, чем в любом другом фильме серии и не зря. Это добавляет таинственности и сохраняет реалистичность изображения. CGI-монстры из последнего фильма смотрятся невероятно слабо на его фоне.

— Ты чего плачешь то? — Да так, ничего. CGI в глаз попал
— Ты чего плачешь то? — Да так, ничего. CGI в глаз попал

Поведение ксеноморфа следует концепту идеального организма: он быстро адаптируется, не лезет на рожон, изучает людей и вообще показывает наличие разума. Стоит отметить, что наибольший интерес он проявляет женским персонажам: Ламберт и Рипли. Чужой не убивает их сразу, а наблюдает, в то время, как мужскую часть экипажа уничтожает моментально. Здесь мы и ступаем на тропу неожиданных подтекстов. Если вы не видите в образе пришельца ничего психосексуального, взгляните на концепт-арты Гигера. Да и сам О'Бэннон в одном из интервью говорил, что хочет «изнасиловать» зрителя. По всей видимости орально.

Космическая Одиссея 1979 года

Сценаристы тогда вообще были не лишены чувства юмора. Вспомним классическую сцену рождения ксеноморфа. Когда Кейн, прежде заражённый фэйсхаггером, начинает за обе щеки уплетать ужин, члены экипажа подшучивают над ним: «Смотри не лопни», «Ешь как будто в последний раз». Кто же знал, что всё так и произойдёт.

Та самая сцена

С точки зрения научной фантастики фильм поднимает интересный вопрос. Так ли важны совесть, жалость или иллюзии морали? Ведь, в конце концов, конечной целью любого вида является выживание. Ксеноморф лишён таких терзаний, что и делает его по-настоящему идеальным. Даже после того, как Рипли выбросила его в космос, мы не можем быть уверенны, что существо умерло. Это не единственный вопрос, который остается за кадром. В чем точно можно быть уверенным, так это в том, что приквелы Скотта скоро дадут нам все ответы. Но действительно ли они нам нужны?

1.7K1.7K открытий
30 комментариев

Нет, не нужны. Уже 4-ая часть была лишней, если не третья. Сейчас же все это попытка выдоить досуха вселенную и персонажа. Учитывая что Скотт никому не дает, дальше будет только еще большая шизофрения. Вдвойне обидно ибо отдельные куски Завета смотрелись отлично и довольно оригинально (библейские мотивы, персонаж Фассбендера и отсутствие хеппи энда).

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ну третья вполне канонична и хорошо вписалась во вселенную. Другой вопрос как ее сняли. А что до заветов, то у Ридли явно уже на старости лет поехала крыша и снял он откровенно слабые фильмы. Требовалось всего лишь сделать приквелы, а его понесло вообще куда-то в наркоманские дали. Надеюсь, после покупки фоксов, режиссерское кресло отдадут более адекватному режиссеру.

Ответить

Третья вообще многострадальная. Один из лучших примеров того, как страдает кино от смены режиссера и рандомных досъемок

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

И очень много фантазий

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить