Кино Макс Астафьев
1 591

Космическая Одиссея 1979 года

Коммерческий буксир "Ностромо" Экипаж: 7 человек Груз: 20 млн. тонн минеральной руды Курс: возвращение на Землю
В закладки

ВНИМАНИЕ: текст содержит спойлеры к фильмам Чужой и 2001 год: Космическая Одиссея

Так начался один из самых главных космических и научно-фантастических хорроров в истории кино и породил целую франшизу. Год назад на широких экранах демонстрировался Чужой: Завет. Уже 6 фильм серии, если не считать каноном фильмы Чужой Против Хищника, которые к слову официально каноном и не являются. Новое творение Ридли Скотта получило тонны заслуженной и незаслуженной критики в свой адрес. Появилась множество ютуб-каналов, посвященных теориям на этот счёт, и судя по количеству просмотров, интерес к теме идеального организма не утрачен до сих пор. И, пока фанаты плюются от Завета, но в душе возлагают надежды на новый фильм Скотта, вспомним, чем был хорош оригинальный Чужой.

В космосе никто не услышит твой крик

Первое, на что обращаешь внимание при просмотре классического фильма 1979 года это дизайн. Здесь полностью отсутствуют сцены на Земле или напоминающих её планетах. Только суровый космос, планетоид LV-426 и космический буксир Ностромо. К созданию декораций был привлечен швейцарский художник-аэрограф Ганс Руди Гигер.

Мастер за работой

Справился ли с этой задачей человек, которому в детстве отец подарил человеческий череп? Безусловно. Справился на столько, что его работу отметили премией Оскар. Вместе с Ридли они как могли воплощали образы из сценария Дэна О'Бэннона. Взять к примеру космической корабль, выполненный в футуристичном, а по нынешним меркам, в ретрофутуристичном стиле. Мрачные коридоры, светлые комнаты отдыха, множество лампочек и мониторов и, конечно же, шахты вентиляции. Последние являют собой пример функционального дизайна, т.к. стали излюбленным местом для ксеноморфа.

Геймдизайнеры Alien:Isolation не только с любовью воссоздали локации фильма, но и сделали их играбельными

Уже на этом этапе можно отследить разницу в подходе Ридли тогда и сейчас. Классический Чужой после панорам бескрайнего космоса переходит к представлению Ностромо. Для ощущения масштаба и проработанности используется длинный кадр. При том, что корабль снаружи огромен, внутри он вызывает стойкое чувство клаустрофобии, за счёт узких коридоров и множества деталей, заполняющих помещения. Всё это погружает нас в научно-фантастической антураж и создаёт площадку для саспенса. Прометей и Завет в своих декорациях стали более футуристичными, при том что их действия происходят за десятки лет до оригинального Чужого. К тому же, они менее детализованы. Тот же Бегущий По Лезвию 2049 с гораздо большим уважением отнесся к оригиналу, стараясь максимально передать атмосферу, в том числе и с помощью декораций.

Ридли почему ты не можешь также?

Планетоид LV-426, с которого и поступил злополучный сигнал, также хорошо детализован. Студия даже не пожалела средства на создание огромной фигуры Космического Жокея, ради пары минут в кадре. Над внешним видом пришельца Гигер постарался. Простой пример качества работы: во время показа фильма, в фойе одного из кинотеатров выставили скульптуру космического жокея, которую попытались сжечь религиозные фанатики, т.к. увидели в ней дьявола. Во истину сила искусства.

Дьявол во плоти

В сценарном плане оригинальный Чужой не стал откровением, но все же был хорошо проработан и к тому же имел интересные подтексты. Герои не кажутся пустышками, которых воткнули для того, чтобы накормить легендарного монстра. У них есть свои интересы и конфликты, да и актёры постарались создать запоминающиеся образы. И они, по крайней мере, проверили планету на наличие атмосферы перед высадкой. Такая простая мелочь делает картину в разы осознанней и серьезней, чем приквелы. Особенно, учитывая то, что это даже не группа учёных или колонистов, а просто космические дальнобойщики.

Знаменитая сцена

Роль антагониста поделили между собой Чужой и андроид Эш. Образ последнего оказывается на удивление хорошо прописанным. Заведомо не известно, что Эш это андроид и сценаристы плавно подводят нас к этому. Он с интересом наблюдает за тем, как группа людей изучает LV-426, впускает их обратно после высадки, при том, что по правилам о карантине делать этого нельзя. Фэйсхаггера изучает и защищает тоже он, ему было известно, что в Кейне, есть что-то живое, но ради эксперимента пришлось оставить это в тайне от команды Ностромо.

Посмертная улыбка Эша

В аккурат перед тем, как мы узнаем, что Эш в действительности андроид, бортовой компьютер Мама говорит Рипли об истинных причинах полёта: «Привезти форму жизни. Задача №1. Остальные цели вторичны». Привет Космическая Одиссея и HAL-9000. Этот момент является прямой цитатой и затрагивает тему бездушных корпораций, продолженную Скоттом в Бегущем По Лезвию.

Деактивация HAL-9000

Что касается самого Чужого, то его концепт в этом фильме значительно отличается от последующих. Стоит отметить работу художников по костюмам. Идеальное воплощение идей Гигера. Существо представляет собой биомеханический организм. Оживший металл. Что может быть более чуждо органике? Наблюдать ксеноморфа в кадре приходится меньше, чем в любом другом фильме серии и не зря. Это добавляет таинственности и сохраняет реалистичность изображения. CGI-монстры из последнего фильма смотрятся невероятно слабо на его фоне.

— Ты чего плачешь то? — Да так, ничего. CGI в глаз попал

Поведение ксеноморфа следует концепту идеального организма: он быстро адаптируется, не лезет на рожон, изучает людей и вообще показывает наличие разума. Стоит отметить, что наибольший интерес он проявляет женским персонажам: Ламберт и Рипли. Чужой не убивает их сразу, а наблюдает, в то время, как мужскую часть экипажа уничтожает моментально. Здесь мы и ступаем на тропу неожиданных подтекстов. Если вы не видите в образе пришельца ничего психосексуального, взгляните на концепт-арты Гигера. Да и сам О'Бэннон в одном из интервью говорил, что хочет «изнасиловать» зрителя. По всей видимости орально.

Сценаристы тогда вообще были не лишены чувства юмора. Вспомним классическую сцену рождения ксеноморфа. Когда Кейн, прежде заражённый фэйсхаггером, начинает за обе щеки уплетать ужин, члены экипажа подшучивают над ним: «Смотри не лопни», «Ешь как будто в последний раз». Кто же знал, что всё так и произойдёт.

Та самая сцена

С точки зрения научной фантастики фильм поднимает интересный вопрос. Так ли важны совесть, жалость или иллюзии морали? Ведь, в конце концов, конечной целью любого вида является выживание. Ксеноморф лишён таких терзаний, что и делает его по-настоящему идеальным. Даже после того, как Рипли выбросила его в космос, мы не можем быть уверенны, что существо умерло. Это не единственный вопрос, который остается за кадром. В чем точно можно быть уверенным, так это в том, что приквелы Скотта скоро дадут нам все ответы. Но действительно ли они нам нужны?

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Макс Астафьев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 30, "likes": 28, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 20941, "is_wide": false }
{ "id": 20941, "author_id": 66859, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/20941\/get","add":"\/comments\/20941\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/20941"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957 }

30 комментариев 30 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
3

Нет, не нужны. Уже 4-ая часть была лишней, если не третья. Сейчас же все это попытка выдоить досуха вселенную и персонажа. Учитывая что Скотт никому не дает, дальше будет только еще большая шизофрения. Вдвойне обидно ибо отдельные куски Завета смотрелись отлично и довольно оригинально (библейские мотивы, персонаж Фассбендера и отсутствие хеппи энда).

Ответить
2

Третья и четвертая по своему хороши, просто большинство видимо не в силах это оценить.
А вот Прометей и Завет в том виде в котором получились действительно не нужны, по крайней мере как часть вселенной Чужих. Ридли нужно было снимать свою отдельную серию с "библейскими" мотивами и уничтожением имбецилов, а не пытаться выдать это все за приквелы.

Ответить
0

Третья и четвертая картины хороши в основном сюжетом, но реализация (особенно Воскрешения) в целом хромает.

Ответить
2

Ну не знаю, может я слишком предвзято сужу, но на мой взгляд 4я очень хорошо реализована:
Актерская игра хороша, мотивация у персонажей есть, декорации, оружие, одежда, да и весь прочий дизайн на уровне. Сцена в затопленном отсеке с компьютерными ксеноморфами на мой взгляд для своего времени также хороша.
Вообще у меня именно Воскрешение любимая часть серии, потом уже 2 и 3, а первая хоть и шедевр, но не в моем вкусе.

Ответить
5

В 4 части хороший сюжет. Смогли извернуться и продолжить историю Рипли. Но на мой взгляд, фильм какой-то больше подростковый, по-голливудски притерный что ли... Ну и в целом, нет никакой атмосферы. Нет хоррора первой части или напряженных сражений второй. Нет, в целом фильм мне конечно нравится (в своё время купил его на VHS и посмотрел раз 10), но я его и рядом бы не поставил с изначальной трилогией.

Ответить
1

Надо было дать Бломкампу попробовать, возможно он мог что-то изменить. Не факт, но стоило попытаться.

Ответить
0

Это точно, хотя я очень люблю третью и четвертую части, а выйди фильм Блокампа они стали бы неканоном, но все равно очень надеялся что ему дадут зеленый свет.
С другой стороны не думаю что он ушел бы делать Oats если бы снял Чужих, а этот проект мне очень понравился.

Ответить
0

Третья была бы хорошей, сделай Финчер как планировал. Ну и ребенок-чужой в четвертой...чего???

Ответить
1

А что с ним не так?
"Кроме того, есть еще та самая сцена, на которой я прервал свой первый просмотр картины в далеком 1997 году — сцена рождение полуэлиена-получеловека, который своей настоящей матерью считает именно Рипли, а вовсе не Королеву. Кто-то из великих режиссеров прошлого сказал: "Когда заканчивается кино начинается постмодернизм". И применительно к вселенной Чужих данную фразу можно трактовать буквально: первые три фильма олицетворяют собой полный жизненный цикл с собственными темами и характерными рефренами, от рождения до самой смерти. "Воскрешение" же проделывает в отношении франшизы процедуру, описанную в собственном названии и тем самым запускает совершенно новый цикл — круг постмодернизма, который берет все те же темы, но подает их под совершенно иным углом. Кэмерон уже сталкивал лбами Рипли с Королевой — образы двух разъяренных матерей, которые защищают собственных детей. И 11 лет спустя, тот же конфликт подается Жене уже под совершенно иным соусом, когда матерей по-прежнему двое, но ребенок всего один."
цитата из статьи, ссылку на которую я привел ниже на мой взгляд хорошо описывает смысл сцен с гибридом.

Ответить
0

По-моему слишком глубоко для вселенной Чужих.

Ответить
0

Прометей (версия с фанатским монтажом который) довольно неплох на самом деле.

Ответить
2

Ну третья вполне канонична и хорошо вписалась во вселенную. Другой вопрос как ее сняли. А что до заветов, то у Ридли явно уже на старости лет поехала крыша и снял он откровенно слабые фильмы. Требовалось всего лишь сделать приквелы, а его понесло вообще куда-то в наркоманские дали. Надеюсь, после покупки фоксов, режиссерское кресло отдадут более адекватному режиссеру.

Ответить
1

Третья вообще многострадальная. Один из лучших примеров того, как страдает кино от смены режиссера и рандомных досъемок

Ответить
1

Такой потенциал профукали. Да еще и от Финчера...эхх

Ответить
3

К концепт-артам так же приложил руку великий Жан Жиро Мебиус.

Ответить
2

Главная претензия мамкиных критиков к "Завету": РРРРРРЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ НА ПЛАНЕТУ БЕЗ СКАФАНДРАФ ТАК НИБЫВАЕТ!!!!11

Ответить
2

Мне вообще не нравится что в современном кино почти нет настоящих костюмов и аниматроники. Всё же уровень графики пока не позволяет делать условных чужих похожими на реальных. Хорошо хоть яутжа (хищников) не заменили на графику (пока что).

Ответить
0

В этом плане мне всегда нравится работа студии Weta Workshop, подход к созданию спецэффектов, костюмов и оружия у них грамотный.

Ответить
0

Это они чтоли все декорации к фильмам Бломкампа пилят?

Ответить
2

А, я знаю этот фильм. Это та самая смешная комедия, где котик на космическом корабле потерялся, и один из экипажа надел на себя страшный костюм чтобы выгнать его из служебных труб?

Ответить
1

Мммм я думаю если бы у нас у каждого не было индвидуальности, но мы бы были разумны и придерживались лишь основных инстинктов то были бы вполне похожи на чужих, я думаю что Чужие это попытка идеализировать человека, показать что мы со своими понятиями, правилами, и тому подобными вещами слабы, считаем себя верхом эволюции, самые сильные во вселенной. Фильм же показывает что это не так, и есть существа разумные как и мы, но придерживающихся инстинктов выживания, и потому сильнее нас.

Ответить
1

Книгу "Ложная слепота" Питера Уоттса не читали? Там это намного лучше раскрыто.

Ответить
0

"Скотта скоро дадут нам все ответы"
Не дадут. Завет - коммерческий провал.

Ответить
0

с 1:34 тайминг видать тут не поддерживается

Ответить
0

Кто нибудь в теме, разъясните мне про ту самую штуковину c Bonus Situation.

Ответить
0

Добавлю и своё мнение: первая серия хороша именно атмосферой. Передаёт именно то,что написано на постере.
Космос,такой известный,потому ,что бороздим его на огромных кораблях и уже путешествие,о котором мечтали наши предки уже рутина. Человек посчитал себя царем природы,космоса. Фактически хозяин.
За столько лет,что освоен космос, уже появились дальнобойщики ,а других внеземных рас вроде и нету. Вот человеку и напомнили,что есть кто-то совершеннее и лучше его самого.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Гейб Ньюэлл наконец-то анонсировал то,
чего все так долго ждали
Подписаться на push-уведомления