Про трубку Ганса Ланды и немного наблюдений о «Бесславных ублюдках»
Помните открывающую сцену из «Бесславных ублюдков»?
Ну это когда полковник СС Ганс Ланда, охотник за евреями, приезжает во французскую деревушку, чтобы найти и расстрелять евреев, которых фермер укрывает в подвале.
Там потом «оревуар шошана» и вот это все.
Кстати, кадр в этой сцене неистово косплеит «Искателей» Джона Форда:
Так вот, фермер сидит курит трубку, Ланда рассказывает про то, что сам фюрер вызвал его сюда для поиска евреев.
Тут нацист просит разрешения закурить, достает исполинских размеров трубку и начинает курить (как раз, перед тем, как он начинает расследовать, где именно в доме прячутся евреи).
Сначала это просто смешно на фоне и контрасте — огромный фермер-француз курит маленькую аккуратную прямую трубку, а маленький немец достает трубку больше его самого в два раза.
Но тут припрятан маленький синефильский штрих, который сложно понять не-американцам.
Это трубка называется Calabash Pipe.
Калабаш (он же горлянка) — это такая тыква, из коры которой делают различные изделия, в том числе и трубки.
И в Америке, такая трубка считается символом Шерлока Холмса — таким же как его двухкозырьковая охотничья кепка.
То есть в момент перед тем, как начать расследование, Ланда достает символ Шерлока Холмса — что является довольно комичным (представьте, что он в этот момент надевает знаменитое кепи Холмса).
Учитывая оглушительно мрачный контекст сцены, такой вот контрастный душ (от комичного к страшному) и напыщенная театральность являются главными чертами сцен с Ландой — как и в эпизоде со штруделем, или в моменте с Горлами. Ланда обожает интеллектуальные игры с жертвой, превращая каждый свой допрос в дружескую беседу (и наоборот, дружескую беседу — в допрос).
Пруф про Шерлок Холмса от самого Тарантиныча:
Кстати, Квентину трубка видимо понравилось, он курил такую же на съемках «Однажды в ... Голливуде»:
К слову, как и выражение «Элементарно, Ватсон», у Конан Дойля ничего подобного не было (тип трубки никогда не уточнялся).
Просто калабаш был очень популярен в качестве реквизита в американских театрах (из-за размеров его отчетливо было видно с задних рядов), поэтому при первых театральных постановках, Шерлоки Холмсы использовали именно ее — так она и закрепилась.
Про Жида Медведя
Раз уж зашла тема про символы, то не могу не погрустить про роль Жида-Медведя. Изначально, Тарантино писал ее под Адама Сэндлера, что было бы супер круто .
Сэндлер — главный символ американского еврейства в Голливуде, и, если бы он в фильме Тарантино играл Жида-медведя, разнося американской битой черепа врагам — ухх, это было бы гораздо круче картонного Элая Рота.
Ведь вся команда Ублюдков, по сути, комичные дегенераты — и Адам идеально вписался бы в этот образ, исполнив свое привычное амплуа.
Но увы, актера не отпустила Universal, с которой у него был контракт на фильм «Приколисты». Забавно, что Universal также снимала и «Ублюдков», но договориться все-равно не удалось.
А теперь представьте, каково Сэндлеру, которого из-за роли в комедии с Сетом Рогеном не отпустили сниматься у Тарантино.
Есть даже не очень качественный дипфейк, где лицо Элая Рота заменили на Сэндлера:
Почему в оригинале «Бесславные ублюдки» пишутся с ошибками.
Ну, чтобы два раза не вставать, давайте еще про «Ублюдков».
Оригинальное название фильма, «Inglourious Basterds» написано с грамматическими ошибками — правильно было бы Inglorious Bastards.
Ходят много слухов и теорий, откуда опечатки в названии — начиная с того, что это концептуально, в духе художника Баскии, заканчивая тем, что именно так бы название фильма сказал персонаж Бреда Питта, со своим странным акцентом.
Сам Тарантино делает таинственный прищур и томно шепчет, что никогда не расскажет причину.
Но мне гораздо ближе следующая теория — Тарантино так-то не самый грамотный человек в мире.
В 2008 году в сеть утекли фотки сценария — где на титульном листе почерком Квентина написано это самое название, с ошибками :)
Ну и такой эгоманьяк, как Квентин, не мог просто признать, что дал маху — в итоге, пошел на принцип, и сделал вид, что так и задумывалось.
(Подкрепляет мою теорию то, что титр с названием фильма полностью повторяет собой титульную страницу утекшего сценария.)
Все-таки круто быть Тарантино, чтобы весь мир посмотрел на название фильма с ошибками и такой, ну ладно, это же Квентин, наверняка тут какая-то отсылка на малазийское черно-белое кино 55 года.
Ну а в названии и правда есть отсылка — «Бесславные ублюдки» взялись из американского названия итальянского фильма «Этот проклятый бронепоезд», который снял Энцио Горлами, я про это как-то писал (именно поэтому Альдо Рейн на премьере прикидывается режиссером по фамилии Горлами, Тарантино любит пасхалки).
Почему Ланда не застрелил Шошану
И закончим про «Ублюдков» на этом моменте.
В открывающей сцене, еврейская девочка Шошана, выбравшись из подвала дома после расстрела, бежит в сторону леса. Ланда берет ее на прицел, но затем опускает оружие и кричит вслед «Au revoir, Shoshanna!».
Так вот, почему же он ее отпустил?
Тут можно надувать щеки и впадать в кинокритические этюды, говоря про то, что Ланда так-то противоречивый персонаж, что он вообще-то не садист или маньяк, а детектив-интеллектуал, просто Шерлок Холмс раскрывал убийства, а Ланда — где прячутся евреи. Что он кайфует от театральности и азарта в умственных сражениях с жертвой, а стрелять в спину 15-летней девочке это не так азартно и театрально.
Но перед тем как все это написать, я просто прочитал этот момент в том самом утекшем сценарии.
И там есть сцена, где Ланда английским по белому объясняет своему водителю, почему он это сделал — он просто считал, что девушка не переживет ночь (она одна, голодна, без обуви, без укрытия, а никто из соседей после произошедшего ее явно не приютит).
Так что никакой гуманности, просто холодный расчёт. Кстати, повзрослевшая Шошана в дальнейшем поможет в уничтожении всей немецкой верхушки, такая вот дальновидность.
Правда, учитывая, что эту сцену из фильма вырезали, быть может толика истина в моих начальных словах и есть :)
Спасибо за прочтение!
Телеграм-канал Одно Кино (пост взят оттуда): https://t.me/odno_kino
Кристоф Вальц топ актёр. Поражает как он после Ланды умудрился убедительно сыграть Доктора Шульца
Ну потому что роль во многом повторяет одна другую (это не претензия, я сам обожаю обе его роли)
Ланда - настолько офигенный и умный, что не ожидал, что его задавит тупость
Ну, типичная история любого "многоходовочника". В конечном итоге сам себя и переиграл.
Комментарий недоступен
По моему личному мнению лучший фильм Тарантино. Кино из той редчайшей категории, которое можно включить с любой сцены и просто сидеть и наслаждаться режиссурой, игрой актёров, диалогами, музыкой и вот этой вот самой "киношностью", когда прямо осязаемо передается с экрана как режиссёра прёт от съёмочного процесса и как он до безумия обожает старое кино и свою работу. В той или иной мере так можно сказать почти про каждый фильм Тарантино, но именно в Ублюдках это ощущается сильнее всего. Спасибо большое за материал, правда теперь придётся на неделе в очередной раз пересматривать. Ибо «по-моему, это тянет на шедевр».
В Джанго у меня такие же ощущения. Хотя Ублюдки реально шедевральны.