"День Шакала" против "Шакала". Оригинал против ремейка

Сравниваем английский триллер с американским боевиком из 90-х. Брюс Уиллис-злодей, Ричард Гир-террорист и разрывной Джек Блэк. И бонусом в конце - ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ. Сможете ли вы пережить встречу с Шакалом?

"День Шакала" против "Шакала". Оригинал против ремейка

Формально "Шакал" 1997 года не является ремейком "Дня Шакала" 1973-го, а лишь вторая более вольная экранизация одноименного романа английского писателя Фредерика Форсайта. Но для удобства я буду называть его ремейком.

В процессе чтения постарайтесь не запутаться "День Шакала" - это старый фильм, а "Шакал" - это фильм из 90-х с Уиллисом. Повнимательнее.

Первый фильм снял Фред Циннеман (из самого известного - "История монахини" с Одри Хепберн и "Мужчины" с Марлоном Брандо). Количество отклонений от книги в нем минимально, такой подход был у ранних экранизаций литературы.

Сюжет повествует о покушении на Шарля де Голля (первого президента Франции, на минутку) спланированное в 1962 году силами подпольной организации ОАС. Заговорщики нанимают таинственного наемного убийцу по прозвищу Шакал, чтобы тот убил де Голля в отместку за предоставление независимости Алжиру. Весь сюжет строится на попытки силовых структур Франции поймать неуловимого убийцу.

Сюжет ремейка в общих деталях схож, только действие перенесено в США, покушение организуется лидером русской мафии за смерть брата, а цель покушения до самого конца держится в секрете.
Режиссером ремейка выступил Майкл Кейтон-Джонс ("Жизнь этого парня" с маленьким Ди Каприо и "Основной инстинкт 2").

Всем здорова и погнали<br />
Всем здорова и погнали

Глобальные различия

Обе адаптации не стали далеко ходить и использовали недавние события мировой истории. Признание Алжира независимым случилось в 1962 году. Книга и фильм вышли в 71-м и 73-х годах. Все события еще свежи в общественной памяти.
Ремейк использует распад СССР и последовавшие за ним лихие 90-е. Удивительно, но, всё обошлось почти без клюквы. Ну разве самую малость. В Москве при совместной операции ФБР и МВД убивают брата лидера russkaya mafia . Старший брат решает взять помощь на стороне и призывает таинственного убийцу с кодовым прозвищем Шакал. Тот просит всего ничего - полной независимости, строжайшей секретности и средний гонорар Дуэйна Скалы Джонсона из будущего. То есть 70 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ. На минутку, в "Дне Шакала" киллер запросил полмиллиона, и даже от этой суммы у заговорщиков глаза на лоб полезли. Им буквально пришлось в спешке грабить банки, чтобы наскрести нужную сумму. Здесь же мафиозник легко соглашается с условиями и разве что из кармана нужную сумму на стол не вываливает.

Спойлер к концовке "Шакала"

А зная реальную цель покушения возникает еще больше вопросов к сумме. Первая леди США правда стоит семидесяти миллионов? Конечно, это здоровский твист для сюжета, но обманная цель в виде главы ФБР в этой ситуации выглядит куда более разумной. У главаря русской мафии действительно есть обида к ФБР, глава мужчина как и убитый брат, получается равный обмен, кровь законника за кровь бандита. Но, почему-то, главарь мафии решает, что будет прикольнее прикончить жену президента. Ведь она важная фигура в государстве... Так ведь? Пожалуй, даже дочка президента была бы куда трагичнее. Как наследие, будущее поколение, молодая кровь. Но здесь выбрали мадам, которая занимается благотворительностью. Ну ладно.

С учетом инфляции

500к долларов 1962 года составляют 2.6 миллионов в 1997-м

500к долларов 1962 года составляют 5 миллионов в 2023-м

70 миллионов 1997-го составляют 136 миллионов в 2023-м

Как выросли аппетиты у этого Шакала за 30 лет

Второстепенные персонажи

В оригинале есть заковыка в том, что там непросто выделить кого-то как полноправного персонажа. На роль такого отчасти подходит детектив Клод Лебель, но даже он тянет лишь максимум на второстепенного. Лебель появляется ближе к середине фильма и потому никак не может претендовать на более высокий ранг в экранной иерархии.

"День Шакала" против "Шакала". Оригинал против ремейка

Функция Клода Лебеля в ремейке перевоплотилась сразу в нескольких человек. Из одного детектива получились - Ричард Гир - снайпер ИРА, фбровец Картер Престон и русский майор милиции Валентина Козлова. Сверх того, у Гира есть любовный интерес из ЭТА по имени Изабелла Занкона, которая тоже сыграла роль в поимке Шакала.
Возможно, из уважения к оригиналу, где все события проходили в Европе, основную часть действующих персонажей ремейка сделали европейцами. Ирландец, русская, жительница страны Басков. Пестрый состав.

Джек Блэк в фирменном дурашливом стиле сыграл типичного говорливого пройдоху, но в не совсем типичных условиях. По ощущениям он словно комедийный попаданец, очутившийся в триллере, но не подозревающий об этом.

С этим персонажем в ремейке связан любопытный момент. В оригинале Шакала шантажирует один мастер по подделке документов. С его точки зрения Шакал обыкновенная мелкая сошка, такого же ранга и он сам. Жулик не в курсе про репутацию убийцы. Он не видел у того оружия и поэтому совсем не боится. Но Джек Блэк же заигрывает с с типичным милитари батей. Даже если не знать, что тот наемный убийца, тревожных звоночков хватает. Он заказал установку для большой пушки. Напирает на секретность. Так что вряд ли он собирается из этой дуры пулять картошкой. Поэтому, пожалуй, не стоило шантажировать такого человека. А после шантажа не стоило ехать с ним в поле на испытания. Но Джек Блэк пропускает все красные флажки и, в связи с перечисленными замечаниями, можно объявить, что Блэк самоуничтожился вполне добровольно.

В ремейке порадовала крохотная партия убитого бандита, который за минуту выдал такой злой перформанс, что немедленно заслужил роль в несуществующей "Красной Жаре 2".
В ремейке порадовала крохотная партия убитого бандита, который за минуту выдал такой злой перформанс, что немедленно заслужил роль в несуществующей "Красной Жаре 2".

Признанному экранному любовнику Ричарду Гиру представилась отличная возможность выступить в необычном для себя образе – сыграть ирландского террориста и преступника. И сначала кажется, что у него всё получилось. Вот Ричард Гир яростно боксирует с воздухом в одиночной камере. Он опасный уголовник и ему лучше не попадаться на пути. Но первый слой стирается в общении с федералами, когда становится понятно, что не хватает в Гире истинной природной крутизны. Да он дерзкий и небритый, но это попросту не работает, будто актер лезет на чужое поле.
А затем Гир бреется и дела становятся еще плачевнее. Ну нельзя быть на свете красивым таким и при этом оставаться угрожающим.
Гир оказывается в своей стихии лишь при встрече с бывшей возлюбленной. Там он органичен и вопросов не вызывает.

Один усатый детектив из прошлого стоит террориста, фбровца и майора полиции из настоящего<br />
Один усатый детектив из прошлого стоит террориста, фбровца и майора полиции из настоящего

Положение с Гиром напоминает ситуацию с Колином Фёртом, который тоже долгое время был вечным мистером Дарси – английским чопорным джентльменом. Но у Фёрта произошел слом после Кингсмена, а вот Гир свою возможность упустил. Хотя изначально его вообще-то звали на роль Шакала. Может быть тогда, в более суровых условиях он бы смог сыграть на контрасте и изобразить психопата. Но Гир не решился перевоплощаться в настолько негативного героя. А вот Уиллис согласился. Что также было нетипично для его героического резюме.

Интервью с Уиллисом, где он долго и вдумчиво раскрывает свои мотивы сыграть злодея

Два Шакала

Личность злодея в обоих фильмах окутывает тайна. Доподлинно неизвестна ни его национальность, ни настоящее имя. Его мотивы будто бы просты - деньги. И, возможно, самолюбие, ведь он берется за действительно сложные дела. Но, на самом деле, о внутреннем мире Шакала сказать почти нечего. Душу ни перед кем он не изливает, а фильмы застают его только в рабочие моменты, когда он общается строго по делу.

Британскому актеру Эдварду Фоксу посчастливилось первым перенести этого персонажа на экраны. Но на ранних этапах в Шакалы метили американцы Джек Николсон и Роберт Редфорд.

Шакал Фокса щеголеват, при необходимости артистичен и обаятелен, в остальное время спокоен и невозмутим. Он не выглядит суперменом без недостатков - когда начинается подлинная охота, он совершает ошибки. Но даже в сложных ситуациях Шакал показывает гибкость ума и способности к импровизации.

"День Шакала" против "Шакала". Оригинал против ремейка

Что же Шакал из ремейка? Он обаятелен с женщинами. И с мужчинами. Обладает уймой навыков и широкими криминальными связями. И обожает переодевания. Смена имиджа первого Шакала никогда не выходили за рамки необходимости. Ищут блондина? Перекрасился в темный цвет. Ищут молодого? Замаскировался под старика. Брюс отыгрывает настоящий симулятор барби. На протяжении всего фильме он переодевается десятки раз. Даже когда его еще не ищут. И что забавно - эта маскировка не имеет практической пользы. Если оригинального Шакала изначально никто в лицо не знал, то в ремейке к делу подключены Гир с бывшей, знающие Шакала в лицо и даже имеющие с ним личные счеты. И следовательно, несмотря на десятки переодеваний, Гир мгновенно узнал Уиллиса, как только его увидел.

По слухам, Гир согласился на роль как только  ему пообещали, что фильме будет сцена с переодеваниями его партнера (кто угадает музыку до включения, тот красотулечка)

Слабости Шакалов проявляются по-разному. Если первый в какой-то момент просто по-человечески устает и засыпает за рулем, то есть поддается слабости плоти, то второй Шакал лажает в эмоциональном плане. Уиллис в классической злодейской манере начинает мстить главному герою, оставляя за собой следы и подсказки для преследователей.

Насилие

Что неудивительно для старого кино, где еще не умели или не хотели показывать насилие, все убийства первого Шакала являются абсолютно бескровными. Часть происходит вообще за кадром. Для примера - своего шантажиста Шакал вырубил и запер в сундуке (жестоко, но крови не было), но Шакал Уиллиса пошел дальше и просто разобрал Джека Блэка на кусочки из пулемета. Показательное различие между европейским и американским кинематографом. В первом случае нет акцента на насилии, но зато есть обнаженка. Во втором отрывают руки, но из эротики только поцелуй Брюса Уиллиса с парнем.

Проще не значит лучше

Неуемные американские продюсеры не смогли сдержать своих порывов и сделали ремейк более усвояемым для публики. В ремейке на хорошей стороне понятный и различимый герой Ричарда Гира, когда оригинал выдает лишь детектива в обосранных штанах (буквальный факт из фильма), который на протагониста вообще не тянет. Лебель просто выполняет свою работу.

К важным кастинговым решениям: трагически погибший арбуз в ремейке сменила тыковка
К важным кастинговым решениям: трагически погибший арбуз в ремейке сменила тыковка

В оригинале одна осевая фигура – Шакал и весь фильм крутится вокруг него. Он движется к цели, а многочисленные спецслужбы стараются его обезвредить. В ремейке часть акцентов смешается на персонифицированного деятеля "сил добра" и складывается стандартная схема: «хороший парень против плохого парня».

«День Шакала» как-то справлялся без финального боя или общего прошлого героев. А ремейк добавив всё это, не особо-то и прокачался. Хотя ожидался явно противоположный эффект. Но можно честно сказать, что фильм приобрёл в зрелищности, хоть и потерял в индивидуальности.

Значит, оригинал непогрешим?

Да, хотелось бы с легкой руки назвать "День Шакала" идеальным фильмом, но, на удивление, в финальной трети фильм выдал несколько спорных номеров.

В одном моменте Шакал переспал с женщиной, и полиция узнала об этом. Женщину допросили, но не удосужились сообщить, кем был ее любовником. В итоге, она снова встретилась с Шакалом, что отнюдь не пошло на пользу её здоровью.

В финале происходит почти пародийный момент, когда Шакал гримируется под одноногого ветерана и обманом проникает за полицейское оцепление. Под носом у копа, который даже проверяет документы у киллера. Гений планирования и маскировки просто привязал ногу сзади и понадеялся, что никто не увидит оттопыренную сзади штанину… Ну да, не заметили. Но саспеншен дезбилифу это здорово вредит.

Профессиональная охота на арбузы выглядит именно так
Профессиональная охота на арбузы выглядит именно так

А далее старший детектив находит Шакала за считанные секунды до того как тот прикончит генерала де Голля. И находит тоже максимально натянуто – детектив ни с того, ни с сего подходит к полицейскому, пропустившему Шакала, потом видит открытое окно и бежит наверх в квартиру, где засел киллер.

Подытожим

Сильные стороны ремейка

  • Как бы не хотелось концентрировать целое комплексное произведение на одном актере, то в "Шакале" без этого ну никак. Брюс сделал это кино. Без него мало кто бы пошел на ремейк тогда и мало кто вспоминал бы его сейчас. Брюс обладает такой заряженной харизмой, что ей можно разрушать астероиды.
  • Фильм достаточно зрелищный и разнообразный. Смена локаций, пачка известных актеров в своих ранних ролях. Несколько ярких экшен-моментов.

Слабые стороны ремейка

  • Как прекрасен Уиллис в роли плохого парня, так Ричард Гир плох в роли прекрасного снайпера. Гир слабо воспринимается как экшен герой. В него просто не веришь.
  • Интрига не работает. Хоть фильм считается триллером, напряжение отсутствует. Из-за ржавой схемы "герой против злодея" итог предрешен и зритель просто ждет, когда эти двое наконец встретятся и разберутся.

Что же сейчас с оригиналом?

Старый фильм работает сам по себе. Он не полагается на громкие имена или спецэффекты. Он сохраняет напряжение даже в ситуации, когда итог предрешен самой историей. И это делает его куда глубже и объемнее ремейка. Хорошим самим по себе, а не из-за Брюса Уиллиса или другой составляющей фильма.

Картинка в нем уже выглядит устаревшей, что создает иллюзию старого скучного фильма с ТВЦ, но всё компенсируется грамотным построением истории, когда даже при исторической очевидности финала события увлекают, и до самых финальных титров интерес не ослабевает.

Финальный бонус: игровой тест.

Каковы ваши шансы выжить при встрече с Шакалом?

"День Шакала" против "Шакала". Оригинал против ремейка
"День Шакала" против "Шакала". Оригинал против ремейка
"День Шакала" против "Шакала". Оригинал против ремейка
"День Шакала" против "Шакала". Оригинал против ремейка
"День Шакала" против "Шакала". Оригинал против ремейка
"День Шакала" против "Шакала". Оригинал против ремейка
Победившие уходят с 70 миллионами в кармане. Остальным выпала честь пасть от руки самого Шакала. И кто на самом деле победил?<br />
Победившие уходят с 70 миллионами в кармане. Остальным выпала честь пасть от руки самого Шакала. И кто на самом деле победил?

Отдельная благодарность Лебедю за бета-тест игры.

Если вам понравился материал, вы можете поддержать автора лайком (лайки реально важны в первые часы, ребятки) комментарием, подпиской или обещанием никогда не ездить на 6-м и 8-м маршрутах. Вы можете найти еще сравнений ремейков и оригиналов в моём блоге.

Бывайте, люди добрые. И спасибо, что дочитали.
9.1K9.1K показов
1.9K1.9K открытий
36 комментариев

Недавно пересматривал ремейк. Мне там очень понравилась музыка. Главная тема.

Ну и фильм не запоминается как цельное произведение, а как набор ярких сцен, связанных сюжетом. Но при этом сами сцены это такие маленькие фильмы. Чего стоит обкатка установки с Блэком. Или как Шакал уходил от погони, меняя цвет тачки.

Ответить

Музыка-то за авторстом Massive Attack, недурно
https://www.youtube.com/watch?v=w8DwECM00Ks&ab_channel=FilmMusicisAWayofLife

Ответить

Фильм смотрел раза три ещё маленький был и всегда расстраивался, что Брюс играет злодея

Ответить

Мне шаблон рвало. Не понимал за кого болеть)

Ответить

В Шакале с Уиллисом шикарный саундтрек в начальных титрах.

Ответить

В "ремейке" всё портит Гир. Не его роль даже близко.
Оригинал хорош своей "ровностью" что-ли. Хотя концовка странная: как суперкиллер не попал в простую мишень я до сих пор хз.

Ответить

Его подвёл учебник истории)

Ну, а если по фильму, то Шакал тренировался попадать в голову, а генерал наклонился. Надо было целиться в туловище, эх

Ответить