Как «Блеск» ломает стереотипы о «женских» сериалах и почему его стоит смотреть всем

Как «Блеск» ломает стереотипы о «женских» сериалах и почему его стоит смотреть всем

В последнее время писать про американские фильмы и сериалы, не используя слова «феминизм», «сексизм» или «diversity», становится всё сложнее. От этих тем уже не удаётся спрятаться даже в семейном кино. Включаете «Тачки 3», а там Молния Маккуин передаёт свой чемпионский титул молодой мексиканке, чьи амбиции до этого подавляли мужчины. Переключаете на «Суперсемейку 2», а в ней главные герои переживают ротацию ролевых моделей в семье.

Многих людей эта ситуация пугает и даже несколько травмирует — особенно в России, где в кино женских персонажей, готовых к победам, по-прежнему выгоняют из кабины самолёта, чтобы они тревожно хлопали ресницами, пока Владимир Машков и Данила Козловский героически спасают пассажиров.

Но определённые сдвиги происходят и у нас. Пусть пока и в основном силами Голливуда, но мы уже смотрим и обсуждаем гораздо больше фильмов, поднимающих проблемы меньшинств и женщин. Да, среди попыток американских студий заработать на горячей теме есть совсем позорные — например, ужасные «женские» перезапуски, где главным героям попросту меняют пол, не трогая саму суть.

Как «Блеск» ломает стереотипы о «женских» сериалах и почему его стоит смотреть всем

Но плохих тем в искусстве не бывает — бывают плохо раскрытые. И GLOW от Netflix (он же «Блеск») — не такой случай. Это сериал, который рассказывает о женских проблемах, но не эксплуатирует их, сериал, который говорит о расизме, но никогда не скатывается в морализаторство, сериал, где национальные и половые стереотипы не затмевают личности героев.

GLOW (они же Gorgeous Ladies of Wrestling) — история первой попытки запустить телевизионное реслинг-шоу с участием одних только женщин. Повествование основано на реальных событиях, но создательницы сериала не гонятся за документалистикой. Они используют необычный сюжет для того, чтобы поговорить о проблемах, которые были актуальны как в 1985 году, так и сейчас.

Центральная сюжетная линия GLOW посвящена странной дружбе двух актрис — Рут (Элисон Бри) и Дебби (Бетти Гиплин). По злой иронии судьбы, они находятся друг с другом в состоянии «холодной войны» — вроде той, которую они изображают и на ринге. Рут символизирует СССР — бедную, но предприимчивую и талантливую, а Дебби — США, зажиточную, но скрывающую под маской добродетели много внутренних проблем.

Как «Блеск» ломает стереотипы о «женских» сериалах и почему его стоит смотреть всем

Рут переспала с мужем Дебби, но сделала это не потому, что она злая или плохая, а потому что хорошая: он очень просил, а она не смогла отказать. Дебби по этому поводу вроде бы и страдает, а вроде бы и не очень — потому что на самом деле любила не столько мужа, сколько себя в образе сильной счастливой домохозяйки с открытки. При этом дружба, которая была у девушек до этого конфликта, оказалась настоящей, но они вот уже два сезона никак не могут её починить.

И рассказывая эту историю, GLOW никогда не бывает категоричным. На каждое событие или явлением в нём всегда есть своё «но». «Да, это была измена, но», «Да, женщины — сильные и самодостаточные, но», «Да, в реслинге драки постановочные, но».

Если говорить о теме отношений полов, то GLOW в этом плане, наверное, самый трезвый сериал последних лет. Об этом красноречиво говорит то, как во втором сезоне раскрыли тему Харви Вайнштейна. Одна из главных героинь сталкивается с «сексуальным хищником», но подруга не поддерживает её в беде, а говорит: «Дура, надо было пользоваться шансом». А вот мужчина, чья работа полностью зависит от этого самого «хищника», вдруг возмущается и встаёт на сторону жертвы.

Лучший эпизод второго сезона — это телешоу внутри телешоу
Лучший эпизод второго сезона — это телешоу внутри телешоу

GLOW — это история, которая прежде всего учит людей одной очень важной вещи — не судить по обложке. Почти все события и явления в ней оказываются не такими, какими кажутся поначалу. Это касается и реслинга, который постепенно становится для главных героинь способом высказываться о волнующих их проблемах, и самого сериала Netflix.

Когда смотришь трейлеры «Блеска», может возникнуть ощущение, что это якобы «женский» сериал, который показывает, что «женщины тоже могут» на примере появления девушек в спорте, который когда-то считался чисто мужским.

Но это не так. Рассказывая о женском реслинге, GLOW никогда не принижает ценность мужского. И рассказывая о женщинах, он никогда не принижает ценность мужчин. Он транслирует с экрана здоровую форму взаимоотношений полов, при которой мужчины и женщины не разделяются на два враждующих лагеря, а, наоборот, содействуют друг другу в поиске общего блага.

Как «Блеск» ломает стереотипы о «женских» сериалах и почему его стоит смотреть всем

За мужчин в GLOW в основном отдувается стендап-комик Марк Мэрон, но его одного удивительным образом хватает для раскрытия всех ключевых тем. Он одновременно выступает в образе отца, учителя, начальника, творца и любовника, связывая между собой эти состояния кокаиновыми дорожками.

В более глупом сериале героя Мэрона наверняка бы сделали символом патриархата — злым мужчиной, с прихотями которого сражаются девушки из его шоу, но в GLOW всё не так. Здесь амбициозный режиссёр может неожиданно поддаться импульсу и попытаться поцеловать девушку на танцах, как будто он 15-летний пацан, а не 54-летний дядя.

На фоне «Чудо-женщины», «Джессики Джонс» и других проектов, чьи создатели одержимы идеей женских побед, GLOW при всех своих комедийных элементах кажется невероятно умным и взвешенным. Это сериал о женщинах, который можно и нужно смотреть всем. Если говорить о проблемах взаимоотношений полов, то только так — не принося в жертву ни одну из сторон на радость второй.

GLOW легально доступен в России только на Netflix, где уже вышло два сезона по 10 серий.

22 показа
12K12K открытий
66 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить
Ответить

На фоне «Чудо-женщины», «Джессики Джонс» и других проектов, чьи создатели одержимы идеей женских побед, GLOW при всех своих комедийных элементах кажется невероятно умным и взвешенным.А зачем сравнивать создателей фильмов и сериал? Вы либо создателей, либо сериалы/фильмы сравнивайте. Кстати, до сих пор не могу понять, почему "Чудо-женщина" считается феминистическим фильмом. Он не парит мозг "ура феминизмом", а "сексизм", присущий временной эпохе, показывает с юмором. По описанию GLOW как раз похож на "Чудо-женщину" тем, что просто рассказывает историю, а не бежит за зрителем с воплями "уважай женщин". Спасибо за наводку, посмотрю.

Ответить

Проблема «Чудо-женщины» не в самом фильме, а в том, как с ним носились все целый год. Было бы круто, если бы носились с чем-то, что хоть смысл в себе несёт, а не просто «первая женщина-супергерой, ура».

Что приятно. У Marvel финальную версию сценария «Капитана Марвел» как раз авторы GLOW делали. Так что должно быть хорошо.

Ответить

Сообщество/Однокурсники крутой сериал!!! Смотрите его лучше! Элисон Бри просто милашка :3

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить