Я посмотрел дореволюционный российский кукольный мультфильм… и остался в восторге ! Немного истории и небольшая рецензия

Я посмотрел дореволюционный российский кукольный мультфильм… и остался в восторге ! Немного истории и небольшая рецензия

Российское кино в начале прошлого века было в мире отнюдь не на последних ролях. Первый игровой фильм, «Понизовая вольница» (представлявший собой своего рода «клип» на известную народную песню) был снят в 1908 году - в то время своим кинематографом могли похвастаться буквально несколько государств в мире. Потом была эпопея «Оборона Севастополя» (1911), историческая лента «Ломоносов» (1912), социальная «Крестьянская доля» (1912), комедия « Домик в Коломне« (1913), приключенческий сериал «Сонька - золотая ручка» (1914-1915), мелодрама «Умирающий лебедь» (1917) и многие другие работы. Были даже фильмы ужасов вроде экранизации Гоголевского «Вия» (1909, увы, лента утеряна). В общем, нашему зрителю предлагался ассортимент на любой вкус ! Но всё-таки законодателями мод и главными новаторами игрового кинематографа тогда были американцы и французы. А вот в области кукольной мультипликации Российская империя была без преувеличения впереди планеты всей. И связано это было в первую очередь с одним именем.

Я посмотрел дореволюционный российский кукольный мультфильм… и остался в восторге ! Немного истории и небольшая рецензия

У Владислава Старевича, сына сражавшихся за независимость польских революционеров, с детства было два увлечения: энтомология и фотография. Ещё будучи ребёнком он собирал различных насекомых и засушивал их для коллекции. Кроме того, парень сам делал невероятно точные макеты членистоногих, которые окружающие с трудом могли отличить от настоящих. После окончания школы Старевич устраивается работать смотрителем зоологического музея в своём родном городе Ковно (ныне Каунас, Литва). Там ему в качестве дополнительной нагрузки предлагают фотографировать насекомых для выставок, документации и т.д. Кроме того, у музея имелась собственная кинокамера - по тем временам ещё достаточно редкий и дорогой гаджет. С помощью неё Старевич пытается запечатлеть в движении брачные игры жуков и в целом их поведение. К его разочарованию выясняется, что из-за мощных световых приборов, которые должны были обеспечивать необходимое качество картинки в условиях тогдашней примитивной камеры, насекомые пугаются и становятся слишком пассивными.

Я посмотрел дореволюционный российский кукольный мультфильм… и остался в восторге ! Немного истории и небольшая рецензия

Но Старевич уже был настроен на съёмки небольшого просветительного фильма. Он вспоминает о своём детском увлечении, высушивает насекомых, делает из них кукол и пробует ими управлять при помощи тоненьких проволок. Зрелище впечатляет руководство музея, а ещё больше - его гостей. Люди, не понимавшие технологии производства, называли Старевича дрессировщиком, гипнотизёром и даже колдуном ! Слава мастера распространилась далеко за пределы города и дошла Александра Ханжонкова - известного продюсера и режиссёра, одного из пионеров русского кинематографа. Заручившись его организаторской и финансовой поддержкой, Старевич начал создавать короткометражные сюжетные фильмы с жуками, кузнечиками и прочими членистоногими «в главных ролях». Это была полноценная кукольная анимация в маленьких, но очень детализированных и кропотливо отрисованных самим постановщиком декорациях. Ранние работы режиссёра представляли из себя в основном пародии на главные «кинотренды» того времени - мелодрамы, рыцарские баллады и т.д., и были встречены публикой «на ура». Но всё-таки главный фильм Старевича был по-настоящему уникальным и самодостаточным произведением.

Я посмотрел дореволюционный российский кукольный мультфильм… и остался в восторге ! Немного истории и небольшая рецензия

Сюжет тринадцатиминутной ленты «Месть кинематографического оператора» повествует о жуке по фамилии Жуков, отношения которого со своей женой вряд ли можно назвать здоровыми. Убегая из дома якобы «по рабочим делам», он спешит в кабаре к танцовщице-стрекозе, с которой после представления незамедлительно уединяется. Жуков пока не знает, что через замочную скважину его утехи фиксирует кинооператор, который является поклонником танцовщицы. А ещё он не знает, что в их браке «ходить на лево» - вовсе не мужская привилегия…

Когда мультфильм был снят и выпущен в прокат, на дворе стоял 1912 год. Ни Гражданской войны, ни Первой Мировой, ни русского рэпа, на троне сидит пусть и потерявший былой авторитет, но всё-таки царь, а конных экипажей на городских дорогах всё ещё больше, чем машин. Казалось бы - чем может удивить художественное произведение с насекомыми вместо актёров, снятое 111 лет назад, ещё на самой заре кинематографа как такого ? Но в этом и заключался гений Владислава Старевича: скованный техническими ограничениями своего времени он, с помощью великой фантазии и упорной работы создал не просто забавное видео про дёргающихся жуков, а небольшую, но полноценную, целостную, взрослую историю со своей драматургией и понятным, до сих пор не потерявшим актуальности посылом.

Я посмотрел дореволюционный российский кукольный мультфильм… и остался в восторге ! Немного истории и небольшая рецензия

На момент начала фильма Жуков наверняка чувствует себя победителем по жизни. Большой дом, машина, возможность тратить деньги на «культурные» учреждения - у него есть всё, что нужно уважающему себя самцу. Не хватает ему разве что эмоций в браке (а так же смелости на честный разговор со своей женой). Побег к стрекозе для Жукова - это одновременно и акт слабости характера, и демонстрация его самоуверенности. Материальный успех заставляет не обременённого высокой моралью мужа поверить в собственную исключительность, в то, что мир вращается вокруг его прихотей. Поэтому акт своей измены воспринимается им как нечто само собой разумеющееся, а вскрывшаяся интрижка жены - как возмутительная подлость. Это другое !

Претендующий на сердце стрекозы кузнечик работает оператором и вряд ли может похвастаться толстым кошельком. Да и физической силой природа его не наградила - при попытке выразить танцовщице свои чувства его грубо останавливает хамоватый Жуков. Но у оператора есть то, чем не обладает его конкурент: смекалка и понимание новой технологической реальности. Личная жизнь людей перестаёт быть такой уж личной, ведь где-то рядом всегда может находиться хищный объектив, способный зафиксировать человеческие пороки и сделать их достоянием общественности (пока только посредством кинотеатров, но то ли ещё будет). Старевич уловил страх тогдашнего городского общества перед загадочным изобретением, предугадал невиданную силу его влияния на умы и обернул это в лёгкую, ироничную форму. Стоит ли упомянуть, что спустя век проблемы деанонов, сливов, «Большого брата», границ личного и публичного стали только актуальнее ?..

Самодовольный Жуков проигрывает эту схватку с Будущим, и ему не остаётся ничего, кроме как прибегнуть к насилию. Брак мужчины трещит по швам, но кулаками его склеить совершенно точно не получится. А ведь можно было при первых признаках семейного кризиса просто поговорить с женой и совместным решением попробовать разнообразить сексуальную жизнь, вернуть в неё погасший огонёк… Впрочем, концовка скорее оставляет повод для оптимизма, ведь Жуковы всё-таки находят общий язык (но есть нюанс).

Я посмотрел дореволюционный российский кукольный мультфильм… и остался в восторге ! Немного истории и небольшая рецензия

Визуальная составляющая мультфильма просто изумительна. Маленькие декорации поражают своей детализацией и разнообразием, подкрашенные для пущей выразительности насекомые выглядят как живые, а их «хуманизированные» движения элегантны и естественны. Не могу даже представить, насколько нужно любить своё ремесло и каким целеустремлённым человеком нужно быть, что создавать такие маленькие шедевры !

Отдельно хочу обратить внимание на монтаж. Повороты и наклоны камеры в этом мультфильме встречаются нечасто, а крупность кадра варьируется несильно (хотя встречается и «дальняк»). Но оптимальная продолжительность сцен и параллельное повествование придаёт работе необходимую динамику - скучать во время просмотра точно не придётся (чего не скажешь о большинстве тогдашних игровых фильмов).

————————————————————

После «Мести» Старевич снял в России ещё несколько кукольных мультфильмов, в том числе вполне серьёзную, антивоенную работу «Лилия Бельгии». Можно только гадать, сколько ещё пользы и славы этот уникальный кудесник смог бы принести своей Родине, если бы не революция. Увы, Гражданская война и маячившая на горизонте победа большевиков вынудила Старевича эмигрировать - сначала в Италию, а затем во Францию (которая по этой причине тоже считает автора «своим»). Но в любом случае мы не имеем права забывать о людях, которые внесли такой огромный вклад в отечественную и мировую культуру. Ведь память - это единственное, чем мы можем им отплатить.

Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий

Уолт Дисней

Ознакомиться с мультфильмом можно на Ютубе:

5.2K5.2K показов
836836 открытий
4 комментария

Очень круто! Спасибо за познавательную статью! Мульт и прям крутой. Может кто-нибудь потом в ИИ запихнет, чтобы раскрасить :)

Ответить

В области кукольной мультипликации. А если про рисованную говорить, то первенство всегда у американцев было, никто до войны лучше Уинзора Маккея не снимал.

Ответить

Спасибо за наводку, обязательно ознакомлюсь !

Ответить

Вот это жемчужина среди всего контента на ДТФ!

Ответить