Алекс Гарленд — Экзистенциализм на стыке науки и веры

Думал, чего вам порекомендовать посмотреть на вечер, и решил рассказать про Алекса — интереснейшего и самобытного сценариста и режиссера нашего времени. Я пока не определился с форматами, поэтому получился такой лонгрид, надеюсь кого-то заинтересует.

Кадр из фильма «Пляж»<br />
Кадр из фильма «Пляж»

Алекс Гарленд родился в Лондоне в 1970 году. Он начинал свой путь с рисования комиксов, иллюстраций и подрабатывал фриланс-журналистикой. В 1992 году закончил Манчестерский университет со специализацией на истории искусств, а уже после стал писать первую книгу, поначалу не считая это серьезным занятием.

Издалека похож на Меладзе...<br />
Издалека похож на Меладзе...

Пляж / The Beach (2000)

Увлечения комиксами, любовь к путешествиям и компьютерным играм не прошли даром, дебютный роман Алекса «Пляж» увидел свет в 1996 году и стал бестселлером, хотя поначалу издатели не обратили на него внимания.

Возможно, успех книги во многом заключался в её форме, ведь страстный гик Алекс знал, как разговаривать с поколением на одном языке.

«Пляж» был выпущен общим тиражом более пяти миллионов экземпляров, книга была удостоена премии Бетти Траск, а в 2000 году режиссер Дэнни Бойл перенес ее на экран. Главную роль в фильме исполнили Леонардо ДиКаприо, Тильда Суинтон и Виржини Ледуайен.

Прототипом главного героя Ричарда в «Пляже» был сам Алекс. Ричард – обычный американский парень, любит путешествовать и не видит жизни без приключений. Именно поэтому он отравляется в Таиланд, за экзотикой и новыми эмоциями. В дешевой гостинице Ричард знакомится со странным человеком, который передает ему карту таинственного острова, где «трава» растет как сорняк, а на пляже живет коммуна. Что это, если не рай на Земле? Позже Ричард знакомится с парочкой французов, и они втроем отправляются на этот остров.

«Пляж» исследует экзистенциальные вопросы человеческой природы и зоны комфорта. Возможно ли обуздать природную дикость, что живет внутри каждого из нас? Может ли Рай существовать на Земле в гармонии с человеком? Или там, где есть место человеку — нет места Идиллии?

* Лежит *<br />
* Лежит *
Алекс Гарленд — Экзистенциализм на стыке науки и веры
Алекс Гарленд — Экзистенциализм на стыке науки и веры
Алекс Гарленд — Экзистенциализм на стыке науки и веры
Алекс Гарленд — Экзистенциализм на стыке науки и веры
Алекс Гарленд — Экзистенциализм на стыке науки и веры

Впервые попав на съемочную площадку «Пляжа», Алекс сразу полюбил царящую там атмосферу. Идея работать в команде и создавать совместные проекты показалась очень соблазнительной. Тогда Алекс подошел к продюссеру Эндрю Макдональду и сказал: «У меня есть идея для фильма о бегающих зомби».

28 дней спустя / 28 Days Later… (2002)

Алекс написал сценарий, а за режиссерское кресло снова сел Дэнни Бойл. Так получился один из лучших постапокалиптических фильмов ужасов на нашем веку — 28 дней спустя. В главных ролях снялись Киллиан Мёрфи и Наоми Харрис. Действие происходит в Великобритании на фоне пандемии высокозаразного вируса, превращающего людей в безумных зомби. Сюжет построен вокруг попыток четвёрки выживших спастись. Забудьте про медлительных зомби, в этом фильме зараженные крайне быстры и непредсказуемы, что действительно заставляет переживать за героев, а дополняет картину тотальной безысходности великолепный саундтрек Джона Мерфи.

Позже «28 дней спустя» получил две номинации, на премию «Сатурн» и «Chlotrudis Awards 2004» (США): за лучший оригинальный сценарий.

В 2003 году экранизируют второй роман Алекса — «Тессеракт». А позже выходит созданный вместе с отцом-художником графический роман «Кома». Оба романа и сам фильм были холодно восприняты как критиками, так и зрителями.

Но что-то интересное выходит тогда, когда Алекс Гарленд встречается вместе с Дэнни Бойлом, так случилось и в третий раз.

Алекс Гарленд — Экзистенциализм на стыке науки и веры
Алекс Гарленд — Экзистенциализм на стыке науки и веры

Пекло / Sunshine (2007)

В 2007-м выходит «Пекло» — научно-фантастический фильм по сценарию Гарленда со звёздным составом, среди космонавтов «Икара-II» оказываются Киллиан Мерфи, Мишель Йео и Крис Эванс.

Киллиан Мерфи (с космически-глубокими голубыми глазами)
Киллиан Мерфи (с космически-глубокими голубыми глазами)

2057 год. Солнце затухает, а Земля медленно покрывается льдом. Команда космического корабля «Икар-II» уже 16 месяцев бороздит просторы галактики — и всё ради того, чтобы вернуть светило к жизни, сбросив на него огромную бомбу. Семь лет назад человечество отправило с такой же миссией корабль «Икар-I», но он бесследно пропал. Поэтому экипаж нового судна — буквально единственная надежда всей цивилизации. Правда, чем больше времени космонавты проводят вдали от дома, тем быстрее они сходят с ума, теряют надежду и — что важнее — веру.

В качестве консультанта при создании фильма выступал физик Брайан Кокс, но «Пекло» все равно оказался далек от реальности, зато вышел чертовски стильным. Визуальные эффекты и замысловатый монтаж во всей красе и своем могуществе показали космос, а такое Солнце вы запомните еще надолго. Сам Дэнни Бойл так вымотался, работая с этим проектом, что поклялся больше фантастику никогда не снимать, а Мёрфи последствии заявлял, что прежде был агностиком, но работа в этом фильме сделала его атеистом.

«Пекло» уникален тем, что вбирает в себя сразу несколько жанров, меняя вектор к концу ленты, а искушенный зритель найдет для себя что-то философское в этой истории. Что касаемо сюжета, помимо бескрайнего космоса и психологических проблем, героям придется столкнуться и с другими препятствиями, лежащими за гранью понимания.

В 2010 году Алекс адаптировал для кино фантастический роман-антиутопию Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня» с Эндрю Гарфилдом, Кирой Найтли и Кэри Маллиган. Гарленд даже успел приложить руки к сценарию игр Enslaved: Odyssey to the West (2010) и DmC: Devil May Cry (2013), и поработал над сценарием британского комикса «Судья Дредд».

Из машины / Ex Machina (2014)

Настоящим прорывом для Алекса стала его дебютная режиссерская работа «Из машины» про тестирование женщины-андроида (Алисия Викандер) с искусственным интеллектом. Картина снята в духе стильного камерного психо-триллера на фоне великолепной норвежской природы. В фильме также приняли участие Донал Глисон, Оскар Айзек и Соноя Мидзуно.

Алекс Гарленд — Экзистенциализм на стыке науки и веры
Вы в танцах.<br />
Вы в танцах.

Ex Machina стал лауреатом премии «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты» и получил номинацию за «Лучший сценарий».

Аннигиляция / Annihilation (2018)

В 2018 Алекс экранизировал по собственному сценарию один из романов Вандермеера, целиком посвященный идее стремления всего живого к изменению и саморазрушению. В центре сюжета находится «Зона X» — отрезанная от остального мира часть суши, где дикая природа поглотила остатки цивилизации. Главную роль в фильме сыграла Натали Портман.

Аннигиляторные пушки.<br />
Аннигиляторные пушки.

Разрабы / Devs (2020)

«Devs» стал первым проектом Гарленда в формате мини-сериала. Основной сюжет строится вокруг корпорации Amaya, расположенной в окрестностях Сан-Франциско. История рассказывается от лица двух героев — Лили, работающей специалистом в отделе криптографии, и Фореста, владельца компании. Amaya — лидер на мировом IT-рынке. Всё благодаря квантовым вычислениям, которыми не могут овладеть остальные компании в отрасли. Благодаря эксклюзивной технологии Amaya имеет преимущество в области кибербезопасности, искусственного интеллекта и поисковых услуг.

В сериале затрагиваются философские вопросы свободы воли, детерминизма, тут есть место математическим моделям, числам Фибоначчи и теории мультивселенных, но Гарленд не дает очевидных ответов на возникающие вопросы, а лишь подогревает интерес к теме, например, чтобы лучше понять Devs, он советовал прочесть книгу Дэвида Дойча: «Структура реальности. Наука параллельных вселенных».

Deus.
Deus.

Род мужской / Men (2022)

Последний фильм Алекса на сегодняшний день. По сюжету — Вдова приезжает в городок, населенный подозрительно похожими мужчинами. Видимо, Гарленд решил попробовать себя в артхаусном кино. «Род мужской» — это хоррор о встрече с подсознанием в духе «Антихриста» Ларса Фон Триера и «мама!» Даррена Аронофски.

Род мужской<br />
Род мужской

Сегодня Алекс Гарленд является одним из самых смелых и оригинальных сценаристов и режиссеров. Он постоянно играет с жанрами и зрителями, его работы визуально завораживающие, они затрагивают смелые и интереснейшие вопросы, заставляя самостоятельно погружаться в тему.

Его фильм может быть медитативным, и в то же время — тревожным, зачастую даже с характерными элементами хоррора.

Многие его фильмы не сыскали удачи в мировом прокате, но Гарленд остается верным себе, работая прежде всего над интересными лично себе проектами. И это самое главное.

Спасибо за чтиво и уделенное время, с вами был я, параноич. Всех благ!

7777
29 комментариев

не смотрел род мужской и сериал разрабы только начал (нудно но клево). остальное просто база и кайф. обожаю пляж, я его как увидел лет в 10 или около того так и охуел с него

6
Ответить

Род мужской это пиздец. Даже не ожидал, что Алекс такой дуболомный фильм поставит. Идею фильма понимаешь уже в начале, а дальше эта идея пережёвывается в тысячный раз.

4
Ответить

разрабы нудный, рил, посмотрел полностью) идея интересная, реализация хромает. Ну и, во всяком случае, концовка довольно интересная и заставляет задуматься.

1
Ответить

Кто-то: - Аннигиляция.
Моск: - Медведь!

4
Ответить

сцена с медведем крутая :)

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Да там же суть основная в изображении абьюза, если я правильно понял. Через несколько изображений одного и того же мужчины. В том числе в образе капризного ребёнка, который хочет исполнения всех своих желаний. :) Визуально фильм очень круто снят. А вот смысловая начинка у него канеш чрезмерно артхаусная.

2
Ответить