Кино Слава Ширихин
1 076

Поджанр поджанра: грустные комедии на ТВ

В закладки

Современное телевидение, несмотря на свой почтенный возраст, все ещё представляет из себя крайне нестабильную и постоянно меняющуюся систему. В добавок ко всему, именно малый формат является наиболее остро реагирующей и легко адаптируемой под внешние реали стремительно развивающейся культуры потребления аудиовизуальной формой медиа. Именно поэтому вовсе неудивительно, что время от времени возникают целые новые жанры, новые способы повествования и подачи, да и само отношение именно к сериального миру, как к полноценному медиуму, непостоянно и меняется от эпохи к эпохе. На текущий момент отношение к нему уже даже не столько положительное, сколько принимающее, отталкивающееся от осознания того, что сериальный формат плотно укоренился в массовой культуре и вряд ли куда-то исчезнет. В связи с этим особенно интересно наблюдать за развитием этого мира и углубляться в тонкости формирования того или иного направления.

И именно об этом мне и хотелось бы поговорить. До недавних пор я слегка сомневался, но кажется, всё-таки существует некая тенденция к формированию небольшого, но цветущего поджанра сериалов. Этот жанр перемешивает в себе какую-то глубинную человеческую психологию и юмор, произносимый с невозмутимым лицом, от которого порой больше задумываешься, чем смеёшься - и вроде, после таких вводных, формируется представление о таком классическом сэдкоме (“грустной комедии” - мрачном ситкоме, подмечающим жизнь в том виде, в котором она существует, иронично ее осмысляя. Обычно наполнен как смешным, так и грустным, но грустного, как правило больше), которым сегодня никого не удивить, но появляется ещё одна черта - все относимые к поджанру сериалы так или иначе связаны с темой убийств, а точнее даже повествуют от лица убийцы. Да, все мы помним и Декстера, и Ганнибала и какого-нибудь Охотника за разумом из недавнего, но это все более или менее такие классические триллеры, использующие по сути ту же самую нарраторику, что и остальные драмы на ТВ. Тут же одним из главных приемов выступает тот самый “грустный юмор", восходящий ещё с самого "Сайнфелда", затем формировавшегося в период странных комедий от HBO и закрепившийся в "Луи" от FX. И я бы не заговорил об этом, если бы мы так и остались с двумя телеисториями о грустных убийцах - "Патриотом" и "Барри", но появляется сериал "Убивая Еву", поставленный талантливой, но все ещё не сильно известной, Фиби Уоллер-Бридж, чей монолог в финале ее же сериала "Fleabag", заканчивающийся словами "Isn't fucking funny" подвёл итог не то чтобы всему жанру, а всему поколению зрителей, рефлексирующих и ощущающих себя настолько же потерянными, насколько и главная героиня, что не заговорить о неком негласном развитии грустных комедий, как направления на ТВ, просто неприлично.

Фибби Уоллер-Бридж в сериале “Fleabag”

Так вот, если в уже понятных нам и устоявшихся сэдкомах и мамблкорах мы практически всегда наблюдаем за жизнью обычных людей, чьи проблемы и переживания мы с лёгкостью можем как-то отразить на наши собственные (исключением, пожалуй, могут только стать анимационные сэдкомы, вроде Коня БоДжека или Рика и Морти, которые ввиду своей рисованной специфики по умолчанию более фантасмагоричны), то провести ассоциацию между своей жизнью и жизнью убийцы, намного сложнее и не факт, что вообще возможно в полной мере. Этот, казалось бы, небольшой и незаметный нюанс, который однако мимикрирует все вышеназванные три сериала под какие-то знакомые нам шпионские истории, вроде "Homeland" или "The Americans" (которые в свою очередь тоже очень сильно углубляются в психологию, но используют кардинально отличную от сэдкомовской, традиционную, драматургию), может вообще спутать нас и не позволить сразу догадаться, что перед нами нечто иное. Все это добавляет некий новый слой восприятия в произведения, которые одновременно отдаляются от зрителя, становясь более абсурдистскими, но вместе с тем и приобретают нечто большее в художественном плане, уходя от банальных зарисовок будничной жизни, со всей присущей искренностью, которой можно было удивить лет 5-8 назад, вызвав самый истинный внутренний отклик, но с тех пор, помимо очевидной нарастающей массовости жанра, ощущалось ещё и какое-то топтание на месте, что и предопределило зарождающиеся эксперименты внутри формата.

Джоди Комер и Сандра О в сериале “Killing Eve”

"Killing Eve" вызывает самый большой интерес в этом плане, именно он крайне элегантно и ненавязчиво подтверждает существующую связь между грустными комедиями и грустными убийцами. В сериале два явно выраженных протагониста. Ева и Виланель. Ева - с одной стороны - классический персонаж сэдкомов, обычный человек, в котором каждый из нас найдёт что-то общее - скучная административная работа, заботливый, но ничем не выделяющийся, муж, отсутсвие каких-то особых талантов или умений и явно выраженная фрустрация и зудящее стремление к более захватывающей и опасной жизни, желание реализоваться в этом мире через возможность заняться действительно значимой для неё работой. Виланель же - с другой стороны - опытная наемная убийца, которая живет в Париже и путешествует по миру, устраняя важных людей, каждый раз находя время насладиться убийством, с особым интересом настоящего социопата, наблюдая, как свет уходит из глаз жертвы. Ева и Виланель очень сильно отличаются друг от друга, но в то же время одинаково одержимы, хоть каждая и по-своему. Виланель может быть хороша в своей работе, но как и Ева, она теряется, когда дело доходит до вопроса о том, как прожить свою жизнь. И Ева и Виланель - героини нашего времени, как и все мы, они до конца не знают и не понимают чего хотят, и в этом максимально сближаются с классическими героями сэдкомов. И возвращаясь непосредственно к комедийной части - традиционный неуютный юмор жанра, от которого ты не знаешь то ли плакать, то ли смеяться, никуда не исчезает, а даже усиливается, достигая своего пика в финале, оставляя зрителя ошарашенным и не осознающим до конца произошедшего - это действительно было необычно и свежо.

Билл Хайдер в сериале “Barry”

Возможно, еще слишком рано говорить о каком-то новом слове в жанре, но все три сериала - “Patriot”, “Barry” и “Killing Eve”, как минимум мимо критиков, не прошли незамеченными. Двое из них удостоились номинаций на грядущую Эмми, а конкретно “Барри” так и вовсе номинирован на звание самой выдающейся телекомедии года. Так что, экзистенциальные проблемы личности, поданные через призму восприятия мира убийцами, несмотря на кажущуюся абсурдность идеи, все-таки смогли найти отклик в сердцах современного зрителя, ведь если уж антропоморфный конь-алкоголик смог добраться и поскрести по струнам нашей души, то чем же убийца, страстно желающий стать актером, сильно хуже?

{ "author_name": "Слава Ширихин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 15, "likes": 28, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 23311, "is_wide": false }
{ "id": 23311, "author_id": 33564, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/23311\/get","add":"\/comments\/23311\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/23311"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

15 комментариев 15 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
12

Я бы сюда добавил не очень замеченный у нас сериал Луиса Си Кея “Хорас и Пит”.

Ответить
1

"Хорас и Пит" шикарный, в конце я аж вскочил и сидел офигевший)

Ответить
0

Да, "Хорас и Пит", безусловно, один из ярчайших представителей классического сэдкома.
Тут же я хотел немного пофантазировать на тему того, куда же жанр движется дальше и в какой плоскости может развиваться.

Ответить
1

Ещё мне кажется, сериал “Барри” не совсем сэдком, скорее драмеди (если уж мы начали бросаться терминами :)), так ведь и “Glow”, можно отнести к сэдкомам. Отличительная черта между этими поджанрами есть, хоть и практически неуловима. Скажем так, по моим внутренним ощущениям в “Барри” все-таки слишком мало от ситкомов, чтобы вести с ними родство. Тут даже конфликт построен на очевидной самоиронии - киллер хочет стать актером и становится им в полном смысле слова. Это уже что-то из Монти Пайтона, слишком уж все на поверхности :)

Вообще, тема-то непростая, социализация и социальность профессиональных убийц. В таком виде эту тему никто никогда не поднимал - очень уж она неудобная. Может поэтому и история такая дурацкая (а ведь такая!), что иначе не “продашь”. Вспоминается тот же “Каратель” на Нетфликсе, для которого футболка - это лишь маскировка, удобная форма, чтобы поговорить о чем-то более важном.

Я еще для себя не решил, что такое “Барри” - удачный сюжетный ход или попытка поднять новую для общества тему. Попытка посмотреть на киллеров без годами формировавшегося романтического флера или просто стёб.

Ах да, актер игравший главу мафиозной семьи (главное чудовище из “Настоящего детектива”) - это просто нечто. Феноменальная по силе харизма. Он даже молча и без движения играет, не оторваться!
Вообще, актерский состав так хорош, что сам Барри теряется где-то на заднем плане.

Ответить
0

Ну вот, да - это что-то новое, не совсем понятное и не до конца изученное. И я скорее просто хотел обратить внимание на то, что в последнее время с каким-то особым интересом на телевидении решили углубиться в проблему социализации профессиональных убийц именно через призму вот этой странной комедии, а не через классическую драму, как было до этого.

Возможно, я слишком увлёкся, пытаясь прикрепить это явление к каким-то уже понятным телевизионным жанрам, но в этом своём стремлении я просто хотел попытаться проследить конкретно первопричины появления подобных драмеди про убийц и их возможные корни. И именно почему-то с сэдкомами, которые тоже во многом именно про социализацию, поиск себя и своего места в мире, я и увидел некую связь.

Ответить
7

Этот жанр уже давно существует - называется «британский сериал» ( ͡° ͜ʖ ͡°).

Ответить
1

Клиника - лучший комедийный (ли?) сериал, что создало человечество.

Ответить
0

Хэппи подойдёт сюда.

Ответить
0

Вряд ли, уж слишком много в сериале треша, в хорошем смысле слова. Он больше напоминает дилогию "Адреналин" со Стэтхемом. Хотя первоисточник-комикс вполне бы подошёл.

Ответить
0

"Патриота" всем советую с Майклом Дорманом. Очень смешно и очень грустно) И смешно)

Ответить
0

О, спасибо за статью. Так и думала, что есть же какой-то жанр "как Боджек" - ну, видимо, вот он. Буду изучать.

Ответить
0

Также добавил бы ситком "Peep Show" - классически британская трагикомедия в каждой серии, где нету запретных тем для юмора. Испанский стыд, уморительные раздувы абсурдных тем и, неминуемо, момент, когда всё катится к чертям и разваливается

Ответить
0

Включаешь любой фильм с Адамом Сенделером
@
грустишь

Ответить
0

Многие эпизоды "В Филадельфии всегда солнечно" тоже смело можно сюда отнести.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Хидео Кодзима оказался алгоритмом
машинного обучения
Подписаться на push-уведомления