Провокационное творчество Джеймса Ганна до контракта с Disney

От «Тромео и Джульетты» до «Порно для всей семьи».

Провокационное творчество Джеймса Ганна до контракта с Disney

20 июля Disney уволила Джеймса Ганна с поста режиссёра фильма «Стражи галактики 3», и, если не случится чуда, он больше никогда не будет работать со студией. Всё из-за оскорбительных шуток, которые Ганн публиковал в своём Твиттере восемь лет назад.

Многим такое решение Disney показалось странным, и не только потому что эти шутки десять лет лежали в открытом доступе. Дело в том, что творческая биография Ганна до «Стражей галактики» состояла из фильмов, которые по уровню провокации не сильно отличаются от сообщений в его микроблоге.

Провокационное творчество Джеймса Ганна до контракта с Disney

Карьеру в кинематографе Ганн начал в девяностые как сценарист в независимой студии Troma Entertainment, известной своими низкобюджетными фильмами с изобилием насилия, жестокости и секса. На собеседование в студию он попал при помощи своего старшего брата Мэтта, который работал на телевидении и к тому моменту успел завести связи.

Получить работу, связанную со съёмками кино, Ганн не надеялся: в тот момент он был студентом на факультете искусств в Колумбийском университете и думал, что ему предложат просто перебирать бумаги или выполнять другие скучные обязанности. Но один из боссов Troma Ллойд Кауфман, учитывая специализацию Ганна в университете и его опыт выступления с монологами, предложил ему заняться написанием сценариев. Первым заданием Ганна была переработка текста для фильма «Тромео и Джульетта» — альтернативной экранизации пьесы Уильяма Шекспира.

[Ллойд Кауфман] предложил мне чек на 150 долларов, чтобы я переписал сценарий «Тромео и Джульетты», который был чертовски ужасным — просто текст оригинала с добавленными в него грязными словечками. Я решил переделать его по-своему и выйти за границы того, что в Troma делали до этого.

Джеймс Ганн, сценарист, режиссёр

Действие «Тромео и Джульетты» разворачивается в Нью-Йорке девяностых, в центре сюжета две семьи — Капулетти и Кью. Тромео Кью живёт бедно с отцом-алкоголиком Монти и работает в тату-салоне. Джульетта Капулетти, напротив, богата и живёт в большом особняке с жестоким отцом, безразличной матерью, чрезмерно опекающей кузиной и служанкой, с которой главная героиня периодически занимается сексом. Между семьями главных героев, как и в пьесе Шекспира, существует конфликт, который мешает главным героям быть вместе. Кроме прочего, и Джульетта, и Тромео находятся в отношениях с другими людьми.

Кадр из фильма «Тромео и Джульетта» (1996)
Кадр из фильма «Тромео и Джульетта» (1996)

«Тромео и Джульетта» был самым успешным фильмом Troma среди критиков, например, журналист The New York Times Стивен Холден назвал его «мучительно волнующим» и «безумным». Тем не менее фильм все ещё был продуктом студии и соответствовал её стандартам: в нём было много комичных сцен с драками, отрыванием конечностей, резиновыми пенисами и сексом.

Сцена из фильма «Тромео и Джульетта» (1996)

В «Тромео и Джульетте» также есть несколько провокационных тем, таких же, как в твиттах Ганна. Например, священник в фильме — педофил, а отец Джульетты испытывает к ней явное сексуальное влечение. Позже в интервью Ганн говорил о том, что избыток табу, сцен насилия и секса в фильме связан с тем, что он был слишком молод и зол.

После «Тромео и Джульетты» Ганн продолжил плотно сотрудничать c Troma и параллельно с этим работал над сторонними проектами. Так, в 2000 году он написал сценарий для комедии «Необыкновенные». Это был его первый и крайне неудачный опыт работы в супергеройском кино. Фильм рассказывает историю группы супергероев второго дивизиона, причём на экране они не пытаются спасти мир и не участвуют в боевых сценах, а просто обсуждают то, какие они неудачники. «Необыкновенные» провалился в прокате, но понравился некоторым представителям киноиндустрии.

Кадр из фильма «Необыкновенные» (2000)
Кадр из фильма «Необыкновенные» (2000)

Одобрение со стороны профессионалов позволило Ганну пробиться в большое кино. И уже в 2002 году он стал сценаристом полнометражного фильма студии Warner Bros. «Скуби-Ду». Адаптация этого детского сериала получилась приемлемой для семейного просмотра, однако, как позднее рассказал сам Ганн его оригинальный текст тянул только на рейтинг «16+». Он хотел нарядить женских персонажей в платья с откровенными декольте, добавить грязных шуток в диалоги и раскрыть сексуальность Велмы — по мнению Ганна, она, очевидно, лесбиянка, и, если бы сценаристу дали зелёный свет, то в фильме появилась бы сцена её поцелуя с Дафной.

Кадр со съёмок «Скуби-Ду» (2002)
Кадр со съёмок «Скуби-Ду» (2002)

Большую свободу Ганн получил в 2004 году во время работы над фильмом Зака Снайдера «Рассвет мертвецов». Сам жанр зомби-хоррора отлично соответствовал авторскому стилю Ганна: он смог добавить в сценарий свои любимые сцены насилия, шокирующие моменты, например, когда один из героев вытаскивает из утробы своей мёртвой подруги ребёнка, а также чёрный юмор, рупором которого стал персонаж Тая Баррелла.

После «Рассвета мертвецов» Ганн решил попробовать себя в роли режиссёра и снял фильм ужасов «Слизняк». Это история о небольшом техасском городке, который подвергается нападению инопланетных червей, превращавших людей в монстров-каннибалов. «Слизняк» полон чёрного юмора и мерзких сцен. Но в режиссёрской версии всё было ещё жёстче — часть особо «ярких» моментов вырезали после консультации с продюсерами. Так Ганн хотел добавить в «Слизняка» сцену, где черви превращают в зомби двух маленьких девочек.

Кадр из фильма «Слизняк» (2006)
Кадр из фильма «Слизняк» (2006)

Критики хорошо приняли «Слизняка», после чего Ганну предложили поработать над проектом Microsoft для Xbox Live — «Хоррор встречает комедию» (Horror does comedy). Режиссёр сначала обрадовался такой возможности, а потом сильно расстроился, ведь той творческой свободы, о которой он мечтал, ему не дали. Он создал для сериала два эпизода. Первый назывался «Хьюманзе» (Humanzee), главным его героем был получеловек, полуобезьяна. Сам Ганн говорил, что это самая его безбашенная работа, поэтому неудивительно, что боссы Microsoft не допустили его до эфира.

Второй эпизод, поставленный Ганном, назывался «Спарки и Микейла». В данном случае режиссёр и продюсеры заранее договорились, что контент будет с рейтингом PG-13, но разошлись в понимании этого возрастного ограничения.

Очевидно, что у них нихрена нет правильного понимания, что значит PG-13, если они заставили меня вырезать слова «пенис» и «вагина». Они заставили меня вырезать кусок с очень бутафорской какашкой и ещё кучу других моментов. И после всего этого взяли и перед показом дорезали фильм сами.

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист

В итоге, в 2008 году Ганн устал от работы на больших боссов, решил «вернуться к своим корням» – независимому кино – и создал интернет-шоу «Порно для всей семьи». Вопреки названию, проект не предназначен для просмотра с детьми: в нём нет сцен секса, зато есть достаточно провокационные диалоги и откровенные наряды.

Каждый эпизод шоу длился несколько минут, в течение которых персонажи, как в порно-фильмах, вели диалог, который должен был в теории привести к секс-сцене, но в итоге в самый ответственный момент их прерывало какое-то неожиданное событие. В «Порно для всей семьи» мужские роли играли голливудские актёры, а женские – реальные порноактрисы, в том числе Саша Грей и Белладонна.

В 2010 Ганн снял фильм «Супер» – это был его второй опыт в режиссуре и второй супергеройский фильм. Его он снимал также независимо от студий и добавил в него свой типичный юмор и табуированные темы, главной из которых сам Ганн называл религию, которую в «Супер» он раскрывает через персонажа по имени Иисус.

Бог – персонаж в этом фильме, и вам нужно решить это реальный человек или плод воображения Фрэнка (главного героя фильма)? Может Бог – это Фрэнк? Или Бог – то, каким Фрэнк видит мир? Кто он на самом деле? Это галлюцинация?

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист

Последним проектом Ганна до заключения контракта с Marvel был фильм «Муви 43», в котором он значился как один из режиссёров. Этот фильм изначально продвигался как провокационный, а оказался, по словам большинства критиков, мерзким и несмешным. Ганн поставил эпизод под названием «Бизл», где девушка главного героя (совсем не напрасно) ревнует его к мультяшному коту.

Джеймс Ганн – личность неординарная и провокационная, и он всегда таким был, поэтому новость о его увольнении сейчас звучит лишь как предлог для студии Disney. Укрепляет такое мнение ещё и то, что в 2012 году, когда Ганна только назначили на пост режиссёра первой части «Стражей галактики», образовалась большая группа недовольных зрителей, люди даже собирали петицию против него.

Причиной такой реакции был большой пост в личном блоге режиссёра (сейчас удалён), в котором он при помощи подписчиков составил список «50 самых сексуальных супергероев» и написал о каждом из них своё мнение. Все комментарии были откровенными и пошлыми, но главной причиной гнева читателей были его гомофобные высказывания в адрес Бэтвумэн.

Надеюсь, Marvel и DC сделают совместный фильм, тогда Тони Старк сможет превратить Бэтвумэн в гетеросексуалку. Она также может переспать с Найтвингом и, наверное, её всё еще можно будет считать лесбиянкой.

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист

Тем не менее тогда ни активность защитников меньшинств, ни существовавшие уже шутки в Твиттере, ни скандальная творческая биография не остановили Marvel от принятия Ганна на работу.

Возможно теперь уволенному Ганну придётся снова поработать на свою первую студию Troma, тем более там его ждут с распростёртыми объятиями. Буквально два месяца назад основатель Troma Ллойд Кауфман писал в своём Инстаграме, что был бы рад снова поработать с Ганном, тем более и проект для него есть – «Токсичный мститель 5».

А вот какое будущее теперь ждёт «Стражи галактики», пока не понятно. Получится ли преемнику Ганна сохранить атмосферу фильма, покажет только время.

127127
61 комментарий

Чет я в ахуе после прочтения материала. Ганн в "Стражах" и Ганн вне "Стражей" - два совершенно разных человека. Кто-то пишет, что он изменился, потому его нельзя судить за прошлое. Так походу он не особо то и изменился. Будем так говорить: был и остаётся "неординарной личностью".
Судя по статье, Ганну не нравится, когда его свободу творчества ограничивают, а когда дают - он отрывается по полной. И скатывается, я смотрю, в лютый треш. Но ведь "Стражи Галактики" - не трешовый фильм ни грамма. Он весёлый, интересный, классный! Будто над ним работал другой человек.
В общем, у меня разрыв шаблона.

44
Ответить

Не понял вообще, что вас так удивило. То, что он любит трэш, не означает, что он может снимать только трэш.

60
Ответить

Удивлен, что смотрел столько фильмов Ганна. И, как человек, который любит трэш, скажу, что не вижу в этих фильмах ничего плохого. Да, муви ужасный, но он так и рекламировался. А вот Супер на голову выше большинства фильмов Марвел

11
Ответить

А тут нет никакого противоречия, как мне кажется.

СГ — это не только аттракцион, но еще и красивый и очень продуманный космический мир, и фильм про экзистенциализм, про дружбу, про неудачников и как они преодолевают себя. Это действительно хорошая веселая интересная комедия с двойным-тройным дном. Снять ТАКОЕ, как мне кажется, может только человек, чьи взгляды на кино и культуру распространяются сильно далеко за жанр комедии. И комиксов. И «Звездных войн». И желательно заодно немножко неудачник.
Тут нужен был именно что человек с нестандартным взглядом примерно на вообще всё. Особенно если учесть, что оригинальный комикс — это очень НУ ТАКОЕ СЕБЕ, и нужен был не столько даже режиссер, сколько переизобретатель.

8
Ответить

Очевидно, что у них нихрена нет правильного понимания, что значит PG-13, если они заставили меня вырезать слова «пенис» и «вагина». Они заставили меня вырезать кусок с очень бутафорской какашкой и ещё кучу других моментов.Видимо в Марвел очень сильный продюсерский контроль, позволяющий убирать такое из своих фильмов. И, по всей видимости, первые Стражи настолько удались, что Файги ослабил хватку, позволив Ганну сильнее показать своё видение... Теперь ситуация со вторыми Стражами для меня стала понятнее.

23
Ответить

Приемнику! Как слышно, приём?

13
Ответить

Ну-э, провокации все же не то же что дискриминационные убеждения. (Почитайте твиты того же Черновича, которого серьезно не отпускает тема изнасилований и "космических вибраций", для сравнения.). Но, имхо, заслуженно тоже. Может, те шутки не были убеждениями, но Ганн, с его авторитетом, внес свою лепту в худший, самый разлагающий тип инфошума.

Я тут наткнулась на текст про правозащитницу из Индии, которая вызволяет людей из сексуального рабства - и она говорит, что ее очень сильно беспокоит, что за 20 лет ее деятельности возраст продажи в проституцию снизился с 10-12 лет до 3 (а видео снимают с 6 месяцев). И я что-то еще больше охладела к шуткам про "трахать мальчиков". Нет никакого спокойного мира, который надо взламывать табуированными темами (не провокациями, никаких провокаций в извечном изнасиловании малолетних нет), вокруг и так все горит и взрывается.

Потеря контракта не смерть и не болезнь, его поддерживают коллеги и есть старые извинения - так что вероятно, что он не получит волчьего билета. В итоге, может, это как-то заставит его задуматься о своем раннем поведении и карме. Надеюсь, его вправду отпустило и он снимет что-то новое.

15
Ответить