Как «Убийство на краю света» притворяется кибердетективом и спорит с Финчером

«Результат неудачного программирования, скучный и предсказуемый» (и это не про сериал)

Как «Убийство на краю света» притворяется кибердетективом и спорит с Финчером

2 сентября 2022 года Брит Марлинг опубликовала пост о завершении съемок детективного мини-сериала. А менее чем через неделю вышел трейлер «Достать ножи. Стеклянная луковица». Вероятно, посмотрев его, Брит взяла телефон и отправила другому шоуранеру того, что позже станет «Убийством на краю света», Залу Батманглиджу одно слово: «Ырше» (или «Агсл»). Райан Джонсон делает все, чтобы стать главным современным автором кинодетективов (тут не только приключения Бенуа Бланка, но и вышедший в 2023 «Покерфэйс») и, конечно, он не мог не использовать классическую для жанра рамку: сильные мира сего собираются на окраинах этого мира в гостях у самого сильного, и одного из них внезапно убивают; однако среди прочих находится сыщик…

Марлинг и Батманглидж, видимо, вдохновляло не только творчество Агаты Кристи, а еще и произведения Стига Ларссона, поэтому «Убийства на краю света» - это еще и триллер, который ближе нордическому настроению Дэвида Финчера, чем красочной атмосфере Джонсона. А, ну и протагонист здесь объединяет в себе сразу двух героев «Девушки с татуировкой дракона»: Дарби Харт – и хакер, и писатель-детектив, описывающий свои расследования в формате тру-крайм. Но еще интереснее связь «Убийства на краю света» с другой адаптацией Финчера – сериальной…

Зал Батманглидж и Брит Марлинг - шоуранера "Убийства на краю света"
Зал Батманглидж и Брит Марлинг - шоуранера "Убийства на краю света"

Дарби Харт (Эмма Корин) – детектив-любитель с развитыми навыками хакинга. Вместе с Биллом Фара (Харрис Дикинсон) она изучала нераскрытые убийства женщин в США. Результаты расследований опубликованы в книге, посвященной ее кумиру – хакерше Ли Андерсон (ее играет сама Брит Марлинг). Публичное чтение привлекает внимание мужа Ли Андерсон – влиятельного миллиардера Энди Ронсона (Клайв Оуэн), который приглашает Дарби в уединенный отель в Исландии. Там собираются IT-специалисты, бизнесмены, экоактивисты, деятели искусства, чтобы обсудить судьбу мира. В первую же ночь умирает один из них.

«Убийство на краю света» параллельно рассказывает две детективные истории: события в исландском отеле и поиски убийцы женщин в США, которые описаны в книге Дарби. Эти истории отличаются в ряде аспектов:

  • время действия: настоящее героини в Исландии – прошлое в США;
  • место действия: замкнутый технологический отель-крепость обнесенный снегом – открытый летний мир хайвеев (мотель как дом-штаб подчеркивает легкость перемещений и противопоставляется монолитности отеля, где происходят основные события);
  • жанр: технотриллер с целью понять, что происходит в исландском отеле здесь и сейчас – тру-крайм детектив, в котором герои пытаются понять, что происходило в прошлом;
  • визуальный стиль: холодный и враждебный цветокор настоящего – теплые и уютные оттенки прошлого.

События из книги Дарби показаны через флэшбеки, которые помогают ближе познакомится с характером героини. Эта сюжетная линия изначально подается как второстепенная и даже фундаментальную для жанра интригу (найдут-не найдут убийцу) убивают в самом начале, подвешивая другую: что будет после.

Как «Убийство на краю света» притворяется кибердетективом и спорит с Финчером

В первых сериях увлекательнее линия из отеля Энди Ронсона, где больше и персонажей, и событий. Но затем связь с прошлым становится прочнее и исландская часть отходит на второй план (тем более, что некоторые герои остаются сюжетными статистами, которые нужны для массовки, а не для усложнения детективной линии). История же отношений Деборы и Билла на фоне поиска серийного убийцы становится значительнее настолько, что в какой-то момент уже она кажется основной повествования, а исландские события выглядят как флэшфорварды, показывающие к чему это все приведет.

Целостность сюжета достигается за счет органичных переходов между временными линиями. Этому помогает монтаж по действию, который на визуальном уровне плотно сшивает события прошлого и настоящего и параллельные арки не выглядят чужими друг другу. Но главное – связь между двумя историями обеспечивают сюжетные повороты, которые одновременно поддерживают две интриги: кто стоит за убийством в исландском отеле и почему Дарби и Билл расстались после поиска убийцы. Первую можно назвать внешней интригой, вторую – глубинной (которая даже спорит с ценностью внешней интриги). И они переплетаются даже на уровне диалогов.

«Я пыталась поймать убийцу, а нужно было пытаться понять жертву», - фраза, которую Дарби произносит в настоящем, но эти слова будто обращены к себе в прошлом. «Наверное, мне нужно умереть, чтобы ты меня полюбила»,- говорит Билл в прошлом, но будто обращается к будущему. «Любовь и смерть приходят внезапно», - обращается к Дарби один из посетителей исландского отеля. В «Убийстве на краю света» любовь и смерть не только внезапны, но еще и одновременны.

Как «Убийство на краю света» притворяется кибердетективом и спорит с Финчером

Кроме Дарби, мини-сериал успевает раскрыть характер и мотивацию еще троих героев – Билла, Ли и Энди Ронсона. Последнего можно считать вторым главным героем (антагонистом или нет – непонятно вплоть до финала). Через него раскрывается примерно та же идея, что и через протагониста, только с другой стороны:

  • Дарби помешана на чужих трагедиях прошлого настолько, что не игнорирует свое счастье в настоящем;
  • Энди Ронсон помешан на чужом благополучии в будущем настолько, что подчиняет ему даже свое счастье из настоящего.

На фоне детективных историй герои рассуждают на темы распространения технологий, развития искусственного интеллекта, кризиса экономических и политических систем. Поэтому название «Убийство на краю света» отражает не только место действия, но еще и время. И в этом времени человек пытается понять убийцу вместо того, чтобы понять себя…

Как «Убийство на краю света» притворяется кибердетективом и спорит с Финчером

«Охотник за разумом» - возможно, квинтэссенция Дэвида Финчера с точки зрения интереса к серийным убийцам. Герои его сериала - агенты ФБР, которые общаются с осужденными маньяками, чтобы понять, как мыслит серийный убийца и создать классификатор для расследований похожих дел.

«Да кого волнует убийца? Он – ничто, результат неудачного программирования, чистый концентрат системы, которой нужно питаться трупами, чтобы выжить… Он скучный и предсказуемый… Ты хочешь, чтобы у него был смысл? А его нет – он просто убийца…», - кричит Билл Фара из «Убийства на краю света», и на уровне базовой идеи полемизирует с персонажами «Охотника за разумом» и почти любыми тру-крайм авторами, которые препарируют серийных убийц, пытаясь понять, что их побудило совершить преступление. «Убийство на краю света» не хочет смотреть в лицо убийце и даже принижает его сюжетную значимость, для него интереснее тот, кто не желает смерти другому, а лишь ищет правду.

7.8K7.8K показов
1K1K открытий
7 комментариев

Загадочный миллиардер приглашает компанию не связанных между собой (на первый взгляд) людей к себе в особняк, находящийся в жопе мира, после чего люди начинают умирать один за одним - оригинально, пиздец...

Ответить

Так это постмодернисткий детектив. Важна не оригинальность идеи, а её обыгравание. Авторы сериала взяли старый троп, одели его в новый техно хипстерский костюм. История всё ещё работает, но даёт уже новые смыслы.

Автор упомянул, что можно увидеть следы Лисбет Саландер. Но весь сериал вообще напоминает «Имя розы» на новый лад, вплоть до интриги.

Ответить

А все серии уже вышли?

Ответить

Ебать какой претенциозный текст, попроще что ли пиши. Или хотя бы оценку по шкале давай.

Ответить

Хороший сериал, но флешбеков слишком много

Ответить

Райан Джонсон делает все, чтобы стать главным современным автором кинодетективов (тут не только приключения Бенуа Бланка, но и вышедший в 2023 «Покерфэйс»)

Получается у него паршиво. Его захуесосили за плохо прописанных женских персов в Звездных войнах, так у него после этого срака загорелась и не может остыть до сих пор.
Женщин он по прежнему прописывает отвратительно и норовит придумать им тупейшие "сверхспособности". В одном фильме у него героиня не может врать до блевоты, в Покерфейсе просто "чувствует" вранье. Это не детектив, а какой то комиксоподобный мусор получается.

Ответить