«Большая игра» Аарона Соркина: гимн женской независимости или история о чести?

Соркин против Трампа, ФБР – против русских, Молли – против всех.

Аарон Соркин и Джессика Честейн. Shayan Asgharnia/TheWrap
Аарон Соркин и Джессика Честейн. Shayan Asgharnia/TheWrap

Дебют в режиссуре 57-летнего Аарона Соркина – шаг во многих отношениях закономерный. Культовый сценарист со своим узнаваемым стилем за годы работы не утратил амбиций и достаточно набил руку, чтобы попробовать себя в новом качестве. Избрание Трампа в 2016-м он, как и многие сторонники демократов, воспринял как вызов и испытание для всего гражданского общества, о чём заявил в открытом письме к дочери и бывшей жене. Обвинив Трампа и его сторонников в мизогинии и ксенофобии, Соркин пообещал бороться за равноправие. Спустя год на экраны вышел режиссёрский дебют сценариста – реальная история девушки, отстаивающей право быть первой в мире властных самолюбивых мужчин.

"Принцесса покера" Молли Блум
"Принцесса покера" Молли Блум

В основу сюжета легла автобиография американки Молли Блум, бросившей профессиональный спорт из-за травмы и сделавшей имя на проведении покерных игр с высокими ставками. Блум занималась организацией игр в течение 5 лет; костяк её клиентов составляли голливудские знаменитости, спортсмены и бизнесмены. Всё закончилось в 2011-м году, в результате расследования дела Брэдли Рудермана, афериста и одного из постоянных игроков Молли. В 2013-м Блум и многих других арестовали по обвинению в отмывании денег и связях с русской мафией. Свою историю Соркин выстраивает вокруг расследования дела Блум: государственное обвинение требует разглашения всей информации, известной Молли о своих клиентах. Под угрозой оказывается личная жизнь многих непричастных к делу людей, и Блум приходится сделать непростой выбор между собственным благополучием и верностью нравственным принципам.

Джессика Честейн в роли Молли Блум, Идрис Эльба - в роли адвоката Чарли Джеффи
Джессика Честейн в роли Молли Блум, Идрис Эльба - в роли адвоката Чарли Джеффи

Тема «охоты на ведьм» – узловая в картине Соркина. Блум оказывается втянута в масштабную кампанию по борьбе с русской мафией в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке: суд арестовывает все её средства и обвиняет в пособничестве, и даже адвокат Джеффи (Идрис Эльба) долгое время не верит в её невиновность. Диалог пытливого скептика Джеффи и скрытной Блум становится движущим механизмом истории, которая постепенно разворачивается перед нами. Здесь Соркин умело использует приём из арсенала своих героев: Блум часто недоговаривает и иногда блефует, как опытный игрок, так что зритель оказывается тем единственным незаинтересованным наблюдателем, которому история открывается целиком. Молли сама долгая время была на месте зрителя, когда игроки за её столом между делом рассказывали о своей жизни и делились секретами.

«Большая игра» Аарона Соркина: гимн женской независимости или история о чести?

Осторожность и нежелание говорить всю правду даже своему адвокату объясняется не хитростью, а стремлением Блум уберечь личную жизнь непричастных к преступлениям игроков. Несмотря на финансовое давление властей и угрозу тюремного заключения, Молли отказывается разглашать какую-либо информацию, открыто заявляя, что ничего не знает о делах мафии. Признание несуществующей вины ради сохранения своего доброго имени становится финальной параллелью к пьесе «Суровое испытание» Артура Миллера, что излишне прямолинейно подчёркивает сам режиссёр.

«Большая игра» Аарона Соркина: гимн женской независимости или история о чести?

Однако судьба Молли Блум интересна Соркину не только как пример благородства перед лицом несправедливости, но и как история женской силы и независимости. Сценарий раз за разом сталкивает героиню с властными мужчинами, которые не могут смириться с её успехом и пытаются разрушить её карьеру и лишить влияния. Благодаря строгому воспитанию и бойцовскому характеру Блум всякий раз начинает с нуля и всякий раз берёт новую высоту, пока сама не начинает ошибаться. Это противостояние Молли и мужского мира находит отражение и в скорострельных диалогах с адвокатом Джеффи. Здесь фирменные многословные конструкции Соркина-сценариста работают на полную: говорящие засыпают друг друга витиеватыми рассуждениями и неудобными вопросами, накручивая темп так, что происходящее напоминает пинг-понг. Диалог Соркин всегда понимал как интеллектуальную игру, вызов сообразительности, эрудиции и остроумию. В этой игре его Молли тоже добивается успеха.

«Большая игра» Аарона Соркина: гимн женской независимости или история о чести?

Особую роль в борьбе за признание играет пресса и вообще публичная сфера, которую уже давно изучает Соркин. Образ Молли, созданный таблоидами и издательством – одновременно и доказательство успеха, и главный враг Блум. СМИ называют её «принцессой покера», но на самом деле она – падчерица в мире успешных мужчин, которой пришлось через многое пройти, чтобы добиться признания. Линию защиты своей клиентки Джеффи выстраивает на разрушении её глянцевого хищного образа, не раз упоминая о различиях между реальной Молли и её имиджем. Здесь Соркин привычно клеймит таблоиды и некомпетентную прессу за искажение фактов и личностей. Но публичная сфера – это ещё и источник силы, что прекрасно осознаёт и государственное обвинение, стараясь привлечь Блум к делу о мафии ради большего резонанса, и сама героиня, до последнего отстаивающая своё имя. Показателен эпизод, где Молли протестует против попыток адвоката преуменьшить её роль в организации игр ради смягчения наказания. Для неё это – очередное предательство, ещё один отказ мужского мира признать её достижения. Очевидно, что автобиография для неё – не просто попытка расплатиться с долгами: это возможность вернуть себе часть заслуженного успеха, на этот раз отнятого государством.

«Большая игра» Аарона Соркина: гимн женской независимости или история о чести?

Подходит ли история Блум для того, чтобы стать знаменем борьбы за права женщин? Скорее нет, да и Соркин вряд ли этого хотел. Для манифеста здесь слишком лёгкий тон, мало трагизма и неожиданно идиллический финал. Режиссёр отказывается от назидательности и с головой погружается в мир азартных игр богатых людей. Ему интереснее следить за тем, как честолюбивая девушка добивается успеха, мастерски балансируя между строгими нравственными принципами и спортивным интересом. Молли, блестяще сыгранная Честейн, – амбициозная, увлечённая, допускающая ошибки; она совсем не похожа на памятник женской борьбе. Само занятие героини – лучше всех нарушать закон, не нарушая закон, - сложно воспринимать как образец для подражания.

«Большая игра» Аарона Соркина: гимн женской независимости или история о чести?

Здесь нужно сказать пару слов о самоопределении и выбранном пути. Сюжетная линия с требовательным авторитарным отцом (Кевин Костнер) объясняет упорство и мотивацию героини. С самого детства Молли доказывала мужчинам, что они её недооценивают. Это движение «вопреки» достигает кульминации во время проведения игр: чем больше конкуренты мешают Молли, тем глобальнее становятся её планы. Главной мотивацией Блум всё это время остаётся сила противодействия, ответная реакция на сомнения окружающих, за которой проступает недостаток собственных идей и планов. Отсюда - разочарование и усталость Молли во время расцвета игр, наркотики и последующие ошибки. Конец азартного бизнеса для Блум – не катастрофа, а освобождение от бесконечной войны с мужчинами и чувства собственной неполноценности. Неожиданная встреча с отцом накануне вынесения приговора - самая неуклюжая сцена фильма - объясняет комплексы Молли и даёт ей силы идти дальше. Идеально удовлетворять потребности мужчин и поддерживать в них ощущение исключительности – вот вся суть бизнеса, которым Блум занималась столько лет. Своим упорством и целеустремлённостью она давно заслужила право выйти из тени мужского эго.

«Большая игра» Аарона Соркина: гимн женской независимости или история о чести?

Фильм Соркина получился увлекательным, бойким, но каким-то необязательным. Здесь много интересных деталей из мира покера, но не хватает той страсти и глубины погружения, что были в «Newsroom» или в схожем по задумке «The Big Short». Отсутствие романтической линии позволяет сосредоточиться на самореализации героини, но вместе с тем упрощает сценарий и лишает картину психологической достоверности. И без того невероятно удачный исход дела Молли показан так торжественно и благодушно, что впору вспомнить шекспировские комедии. Наконец, сама Блум, яркая, уверенная, но лишённая настоящей цели, вызывает скорее уважение, чем восхищение. В своей семье Молли была крепким середнячком, которая хорошо делала своё дело, но не хватала звёзд с неба. Таким же получился режиссёрский дебют Соркина.

1313
10 комментариев
Комментарий удалён модератором

Фильм добротный, но проблема в том, что Соркин так и не решил, что это: героическая история женщины, которая становится нравственным ориентиром для других, или приключенческий фильм об азартных играх. Получилось что-то среднее

3
Ответить

Лучшей актрисы на данную роль не придумать. Деталей покерных маловато, но еще в 2014 году Соркин предупреждал, что фильм совсем не об этом. Вообще Молли повезло, вместо 5 лет, год условного срока, штраф $1,000 и 200 часов общественных работ.

1
Ответить

Блум приходится сделать непростой выбор между собственным благополучием и верностью нравственным принципам. верностью нравственным принципам.Я не понял. Она устраивала незаконные покерные турниры же? Незаконные. Это что как дорогу в неположенном месте перейти?

Ответить

Так, в чём противоречие? Нравственные принципы - это про риск подвергнуть огласке личную жизнь обычных игроков, что могло случиться в случае разглашения информации в процессе следствия (что уже происходило). Да, эти люди не бабушек через дорогу переводили, но если они и заслужили наказание, то оно должно осуществляться по закону, согласно их проступкам, а их личная жизнь тут не при чём. Молли это понимала и потому отказалась разглашать информацию

Ответить

покер одно, а конфиденциальная инфа-другое.

Ответить

Вот смотришь фильмы Соркина и Рефна, думаешь, что они умные люди. А нет, такие же идиоты, как и все в Голливуде.

Ответить