Русский цифровой трэш-ревайвал 2005

Русский цифровой трэш-ревайвал 2005

Или как мы забываем нулевые

На новогоднем семейном застолье самый младший человек нашего семейства носился вокруг стола с мечом, очень напоминающим пиксельные орудия из майнкрафта (пусть и сделанным из обычной отечественной березы). Другой мой брат заметил, мол вот он, носится — киллер-злодей, убийца людей.

Фраза эта стала триггером для снежного кома воспоминаний и открытий, и сначала я силился вспомнить ее источник самостоятельно. После загуглил, и волна воспоминаний отрочества залила мои несчастные глаза. Оказывается, в оригинале это был киборг-злодей, убийца людей. И это была не просто фраза — а цитата из потрясающего до глубины фибр металлического опуса:

Он киборг, он злодей, он убивает людей

Вспомнил я, что и в свое время видел я этот клип вне контекста, в каком-то шоу вроде +100500 или This is Хорошо. А оказалось, что он являлся частью кибер-постапокалиптического-трэш-хоррор-постмодерн-мюзикла "Киберхолокост 2200". Было принято решение полностью ознакомиться с шедевром, благо, есть он и на ютубе, и даже с английскими субтитрами (чтобы знакомить наших иностранных партнеров с истинной контркультурой).

Приставка ex- в названии конторы в титрах не случайна

В записи саундтрека к "Киберхолокосту 2200" принимала участие питерская группа Pigonomon, именно ей стоит сказать спасибо за уморительный гимн Антарктиды и залегшую навсегда в пучины памяти мелодию припева киборга-злодея. У группы было и собственное творчество, в основном безвозвратно утерянное, но есть чудесный клип на песню «Патологический Патологоанатом».

Для пародийного трэш-панка подозрительно чистый вокал и мелодичный инструментал

Все это достойно отдельного обсуждения, но перенесемся на 2 года назад, в подмосковный микрорайон Коренёво, где обосновалась игровая студия Korban Laser Games. В это время выходит "Метрон" — Magnum Opus российского FMV-игроискусства.

Как и большинство завсегдатаев DTF, я познакомился с Метроном благодаря Мэддисону

Путем несложных сравнений можно выделить несколько общих черт:

  • Цифровая мыльница используется в качестве камеры;
  • Сознательный трэш, как стилевое решение;
  • Низкобюджетность;
  • Ирония и стеб, в том числе, и над собственным произведением;
  • Большое количество отсылок к поп-культуре и мемам того времени;
  • Индустриальные полузаброшенные пейзажи в качестве локации;

Как видите, в России нулевых происходила домашняя постмодерновая революция. Но что же служило ее триггером?

Как мыльница победила андеграунд

Нулевые года — расцвет домашней видеосъемки. Телефоны еще не способны на качественную запись, а видеокассеты уже стремительно сбегают с рынка. Цифровые мыльницы — массовое бюджетное решение, наводнившее рынок. Sony Cybershot'ы, Canon’ы, Fujiflim'ы и пр. стоят достаточно дешево и продаются в любой Евросети по соседству.

Типичный пример фотокамеры 2007 года - Canon PowerShot A460
Типичный пример фотокамеры 2007 года - Canon PowerShot A460

Атрибут тогдашнего семейного застолья в РФ — дядя с мыльницей в руках, болтающийся шнурок которой заботливо надет на его запястье. Все улыбаются и ловят птичку. На какой-нибудь из похожих фотоаппаратов будет снят свидетель из Фрязино.

Не нуждается в описании
Не нуждается в описании

Все эти камеры имели одну особенность — они могли снимать не только фото, но и видео. Видеокамерами они не были — эта функция была скорее бонусной и номинальной. Однако настоящие видеокамеры были намного дороже, и потому для домашнего творчества фотоаппараты были отличным выходом. Однако, как сказали бы шахматисты, происходила неизбежная жертва качества.

С приходом «цифровиков», как их тогда называли, снимать могли все. В том числе и те, у кого раньше не было ни средств, ни умения. Поэтому 2005 год считается пиком домашнего кинопроизводства в РФ. Создатель Киберхолокоста 2200 пишет:

Примерно в 2005 в СНГ вдруг начался бум «любительских» короткометражек (хоррор, мокьюментари и т. д.), поэтому захотелось попробовать что-нибудь снять и самим. Кривизна первого фильма объясняется полным незнанием предмета (особенно это относится к операторской работе и монтажу). Мы просто купили дешёвую древнюю камеру и с наброском сценария отправились в лес, едва понимая, что мы вообще делаем. Второй и третий фильмы в этом смысле сделаны чуть получше.

Алексей Шведов

Однако возникает вопрос — почему же снимается именно постмодернистский трэш? В большинстве образцов тогдашнего творчества повсюду веселье, шутки, угар и чувство «понарошечности», в сочетании с нелепым и смешным кровавым задором (например, см. студию Genocide Film и их творение "Гитлер съел моих соседей").

Почему не эстетская черно-белая романтика некрореалистов 80-х? Почему не серьезная социальная грязь в стиле Басковой 90-х? Наследуют ли они друг другу или противоречат?

В отличие от параллельного кино 80-х, являвшегося сугубо элитарным зрелищем, производимым только для своих, трэшовое кино 90-х стало куда более массовым (в том числе, благодаря vhs-камерам и проигрывателям). Но vhs требовал большого искусства монтажа и операторской работы, все-таки будучи пленочным форматом. С приходом цифрового формата монтаж облегчился в разы, и порог вхождения окончательно рухнул.

А дальше мы вступаем на территорию домыслов и интерпретаций. Моя позиция склоняется к тому, что "постмодернизация" контента произошла из-за роста насмотренности среднестатистического человека 00-х годов образцами массовой культуры. У каждого есть телевизор, dvd-плеер или хотя бы vhs-ник, кинотеатры крутят в основном зарубежное кино, интернет набирает силу. Снимать может кто угодно — и он будет осознанно или неосознанно подражать тому, что он видел на экране раньше.

И почему же не случайна приставка ex-8mm в названии студии (ex-8mm), выпустившей Киберхолокост 2200? Все дело в том, что предыдущие фильмы они снимали на пленку. А этот был снят на цифровую камеру:

первые два фильма были сняты на камеру Blaupunkt с кассетами 8mm (кажется, модель CCR 820), третий — на DV, в связи с чем в начальных титрах к названию студии была добавлена приставка "ex-". Имелся и штатив.:)

Алексей Шведов

И какой же из их фильмов завирусился и стал зеркалом эпохи? Вопрос ответа не требует.

А все ли так просто?

Очень легко сказать, что любительский постмодерновый экстаз 00-х ничего общего не имеет с элитарными тайными темными эстетами 80-х. Но как вам такая цепочка фактов:

  1. Большая часть параллельного кино 80-х принадлежит к направлению некрореализма.

  2. Одна из культовых стёб-панк-рок групп 90-х прямо в названии отсылается к этому движению: Возвращение Наследников Зловещающих Некрореалистов.

  3. У членов этой группы было большое количество сайд-проектов, в том числе и самый известный — Сибирский Мастурбатор.
  4. В 2008 году вышел официальный трибьют на треки этого коллектива (где засветилась и довольно известная группа Х.. забей). Однако помимо нее на альбоме целых 4 песни исполняет группа Pigonomon.
  5. Pigonomon — авторы саундтрека к Киберхолокосту 2200. Круг замкнулся.

Еще один контраргумент к моей теории: похожие эксперименты происходили не только в домашней культуре, но и в более профессиональной. В кинотеатрах в том же 2005 выходит фильм "Пыль" от творческого объединения СВОИ2000. Да, бюджет выше, да, актеры именитые, но подозрительно много общего с предыдущими показанными образцами.

Псой Короленко — наше всё

В итоге у меня нет четкого ответа, почему мы стали свидетелями этого странного бума. Этот текст — не истина, а попытка разобраться в ярком явлении, пока не получившим дискуссии. Этой статьей я хочу просто напомнить, что нулевые — это не только 2007, эмо, гламур и хип-хоп. Давайте хранить и изучать историю и культуру, пока ее участники еще живы.

В комментах буду рад увидеть примеры похожего творчества, возможно, это даст новую пищу для размышлений.

Всем спасибо за прочтение!

1616
6 комментариев

Безусловно. Эта отрасль тоже выросла в РФ в нулевые, в том числе, и благодаря мыльницам. Другое дело, что именно к дню студента профессионалы руку приложили, не любительство это.

Это же мое прохождение за Еретика в Rouge Trader

в Тотентанц бы к Мальстрему 🤣 Идеально бы вписался🤣

Прочитать было забавно, но анализ порой не очень верный. Хотя весь этот псевдопостмодернизм – от современной перенасыщенности образами, да, и от проникновения низких жанров в академическую среду.
В целом основа подобной любительской околожанровой съёмки тех лет – это интернет-тусовки двд-трейдеров и смежных с ними плоскостей. Копать, допустим, надо из старого ЖЖ или трейдерских форумов по хоррору и двд-обмену-продаже, где были созданы разделы любительского кино в середине нулевых. Поясняю: в доторрентовскую эпоху киноманы менялись фильмами сперва на кассетах, потом на двд-рках, везде выкладывая свои каталоги для обмена или продажи, а потом рассылали это почтой друг другу. В рамках всего этого низшее искусство (эксплуатационное кино, малобюджетный хоррор) тесно пересекалось с высоколобым артхаусом, а порой даже переводилось одними и теми же энтузиастами. На таком питательном фоне немалое количество киноманов решило вдруг начать снимать фильмы "на дому". Genocide Films были как раз из этой среды (Лопухов до этого занимался прозой, но быстро заинтересовался намеренно дурашливым diy-кино, я с ним много переписывался в те дни тоже). Ещё пользовалась "популярностью" анапская Suffer Studio, наштамповавшая кучу забавных микрометражек типа "Пакетозоидов", и так далее. Это было интересное время, но мне хватило трёх фильмов, чтобы завязать.)
Про "некрореалистов" – это просто случайное совпадение слов.