Марио Бава как отец жанра джалло в итальянском кинематографе

Марио Бава как отец жанра джалло в итальянском кинематографе

В итальянском кинематографе поджанр джалло характеризует практически все фильмы, являющиеся детективами или триллерами про маньяка в маске. Однако, если копнуть глубже в историю, то всё окажется не настолько очевидно, как кажется на первый взгляд. Ведь джалло — это, в первую очередь, переложение классических детективных сюжетов на берега солнечной Италии.

Появившиеся в 20-е годы ХХ века маленькие жёлтые книжечки (от итальянского слова Giallo — жёлтый) дешёвые детективы, вяло перетекающие в эротику. Желание заработать на этой теме, ближе к 50-м годам переросло в настоящее безумие, зачастую стирая границы между джалло и fumetti neri — (от итальянского fumetti — дымок) популярными итальянские комиксы эротического содержания.

Рассказы, издаваемые издательством Mondadori publishing house, быстро завоевали рынок Италии, но в кинематограф пришли лишь в конце шестидесятых годов с лёгкой руки одного человека. В итальянском кинематографе множество величайших джалло-режиссеров, но самым важным является Марио Бава. Человек, начинавший подмастерьем на съёмочной площадке, очень скоро стал талантливым оператором и уже к тридцати годам имел за плечами огромный опыт работы.

Свои первые фильмы он снимал совместно с Рикардо Фредо: «Вампиры» (1956 год) и «Калтики, бессмертный монстр» (1959 год).

Особого успеха, как и качества эти фильмы не получили, поэтому, набравшись духа, Бава снимает свой первый режиссёрский дебют в 1960 году — «Маска сатаны».

«Маска сатаны»
«Маска сатаны»

Дебютная работа Марио Бавы представляет собой довольно-таки крепко скроенный фильм, выделяющийся мастерской работой с освещением и декорациями. Несмотря на то, что снято это было снято по рассказу Гоголя, действие происходит чуть ли не в Молдавии.

По сравнению с советским «Вием», работа итальянца заметно мрачнее и кровавее. Хотя я всё-таки не могу назвать этот фильм экранизацией Гоголя, тема с вампирами отсылает скорее к «Дракуле» Брэма Стокера, нежели славянскому фольклору. Смотрится фильм приятно, актёры радуют глаз, особенно хочется отметить великолепную Барбару Стил, ставшую настоящей королевой крика итальянского джалло. Однако назвать этот фильм джалло язык не повернется. По сути, это классическая готическая история.

В 1963 году Бава снимает фильм «Девушка, которая слишком много знала», тем самым закладывая фундамент для джалло.

«Девушка, которая слишком много знала»
«Девушка, которая слишком много знала»

Вторая работа Марио Бава стала родоначальником такого чисто итальянского жанра, как Джалло. Тут же впервые появляется и каноничный «убийца без лица в плаще». Однако этот фильм является куда более сдержанным, чем последующие работы в этом направлении. Детективная линия и потрясающая режиссура удерживают у экрана до самого конца. Ну а финальный сюжетный твист достоин самого Хичкока. Отдельно хотелось бы похвалить и актеров, в частности исполнительницу главной роли, Летицию Роман и, внезапно, Джона Сэксона, на секундочку отца героини фильма «Кошмар на улице вязов» Уэса Крейвена.

Плодотворность Бавы поражает, и в 1963 году он выпускает ещё два фильма: «Чёрная суббота, или три лица страха» и «Плеть и тело»

«Чёрная суббота, или три лица страха»
«Чёрная суббота, или три лица страха»

«Чёрная суббота, или три лица страха» — это альманах из трёх новелл. Первая новелла является практически прародителем концепции «Крика» (ну или «Чёрное рождество» 1974 года). И это в 1963 году! Девушке по телефону начинает угрожать незнакомец, ну а в конце происходит неожиданный твист, завершающий эту историю. Ничего необычного, но цепляет.

Вторая новелла гораздо более готичная и повествует о семье, которая постепенно превращается в вампиров. Самая слабая часть фильма, несмотря на то, что роль вампира исполняет сам Борис Карлофф.

Третья новелла — самая интересная. Это очень красивая история о мести призрака старой гадалки, преследующей нечестивую домработницу. Тут Бава пользуется своей визитной карточкой, работой с освещением и создаёт потрясающую атмосферу. Ну а образ гадалки будет ещё долго приходить к вам в кошмарах.

«Плеть и тело
«Плеть и тело

«Плеть и тело» это довольно банальная готичная история о привидениях, однако, с горчинкой. Дело в том, что в то время в Италии было запрещено снимать эротические сцены (хотя казалось бы), а уж тем более БДСМ, и поэтому на роль главной героини пришлось брать неизвестную палестинскую актрису Далию Лави. Вернувшийся в свою семью нелюбимый сын вновь страстно воспылает чувствами к своей бывшей возлюбленной, выражая свою любовь ударами плети. В конце концов всё сводится к убийству и появлению призраков. Снято все очень красиво, атмосферно и мрачно, как и всегда.

В 1964 году выходит новая картина Бавы и вот она уже является полноценным Джалло: «Кровь и чёрные кружева».

«Кровь и чёрные кружева»
«Кровь и чёрные кружева»

История о таинственном убийстве моделей заложила все основы для жанра: тут и убийца в плаще и перчатках, и классический детективный сюжет с неожиданными поворотами и, внимание, запредельно высокий уровень насилия. Каждое убийство тут смакуют и показывают крупным планом, что для своего времени был настоящим шок-контентом.

Особенно мне понравилось музыкальное сопровождение к этому фильму.
Очень необычно для хоррора, не так ли? Итальянский хоррор вообще был гораздо более галантным в плане звукового оформления, в отличие от зарубежных коллег.

Во многом этим фильмом вдохновлялся Дарио Ардженто, о котором я расскажу в другой раз. Бава снимал очень много фильмов, поэтому я отмечу лишь самыe интересные и близкиe к тематике Джалло.

«Операция страх»
«Операция страх»

В 1966 году выходит «Операция страх» — бюджетная помесь рассказов Эдгара Алана По и традиционного джалло.

«Пять кукол для августовской луны»
«Пять кукол для августовской луны»

1970 год «Пять кукол для августовской луны». Это, пожалуй, мой любимый фильм Бавы. Местами гомерически смешно из-за совершенно дикой музыки, напоминающей прелюдии к эротическим фильмам семидесятых годов. На деле же тут интересный детектив, заимствующий идеи из «10 негритят» Агаты Кристи. Образцово-показательный джалло.

«Кровавый залив»
«Кровавый залив»

1971 год «Кровавый залив». Мне этот фильм не понравился, однако он является прародителем поджанра «слешер», популярном в США в 70-80 годах. Бава метко подметил концепцию «тинейджеры находят свою смерть от рук маньяка». Только тут у нас джалло, и, в конце концов, всё выливается в детектив с истерически смешной концовкой для такого фильма.

А вот музыкальное обрамление заслуживает всяческих похвал.

«Лиза и дьявол»
«Лиза и дьявол»

Ну и завершает всё фильм 1973 года «Лиза и дьявол», в котором Бава начинает мастерски играть с окружением, демонстрирует феноменальную режиссерскую и операторскую работу. От некоторых сцен дух захватывает — настолько круто они сняты. Ну, а сюжетно — это опять-таки помесь мистики и детектива.

К сожалению, ближе к концу своей карьеры Бава снимал откровенно плохие фильмы. Трудно сказать, почему так получилось: возможно возраст или желание быстрее заработать, а возможно и то, и другое, но Марио Бава навсегда останется в сердцах как любителей фильмов ужасов, так и историков-киноведов.

Его вклад в развитие жанра неоценим, поэтому я крайне советую посмотреть вам эти замечательные фильмы. Они нисколько не устарели и смотрятся на одном дыхании. Однако в это же время другие режиссёры не сидели сложа руки, и итальянский кинематограф пополнили другие громкие имена в жанре джалло, о которых я постараюсь рассказать в следующий раз.

Вдохновила меня на написание этого текста книга российского киноведа Дмитрия Комма «Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов», в которой он подробно рассказывает не только о джалло, но и появлении жанра хорроров в кинематографе. Всем заинтересованным всячески советую её к прочтению.

Марио Бава как отец жанра джалло в итальянском кинематографе
22 показа
4K4K открытий
32 комментария

Что посоветуете посмотреть из лучших фильмов жанра "джалло" для того, кто не сильно увлекается хоррорами, но очень интересуется историей кино для общего просвещения?

Ответить

Дарио Ардженто
опера, суспирия, кроваво-красное
Лучио Фульчи
ящерица в женской коже
Марио Бава как по мне интересен с точки зрения киноистории)

Ответить

Статьи о различных региональных и просто обскурных жанрах кинематографа — это всегда круто. Большое спасибо. Хоть и знаком частично, но кое-что для себя, для систематизации, почерпнул.

Ответить

Спасибо большое)

Ответить

Giallo музклиповое

Ответить

а еще перутрубатор, но это от франции

Ответить