Важная и сильная работа Жоры Крыжовникова.

Важная и сильная работа Жоры Крыжовникова.

Посмотрел «Слово пацана: кровь на асфальте».

Сериал рассказывает о так называемом «Казанском феномене», явлении, набравшем обороты в 70-80-х годах в Казани, когда подростки собирались во многочисленные банды и делили территорию и зоны влияния. Главный герой сериала – Андрей, школьник, который знакомится с Маратиком, членом одной из группировок. Андрей принимает решение вступить в уличную группировку.

Основой для сериала послужила книга Роберта Гараева, по которой и был написан сценарий. Соавтором сценария был и режиссёр сериала Жора Крыжовников. Как я говорил ранее, Крыжовников для меня тёмная лошадка отечественного кино- и телепроизводства. Это человек, способный выдать как откровенную чушь, так и вполне смотрибельные и даже сильные работы.

Важная и сильная работа Жоры Крыжовникова.

Так же, интерес к просмотру подогрело и то, что поддержку проекту оказала организация «Институт развития интернета», основанная в 2014 году и призванная регулировать содержание контента в русскоязычном интернете, путём выдачи грантов и финансовой поддержке тех или иных проектов, направленных на патриотическое и нравственное развитие различных медиаотраслей. Так что, стало любопытно, что же за идея такая заложена в сериале?

Сериал представлен в восьми эпизодах, каждый из которых пропитан атмосферой того времени (1989 год) используя окружение, костюмы и музыку. В этом плане, проект получился очень аутентичный. Думаю, каждого, кто ностальгирует по ушедшим стране и времени, визуал не оставит равнодушным. Конечно, стоит отметить, что даже тут найдутся недовольные, которые отметят, что было не так, а так вообще быть не могло, но это нормальное явление для любого проекта, будь то кино или же сериал.

Важная и сильная работа Жоры Крыжовникова.

Пацанов нам показывают титульными ролями Леона Кемстача (Андрей «Пальто»), Рузиля Минекаева (Маратик), Ивана Янковского («Адидас»), Славы Копейника («Турбо»), Льва Зулькарнаева («Зима»), Никиты Кологривого («Кащей») и других. С противоположной стороны представлены родители (Юлия Александрова, Сергей Бурунов) и представители правоохранительных органов (Антон Васильев, Анастасия Красовская). Есть ещё немало персонажей, но такое перечисление каста нужно для того, чтобы понять, что в сериале очень много живых, фактурных и запоминающихся ролей, которые не забыты ни сценарием, ни режиссёром. Почти все линии отлично ведутся все восемь серий, иногда вызывая вопросы (Как мать главного героя, например), но в целом, оставляя след в эмоциональной картине восприятия проекта.

Важная и сильная работа Жоры Крыжовникова.

Естественно, как бы хорошо ни была сыграна роль, нужна сама история, чтобы по достоинству оценить всё, что нам показывают. В этом плане всё в порядке и история достаточно интересная, без видимых просадок или провисаний. Вообще, сериал очень добротно собран и смотрится почти на одном дыхании. К финалу краски сгущаются, что вполне закономерно для подобного рода повествования, и в некоторый момент включается некая «Балабановщина», что бесспорно идёт сериалу на пользу. Да, на последнем эпизоде видны грубые монтажные склейки, но причина их в том, что Крыжовников переснимал восьмой эпизод, видимо, используя часть уже отснятого материала. Признаться, было бы очень интересно посмотреть изначальный вариант и оценить, насколько пересьёмки поменяли восприятие от просмотренного.

Отдельной строкой хочу отметить находку режиссёра в виде одного трека, который идёт сквозь весь сериал, крайне успешно сгущая краски в необходимых моментах. Трек называется «Пыяла», а написан он дуэтом «Аигел». Для аутентичности, выбрана версия трека, переведённая на татарский язык, и он очень круто вплетается во всю нить повествования.

Важная и сильная работа Жоры Крыжовникова.

Что касается морального и художественного аспекта «Слово Пацана», то тут всё по лекалам и законам жизни, и жанра. Подобный выбор жизненного пути никогда не заканчивается ничем хорошим, и все линии персонажей, так или иначе, приводят их к личному краху. Трагедия сквозит с первых серий, её неотвратимость набирает обороты с каждым эпизодом. Подобного кино много, и каждый из фильмов или сериалов рассказывает о неотвратимости расплаты за каждый свой выбор и каждое своё деяние. В этом, казалось бы, и есть основная мораль этого проекта.

Важная и сильная работа Жоры Крыжовникова.

Однако же, я вижу тут иной посыл в нагрузку основному. Одной из самых слабых сторон сериала являются родители персонажей. Они инфантильны, несправедливы или же откровенно безразличны к проблемам своих детей. И тут и кроется небольшой момент, который имеет очень большое значение – воспитание и вовлечённость в жизнь своего ребенка. Да, это были непростые времена, и непростой регион, однако же, каждый выживал как мог и старался сделать лучшее для своих близких. Результатом этого вынужденного безразличия и стали тысячи подобных историй. Внимание к близким, особенно к детям, и есть основной посыл произведения.

Важная и сильная работа Жоры Крыжовникова.

Хотя, я могу видеть всё через свою призму, а потому быть не совсем правым. Творческий замысел на то и творческий, что создатель вкладывает свою идею, а зритель находит свою. Но, тем не менее, мне не совсем понятно, откуда берутся люди, которые протестовали против этого сериала, обвиняя его в романтизировании бандитизма. Если его посмотреть, то романтизацией там и не пахнет. Это совершенно чудовищная история, рассказанная через детские лица. Плохо в сериале абсолютно всем. Наигранная бравада и ощущение счастья – призрачны и иллюзорны. Практически каждого человека или его семью не обошло стороной бандитское прошлое нашей страны. Моей семьи это тоже коснулось. Так что каждый, кто обладает хорошей памятью или критическим мышлением способен понять, что «Слово пацана» кричит о том, что нужно помнить своё прошлое, учиться на этих ошибках и никогда больше их не повторять.

Единственная опасность, которая может исходить от проекта, это убеждение практически каждого человека в том, что он обязательно окажется умнее, хитрее и избежит наказания и расплаты. Но так было во все времена и один или два, или двадцать художественных работ по теме бандитизма никак не смогут подобных людей переубедить.

Важная и сильная работа Жоры Крыжовникова.

Таким образом, мы имеем очень атмосферную, жестокую и поучительную историю в великолепных декорациях конца семидесятых, начала восьмидесятых годов. История, которая при всей своей видимой тяжести ни на десятую часть не передаёт настоящей грязи, боли и страха тех времён. История, которая показывает, как рушатся судьбы совершенно разных людей. Историю, которая призывает помнить и учиться. Историю, которая проходила рядом, либо рука об руку с очень многими выходцами из СССР совершенно разных возрастов. Тут есть что посмотреть, есть о чём подумать и будет что вспомнить.

88
23 комментария

Комментарий недоступен

7
Ответить

Так же, интерес к просмотру подогрело и то, что поддержку проекту оказала организация «Институт развития интернета», основанная в 2014 году и призванная регулировать содержание контента в русскоязычном интернете, путём выдачи грантов и финансовой поддержке тех или иных проектов, направленных на патриотическое и нравственное развитие различных медиаотраслей.

нифига се че у людей подогревает интерес к просмотру...

5
Ответить

Бывает и так. Это вам не "Фонд Кино".)

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

И "Самый лучший день".)

2
Ответить

Всё по делу. Думаю, большинство обзоров на сериал были бы именно такими (грамотно разбирающими саму его суть), если бы не внезапно поднявшийся хайп.

1
Ответить

Жора перелогинься.

Ответить