"Прошлые жизни"
«Прошлые жизни». Выразить моё восхищение этим фильмом слов не хватит, но я всё же постараюсь. Об этой картине хочется писать тепло, погружая в историю читателя. Уж не знаю, насколько хорошо у меня это получится, но желание такое есть. Думаю, это по большей части по той простой причине, что этот фильм на протяжении всего просмотра вызывал тёплые эмоции, даже элементы ностальгии и покоя присутствовали, уюта некого. Режиссёр Селин Сон (американка корейского происхождения, это важно) как-то так выстроила повествование, что оно вроде идёт монотонно и несколько вяло, но ты с интересом за ним наблюдаешь. И какое-то время важны были сами истории, а не личности, что за ними. То есть сама история была важнее и целостнее, значимее, нежели сами персонажи. Всё потому, что ситуация настолько невероятная, насколько и жизненная, реальная, её практически можно было потрогать, ощутить собственной кожей. Создавалось ощущение таинства и чувствовался своего рода налёт короткого рассказа. Это как в случае с рассказом «Кошка под дождём» Хемингуэя, когда повествование короткое и беглое, способное быстро «проглотиться», но по итогу смысл прочитанного надолго остаётся с тобой. С фильмом «Прошлые жизни» ситуация примерно такая же, как мне кажется. Забегая вперёд скажу, что фильм уже попал в список моих самых любимых кинокартин. И не последнюю роль в этом сыграла операторская работа, которая зацепила с первых кадров.
Всё дело в том, что кадры в фильме выстроены очень красиво. И каждый из этих кадров на своём месте, что примечательно. В процессе просмотра не создавалось впечатления, что кадр неуместный или что нужно было снять иначе. Красивые цвета, уместные в рамках рассказанной истории, придавали особое значение некоторым сценам. Например, в момент прощания, когда герои стояли около рольставней, которые подсвечивались синим цветом, а Нора и Хе-сон были одеты в одежду подходящих цветов соответственно (девушка в чёрное, а парень – в тёмно-синее и оттенки голубого). Такой крик о расставании, который сложно игнорировать. Намёк на тяжесть этого действа, меланхоличность и нежелание расставаться. Оба действующих лица словно противятся этому. Тому свидетельствует и красная дверь, которая встретилась им на пути к месту посадки в такси, ибо это словно разрыв шаблона и та самая искренность, которую в сложившихся обстоятельствах им лучше игнорировать. Да и корейцев в целом не назовёшь сильно эмоциональными людьми (дорамы не считаются, там всё иначе), поэтому искренние чувства приходится иной раз опускать, уступая место разумности. Все эти мысли, эмоции, ощущения, чувства мне пришли благодаря увиденным кадрам, которые погрузили в ощущение разделения момента вместе с Норой и Хе-соном. На протяжении всего фильма действительно было ощущение, что я вместе с персонажами переезжаю в Торонто или гуляю по Нью-Йорку, создавался эффект присутствия. Даже в сцене, когда герои сидели около океана, а на фоне дети катались на карусели. Эта карусель и герои – это такая красивая метафора о прошлом и настоящем. Эти двое словно говорили, а на фоне крутили фильм об их детстве, показывали нам историю их взаимоотношений снова и снова. Точно также, как по кругу крутилась карусель. При этом снова цвета, которые наводят на определённые мысли: тёплые и приятные, ностальгические у прошлого и более спокойные и отчасти холодные – у настоящего. Хорошая попытка утащить с собой детство, во взрослую жизнь, но попытка обречена на провал, ведь все мы знаем, что так не получится. И таких кадров в фильме достаточно много, чтобы понять, что показанная история гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Некоторые сцены были сняты в стиле классически фильмов нулевых, по типу «Интуиции» или же «Трудностей перевода», что придавало определённый флёр и шарм «Прошлым жизням». Сделано это было красиво и органично, не создавалось ощущения навязанного кадра, не было иррациональности в этом. И также отмечу, что некоторые кадры мне даже врезались в память. Например, кадр стола, на котором стоит бокал с вином. Очень красиво снято, эстетически приятно глазу. Причём точно также, как и отражения в воде, тени, дождь, вывески разных ресторанов, улицы Шанхая… Всё в этом фильме снято идеально, на мой взгляд. Это лучшее, что я смотрела по части операторской работы и постановки кадра, за 2023 год и начало 2024. Художнику-постановщику и оператору низкий поклон и благодарность за такую прекрасно проделанную работу, кино получилось отменным с точки зрения операторской работы и постановки кадра.
Игра актёров тоже вызвала приятные эмоции, я им поверила. Особенно хочу выделить Тео Ю (Хе-сон), который передавал ощущения и эмоции очень хорошо. Мне понравилось, как он вёл себя с Норой после долгой разлуки. Моменты искреннего смущения отыграть достаточно сложно, но Тео Ю очень хорошо справился с этим. Фрагмент встречи Норы и Хе-сона – это точка невозврата, потому как это именно тот момент, когда сами герои начинают превалировать над историей. То есть с этого момента становится важно, что за личности стоят за представленной историей. Знаковый и важный момент в повествовании.
Грета Ли (Нора) играла очень выдержанно и приковывала внимание, передавала своего персонажа интересно и глубже, чем может показаться на первый взгляд. Понравилось, как она рассуждала с мужем о том, что Хе-сон корейский кореец, а она уже больше американка, нежели кореянка. Разность миров и разность судеб в этом диалоге прослеживается отчётливо. И это тот момент, который даёт понять, чем всё закончится.
Джон Магаро (Артур) тоже произвёл отличное впечатление, сыграв застенчивого и несколько неуверенного в себе писателя и мужа главной героини. Его рассуждения о нахождении на своём месте, его мысли о том, как он боится и о том, что может быть не всегда достаточно того, что есть, очень запали в душу. Искренний и честный человек, который просто любит свою жену. Но в этом и его прелесть.
Дебют Селин Сон получился крайне удачным. Не представляю, как можно сделать свою дебютную работу такой прекрасной, но у неё получилось. Однозначно советую фильм к просмотру парам. Точно будет о чём подумать. Ставлю твёрдую 10. Можно побольше такого кино? Пожалуйста.
Музыкальное сопровождение:
sparkly deathcap – september (instrumental)
P.S. Подписывайтесь также и на телеграм: